© Данная статья была опубликована в № 09/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 09/2007
  • ПАДЕНИЕ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

     

    ПАДЕНИЕ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

    Материал рекомендуется для подготовки уроков по теме
    «Международные отношения во второй половине XX  в.». 9 класс

    В курсе Новейшей истории зарубежных стран заметное место отводится изучению послевоенного развития Германии. В методическом плане существуют два варианта освоения этого материала в 9-м классе. Согласно первому, история ФРГ и ГДР рассматривается в контексте тех политических и экономических систем, к которым принадлежали эти страны. Так история ФРГ изучается совместно с историей других ведущих западноевропейских стран: Великобритании, Франции, Италии, а об истории ГДР девятиклассники узнают на уроке, посвящённом государствам Восточной Европы. Думается, более уместно посвятить истории двух Германий отдельный урок — это второй методический вариант. Подобное интегрированное занятие позволит более детально изучить не только прошлое расколотой на две части Германии, но и на конкретных примерах проштудировать особенности разделения послевоенного мира на две противоборствующие системы.

    В учебнике для 9-го класса Л.Н.Алексашкиной «Новейшая история: XX век — начало XXI века» (М.: Мнемозина, 2004) соответствующий материал изложен в параграфах 20, 21, 22.

    В качестве дополнительного источника можно использовать работы известных отечественных германистов — А.А.Ахтамзяна, Б.Е.Зарицкого, Л.Г.Истягина, Б.С.Орлова, В.А.Фалина и др.

    Примерный план урока.

    1. Вводная часть урока: послевоенное урегулирование германского вопроса.

    2. Берлинский кризис 1948 г. и раскол Германии.

    3. «Немецкое экономическое чудо». К.Аденауэр и Л.Эрхард.

    4. ФРГ в 1970—1980-е гг.

    5. Социально-экономическое и политическое развитие ГДР в 1950—1960-е гг.

    6. Э.Хонеккер. Кризис государственной системы в ГДР.

    7. Объединение Германии.

    8. Единая Германия в 1990-е гг.

    9. Закрепление изученного материала.

    1. Урок начинается с вводного слова учителя, в котором характеризуется положение Германии в 1945—1949 гг. Отмечается, что германский вопрос был одним из центральных при обсуждении главами государств антигитлеровской коалиции путей послевоенного урегулирования. Союзники вели переговоры о справедливом возмездии виновникам войны и о защите мира от новой угрозы со стороны Германии. Ещё в декабре 1941 г. на советско-английских встречах в Москве обе стороны заявили о необходимости отторжения части территории рейха, и в частности, о восстановлении суверенитета Австрии.

    На Тегеранской конференции (ноябрь 1943 г.) американская и английская делегации выступили в поддержку радикального решения германского вопроса. Предполагалось образование на территории Германии пяти автономных государств или отторжение Южной Германии для образования вместе с Австрией и Венгрией Дунайской федерации. Иной была позиция СССР — по мнению советских политиков, расчленение Германии могло привести лишь к новой вспышке немецкого национализма и милитаризма, поэтому особое внимание следовало уделить послевоенной денацификации Германии.

    Потсдамская конференция. 1945 г.
    Потсдамская конференция. 1945 г.

    В 1944 г. появился первый план оккупации Германии, которая должна была предшествовать окончательному урегулированию германского вопроса. Министр финансов США Генри Моргентау предлагал осуществить территориальный раздел Германии, сокращение её промышленного потенциала и масштабное развитие аграрного сектора.

    По итогам Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) была впервые обнародована формула послевоенного развития Германии — демилитаризация, денацификация и демократизация страны. Однако территориальный аспект германского вопроса решился лишь на Потсдамской конференции (июль—август 1945 г.): территория Германии разделялась на четыре зоны оккупации, в западной части страны располагались военные администрации США, Великобритании и Франции, а в восточной — СССР. Так постепенно растущее противостояние СССР и США определило дальнейшую историю немецкого народа. Складывались политические предпосылки к разделу Германии на две части.

    2. Рассмотрение послевоенного урегулирования германского вопроса, как правило, не вызывает у школьников особых затруднений, поскольку совсем недавно они изучали итоги Второй мировой войны. Далее переходим к характеристике экономического положения Германии.

    Поражение в войне привело Германию к экономической катастрофе. Помимо значительных людских жертв, были разрушены частично или полностью многие города, особенно в восточной части страны. В сельской местности сложилось бедственное положение, что способствовало спекуляции, нехватке продовольствия, а зачастую и голоду. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало стоимость товарных резервов, что вызвало гиперинфляцию.

    Поэтому к концу 1940-х гг. назрела необходимость в проведении экономической реформы, направленной на создание «твёрдых денег». Эта реформа началась 20 июня 1948 г., было объявлено об обмене денег: старые 10 рейхсмарок обменивались на 1 новую немецкую марку.

    Людвиг Эрхардт, отец «экономического чуда»
    Людвиг Эрхардт,
    отец «экономического чуда»

    Таким образом массы обесцененных денег были ликвидированы. Кроме того, отменялось централизованное планирование и освобождалось ценообразование. По замыслу главного разработчика реформы Людвига Эрхарда (1897—1977) изменения происходили по социально ориентированному проекту. Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обеспечения населения самыми необходимыми товарами по низким ценам. Государство активно участвовало в производстве товаров и услуг общественного значения, в том числе в развитии транспорта, энергетической системы. Успешная реализация данного проекта привела к созданию социального рыночного хозяйства, позволившего вывести Германию из послевоенной катастрофы.

    Рассматривая преобразования Л.Эрхарда, уместно кратко напомнить школьникам изученный материал об экономической политике Франклина Рузвельта, а также особенности кейнсианской модели рыночной экономики.

    Денежная реформа 1948 г. проводилась лишь в западной зоне оккупации. В советской зоне стремились избежать появления обесцененных рейхсмарок, подрыва слабого потребительского рынка.

    По существу, экономические контакты между двумя частями Германии прервались уже с 1946 г., когда были созданы границы между зонами. Берлин был также поделён на четыре зоны. Во избежание притока денег советская администрация блокировала Западный Берлин и прервала все связи с западными зонами. Во время Берлинского кризиса, в июле 1948 г., стали появляться проекты создания западногерманского государства.

    В итоге 23 мая 1949 г. было провозглашено создание Федеративной Республики Германии (ФРГ). В этот же период происходило и становление немецкого государства в советской зоне. 7 октября 1949 г. была образована Германская Демократическая Республика (ГДР).

    3. Школьники познакомились с причинами раздела Германии. Далее в целях лучшей систематизации материала можно предложить девятиклассникам составить в тетрадях сравнительную таблицу. Заполнение таблицы будет проводиться ими всю оставшуюся часть урока, параллельно с изучением нового материала (в слабых классах таблица заполняется под руководством учителя).

    Таблица 1

    Внутренняя и внешняя политика ГДР и ФРГ

    Позиция для сравнения

    ФРГ

    ГДР

    Политическая система

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    В течение 1950-х гг. в Западной Германии происходило создание властных структур. В политической системе важнейшее место стали занимать две партии: либерально-консервативный Христианско-демократический союз (ХДС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Стоит особо отметить, что в ФРГ реальным политическим лидером являлся канцлер, а не федеральный президент. Первым канцлером ФРГ осенью 1949 г. стал Конрад Аденауэр (1876—1967). Он родился в религиозной католической семье. Окончив университет, работал адвокатом. В 1917 г. стал обер-бургомистром Кёльна. Будучи противником фашистов, Аденауэр был вытеснен ими из политической жизни Германии. Он занимал пост канцлера ФРГ до 1963 г., оставив свою работу в возрасте 87 лет.

    К.Аденауэр совместно с Л.Эрхардом продолжил проведение экономических реформ, и уже к 1952 г. прекратился рост цен, снизился уровень безработицы. Создание большого числа предприятий позволило начать экспорт продукции, создать в стране значительный золотой запас и превратить германскую валюту в стабильнейшую в Европе. Всё это вошло в историю как немецкое «экономическое чудо». Безусловно, это «чудо» было обусловлено реальными факторами. Свою эффективность доказал проект Эрхарда, сочетавший либеральные рыночные механизмы с систематической государственной политикой. Эта политика в 1950-е гг. выражалась в антимонополистическом законодательстве, стимулирующем развитие конкуренции. Большую роль сыграли и постоянные иностранные инвестиции. Удачно завершилась и аграрная реформа 1948—1949 гг., по которой большая часть земельной собственности перешла от крупных собственников к средним и мелким. В дальнейшем наряду со снижением количества сельского населения наблюдалось масштабная механизация аграрного производства.

    Конрад Аденауэр провозглашает создание ФРГ
    Конрад Аденауэр
    провозглашает создание ФРГ

    Экономические реформы К.Аденауэра сочетались с не менее успешной внешней политикой. Целью канцлера являлось создание независимой и сильной Германии, интегрированной в европейское экономическое и политическое сообщество. Именно поэтому ФРГ присоединилась к складывающемуся Североатлантическому альянсу. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО. Страна выбрала рыночный путь экономического развития и в политической сфере начала ориентироваться на крупнейшие государства Запада. Вместе с тем Аденауэр добивался нормализации отношений и с СССР. В 1955 г. между Советским Союзом и ФРГ были установлены дипломатические отношения, и Аденауэр совершил официальный визит в Москву.

    4. Недостаток времени на уроке не позволяет подробно проанализировать развитие ФРГ в середине 1960-х — начале 1980-х гг. Целесообразнее кратко охарактеризовать особенности политики канцлера Вилли Брандта, а также историю ФРГ в 1980-е годы.

    Вилли Брандт
    Вилли Брандт

    Вилли Брандт (настоящее имя Герберт Фрам) (1913—1992) журналист по профессии, эмигрировал из Германии в период правления нацистов, а после войны стал бургомистром Западного Берлина. И по возрасту, и по политическим убеждениям В.Брандт отличался от своих предшественников Аденауэра и Эрхарда. Он принадлежал к социал-демократической партии, наибольшие успехи ему принесла внешняя политика. Вилли Брандт считал, что необходимо кардинально изменить характер взаимоотношений с социалистическими странами. Политика «восточных договоров» с СССР, Польшей и Чехословакией (1970—1973 гг.) привела к признанию нерушимости послевоеннных границ, отказу от территориальных притязаний.

    Преемником В.Брандта на посту канцлера в 1974—1982  гг. стал Гельмут Шмидт. При нём, а также при следующем канцлере Гельмуте Коле началась модернизация экономической системы ФРГ, вызванная новыми условиями постиндустриального общества. Например, активно внедрялись в производство электронно-вычислительные машины, современное оборудование. Международная политика ФРГ оставалась между тем неизменной и выражалась в дальнейшей общеевропейской интеграции.

    5. Переходя к характеристике ГДР, нужно учесть, что у девятиклассников ещё не сформированы знания о социализме, административно-командной экономической системе, т.к. к изучению Отечественной истории XX века они пока не приступали. Что же касается урока, посвящённого общим проблемам послевоенного развития мира, то, по моим наблюдениям, этот материал плохо усваивается школьниками, поскольку носит абстрактный характер. Поэтому для более чёткого понимания рассматриваемого вопроса имеет смысл выделить следующие признаки социализма:

    1) монополия марксистской идеологии;

    2) утверждение, как правило, однопартийной политической системы марксистского характера (существование в ГДР нескольких партий отражало лишь формальное наличие в стране многопартийности);

    3) ликвидация частной собственности, рыночных отношений;

    4) ставка на мощную индустриализацию, на тяжёлую промышленность в ущерб лёгкой промышленности, развитию потребительских услуг.

    Гельмут Шмидт

    Гельмут Шмидт

    В дальнейшем, изучая историю стран Восточной Европы (в курсе Новейшей истории) и, конечно, анализируя этапы развития Советского Союза, ученики более детально познакомятся с особенностями мировой социалистической системы. К примеру, они узнают, что социализм имел в различных государствах свои региональные особенности, в том числе в экономической сфере.

    Вскоре после образования восточногерманского государства была принята конституция ГДР, провозгласившая создание в Восточной Германии «государства диктатуры пролетариата». При этом декларировались принципы народовластия, демократической организации государства, его антифашистский характер.

    Первыми руководителями ГДР стали Вильгельм Пик и Отто Гротеволь. Однако с 1950 г. главенствующее положение в стране стал постепенно занимать Вальтер Ульбрихт. При нём началось масштабное копирование советской политической и экономической системы, в том числе принятие плановой модели экономики, активная пропагандистская борьба против «шпионов» мирового империализма, под которыми, прежде всего, подразумевались граждане ФРГ. Большое место в жизни страны заняло мощное министерство государственной безопасности — «Штази».

    Однако, несмотря на всё это, ГДР можно считать наиболее развитым социалистическим государством. Это связано с тем, что Восточная Германия находилась в состоянии соревнования с ФРГ и была вынуждена постоянно доказывать преимущества социалистического пути развития. Находившаяся на передовом участке холодной войны, ГДР получала от Советского Союза постоянную помощь (поставки техники, сырья).

    Однако восстановление разрушенного войной хозяйства с опорой на плановую экономику не могло привести к быстрым положительным результатам. Уровень жизни населения был низким, увеличивался дефицит важнейших товаров. Кроме того, многие граждане ГДР были недовольны присутствием советских войск. Социальные предпосылки привели к массовым волнениям в Берлине, Лейпциге, Галле и других городах ГДР в июне 1953-го. Эти выступления были подавлены при участии советских войск, расквартированных в Восточной Германии.

    Гельмут Коль
    Гельмут Коль

    В 1950-е гг. началось бегство граждан ГДР в Западную Германию. В 1961 г., т.е. к моменту очередного обострения советско-американских отношений, из ГДР начался массовый исход населения через открытую границу в Берлине.

    Однако коммунистические власти предприняли свои меры, и в ночь с 13 на 14 августа 1961 г. между восточным и западным секторами Берлина была возведена стена. Власти ГДР объяснили строительство стены необходимостью укрепления государственной границы и борьбой против «западного шпионажа». Так появилась Берлинская стена, явившаяся символом холодной войны, наглядным напоминанием о разделении мира на две противоборствующие системы.

    Руководство ГДР решило бороться с возникающими социально-экономическими трудностями не только насильственными методами, но и путём реформ. Идеи реформ в начале 1960-х были характерны для многих государств социалистического лагеря и связаны с хрущёвской «оттепелью» в СССР. В Восточной Германии проведённые реформы были наиболее последовательными и глубокими.

    Л.Брежнев и Э.Хонекер
    Л.Брежнев и Э.Хонекер

    В частности, с 1963 г. начались экономические преобразования, направленные на создание социалистического рынка. Например, предпринимались попытки сочетать централизованное экономическое планирование с некоторой самостоятельностью предприятий, введением хозрасчёта. Реформы проводились под жёстким идеологическим контролем и не допускали, в частности, введения частной собственности. Однако и эти половинчатые усилия позволили осуществить техническую модернизацию промышленности, повысить производительность труда на предприятиях. Именно благодаря реформам 1960-х гг. ГДР по уровню жизни стала лидером среди стран социализма.

    6. Изучая курс Отечественной истории, девятиклассники узнают, что непродолжительные и противоречивые преобразования, проводимые в СССР при Н.С.Хрущёве, сменились годами «застоя». Схожие процессы наблюдались и в ГДР. Кроме того, ситуация в странах социализма обострилась в связи с подавлением демократических выступлений, проходивших в Восточной Европе. Кульминацией этого процесса стали события в Чехословакии в 1968 г., вошедшие в историю под названием «Пражская весна». Ответом партийного руководства социалистических стран стало ужесточение политического режима, сворачивание проводимых реформ.

    В 1971 г. в ГДР на смену В.Ульбрихту пришел новый вождь Эрих Хонеккер (1912—1994). При нём были закрыты все предприятия, основанные на принципах смешанной экономики, и страна вновь вернулась к плановому хозяйству и распределительной системе. Возникшие при этом социальные проблемы сопровождались дальнейшей идеологизацией жизни, политическими преследованиями. Восстановление государственных связей с ФРГ сочеталось с курсом на «обособление».

    Согласно партийной идеологии ГДР, в Восточной Германии проживала социалистическая немецкая нация, т.е. официально разделялась не только страна, но целый этнос. Даже из названий учреждений и организаций стали исчезать слова «германский», «Германия». Всячески подчёркивался союз ГДР с СССР и другими странами социализма и замалчивалась идея единства немецкого народа.

    Вальтер Ульбрихт
    Вальтер Ульбрихт

    В ГДР, как и во всех социалистических странах, партийный руководитель становился диктатором, полностью контролировавшим всю внутреннюю политику, а внешнеполитические инициативы должны были согласовываться с Советским Союзом.

    Восточные немцы уже были знакомы с подобной политикой своих партийных вождей в 1950-е гг., но тогда бегство в Западную Германию было ещё возможно. При Э.Хонеккере нелегальный переход через границу, в том числе через Берлинскую стену, заканчивался расстрелом.

    К концу 1980-х гг. ГДР находилась в состоянии глубокого экономического кризиса. Государственный долг страны превышал 20 млрд долларов. Несмотря на смертельный риск, увеличивалось число людей, бежавших в ФРГ. Ситуация обострилась осенью 1989 г., когда повсеместно стали создаваться нелегальные демократические общественные организации, а 7 октября, в день 40-летия ГДР, была разогнана оппозиционная демонстрация.

    Вильгельм Пик и Отто Гротеволь провозглашают объединение
    Вильгельм Пик и Отто Гротеволь
    провозглашают объединение

    Выступления противников социализма не случайно совпали с аналогичными массовыми акциями протеста в других странах Восточной Европы — «бархатными революциями». Перестройка советской внешней и внутренней политики масштабно повлияла на ситуацию в странах социализма.

    7. Революционные события в ГДР завершились 18 октября 1989 г., когда престарелый Э.Хонеккер вынужден был уйти в отставку. Уже 9 ноября пала Берлинская стена. В Восточной Германии началось массовое исчезновение государственных и партийных структур. Долгожданная идея единства страны стала реальностью. В августе 1990 г. был подписан договор о вхождении земель ГДР в ФРГ, а день 3 октября 1990 г. стал праздником объединения Германии.

    8. Канцлера ФРГ Гельмута Коля в исторической литературе часто сравнивают с железным Отто фон Бисмарком, объединившим страну в XIX в. Но несмотря на очевидную победу, перед Колем в 1990-е гг. стояли сложнейшие проблемы, главной из которых была интеграция Восточной Германии в политическую и экономическую систему единого немецкого государства. Промышленность бывшей ГДР, созданная с учётом плановой экономики, не отвечала современным западным стандартам и не выпускала конкурентоспособную продукцию. Приватизация, перепрофилирование, закрытие большинства таких предприятий вызвали небывалую безработицу. Даже рыночная экономика уже не могла обеспечить колоссальных денежных вливаний в хозяйство восточных земель. Барьером к интеграции стал и психологический фактор, выразившийся в социальной усталости восточных немцев, привыкших к распределительной системе.

    Возведение Берлинской стены. 1961 г.
    Возведение Берлинской стены. 1961 г.

    Ещё до объединения Германии Гельмут Коль проявил себя как сторонник неоконсерватизма. Если девятиклассники уже изучили послевоенную историю западных стран, прежде всего США и Великобритании, то они помнят особенности экономической политики знаменитых неоконсервативных деятелей: Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана. Возрождая традиционные устои общества, выступая за нравственное оздоровление людей, политики-неоконсерваторы протестовали против расширения системы социального обеспечения, высоких налогов как источника социальных выплат, плановых элементов в экономике. Подобной точки зрения всегда придерживался и Г.Коль. Однако проведение неоконсервативной политики в условиях единой Германии, конечно, нельзя сравнивать с ситуацией в ФРГ 1980-х. В итоге в Германии, несмотря на сокращение социальных выплат и снижение налогов, продолжала расти безработица.

    Кроме того, как и во всех промышленно развитых странах Запада, здесь начало увеличиваться количество иммигрантов, прежде всего выходцев из Турции. Эта проблема требовала определённой социальной политики. В итоге на выборах 1998 г. победу одержали другие политические силы во главе с социал-демократом Герхардом Шрёдером, сменившем на посту канцлера Г.Коля.

    Времени на анализ деятельности правительства Шрёдера, а также на рассмотрение современного развития Германии на уроке, как правило, не остаётся. Поэтому целесообразнее этот материал задать на дом как самостоятельную работу. Можно воспользоваться рекомендациями известного методиста Л.Н.Боголюбова, который советовал при изучении Новейшей истории привлекать материалы средств массовой информации. Поэтому учащиеся могут использовать сведения из телевизионных и радиопередач, газетных статей, посвящённых современной Германии, российско-германским отношениям и составить краткие сообщения.

    9. В завершающей стадии урока проводим закрепление изученного. Учитель совместно с учениками проверяет записи в таблице 1. В качестве дополнения можно организовать обсуждение по вопросам. Если урок проходил в слабом классе, задаются репродуктивные вопросы.

    1. Назовите причины раскола Германии после Второй мировой войны.

    2. Что такое «социальная рыночная экономика»?

    3. В чём значение «восточных договоров» В.Брандта?

    4. Почему экономика ГДР отставала по сравнению с ФРГ?

    5. Назовите причины объединения Германии.

    В сильных классах можно использовать более сложные задания, разработанные методистом Д.И.Полтораком.

    1. Какие события предшествовали расколу Германии и образованию ФРГ и ГДР?

    2. Чем объяснить рост экономики ФРГ в послевоенные годы? Перечислите обстоятельства, способствовавшие «экономическому чуду» в Западной Германии.

    3. Каковы основные этапы развития ГДР? Охарактеризуйте их с социально-экономических позиций.

    Урок завершается выставлением оценок и разъяснением домашнего задания.

    Марат САФАРОВ

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алексашкина Л.Н. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории. М., 1988.

    2. Ахтамзян А.А. Германия и Россия в конце XX столетия. М., 2000.

    3. Боголюбов Л.Н. Изучение текущих событий в курсе новейшей истории. М., 1977.

    4. Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: секреты «экономического чуда». М., 1997.

    5. Истягин Л.Г. Политический портрет Г.Коля. М., 1995.

    6. Орлов Б.С. Политический портрет Герхарда Шрёдера. М., 1999.

    7. Полторак Д.И. Дидактические карточки-задания по Новейшей истории. М., 2001.

    8. Фалин В.А. Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания. М., 1999.

    TopList