© Данная статья была опубликована в № 09/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 09/2007
  • Аксиологические и вариативные…

     

    Аксиологические и вариативные…

    О.Ю.Стрелова
    Уроки Новейшей истории.
    9, 11 классы.
    М.: Экзамен, 2006.

    Не секрет, что спустя десятилетие после перехода с линейной структуры исторического образования на концентрическую актуальной проблемой остаётся дифференциация обучения в основной и старшей школах. Как сделать так, чтобы при изучении Новейшей истории «не ступить дважды в одну и ту же реку», т.е. не повториться и рационально использовать принцип концентризма общего образования?

    В книге «Уроки Новейшей истории в 9 и 11 классах», вышедшей в издательстве «Экзамен», я предлагаю коллегам своё решение этого вопроса, опираясь на государственные образовательные стандарты для основной и старшей школы, вариативные образовательные программы и учебники истории.

    Одно из принципиальных различий курсов Новейшей истории зарубежных стран для основной и старшей школы состоит в следующем: в основной школе изучение Новейшей истории строится на линейно-хронологической основе, в старшей — организуется по проблемно-тематическому принципу (подробнее о других особенностях рассказано в пособии).

    Эти различия диктуют и разные формы учебных занятий, способы познавательной деятельности, учебно-методические комплексы и т.д. В 9-м классе это, главным образом, уроки классических типов (изучение нового материала, комбинированные и повторительно-обобщающие), в 11-м — лабораторные и семинарские занятия, проблемные лекции, дискуссии. Основные разделы пособия демонстрируют эти особенности, не претендуя на исчерпанность вариантов решения ключевой проблемы.

    В представленной книге, как обычно в наших пособиях, учитель найдёт примерное тематическое планирование исторических курсов для 9-х и 11-х классов, основной структурной единицей которого выступает тематический блок — комплекс учебных занятий, объединённых общей темой и целевой установкой. Он позволяет решать целый ряд методологических, психолого-педагогических и методических проблем, связанных с планированием образовательного процесса и его реализацией (подробнее об этом также говорится в пособии).

    В тематическом планировании для 9-го класса принципиально новыми являются два положения.

    Первое — это ключевые аксиологические (ценностные) идеи, которые, по сути, представляют собой ценностно-содержательные выводы относительно ведущих социально-экономических, политических и культурных явлений и процессов ХХ столетия.

    Эта рубрика крайне необходима в условиях становления ценностно и личностно ориентированного образования, поскольку она помогает учителю чётко сформулировать (и скорректировать) основную идею тематического блока, т.е. комплекса учебных занятий и соответствующих им параграфов школьного учебника. В подготовке конкретных уроков эта же рубрика оказывает учителям помощь в определении целевой установки урока, и особенно её воспитательной компоненты.

    Второе отличие предлагаемого здесь тематического планирования заключается в попытке сопоставить материалы вариативных учебников по курсу Новейшей истории зарубежных стран.

    При подготовке тематического планирования я ограничилась тремя изданиями, подготовленными в издательствах «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

    На мой взгляд, ссылки даже на эти три учебника весьма убедительны в доказательстве существования авторских представлений о содержании школьного учебника истории и авторских акцентов в историко-культурном наследии ХХ в.

    Методические рекомендации для уроков истории в 9-м классе тоже отличают несколько новшеств:

    • «рабочие» названия, которые помогают организовать содержание и процедуру учебных занятий;

    • эпиграфы как компонент проблемного обучения истории;

    • развёрнутая целевая установка урока, ядром которой является аксиологическая идея темы;

    • системы вопросов и заданий к разнообразным источникам исторической информации (тексты документов, репродукции картин, плакатов, карикатур, статистические таблицы и др.), звёздочкой отмечены вопросы и задания более сложного уровня.

    Останавливаясь на части комментариев к отдельным заданиям, мне хотелось привлечь внимание учителей к тому, какими видят авторы современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования в условиях поликультурного и изменяющегося мира.

    К основным принципам изучения прошлого, в частности, относится многоперспективный подход, позволяющий увидеть историю в многообразии аспектов, проблем, субъективных опытов и оценок. Аксиологический же принцип отбора исторических фактов в содержании учебного занятия актуализирует важные в духовно-нравственном взрослении школьников вопросы бытия и значения истории в жизни человека и общества.

    В тематическом планировании для 11-го класса использован тот же принцип деления учебного материала на тематические блоки. Ориентируясь на жёсткий лимит учебного времени, мне пришлось предельно сжать содержание занятий и ключевых вопросов. Главными критериями отбора и конструирования учебного материала были нравственные аспекты исторического наследия прошлого века и значимость его уроков для жизни в ХХI-м.

    Методические рекомендации для уроков истории в 11-м классе представлены планами занятий с указанием ведущих способов (приёмов и средств) изучения конкретных вопросов, а также широким ассортиментом познавательных и проверочных заданий. В этом разделе пособия акцент сознательно сделан не на информационной, а на организационно-деятельностной стороне подготовки и проведения уроков истории в старших классах, что соответствует указанным выше целям современного исторического образования школьников.

    Вопросы и задания относятся к разным типам (первичные, вторичные) и видам (текстовые — визуальные, словесно-печатные, статистические и т.д.) источников и предполагают работу старшеклассников с ними в разных формах (фронтальная, индивидуальная и групповая) и на разных уровнях (анализ — интерпретация).

    В своих рекомендациях я не стала конкретизировать варианты использования этих материалов на проблемных лекциях, семинарских и лабораторных занятиях, дискуссиях и т.д., полагая, что коллеги сами успешно справятся с этой задачей.

    Здесь, в отличие от рекомендаций для 9-го класса, нет домашних заданий, но их возможные варианты в скрытой форме присутствуют в поурочных разработках и часто предполагают творческую активность школьников в поиске и обработке исторической информации.

    Надеюсь, что предложенные в пособии, выпущенном издательством «Экзамен», идеи и подходы привлекут к себе внимание учителей и методистов, а также будут способствовать совершенствованию этого жанра педагогической литературы.

    Ольга СТРЕЛОВА,
    доктор педагогических наук,
    г. Хабаровск

    TopList