© Данная статья была опубликована в № 08/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 08/2007
  • Звонок друга, или Мифы русской истории

     

     

    Ведущий рубрики
    Анатолий БЕРШТЕЙН

    Звонок друга, или
    Мифы русской истории?

    Поздно вечером раздался телефонный звонок от старого друга. «Ты не смотрел сейчас “Культуру”? — спросил он возбуждённо. «Нет», — ответил я. «Только что рассказывали о Ледовом побоище… Я в шоке: оказывается, там было всего три десятка рыцарей… Остальные эстонцы… В общем, обыкновенный пограничный инцидент… И не было никакого крестового похода шведов… Ты это знал?..» «Получается, — продолжал мой товарищ, не дождавшись ответа, — что всё это мифы! Мы всё время жили в них, с ними и остаёмся...»

    Действительно, тенденция к очередному витку мифологизации сознания общества заметна, что называется, невооружённым взглядом – стоит только регулярно включать телевизор. Из большинства программ, может быть, можно исключить только канал «Культура», который предназначен для определённой и немногочисленной части общества, для тех, кто достаточно хорошо образован и привык мыслить самостоятельно. Но это — во многом уходящая натура. А остальные – милости просим обратно в миф.

    Как только «сверху» был озвучен тезис о «непрерывности истории», мы начали снова, с одной стороны, «искать позитив», с другой – виновных в наших прошлых и нынешних бедах. Снова, в первую очередь, пытаться гордиться историей своей страны, а не знать её. Снова, в противоположность Чаадаеву (о котором сразу вспомнили, что он и католик, и сумасшедший), главным оказалось —любить не истину, а родину. Которую, как говорил первый русский философ, нельзя по-настоящему любить с закрытыми глазами.

    Зато в мифе жить легче, безответственнее. Хотя сомневаюсь, что людей пичкают успокаивающим их враньём именно из гуманных, психотерапевтических побуждений. Просто так ими легче управлять. И, конечно же, легче переносить собственные невзгоды, зная, что виноват не ты, а кто-то чужой — враг. И этот враг никогда не дремлет. И так было всегда...

    С этой точки зрения сегодня интересны в одинаковой мере и «документальные» фильмы последних месяцев, в которых история, особенно XX  в., представлена сплошными «тайнами», и художественные — где рассматриваются «версии». Все они тематически — про заговоры и убийства. Оказывается, Петра I убили, т.к. он прознал про связь Меньшикова с Екатериной, поэтому не смог произнести слов завещания. И Сталина убили…. И Берию…. Ну, а Есенина — и тени сомнения быть не может: «заказал» Троцкий, исполнил Блюмкин.

    Последний шедевр – кино про Пушкина. (Уже рекомендованное, кстати, для просмотра в школах.)

    По-моему, никто из критиков не рискнул встать на защиту этого конспирологического и безвкусного «проекта», в котором Пушкин, конечно же, погиб в результате заговора иностранцев-гомосексуалистов. Примечательно, что в конце фильма за каретой Дантеса бежит — вдруг, откуда ни возьмись — Лермонтов, а французик делает из пальцев пистолет и целится в его сторону…

    Закатилось одно солнце русской поэзии, на очереди другое. Фильм о Лермонтове уже объявлен: ох уж и достанется там Николаю Соломоновичу Мартынову… А потом и до Гоголя дело дойдёт.

    Всё бы было забавно, как по Хармсу, если бы многие наши сограждане, в том числе молодые, не изучали историю преимущественно «по телевизору». А вывод этого источника таков — вокруг нас опять одни враги и «мировая закулиса».

    Опять же примечательно, что вся настоящая историческая литература никуда при этом не исчезает, продолжая лежать на полках. Но «прайм-место» занимает теперь сталиниана и гитлерология: книги о Сталине и Гитлере, об их самых кровавых сообщниках – Берии, Гиммлере… И отнюдь не всегда, скажем так, написанные в критическом плане. С чего бы это?..

    ы прожили, пусть небольшую, но целую эпоху от перестройки до начала III тысячелетия, когда, наконец, появилась возможность знать правду, думать, высказывать своё мнение. И вот — снова-здорово. Нас опять, как будто не было и нет в «открытом доступе» подлинных знаний, вовлекают в мир невежества, пропаганды, дурновкусия и мифов.

    Молодёжи, как и 20, и 50 лет назад, начинают дурить голову, подсовывая легенды и байки, приправляя это «патриотическим соусом». Снова, как в течение нескольких десятилетий, 23 февраля родилась Красная армия, давшая отпор немцам под Псковом и Нарвой. А за спиной у красноармейцев как бы маячит великая тень Александра Невского, который напоминает: «Кто к нам с мечом придёт…» Ему через века откликается политрук Клочков: «Велика Россия, а отступать некуда…» Всё с начала?..

    И ничего такого афористического не говорил политрук Клочков (что, однако, не помешало ему действительно геройски погибнуть). И сколько бы ни состоялось «журналистских расследований» о 28 панфиловцах, сколько ни написано о них исторических исследований, а воз и ныне там.

    Теперь об Александре Невском и его битвах, со звонка о которых началась эта заметка. Основной источник сведений о «крестовом походе» шведов и немцев на Русь – «Житие». Что ж, как утверждают историки И.Карацуба, И.Курукин и Н.Соколов, отношения у Русской православной церкви и монголо-татар сложились вполне сносные. А вот с западно-христианской сестрой совсем не родственные.

    В 1263 г. митрополит Кирилл даже основал новую православную епархию в Сарае. Татары, если мне не изменяет память, приняли ислам в 1301 г., а до этого Русь всерьёз боролась за обращение их в свою веру. Это сближение на Востоке надо было как-то объяснять. Лучшей причины, чем «крестовый поход» Запада, было не найти.

    сторики приводят примечательный факт: уже значительно позже, «раскрашивая» битву со шведами на Неве, в русских летописях появился яркий эпизод. Александр Невский собственноручно «возложил печать на чело ярла Биргера». Но по шведским источникам Биргер Фолькунг из Биэльбо — фактически основатель современного шведского государства, имя которого носит центральный проспект Стокгольма, — титул ярла получил только в 1248 г., шрама на лбу никогда не имел, а поход в финские земли совершил лишь единожды и успешно в 1249 г. Чья правда? Кому выгодно что-то скрывать или приукрашивать?

    Та же картина при взгляде на «Ледовое побоище». По Новгородской летописи в сражении погибло 400 немцев, 50 были пленены, а чуди (эстонцев) побито множество. А по ливонской «Рифмованной хронике» потери ордена — 20 убитых и 6 пленных. Даже если «хроника» не считает слуг-кнехтов, возможного отряда немецких колонистов и вооружённой свиты епископа, цифры разнятся значительно. К тому же по немецким источникам у двух Ливонских орденов было всего 100 рыцарей, и большинство из них во время описанных на Чудском озере событий во главе с магистром находились в другом месте, сражались в другой битве. Опять же — кто прав? И что в этой ситуации делать? Ответ, казалось бы, напрашивается: давать и тот, и другой источник, анализировать их, научиться видеть авторскую пристрастность, искать истину.

    Никто не предлагает — всё переписать и ссылаться отныне только на западные источники. Конечно, нельзя преподавать свою историю, основываясь только на Герберштейне, Штадене и Кюстине. Но их нельзя игнорировать. Просто надо приобрести навык выбирать свою точку зрения и уметь её аргументированно отстаивать. Вести дискуссию. Урок истории – это дискуссионный клуб. И нечего этого бояться.

    Кстати, сегодняшние молодые люди подобных страхов и не испытывают. Они, воспитанные культурой полемики в Интернете, более привычны в спору и терпимы к иной точки зрения. В Интернете, к слову, считается дурным вкусом делать замечания по стилю, что-либо запрещать. Интернет – территория свободы. Проблема, в большей степени, касается учителей истории. Чтобы допускать разные точки зрения, вести дискуссию, — для этого требуется высокая квалификация, постоянное отслеживание нового материала, усложнённая подготовка к уроку. Но если этого не произойдёт, кто будет противостоять сегодняшней «телеистории»?

    Сталин жил, «Сталин. Live»?..

    TopList