© Данная статья была опубликована в № 10/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 10/2007
  • Крестики-нолики, цифродромы и прочее

     

    Крестики-нолики, цифродромы и прочее

    Нетрадиционные приёмы для работы учащихся с картой Народная мудрость гласит:
    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 5—9 классы

    При изучении истории непосредственное наблюдение исторических событий невозможно, этот «недостаток» компенсируется ярким рассказом учителя с использованием средств наглядности.

    Учебные карты — один из таких видов учебных пособий. К.Д.Ушинский писал: «Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается... в каких-то неопределённых пространствах» (Ушинский К.Д. Соч. — Т. 3. — С. 175).

    В изучении истории необходимо использовать различные виды учебных карт, картограмм, картодиаграмм.

    В последнее время недостатка в этом материале нет, но, к сожалению, учащиеся показывают недостаточные навыки работы с ним. Чаще всего ученики используют карту как помощь, «шпаргалку» для ответа, как неумелое дополнение к своему рассказу. Обычно у школьников отсутствует интерес, потребность работы с этим видом наглядного учебного пособия.

    Задача учителя — показать учащимся приёмы работы с картой, научить их получать из нeё необходимую информацию. Этого можно достичь, если у школьников будет поддерживаться интерес к данной работе.

    Целью данной статьи является ознакомление с некоторыми нетрадиционными формами работы с картой.

    Начиная работу с картой в 5—6-х классах, особенно важно научить детей ориентироваться в ней, уметь её читать. Игровая форма работы позволяет это сделать легко, снимает напряжение учащихся.

    «Крестики­нолики»

    На доске чертится игровое поле из девяти одинаковых квадратов. В каждый квадрат вписываются условные обозначения (задание). Играют одновременно два ученика, при этом используется принцип игры «крестики-нолики». Один ученик при правильном ответе на вопросы, зашифрованные в квадратах, ставит на них крестики, другой — нолики.

    Учитель задаёт ученику вопрос, соответствующий одному символу. Если игрок правильно отвечает, он ставит «свой» знак, если нет, то право хода переходит другому игроку. Игра завершается при заполнении игроком крестиками или ноликами прямой линии в игровом поле.

    Рассмотрим пример.

    «Мифы Древней Греции», тема 5-го класса.

    Игру «крестики-нолики» можно использовать для закрепления, повторения изученной темы.

    1. Покажите по карте путь Тесея к царю Миносу.

    2. Проходя через какие моря, аргонавты молились Посейдону.

    3. Покажите на карте полуостров, который в длину и ширину примерно одинаков. Этот полуостров похож на лист платанового дерева.

    4. Покажите на карте место, где находится лабиринт Минотавра.

    5. Покажите на карте место, где люди впервые попробовали оливки — дар богини.

    6. Покажите на карте место жительства греческих богов.

    7. Покажите на карте место, где родилось выражение «Троянский конь».

    8. Покажите родину Одиссея.

    9. Покажите на карте Греции пункты, названные собственными именами.

    Эту схему можно дополнить другими знаками, например «?» означает, что вопрос игрокам задают сами ученики.

    «Найди ошибку»

    Этот приём можно использовать не только для проверки усвоения учащимися материала, но и при изучении новой темы.

    Например, в 5-м классе изучается тема «Древний Рим».

    Учитель рисует на доске схему с ошибками. Учащиеся, опираясь на карту, должны за одну минуту найти все ошибки.

    В данной схеме допущено 8 ошибок.

    1. Неправильно указано географическое положение о. Сицилия и Аппенинского полуострова.

    2. Неправильно указаны названия морей.

    3. Указаны несуществующие города и т.д.

    «Цифродром»

    Учитель чертит поле «Цифродром» с набором цифр, сообщая тему, объединяющую эти цифры. Учащиеся должны определить, что означают эти цифры, и составить краткий рассказ с их использованием.

    Например, тема 7-го класса «Великие географические открытия».

    1492 — начало экспедиции X. Колумба;

    30° — указывает на отправную точку экспедиции Христофора Колумба;

    120 — количество участников экспедиции Колумба;

    3 — количество каравелл в экспедиции Колумба;

    225 дней — продолжительность экспедиции;

    > 6500 км — расстояние, которое преодолел Колумб (определяется по масштабу карты);

    30 — средняя скорость движения каравеллы (математические вычисления).

    «Дешифровка»

    Я уже отмечала, как важно научить ребёнка работать по карте. В 7-м классе на уроках истории я использую приём «Дешифровка».

    Учитель чертит схему, а учащиеся, опираясь только на карту, должны объяснить — дешифровать схему.

    Этот приём может быть использован при изучении новой темы.

    Например, тема 7-го класса «Реформация в Европе» (карта атласа).

    1. Территория распространения идей Реформации. Указываются основные течения реформации.

    2. Страны, находящаяся под влиянием Католической церкви.

    На уроках истории можно использовать географические карты. Они могут стать источником информации об историческом развитии, особенностях общества.

    Например, в 10-м классе, изучая особенности развития России, учащиеся, опираясь только на данные географической карты страны, свои знания о её климате, истории, полученные в 7—9-х классах, должны обосновать утверждения о том, что её климат оказал значительное влияние и на социально-экономическое, и на политическое развитие страны.

    Работу по карте можно организовать в группах.

    1-я группа даёт характеристику географическому положению России.

    2-я группа даёт характеристику климата, природных зон России.

    3-я группа устанавливает взаимосвязь географического положения и климата страны с особенностями общественного и политического устройства.

    4-я группа устанавливает связь географического положения и климата с экономическим развитием обществ.

    Ответы записываются в схему.

    Все эти приёмы, дополняя традиционные, позволят поддерживать интерес ребят, нацеливают их на самостоятельную работу с картой, развивают логику, внимание.

    Ирина БАНЩИКОВА,
    учитель истории школы № 17,
    Нижний Новгород
    Рисунки автора

    TopList