© Данная статья была опубликована в № 08/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 08/2007
  • Великая Отечественная война: год за годом

     

    Великая Отечественная война: год за годом

    Методическая разработка историко-познавательной игры. 9 класс

    Историко-познавательная игра «Великая Отечественная война: год за годом» может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории в 9-х классах. Она может проходить и как самостоятельное мероприятие во время проведения Недели обществоведческих дисциплин в школе.

    Игра проводится как интеллектуальное соревнование. Её можно организовать как во внеучебное время, так и в классе как урок нетрадиционного типа. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют раздел, посвящённый истории Великой Отечественной войны, и формируют команды для проведения конкурса.

    Выбираются капитаны команд. В конкурсе участвуют две команды по пять человек. Зрителями и вместе с тем участниками игры могут быть одноклассники соревнующихся команд.

    Игру проводит учитель истории, он является ведущим. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников. Конкурсное время — один урок. Мероприятие проводится в большом кабинете или в актовом зале.

    Цели

    В игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной войны; дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении литературы, посвящённой данной теме; воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

    Оборудование

    • Выставка книг и плакатов, посвящённых Великой Отечественной войне.

    • Историческая карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.».

    • Портреты героев, полководцев с временно закрытыми фамилиями.

    • Хронометр.

    • Желательно использовать видео- или аудиоаппаратуру с записями, посвящёнными Великой Отечественной войне.

    • Игровая карта для жюри и задания для участников.

    Игра состоит из пяти этапов, содержательно соответствующих годам и событиям Великой Отечественной войны.

    I этап II этап III этап IV этап V этап
            1945 г.
    Победа
          1944 г.
    Освобождение
     
        1943 г.
    Коренной перелом
       
      1942 г.
    Горечь новых поражений
         
    1941 г.
    Трагическое начало
           

    Каждому этапу игры соответствует своя группа заданий, которые выполняют участники команд и болельщики («группа поддержки»).

    ПЛАН ИГРЫ

    1. Вступительная часть. Ведущий (учитель) разъясняет цели, последовательность и формы проведения конкурсов, представляет команды, жюри.

    2. Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.

    3. Заключительная часть.Подведение итогов, награждение команд — победительниц или выставление оценок.

    ИГРОВАЯ КАРТА

    Этап.
    Время
    Содержание Критерии оценки Баллы
    I.
    По 30 с на один вопрос
    Разминка.
    Ведущий задаёт вопросы,
    участники команд отвечают.
    2 балла за правильный ответ. Если команда даёт неверный ответ, то отвечают болельщики. За правильный ответ команде начисляется 1 балл. Если команда и «группа под­держки» отвечают неправильно, то задание выполняет другая команда.  
    II.
    3 мин
    Тест.
    Команды
    получают карты
    с 5 одинаковыми
    вопросами.
    1 балл за каждый правильный ответ.  
    III.
    3 мин
    Поединок капитанов.
    Одинаковые задания.
    Победитель приносит 3 балла в «копилку» команды.  
    IV.
    30 с на обдумывание
    Брейнринг (необходимо раньше соперников дать ответ на вопрос). Капитан извещает ведущего о готовности поднятием руки. Если команды не дают знака готовности в отведённый период времени, ведущий «снимает» вопрос с конкурса. 2 балла за правильный ответ. Если опередившая команда даёт неверный ответ, то другая может предложить свой вариант. Если он правильный, то ответившая команда получает 1 балл.  
    V.
    2 мин для каждой команды
    Блиц­турнир за отведённое время нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. 1 балл за каждый правильный ответ.  

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий. Наш урок посвящён одной из самых трагических, но одновременно наиболее славных страниц истории нашей страны — Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941—1945 гг. Нам предстоит поэтапно вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к великой Победе.

    I ЭТАП. 1941 г. Трагическое начало

    Ведущий. 22 июня 1941 г. нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью — так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти тяжёлые дни?

    Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего. (30 секунд для ответа на один вопрос.)

    1. Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? («Ост»)

    2. Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами известной советской песни, посвящённой Великой Отечественной войны. Какая это песня? («Священная война»)

    3. В июне 1941 г. советский летчик направил свой подбитый самолёт на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? (Николай Гастелло)

    4. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий — «Север», «Юг», а как называлась третья? («Центр»)

    5. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника — танки, самолёты)

    6. Уже в июне 1941 г. из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как это называлось? (Эвакуация)

    7. В 1941 г. в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» — спирт, сало и …» Что ещё? (Сухари)

    8. Это был первый советский город, который был окружён врагами, но гитлеровские войска не смогли захватить его. Какой это город? (Ленинград)

    9. Этот «большой ветер» по замыслу немецкого командования должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 г. Что это за «ветер»? (Операция «Тайфун» — в переводе с китайского «большой ветер»)

    10. После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва)

    II ЭТАП. 1942 г. Горечь новых поражений

    Ведущий. После разгрома врага под Москвой, казалось, самое страшное уже позади, но в 1942 г. Красная армия потерпела новые крупные поражения, а враг упорно продвигался в глубь нашей территории, занимая и разрушая города и сёла, неся с собой разорение и смерть. Что пришлось испытать и преодолеть советскому народу на этом этапе войны?

    Команды получают листы с заданиями.

    Отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания):

    I. Разрабатывая план военных действий на весну—лето 1942 г., германское командование главным направлением своего наступления считало:

    1. Центральное — на Москву.

    2. Северное — на Архангельск.

    3. Южное — на Донбасс и Кавказ.

    4. Одновременное наступление по всему фронту.

    II. Самое тяжёлое положение для Красной армии летом—осенью 1942 г. сложилось:

    1. На юге.

    2. Под Ленинградом.

    3. Под Москвой.

    4. Все приведённые варианты неверны.

    III. В трагические дни лета 1942 г. появился приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:

    1. «Только вперёд».

    2. «Ни шагу назад».

    3. «Велика Россия, а отступать некуда».

    4. «За Родину, за Сталина».

    IV. Для руководства этим был создан Центральный штаб во главе с П.К.Пономаренко, который руководил:

    1. Эвакуацией.

    2. Маскировкой важнейших военных и гражданских объектов.

    3. Обороной Сталинграда.

    4. Партизанским движением.

    V. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием:

    1. «Уран».

    2. «Цитадель».

    3. «Искра».

    4. «Восточный вал».

    (Ответы: I-3, II-1, III-2, IV-4, V-1.)

    III ЭТАП. 1943 г. Коренной перелом

    Ведущий. Выдержав два страшных года войны, СССР в 1943 г. сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграло и полководческое искусство генералов и высшего командного состава, которые разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений в 1943 г.

    Пришло время проявить себя и нашим капитанам (командирам) команд.

    Задание (3 минуты на выполнение): впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны.

    № п/п Фамилия
    советского военачальника
    Отметка о приведении
    данной фамилии соперником
    1.    
    2.    
    ...    

    Капитаны поочерёдно называют имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя приведённые другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним. Победитель получает 3 балла.

    IV этап. 1944 г. Освобождение

    Ведущий. Добившись коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, разгромив врага под Сталинградом и Курском, форсировав Днепр, в 1944  г. советские вооружённые силы начали освобождение территории СССР и стран Европы от фашистских захватчиков.

    Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего о событиях 1944 г. (30 секунд для ответа на вопрос)

    1. В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. Сколько дней она длилась? (900 дней, блокада Ленинграда)

    2. В июне 1944 г. союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». Что она означала? (Открытие второго фронта в Европе)

    3. В честь этого полководца Отечественной войны 1812 г. была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г. Кто этот полководец? (Багратион)

    4. По-испански она означает «череп», эта вещь спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (Каска)

    5. Второй фронт был открыт только в 1944 г., но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично ещё раньше, причём делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (Американские консервы)

    6. Фашистские войска в 1941—1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идёт речь? (Севастополь)

    7. К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря)

    8. В 1944 г. советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государственной границе с какой страной раньше всего вышли части Красной армии? (С Румынией)

    9. Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 г. она была освобождена советской армией. Какая это страна? (Болгария)

    10. В тёплое время года советские солдаты свёртывали её в трубку и носили через плечо, на привалах её использовали и как подушку, и как одеяло. Её называли «скаткой». Что это такое? (Шинель)

    V ЭТАП. 1945 г. Победа

    Ведущий. Наступил 1945-й — последний и решающий год Великой Отечественной войны. Подавив упорное сопротивление германской армии, советские войска победоносно её завершили. Но Победа досталась очень дорогой ценой.

    Задание: команды по очереди за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Жюри начисляет по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    1. Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.? (Битва за Берлин)

    2. Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (Генералиссимус)

    3. Героями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)

    4. В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К.Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским? (И.С.Конев)

    5. До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось ещё 11, все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена)

    6. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (Они водрузили знамя Победы над рейхстагом)

    7. «Александр Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… Чего? (В виде наград)

    8. Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.? (Советские войска)

    9. Название советского танка КВ расшифровывалось как Климентий Ворошилов. А в честь кого был назван танк ИС? (В честь Иосифа Сталина)

    10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 г.)

    11. Кто был первым награждён главным советским военным орденом «Победа»? (Г.К.Жуков)

    12. В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (В Москве)

    13. Дважды орденом «Победа» были награждены три человека — Жуков, Василевский… Кто третий? (И.В.Сталин)

    14. В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался? (Антигитлеровская (антифашистская) коалиция)

    15. В 1945 г. состоялись две конференции союзников по антигитлеровской коалиции. Вторая — в пригороде Берлина. А где проходила первая? (Крым, Ялта)

    16. Сколько дней шла Великая Отечественная война? (1418 дней)

    17. Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне? (Около 27 млн человек)

    18. Что завершилось раньше — Великая Отечественная или Вторая мировая война? (Великая Отечественная)

    19. Она началась 1 сентября, завершилась 2 сентября, а сколько лет она продолжалась? (6 лет длилась Вторая мировая война)

    20. С этой страной СССР в период Великой Отечественной войны имел договор о нейтралитете, а в 1945 г. объявил ей войну. (Япония)

    21. За годы войны их количество составило в Красной армии 12 млн, а в германской — 7 млн человек? О ком идёт речь? (Потери убитыми)

    22. Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения? (Г.К.Жуков)

    23. Кто кроме У.Черчилля и Ф.Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»? (И.В.Сталин)

    24. С кем СССР воевал дольше — с Германией или Японией в годы Второй мировой войны? (С Германией)

    25. За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них — женщины. Кто это? (Герои Советского Союза)

    26. В годы войны в Красной армии их называли «младшие командиры». А как их стали называть вскоре после войны? (Сержанты)

    27. В Берлине 30 апреля 1945 г. произошло два исторических события: водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе? (Самоубийство Гитлера)

    28. Какое название получила международная организация для поддержания мира, созданная по решению Крымской конференции? (ООН)

    29. Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней? (Чехословакию)

    30. До войны этот город назывался Кёнигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошёл СССР. Как он стал называться? (Калининград)

    Подведение итогов. Награждение по номинациям: «Лучшая команда», «Лучший игрок», «Самый активный болельщик».


    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 1.

    Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М., 2001.

    Головатенко А. Человек, общество, власть в условиях войны // История. 2005. № 3.

    Иванова Г.Г. «Огненная дуга». Материалы к уроку и внеклассному мероприятию по истории Орловско­Курской операции // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 10.

    Кислицына Л.П., Суслова Л.М. Познавательная игра для старшеклассников // Классный руководитель. 2004. № 8.

    Некрасова Н.Н. «Войны священные страницы навеки в памяти людской »// Классный руководитель. 2004. № 8.

    Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: литературно­историческая композиция //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 9.

    Петрович В. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война // История. 2005.
    № 1.

    Чернова М. Начало Великой Отечественной // История. 2004. № 37.


    МУЛЬТИМЕДИАРЕСУРСЫ

    Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX в. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М.: Клио Софт, 2002.

    От Кремля до Рейхстага. CDROM.

    Алексей МЕЛЬНИКОВ,
    учитель истории и обществознания,
     г. Нижнекамск, Татарстан

    TopList