© Данная статья была опубликована в № 11/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2007
  • Лидера шестнадцатой республики выносят из мавзолея

     

    Лидера шестнадцатой республики выносят из мавзолея

    15—30 июня

    15 ИЮНЯ

    1992 В Санкт-Петербурге скончался Лев Николаевич Гумилёв, этнограф, историк и философ, создатель оригинальной концепции этногенеза. Он родился в 1912 г. в Царском Селе в семье великих русских поэтов — расстрелянного большевиками Н.С.Гумилёва и оклеветанной ими же А.А.Ахматовой. В 1934 г. он поступил на исторический факультет Ленинградского университета, в 1935 г. его впервые арестовали. Гумилёва быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 г. его восстановили на историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого следствия он был осуждён на пять лет ссылки в Норильске. После окончания срока он не мог покинуть Север и работал в экспедиции Норильского комбината. В 1944 г. Гумилёв ушёл добровольцем на фронт. Сразу после демобилизации он экстерном окончил исторический факультет Ленинградского университета и поступил в аспирантуру Института востоковедения. Наконец, в 1948 г. ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. Меньше года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР, пока его опять не арестовали. Новый, 7-летний срок он провёл в лагерях под Карагандой и под Омском. За это время он написал две научные монографии — «Хунны» и «Древние тюрки». Докторскую диссертацию Гумилёв защитил в 1961 г., а в 1963 г. стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни. Хотя многие взгляды учёного вызывали резкую критику его коллег, среди советской интеллигенции они пользовались всё большей популярностью. Этому способствовала не только неординарность его идей, но и удивительная литературная увлекательность их изложения. Историки ценят Гумилёва прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Несколько упрощая, оригинальную культурологическую теорию Л.Н.Гумилёва, обогащённую множеством новых терминов-понятий, можно свести к следующему: история человечества есть история антропосферы, т.е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы. Главным действующим лицом «человеческой оболочки» Земли выступает «этнос» — общность людей, связанная не столько генетически, т.е. «кровью», сколько взаимным тяготением, «комплиментарностью», чувством «мы» и «они», общей культурой, обусловленной прежде всего общей историей и общим «кормящим» ландшафтом той территории, где эта общность зародилась и развивалась.

    18 ИЮНЯ

    1882 В с. Ковачевцы Перникского округа (Болгария) в семье ремесленника родился Георгий Димитров, партийный и государственный деятель Болгарии, СССР и международного коммунистического движения. С 1894 г. он работал наборщиком в типографии, затем начал заниматься профсоюзной деятельностью, в 1902 г. вступил в Болгарскую рабочую социал-демократическую партию, а в 1903 г. стал болгарским большевиком — «тесным социалистом». В 1909 г. стал членом ЦК «тесняков». В 1913 г. он был избран депутатом Национального собрания страны. В 1923 г. стал одним из руководителей сентябрьского вооружённого коммунистического путча в Болгарии, после его провала был заочно приговорён к смертной казни и бежал за границу. Димитров участвовал в работе Коминтерна, вёл коммунистическую пропаганду в разных странах Европы. В 1933 г. он находился в Берлине, где был арестован нацистскими властями по обвинению в поджоге рейхстага. В сентябре–декабре 1933 г. имя Димитрова стало всемирно известным: на Лейпцигском процессе его мужественное и активное поведение разрушило обвинения нацистов и способствовало оправданию болгарских подсудимых — самого Димитрова, Попова и Танева. Димитрову было предоставлено советское гражданство. В 1935 г. он был избран генеральным секретарём исполкома Коминтерна. На этом посту он стал главным проводником сталинской политики на международной арене, создателем коммунистических «пятых колонн» в странах Европы. В 1942 г. Димитров был поставлен во главе созданного под контролем Сталина Отечественного фронта Болгарии. После того, как Красная армия установила в Болгарии «народно-демократический режим», Димитров в ноябре 1945 г. стал председателем болгарского совета министров, а через два года генсеком ЦК БКП. Под его руководством Болгария попала под полный контроль Москвы и начала превращаться, как говорили позже, в «шестнадцатую республику СССР». После смерти Димитрова в 1949 г. его тело было помещено в специально построенный мавзолей в Софии. После падения коммунистического режима в Болгарии его прах был перезахоронен, а мавзолей демонтирован.

    21 ИЮНЯ

    1797 Родился Вильгельм Карлович Кюхельбекер, поэт, участник восстания на Сенатской площади, друг А.С.Пушкина. Его отец, Карл фон Кюхельбекер, выходец из саксонских дворян, некоторое время был приближен к Павлу I. Детство Вильгельм провёл в Эстонии, там его семья поселилась после отставки отца. В 1808 г. он был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. Уже в 1815 г. он начал публиковаться в журналах «Сын Отечества», «Амфион», принимал активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820 г. он прочитал стихи, посвящённые ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправился за границу в качестве секретаря вельможи А.Нарышкина. Вольнолюбивая направленность лекций по русской литературе, которые читал Кюхельбекер, вызывала недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию. Друзья помогли ему поступить на службу к генералу А.П.Ермолову, и он в 1821 г. отправился на Кавказ. Однако уже в мае 1822 г. он подал прошение об увольнении. Летом 1823 г. Кюхельбекер приехал в Москву, а в 1825 г. перебрался в Петербург, где вошёл в круг декабристов. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих «штатских», проявил бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вёл себя на Сенатской площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеяны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, Кюхельбекер был приговорён к смертной казни, впоследствии заменённой длительной каторгой. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством. В это время его внимание поглощено преимущественно религиозно-философскими темами: в русской литературе Кюхельбекер — один из первых религиозно-мистических христианских поэтов. Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность. В 1837 г. Вильгельм Карлович женился на Дросиде Ивановне Артеневой, дочери баргузинского почтмейстера. Их семейная жизнь не была счастливой: первенец родился мёртвым, душила нужда, изводило вымогательство тестя. В 1845 г. Кюхельбекер ослеп. Умер он в Тобольске в 1846 г. (10.06)

    1882 Преставился Макарий, митрополит Московский (в миру Михаил Петрович Булгаков), выдающийся церковный историк и богослов, проповедник, академик Петербургской академии наук. Родился он в 1816 г. в семье сельского священника Новооскольского уезда в Курской губернии, учился в Курской семинарии и Киевской духовной академии, в последний год студенчества он принял монашество и был назначен на вновь открытую в Киевской академии кафедру русской церковной и гражданской истории. В 1842 г. он был переведён в Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук. В 1842–1849 гг. он подготовил и издал книги по основному и догматическому богословию, которые до сих пор не устарели и используются студентами православных духовных семинарий и академий. За ним закрепилось неофициальное звание «первого русского богослова». Но главный труд Макария — это, конечно же, «История Русской Церкви», первые тома которой вышли в 1846–1847 гг. Этот 13-томник вполне можно поставить в ряд с «Историей Государства Российского» Н.М.Карамзина. Макарий впервые систематически, на огромном фактическом материале осветил историю православия на Русской земле, начиная с первых, ещё довладимирских упоминаний о христианстве. Кроме того, «История» Макария написана великолепным неархаизированным языком. В 1850 г. Макарий был назначен ректором Петербургской духовной академии и возведён в сан епископа, а в 1879 г. он был поставлен митрополитом Московским. Ещё одним выдающимся делом прославился митрополит Макарий. Оказывая учёным самое активное моральное, а часто и материальное содействие, он пожертвовал в Академию наук 120 тыс. руб., вырученных от продажи своих сочинений, с тем чтобы учредить премии за лучшие научные труды по гуманитарным и естественным наукам. До революции 1917 г. Макариевские премии были одними из самых престижных в России. В 1918 г., когда все банковские активы были национализированы, эти премии прекратили своё существование. В 1995 г. по инициативе Патриарха Алексия II они были возобновлены. (9.06)

    24 ИЮНЯ

    1812 Французская армия во главе с императором Наполеоном без предварительного объявления войны перешла реку Неман и вторглась в Россию. Так началась Отечественная война 1812 г. Целью своего похода против России Наполеон считал прежде всего быстрый захват Москвы и ослабление Российской империи. Однако даже численный перевес в пользу французов не помог осуществлению планов Наполеона. (12.06)

    29 ИЮНЯ

    1957 Пленум ЦК КПСС, начавшийся 22 июня, принял решение о выводе из состава Президиума ЦК «антипартийной группы» в составе В.М.Молотова, Г.М.Маленкова, Л.М.Кагановича и «примкнувшего к ним» Шепилова, которые на заседании Президиума 19 июня решили сместить с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва. Участники группы, за редкими исключениями, были старыми соратниками Сталина, и их влияние стало заметно уменьшаться после доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС.

    Даты российского календаря до 1918 г.
    даны по новому и старому стилю.

    TopList