© Данная статья была опубликована в № 11/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2007
  • Как работает российский парламент
    nau1.jpg (2308 bytes)

     

    Как работает российский парламент

    Материал рекомендуется для подготовки урока по теме
    «Законодательная власть в РФ. Российский парламент». 6–7 классы.
    Номинация: "Информационные технологии на уроке истории"

    Цели урока

    1. Познакомить учащихся с работой российского парламента, с процедурой принятия российских законов.

    2. Развивать умение учащихся искать информацию в Интернете, обобщать её и использовать при подготовке к урокам.

    3. Формировать активную гражданскую позицию учащихся.

    Оборудование

    Компьютер, подключённый к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, текст Конституции РФ, презентация POWER POINT по заданной теме.

    Для подготовки к уроку учащиеся получают опережающее задание: найти информацию в Интернете об известных им депутатах Государственной думы РФ.

    План изучения темы

    1. Принципы правового государства.

    2. Российский парламент.

    3. Совет Федерации.

    4. Структура Государственной думы РФ.

    5. Процедура принятия законов в РФ. Виртуальная экскурсия «Как рождается закон» (www.duma.gov.ru)

    Вступительное слово учителя.

    СЛАЙД 1

    Тема урока: Законодательная власть в РФ. Российский парламент.


    СЛАЙД 2

    Признаки правового государства.


    СЛАЙД 3

    Признаки правого государства

    1. Главенство закона

    2. Незыблемость прав и свобод человека

    3. Разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.


    СЛАЙД 4

    «Это государство имеет давнюю историю. Вначале во главе его стоял король, имевший неограниченную власть. Череда войн, революций, реформ привела к ослаблению монархических устоев, но не уничтожила их. За королём последнее слово в решении вопросов войны и мира, он назначает премьер­министра. В то же время в стране избирается парламент, принимающий законы, утверждающий кандидатуру премьера. Действует независимый суд».


    СЛАЙД 5

    Завершите предложения:

    Система органов государства, осуществляющих правосудие, – это ___ власть.

    Система органов государственного управления – это ___ власть.

    Система органов власти, имеющих право принимать законы, – это ___власть.


    СЛАЙД 6

    «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».


    СЛАЙД 7

    Парламент в РФ

    Федеральное собрание

    Совет Федерации

    Государственная дума


    СЛАЙД 8

    Структура Государственной думы

    Депутаты Государственной думы

    совет ГД

    председатель ГД

    депутатские объединения ГД

    комитеты ГД

    комиссия ГД


    СЛАЙД 9

    Комитеты ГД

    По конституционному законодательству.

    По труду и социальной политике.

    По собственности.

    По образованию и науке. и т. д.

    Комиссии ГД

    По рассмотрению расходов федерального бюджета.

    По проблемам Северного Кавказа. и т.д.


    СЛАЙД 10

    Наименование Количество депутатов
    Фракция «Единая Россия» 310 (68,89%)
    Фракция коммунистической партии Российской Федерации 47 (10,44%)
    Фракция ЛДПР 33 (7,33%)
    Фракция «Родина» (народно­патриотический союз) 28 (6,22%)
    Фракция НародноПатриотический Союз «Родина» (Партия Национального Возрождения «Народная воля» – Социалистическая единая партия России – «Патриоты России») 17 (3,78%)
    Депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения 14 (3,11%)

    СЛАЙД 11

    Субъекты права законодательной инициативы

    Президент РФ

    Правительство РФ

    Совет Федерации и его члены

    Депутаты Государственной Думы

    Законодательные органы субъектов РФ

    Суды РФ – Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.


    СЛАЙД 12

    Процедура принятия законов в РФ

    СМИ

    Законодательная инициатива


    СЛАЙД 13

    Процедура принятия законов в РФ

    СМИ

    Законодательная инициатива

    Президент РФ

    Правительство РФ

    Совет Федерации

    Депутаты ГД

    Законодательные органы субъектов РФ

    Суды РФ – Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный

    Государственная дума

    Совет Федерации

    Президент РФ


    СЛАЙД 14

    Домашнее задание:

    Составьте список требований, которым, на ваш взгляд, должен отвечать российский парламентарий.

    Найдите в Интернете информацию о депутатах, представляющих наш избирательный округ в областной Думе.

    В декабре 2007 г. произойдёт важное для нашей страны событие — выборы в Государственную Думу. Многим из вас к этому времени уже исполнится 18 лет. А значит, вы получите право участвовать в выборах. Как вы воспользуетесь этим правом? Придёте ли на избирательные участки? Будет ли ваш выбор осознанным? Задумываетесь ли вы о том, что от вашего выбора будет зависеть судьба страны, а следовательно, и ваша судьба, и судьба ваших близких.

    Тема нашего урока. (Слайд 1)

    Сегодня на уроке мы познакомимся с работой российского парламента и с процедурой принятия законов в РФ.

    Рассмотрим признаки правового государства. (Слайд 2) Признаки правового государства. (Слайд 3)

    Что означает этот принцип? В чём его суть? (Суть в том, что все три ветви государственной власти должны быть независимыми, иметь свои полномочия и обязанности. Законодательная власть защищает закон от любых посягательств.)

    Какова цель разделения властей? (Цель разделения властей — предупредить возможную непомерную концентрацию власти в одних руках. Реальное разделение властей — весьма действенное средство контроля и сдерживания властей, которое в конечном итоге защищает граждан от произвола государства.)

    Ученики отвечают на вопрос (слайд 4) и выполняют задание (слайд 5).

    Учитель. В статье 10 Конституции РФ сказано (слайд 6):

    «Государственная власть и Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

    Законодательную власть в России осуществляет Федеральное собраниe.

    Согласно статье 94 Конституции РФ, «Федеральное собрание Парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы».

    В Совет Федерации входят по два представителя (один от законодательной власти, другой от исполнительной) от каждого субъектa. В отличие от Государственной думы Совет Федерации не избирается, а формируется.

    Кто представляет Саратовскую область в Совете Федерации? (От областной Думы —Валентин Георгиевич Завадников, от правительства Саратовской области —Сергей Алексеевич Шувалов.)

    Учитель. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатов избирают граждане России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. (Слайд 7)

    Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

    Работа Государственной думы (слайд 8) проходит в форме общих заседаний под руководством Председателя Думы, а также заседаний комиссий и комитетов. Комитетов в Думе 29: комитет по конституционному законодательству, по труду и социальной политике, по бюджету и налогам, по экономической политике, по собственности, по обороне, по образованию и науке и т.д. Комитеты ответственны за предварительное рассмотрение законопроектов в их подготовку к парламентским слушаниям. Комиссий в ГД 9: по рассмотрению расходов федерального бюджета, комиссия по проблемам Северного Кавказа и т.д. (Слайд 9)

    Большинство депутатов объединены во фракции в соответствии с принадлежностью к тем или иным политическим партиям или движениям.

    Определите, какая партийная фракция в ГД самая многочисленная. (Слайд 10) (Фракция «Единая Россия»)

    2/3 голосов избирателей на выборах 2003 г. — это не только грандиозный успех партии «Единая Россия», но и большая ответственность перед избирателями. В декабре избиратели будут подводить итоги парламентской деятельности фракции. От этой оценки и будет зависеть выбор избирателей.

    Кто из депутатов представляет в Думе интересы избирателей нашего округа?

    (В.В.Володин — на выборах в 2003 г. по нашему (Балаковскому) избирательному округу набрал 80% голосов избирателей. Володин — это работающий депутат. Ремонт терапевтического отделения больницы, ремонт школ. Благодаря ему в районе не первый год проводится конкурс на лучший ученический класс.)

    Учитель. Вам было дано опережающее домашнее задание: найти на официальном сайте Государственной думы информацию об известных вам депутатах. Представьте нам их.

    Выслушиваются ответы учеников.

    Учитель. У депутатов Государственной думы особый статус; они обладают неприкосновенностью, их нельзя подвергнуть аресту, привлечь к уголовной ответственности без специального на то согласия всех парламентариев. Избиратели не вправе отозвать депутата. Потому очень важно не ошибиться при выборе депутата, не допустить в Думу людей без чести и совести, с криминальным прошлым и корыстными интересами.

    Этот вопрос поднимала Алёна Третьякова (11-й класс) в своей работе «Сумма партий или партийная система?», которую наша школа представила в этом году на конференцию «Политика вокруг нас». Ей слово.

    «На данный момент необходимо преодолеть отчуждение граждан от власти, гражданскую пассивность. Должно прийти осознание того, что только конкуренция между партиями стимулирует власть работать эффективно, т.е. в интересах общества. Что социальным государство можно сделать, только влияя на власть.

    На современном же этапе российская многопартийность — это, в большей степени, сумма партий. И это порождает множество негативных явлений в политической жизни страны.

    Не будучи элементами системы, партии не очень хорошо представляют свои задачи и возможности, идут по пути риторики, декларативности, популизма.

    При такого рода многопартийности борьба за власть всё больше уходит от цивилизованных её форм, конкуренция программ подменяется конкуренцией различных PR-групп.

    Предвыборная кампания превращается в войну за власть. И её участники, следуя принципу на войне как на войне» не гнушаются самыми разными методами для достижения желаемых результатов.

    И после выборов межфракционных конфликты разгораются в самом законотворческом органе — Государственной думе.

    И забывают народные избранники, что борьба за власть — это не самоцель. Что смысл депутатской деятельности — защита интересов избирателей. Смысл — великая страна и достойная жизнь граждан России. Стране нужны не новые потрясения, а социально-политическая стабильность».

    Как вы считаете, можно ли критиковать представительную власть? (В принципе можно. Никто и ничто не запрещает нам этого делать. Но не надо забывать, что депутаты — это наши избранники. Критикуя их, мы критикуем себя, свой выбор. Отозвать депутата избиратели не могут, поэтому у них нет права на ошибку. Выбор депутата — дело ответственное.)

    Учитель. Парламенты всего мира объединяет то, что они занимаются выработкой и принятием законов, т.е. законодательной деятельностью. Государственная дума за 10 лет приняла почти 2 тысячи законов. По ним и живёт страна сегодня.

    Процедура принятия закона начинается с законодательной инициативы. Правом законодательной инициативы по Конституции РФ (ст. 104) обладают: Президент, Правительство РФ (чаще всего), Совет Федерации и его члены, законодательные органы субъектов РФ, суды РФ — Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный. (Слайд 11)

    Сейчас мы с вами совершим виртуальный тур «Как рождается закон» (www.gumа.gov.ru).

    Возьмите карточки у вас на столах и заполните схему «Процедура принятия закона». А теперь поменяйтесь карточками с соседями. Проверьте их друг у друга. Правильное заполнение карточки у вас на экране. (Слайды 12, 13)

    Если допущена 1 ошибка, ставится оценка 4, если всё правильно — 5, если ошибок 2 и более, то рекомендую к следующему уроку заполнить схему ещё раз.

    А теперь мы посмотрим в Интернете, какие вопросы обсуждаются сегодня.

    Кто выступает субъектом законодательной инициативы в данном случае? Насколько важен обсуждаемый вопрос для России?

    Выслушиваются ответы учеников.

    Учитель. Власть законодательного органа РФ заключается не только в принятии законов. Полномочия Государственной думы и Совета Федерации довольно широки.

    Например, очень важна функция контроля за исполнением законов со стороны высших органов и должностных лиц государства. Дума вправе потребовать отчёта Председателя Правительства об исполнении бюджета, отчёта Генерального Прокурора о деятельности по борьбе с преступностью.

    От согласия Думы зависит назначение или отстранение от должности Президентом РФ высших государственных чиновников: Председателя Правительства, Генерального Прокурора, Председателя Центробанка и т.д.

    Эти полномочия очень важны, т.к. они на деле позволяют противодействовать возможным проявлениям авторитарной политики Президента. Власть законодательного органа заключается в возможности поставить вопрос об отрешении Президента РФ от должности.

    Эффективность работы законодательной власти зависит не от количества принятых законов, а от их значения для страны на данный момент.

    В XVIII в. Дж. Локк писал: «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Как актуальны эти мысли для сегодняшней России!

    Домашнее задание. (Слайд 14)

    1. Составьте список качеств, которыми, на ваш взгляд, должен oбладать российский парламентарий.

    2. Расскажите о депутате, который представляет наш избирательный округ в Думе (областной, городской и т.д.).

    Елена БУРМИСТРОВА,
    учитель истории и обществознания
    МОУ СОШ с. Берёзовая Лука,
    Саратовская обл.

    TopList