© Данная статья была опубликована в № 05/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 05/2007
  • Личность, персона, индивид...

    Личность, персона, индивид...

    О преподавании обществоведения
    в профильных классах

    Статья опубликована при поддержке компании «Сюрприз». Хотите устроить праздник, который запомниться надолго? Тогда обратитесь в компанию "Сюрприз". Устроить детский день рождения в Железнодорожном, корпоратив, свадебное торжество – со всем этим отлично справятся мастера из компании «Сюрприз». Посетите официальный сайт компании http://surprise1.ru и подробно ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

    По своему назначению обществоведческое образование призвано способствовать социализации индивида. Под социализацией понимается процесс становления личности, усвоения человеком определённой системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, той или иной общности людей, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества.

    Этот процесс происходит под воздействием многих факторов, часть из которых действует стихийно (повседневное общение с другими людьми, личный жизненный опыт, средства массовой информации), а часть представляет собою организованное и систематическое воздействие на личность (обучение и воспитание в школе и т.д.). Школа способствует становлению личности через систему учебно-воспитательной работы, через учебные предметы, особенно гуманитарного цикла (история, литература и т.д.). Обществоведение занимает в этом особое место, поскольку знания о личности и обществе, система ценностей и правовых норм как раз и являются содержанием этого предмета.

    Обществоведческое образование в старших классах (и, следовательно, в классах любого профиля) осуществляется с учётом особенностей социализации в раннем юношеском возрасте.

    Возраст старшеклассников 15—17 лет — это особый этап социального взросления. Существенно расширяется дееспособность молодого человека. В 14 лет он получает паспорт. С 15 лет может поступать на работу и самостоятельно заключать трудовой договор с работодателем. С 14 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и самостоятельно нести по ним имущественную ответственность. С 14 лет человек подлежит уголовной ответственности за многие преступления, включая убийство, грабёж, кражу, хулиганство, и т.п., а с 16 лет — несёт уголовную ответственность по любым преступлениям. С 16 лет, если он работает по трудовому договору или если в соответствии с законом он до 18 лет вступил в брак, молодой человек может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наконец, вскоре после окончания школы, с 18 лет он может осуществлять в полном объёме свои права и обязанности. Иными словами — это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами человека, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества, выступая в типичных ролях гражданина, члена семьи, собственника, потребителя, работника, непрерывно совершенствующего свою квалификацию.

    Из сказанного выше следует, что независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определённого уровня компетентности:

    • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

    • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учёбой);

    • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

    • в сфере отношений в многонациональном и многоконфесиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

    • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

    Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, освоение которой является одной из главных задач обществоведческого образования.

    Ещё одна составляющая обществоведческой подготовки, которая не должна зависеть от избранного профиля, — приобщение к духовным ценностям, неотъемлемый аспект её человекообразующей функции.

    Озабоченность проблемами отношений человека и общества, смысла жизни и собственной деятельности не может быть уделом лишь гуманитариев, не может зависеть от того, избрал человек социально-экономический или естественнонаучный профиль, намерен ли стать инженером или врачом, предпринимателем или автомехаником. Поэтому, наряду с практикоориентированным содержанием, курс обществоведения призван выдвигать духовно-нравственные ориентиры, воспитывать стремление к возвышенному, развивать способность оценивать себя и общество с позиции человечности, по совести, порядочности, гражданственности.

    Всё изложенное выше характеризует инвариантное ядро содержания обществоведческого образования в профильных классах, как социально-гуманитарной, так и естественно-математической направленности.

    Следует обратить внимание на отличие обществоведческого образования в старших классах, независимо от профиля, от предшествующего этапа обществоведческого образования в основной школе. Оно проявляется:

    • в рассмотрении ряда вопросов, изучавшихся в основной школе, в новых связях, в ином ракурсе, на более высоком уровне;

    • в изучении нового содержания (знаний и умений), позволяющего полнее и глубже раскрыть проблематику человека и общества;

    • в более высоком уровне требований к выпускникам;

    • в иной логике раскрытия содержания курса.

    Социализация — это процесс становления личности, усвоения человеком определённой системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу,
    той или иной общности людей, позволяющих ему существовать
    в качестве полноправного члена общества.

    Таким образом, если для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, только лишь вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности, то в старших классах курс должен строиться с ориентацией на участие в полноценной, сознательной гражданской жизни и продолжение образования, поскольку практически сразу же по окончании школы совершеннолетний выпускник самостоятельно решает все жизненные проблемы и несёт ответственность за свои действия. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования в старших классах становится духовная (нравственно-этические, смысложизненные компоненты) и гражданская культура (отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества). На базовом уровне вводится ещё один критерий отбора содержания — обеспечить подготовленность к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.

    При наличии инвариантного ядра обществоведческого образования в старших классах любого профиля содержание обществоведческого курса профильного уровня (в классах социально-гуманитарной направленности) и курса базового уровня (в классах естественнонаучной, математической, филологической, технологической направленности) имеет ряд существенных различий.

    Курс базового уровня направлен на приобщение учащихся к важнейшим элементам гражданской и духовной культуры. Вместе с тем, планируя обществоведческую подготовку в классах естественнонаучного, филологического, математического, технологического профилей нельзя забывать о том, что общественные дисциплины представлены как в средних, так и в высших профессиональных образовательных учреждениях любого профиля. В высшей школе преподаются курсы философии, экономики, правоведения, социологии, политологии, культурологии. Из этого вытекают два вывода. Первый: нет необходимости в классах естественно-математического профиля выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально-гуманитарного цикла в средней и профессиональной высшей школе. Второй вывод: необходимо готовить выпускников общеобразовательной школы к адекватному сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне. Каждая из названных общественных наук имеет собственный понятийный аппарат, присущий каждой из них научный язык. Если в общеобразовательной школе авторы учебников и учителя в целях доступности адаптируют содержание своего учебного предмета, то преподаватели вузов ведут курс на привычном для них профессиональном языке, что нередко создаёт трудности для восприятия данной дисциплины недостаточно подготовленными выпускниками школ. Подчас возникает неадекватное восприятие лекций и текста оригинальных источников, изучение которых предусмотрено программами дисциплин социально-гуманитарного цикла. Следовательно, преемственность полной средней общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена лишь путём усвоения учащимися базовых понятий обществоведения и приобретения ими опыта работы с первоисточниками общественной мысли.

    Из этого вытекает необходимость приобретения учащимися 10—11-х классов, кроме указанных выше, ещё одной компетентности:

    • в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов).

    Эти особенности базового курса учтены в подготовленных коллективом лаборатории обществознания ИСМО РАО учебниках базового уровня для 10-х и 11-х классов. Они выпущены издательством «Просвещение» («Обществознание». Под ред. Л.Н.Боголюбова. М: Просвещение, 2006). К этим учебникам тем же авторским коллективом созданы методические рекомендации, которые готовит к выпуску издательство «Просвещение».

    Если БАЗОВЫЙ курс рассчитан,
    главным образом, на формирование
    гражданской культуры
    и на подготовку к изучению
    социальных дисциплин
    в негуманитарных вузах,
    то профильный курс
    ориентирован, наряду
    с гражданской составляющей,
    на создание условий
    для последующей профессиональной подготовки в средних и высших образовательных учреждениях социально-гуманитарного
    или социально-экономического профиля.

    В курсе профильного уровня полностью сохраняется содержательное ядро духовной культуры и гражданской культуры, однако следующий пласт содержания призван обеспечить подготовку к обучению в вузах социально-гуманитарного направления. Он должен дать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности в вузе.

    Если базовый курс является интегральным, т.е. за 140 часов учебного времени даёт знания, отобранные из основных областей научного обществознания (хотя школам предоставлено право выделить из него экономические и правовые знания в отдельные курсы), то в классах социально-гуманитарного направления предусмотрено преподавание, помимо курса «История», самостоятельных курсов «Обществоведение» и «Право» на профильном уровне, а также отдельного курса «Экономика» на базовом уровне.

    А в классах социально-экономического профиля все три названных курса преподаются на профильном уровне.

    В отличие от «объектного подхода» (группировки соответствующих знаний вокруг изучаемых социальных объектов, например государства, семьи и т.п.), применяемого в построении курса для основной школы и для базового курса старшей ступени, в профильном курсе, рассчитанном на 210 часов учебного времени, непосредственно представлены четыре ветви научного обществознания (общественные науки: философия, социология, политология и социальная психология). На каждую из названных четырёх частей содержания курса приходится примерно в 3 раза больше учебного времени, чем в базовом курсе. Это определяет иную по сравнению с базовым структуру профильного курса, иную логику построения его содержания, учитывающую логику соответствующих базовых наук и комплексных научных исследований, что способствует более глубокому раскрытию их ключевых понятий.

    Если базовый курс рассчитан, главным образом, на формирование гражданской культуры и на подготовку к изучению социальных дисциплин в негуманитарных вузах, профильный курс ориентирован, наряду с гражданской составляющей, на создание условий для последующей профессиональной подготовки в средних и высших образовательных учреждениях социально-гуманитарного или социально-экономического профиля.

    В классах социально-гуманитарного (историко-обществоведческого, социально-экономического и т.д.) профиля необходимо создать базу для получения соответствующей профессиональной подготовки. Выпускников этих классов ждут фундаментальные курсы по программам обучения будущих философов и историков, экономистов и юристов, социологов и политологов. Они окажутся перед выбором спецкурсов и спецсеминаров. Помимо собственно учебной работы, им предстоит выполнять учебно-исследовательскую, а во многих случаях и научно-исследовательскую работу. Им придётся осознать, что политолог или истори — не профессия, а специальность профессионального преподавателя или научного работника, журналиста или дипломата (напомним, что в дипломе об окончании вуза указывается, например, специальность «История», а затем — возможность быть учителем, научным работником и т.п.).

    В классах социально-гуманитарного профиля целесообразно:

    • расширить круг базовых понятий общественных наук, необходимых для овладения фундаментальными знаниями;

    • более глубоко раскрыть проблемы человека и общества;

    • дать представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;

    • дать представление о профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;

    • дать учащимся первоначальный опыт типичных видов учебной и учебно-исследовательской деятельности в высшей школе (семинарские занятия, работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов и т.п.).

    Содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, для освоения базовых социальных компетенций, должно в классах
    социально-гуманитарного профиля обрасти той
    содержательной «оболочкой»,
    которая будет адекватна задачам
    и специфическим условиям этих классов.

    Таким образом, содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, для освоения базовых социальных компетенций, должно в классах социально-гуманитарного профиля обрасти той содержательной «оболочкой», которая будет адекватна задачам и специфическим условиям этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов (или факультетов), которые относятся к социально-гуманитарному профилю (исторические, юридические, социологические, философские факультеты, а также факультеты журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п.).

    С учётом особых задач профильных классов коллектив лаборатории обществознания ИСМО РАО при участии учёных Российской академии наук подготовил учебники профильного уровня («Обществознание: профильный уровень» для 10 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой и «Обществознание: профильный уровень» для 11 кл., под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского). Их готовит к выходу в свет издательство «Просвещение». К новым учебникам теми же авторами создан «Практикум», издание которого в планах издательства.

    В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план школы включает, помимо обязательных курсов «История», «Обществоведение», «Право», «Экономика», элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах.

    Это, во-первых, могут быть курсы, позволяющие более обстоятельно изучить какую-либо тему профильного курса («Избирательная система», «Методы социального познания», «Массовая культура» и т.п.).

    Во-вторых, возможны курсы, отражающие «пограничные» области наук («Экономическая социология», «Политическая психология» и т.д.).

    В-третьих, целесообразно разработать междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и обществоведческих дисциплин (например, «Современный мир», «Философия истории», «История государства и права») или знания об определённом объекте (например, курс «Человек», объединяющий знания из философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологии).

    В-четвёртых, было бы полезно включить в учебные планы классов социально-гуманитарного профиля курсы, содержащие знания, не представленные в школьных программах (например, «Культурология», «Этика», «Логика», «Общая психология», «Педагогика»).

    Очевидно, что все курсы, разрабатываемые для классов социально-гуманитарного профиля, не могут быть сжатым вариантом вузовских курсов по соответствующим дисциплинам, а должны удовлетворять изложенным выше характеристикам профильной подготовки учащихся в общеобразовательной школе.

    Возможны различные варианты построения учебного плана социально-гуманитарных классов. Их можно разделить на две группы.

    Первую группу представляют варианты, ориентированные на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов (или факультетов), которые относятся к социально-гуманитарному профилю. Окончившие школу в этом случае могут разойтись по интересам: кто-то на исторический, кто-то на социологический, некоторые на философский или юридический факультеты, кто-то направляется в РГГУ, другие в МГИМО, третьи в педагогические вузы, ещё кто-нибудь из них на факультет журналистики и т.п.

    В классах, ориентированных на широкую социально-гуманитарную подготовку, наряду с предметами, которые государственным стандартом по обществоведению (федеральный компонент) отнесены к профильным (история, обществоведение, право, экономика), целесообразно иметь элективные курсы (курсы по выбору), удовлетворяющие разнообразные интересы учащихся таких классов.

    Вторую группу представляют варианты, ориентированные на одну из социальных наук. Например, класс, ориентированный на юридический факультет. Наряду с обязательными профильными курсами, названными выше, в учебный план для такого класса можно включить курсы по теории права и отдельным отраслям права, элективные курсы по истории государства и права, юридической социологии, юридической психологии или другим проблемам правоведения. Однако вряд ли целесообразно слишком ограничиваться юридической проблематикой. Любой «узкий» профиль могут обогатить курсы философии, логики, психологии, этики.

    Обществоведческие курсы в старших классах должны быть ориентированы на современные цели социально-гуманитарного образования. Организация этого обучения предполагает изменение его форм, внедрение в практику приемов и методов, которые максимально соответствуют возрастным и личностным особенностям учащихся. Они получают общеобразовательную подготовку, которая позволит осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе форм и методов активного обучения (тренинг, дискуссии, драматизация и ролевые игры) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. Особое значение имеет работа учащихся профильных классов с разнообразными источниками социальной информации. Изучение научных и философских текстов, юридических и политических документов является необходимым условием эффективности социально-гуманитарного образования. По сравнению с базовым курсом профильная подготовка предполагает значительное увеличение удельного веса проводимых учащимися индивидуально и в группах учебных микроисследований, разработки и защиты рефератов, создания и обоснования проектов. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке и во внеурочной работе.

    Большое значение для планирования учителем работы по профильному курсу имеет раздел «Опыт познавательной и практической деятельности» в обязательном минимуме содержания обществоведческого образования, «Требования к уровню подготовки выпускников», а также рубрика «Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися» в примерной программе профильного курса. Содержание названных документов даёт конкретные ориентиры, способствующие повышению уровня деятельности учащихся при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла и достижению на этой основе нового качества образования.

    Интегральные курсы «Обществоведение» смогут (при необходимой поддержке) вести преподаватели, имеющие историческое образование. А для преподавания профильных курсов экономики и права необходима их дополнительная специальная подготовка (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений.

    Одним из важных условий профильного обучения является оснащение предметных кабинетов необходимым оборудованием и материалами. Среди них — ранее изданные для интегральных курсов дидактические материалы, хрестоматии, сборники задач, практикумы по философии, политологии, праву, школьные словари.

    Курс обществоведения в профильных классах может уже сегодня стать действенным фактором гражданского образования и воспитания вступающего в жизнь поколения, подготовки выпускников школ к успешному обучению в профессиональных образовательных учреждениях.

    Леонид БОГОЛЮБОВ,
    доктор педагогических наук, академик РАО

    TopList