© Данная статья была опубликована в № 03/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 03/2007
  • Джихад, буддизм, сёгуны и ОстИндская компания

    Джихад, буддизм,
    сёгуны и Ост-Индская компания

    Первый период Новой истории
    и проблемы изучения Востока

    Методический материал для подготовки уроков по теме
    «Государства Востока. Особенности развития в XVI—XVIII веках».
    7 класс

     

    Стамбул — столица Османской империи. Гравюра
    Стамбул —
    столица Османской империи.
    Гравюра

    Плодотворное изучение цивилизаций Азии и Африки уже долгое время остаётся одной из проблем в школьной методике преподавания истории. В этом вопросе можно выделить две составляющие: содержательную и методическую.

    Содержательный аспект во многом связан с особенностями формационного подхода. В советский период история Востока рассматривалась в соответствии с марксистским пониманием исторического процесса, при этом главным являлось рассмотрение социально-экономических, а не цивилизационных особенностей. Но следует отметить, что при рассмотрении истории Китая, Турции, Ирана как феодальных государств и выделении классов эксплуатируемых и эксплуататоров существенно преуменьшается роль других факторов, прежде всего религии. Особенно подобный подход характерен для востоковедческих работ, касающихся Новой истории.

    Статья опубликована при поддержке подмосковной базы отдыха Плещеево. Нет лучшего места для отдыха с компанией, чем заповедный уголок природы на озере Плещеево, в Переславль-Залесском. База отдыха в Подмосковье Плещеево предлагает вам снять коттедж для вас и ваших друзей, и провести время вдали от городского шума, наслаждаясь отдыхом на природе. Посетите официальный сайт базы отдыха www.plescheevo.ru и ознакомьтесь подробно с предоставляемыми услугами.

    Проблема усвоения школьниками истории Востока обострилась также в связи с переходом на концентрическую систему обучения. На изучение курсов Средневековья и Новой истории отводятся первые полугодия 6, 7, 8 классов. При этом часто не хватает времени на раскрытие и обобщение ключевых тем этих курсов. Уроки, предназначенные для изучения истории Азии и Африки, порой отводятся на отработку материала, посвящённого развитию европейского общества. А для изучения стран Востока часто проходится организовывать урок в виде выступлений школьников с заранее подготовленными докладами. Эффективность подобных занятий бывает низкой, т.к. ребята обычно трудно усваивают специфику общественного развития данных государств. Не будет успешным и урок, на котором учитель конспективно изложит необходимый материал. Остаётся лишь максимально придерживаться планирования, чтобы выделить на Восток нужные часы.

    Важность изучения истории Азии и Африки в Новое время очевидна. Плодотворное усвоение данного курса позволит ученикам лучше разобраться со многими проблемами современности. В дальнейшем изучение «восточных» тем Новейшей истории и обществознания будет существенно легче, т.к. у школьников имеется основа в виде уже полученных знаний.

    В учебнике по Новой истории В.А.Ведюшкина и С.Н.Бурина (7 класс, любое издание) странам Востока посвящён заключительный раздел: «Страны Востока в XVI—XVIII веках». Здесь излагается история мусульманских народов, Индии, Китая и Японии.

    1. Первый урок, согласно планированию, посвящается изучению мусульманского мира в первый период Нового времени. В начале один из учеников зачитывает высказывание немецкого философа Карла Ясперса: «Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам, нечто длящееся, медленно движущееся» (с. 268).

    Если урок проходит в сильном классе, можно задать ученикам ряд вопросов.

    1. Что вы знаете об исламе?

    2. Когда возник и почему распался Арабский халифат?

    3. Назовите особенности мусульманской культуры на примере архитектуры.

    Селим III, турецкий султан (1789—1807), попытавшийся осуществить в стране реформы. Обвинён в измене исламу и убит

    Селим III,
    турецкий султан (1789—1807),
    попытавшийся осуществить
    в стране реформы.
    Обвинён в измене исламу и убит

    Этот материал должен быть знаком ученикам из курса истории Средневековья. Однако в слабых классах учителю уместнее самому кратко повторить семиклассникам историю развития исламского мира в Средние века, уделяя внимание особенностям мусульманской религии. Материал урока позволяет решить важную воспитательную задачу — формирование толерантного сознания учеников. Это можно осуществить, рассказав ребятам об основных догматах ислама, пояснив, что понятие «джихад» означает, прежде всего, борьбу с собственными недостатками, а не «войну с неверными». Повторяя материал об Арабском халифате, важно подчеркнуть, что не всегда и не везде ислам распространялся военным путём. Последний абзац на с. 269 учебника, повествующий об этом, можно прочитать вслух.

    Далее приступаем к характеристике Османской империи. Обсуждая основной признак этого государства — опору на армию, нужно кратко рассказать о занятиях населения Турции: земледелии, ремёслах, торговле. При этом рассказ нужно сопровождать показом, используя карту Османской империи. Важно обозначить границы империи в эпоху правления султана Сулеймана Великолепного, т.е. в период наивысшего могущества Турции.

    Учитель говорит, характеризуя военную мощь османов, об основной ударной силе турецкого войска — янычарах. Подчёркивая их военные качества (боевой дух, выносливость, фанатичность), нужно отметить, что в Новое время определяющее значение приобрело вооружение. По качеству вооружения турки начали серьёзно отставать от ведущих европейских стран, ослабел и боевой дух османов.

    В результате турки всё чаще стали терпеть поражения. Так, в 1683 г. они были вынуждены отступить от осаждённой Вены. Позднее, во второй половине XVIII в., усиливавшаяся Россия сумела вытеснить Османскую империю из Северного Причерноморья.

    К середине XVIII в. обозначилось и масштабное экономическое отставание Турции от Европы. Османские ремесленники продолжали использовать средневековые способы производства, что не позволяло наполнить турецкий рынок товарами.

    В итоге увеличивалась экономическая зависимость Турции от западноевропейских государств, особенно в XIX в. (материал 8 класса).

    Экономические трудности в сочетании с военными неудачами спровоцировали восстания покорённых турками народов: сербов, болгар, греков. Египет, формально оставаясь в составе Османской империи, фактически выделился в самостоятельное государство.

    Усвоив этот материал, школьники приступают к изучению истории Персии. Характеризуя это государство, учитель может придерживаться следующего плана.

    1. Показ границ Персии в Новое время.

    2. Особенности шахской власти.

    3. Династия Сефевидов.

    4. Персидская армия.

    5. Правление Надир-шаха. Внешняя политика Персии в XVIII в.

    Д.Сингх, лахорский махараджа, вынужденный отречься от престола в 1849 г. при аннексии Пенджаба англичанами

    Д.Сингх, лахорский махараджа,
    вынужденный отречься от престола
    в 1849 г. при аннексии Пенджаба англичанами

    Часто на этапе закрепления изученного материала учителя используют методический аппарат учебника, в том числе вопросы и задания после параграфа. В целом подобная работа весьма эффективна. Однако следует отметить, что вопрос 1 (с. 277): «В чём заключались особенности исламского мира? В чём состояли его плюсы и минусы в сравнении с ведущими государствами Европы?» — задан не совсем корректно. Авторы учебника пытались нацелить семиклассников на сравнение государственного устройства, внешней и внутренней политики восточных и западных стран. Но на практике ученики, отвечая на этот вопрос, начинают сравнивать «плюсы и минусы» мировых религий.

    Домашнее задание может включать в себя прочтение параграфа 26 и устный анализ документов, имеющих отношение к Турции и Персии (с. 278).

    2. Следующий урок посвящён Индии. Эта страна уже изучалась в 5-м и фрагментарно в 6-м классах. Многие ученики помнят о делении индийского общества по кастовому принципу, значении индуизма, отсутствии централизованного государства. В связи с этим задачей учителя будет объяснение нового материала с максимальной опорой на знания школьников по данной тематике. При этом можно использовать следующий план.

    Муцухито (1867—1912), император Мэйдзи

    Муцухито (1867—1912),
    император Мэйдзи

    1. Начало проникновения в Индию европейцев.

    2. Возникновение государства Великих Моголов.

    3. Деятельность Ост-Индской компании и английская колониальная политика в Индии.

    Вначале следует упомянуть о неисчерпаемых богатствах этой страны, привлекавших европейцев ещё в Средневековье. Важным было и следующее политическое обстоятельство: раздробленность Индии на небольшие самостоятельные княжества. Первые колониальные захваты были совершены португальцами ещё в XVI в. Позднее в Индию стали проникать голландцы, французы и англичане. Большая часть колониальных захватов производилась на побережье.

    Материал о создании империи Великих Моголов излагается с помощью карты. Поясняется, что это государство возникло в 1526 г. Название страны было связано с тем, что индийцы и европейцы-колонизаторы считали местных правителей монголами (моголами). Но реально верхушку государства Моголов составляли пришедшие из Средней Азии тюрки. Особо упоминается деятельность правителей этого государства. Так, основателем династии Моголов являлся Бабур, потомок Чингисхана и Тимура. Внук Бабура — Акбар сумел завоевать Северную и Центральную Индию и Афганистан. При нём была проведена централизация страны, введена новая система налогообложения, осуществлена военная реформа.

    ри следующих правителях этой династии границы империи значительно расширились. К концу XVII в. страна, называемая империей Великих Моголов, включала в себя почти всю территорию Индии. В Индии активно развивались ремёсла и торговля, строились величественные здания (учитель демонстрирует изображение знаменитого мавзолея Тадж-Махал в Агре — с. 279).

    Подчёркивается, что распад империи произошёл не только в связи с недальновидной политикой фанатика Аурангзебы, но и по причине усиления европейского, прежде всего английского, влияния.

    Материал, посвящённый созданию в 1600 г. Ост-Индской компании, сначала разъясняется учителем. Затем семиклассники, анализируя фрагмент параграфа (с. 282–286), составляют хронологический конспект на тему «Деятельность Ост-Индской компании».

    Мост Нихонбаси в Токио (Эдо). Эстамп Хиросигэ
    Мост Нихонбаси в Токио (Эдо)
    Эстамп Хиросигэ

    Закрепляя изученное на уроке, уместно поработать с вопросами 1–4 (с. 286–287). Особое внимание стоит уделить заданию по анализу документов (с. 287), где необходимо высказать своё мнение относительно колониальной политики Англии в Индии.

    Выполняя домашнее задание, семиклассники могут разобрать вопрос 1 (с. 286): «Можно ли считать, что строжайшее деление на касты, которое никто не вправе был изменить, способствовало стабильности индийского общества? Обоснуйте ответ». В сильных классах ребята выполняют это задание устно, для слабых учащихся эффективнее будет ответить письменно в тетради.

    3. Третий «восточный» урок посвящён истории Китая и Японии. Проверив домашнее задание, учитель предлагает начертить в тетради сравнительную таблицу.

    Китай и Япония в первый период Новой истории

    Позиция для сравнения Япония Китай
    Религия и культура
    Внутренняя политика
    Внешняя политика
    Европейская колонизация
       

    Частично знакомый ученикам материал кратко анализируется. Одновременно происходит заполнение таблицы. Сначала определяется важнейший фактор развития данных цивилизаций — религия. В рамках учебника разъясняется сущность буддизма, конфуцианства (повтор материала 5-го класса) и синтоизма.

    Разбирая обстоятельства внутренней политики Китая, учитель рассказывает об эпохе правления династии Мин, причинах крестьянской войны 1628–1645 гг. Материал о маньчжурском завоевании Китая и приходе к власти династии Цин, особенностях европейского влияния конспектируется в графе «Внешняя политика».

    Китайский император жалует посольскому пажу Томасу Стаунтону мешочек для орехов в знак благодарности за то, что он единственный из британцев дал себе труд выучить китайский язык. XVIII в.

    Китайский император жалует посольскому пажу
    Томасу Стаунтону мешочек для орехов в знак благодарности за то,
    что он единственный из британцев дал себе труд   выучить
    китайский язык. XVIII в.

    Рассказывая о внутренней политике Японии, обратим внимание школьников на своеобразие местной системы государственного управления. Формальным главой государства являлся император, исполнявший сакральную функцию. Однако реальная власть принадлежала сёгунам — верховным военным правителям. Отдельно следует упомянуть о значении династии сёгунов Токугава, способствовавших централизации Японии. Ключевым моментом в изучении истории Японии в Новое время является определение причин и последствий «закрытия» страны.

    Подобное явление наблюдалось и в Китае, однако в Японии оно приняло особые масштабы. Островное положение Японии препятствовало европейской колонизации.

    Помимо этого, сёгуны Токугава запретили въезд в страну всем иноземцам, за исключением торговцев из Голландии и Китая.

    В условиях полного «закрытия» государства японцы сумели развить текстильное, солеваренное и винокурное производство, находившееся, однако, на ремесленном уровне.

    Между тем нарастало техническое отставание Японии от европейских стран, которые были заинтересованы в скорейшем «открытии» Японии для вовлечения её в орбиту колониальной политики.

    В связи с этим уместно, несколько изменив задание на с. 291, закрепить материал о «закрытии» Китая и Японии.

    Вопросы ученикам

    Чем, по вашему мнению, руководствовались китайские и японские власти, «закрывая» свои страны для европейцев?

    Не выгоднее ли было более строго контролировать внешние связи, не пресекая их?

    Далее можно предложить семиклассникам выполнить задание на с. 292: «Что, по-вашему, больше повлияло на стремление японских властей к обособленному развитию страны: географическое (островное) положение Японии или её культурные и религиозные традиции?»

    При наличии времени можно прочесть и разобрать поучения Конфуция (с. 295).

    Материал, посвящённый истории Востока в первый период Новой истории, требует отдельного урока-обобщения.

    Однако на практике недостаток часов не позволяет его провести. Поэтому на обобщающем уроке всего курса необходимо задать 2–3 вопроса по истории восточных цивилизаций.

    Полноценное усвоение этого материала позволит школьникам в 8 классе успешно постигать историю колониализма XIХ — начала XX в.

    Марат САФАРОВ,
    учитель истории,
    Москва

    TopList