© Данная статья была опубликована в № 02/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 02/2007
  • Не запутаться в Сети

    Не запутаться в Сети

    Интернет-ресурсы в практике профильной школы

    Статья опубликована при поддержке компании «Медиалогия». Информационно аналитическая система «Медиалогия» позволяет вести полноценный мониторинг и анализ СМИ за любой период времени. Это позволяет клиентам выяснять рейтинг журналов, компаний, брендов и даже отдельных личностей. Посетите официальный сайт компании www.mlg.ru и подробнее ознакомьтесь с предлагаемыми услугами.

    Получение навыков поиска, анализа и систематизации исторической информации, содержащейся в различных источниках, является одной из важных специфических целей обучения истории на профильном уровне. В связи с этим встаёт вопрос о формах организации работы с учащимися на уроках. Предлагаемый вашему вниманию вариант урока организован с использованием ресурсов Интернета, одного из самых популярных и доступных на сегодняшний день источников информации.

    Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в годы правления Александра I: альтернативы развития».

    Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Россия в первой половине XIX в.».

    Оборудование урока: компьютерный класс или несколько компьютеров с возможностью выхода в Интернет и установленным пакетом программ MS Office.

    Интернет-ресурсы:

    http://projects.goldenforests.ru/autumnball2006/

    Сайт проекта «Золотая осень» представляет разнообразные материалы по истории России первой половины XIX в.

    http://magister.msk.ru/library/history/history1.htm

    Материалы русской истории (В.О.Ключевский, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв и др.).

    http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html

    Виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология. Персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROM «Династия Романовых» компании «Коминфо».

    http://www.rulex.ru/

    Сетевое издание Русского биографического словаря.

    http://www.krugosvet.ru/

    Сайт энциклопедии «Кругосвет»

    http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22113/pspu024.pdf

    Е.П.Иванова «История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди». Здесь рассматривается комплекс важнейших проблем истории нашей страны, точки зрения на них дореволюционных, советских и современных историков.

    Урок можно провести в форме учебной конференции, на которой учащимся предлагается высказаться по проблемным вопросам, предложенным учителем.

    Число рабочих групп учащихся определяет учитель в зависимости от количества вопросов, которые необходимо рассмотреть, и количества имеющихся единиц техники. Работа с использованием ресурсов Сети организуется в группах по 4—6 человек. Число таких групп может варьироваться в зависимости от количества учеников в том или ином классе, а также от числа компьютеров, имеющих выход в Интернет. Во вводном слове учитель подробно останавливается на порядке организации работы. После получения заданий у учащихся есть 20 минут на поиск необходимой информации и, если этого требует задание, на создание мини-презентации (1—3 слайда) по теме исследования. (Свои презентации учащиеся оформляют в программе MS Power Point, с обязательным представлением найденных фото-, фоно- или видеоматериалов.) После завершения этой работы каждой группе предоставляется слово. В процессе анализа выступления группы формируются общие выводы урока.

    Отметим, что работу с использованием ресурсов Интернета целесообразно проводить на сдвоенных уроках. Это позволит исключить нехватку времени на просмотр и оценивание подготовленных презентаций.

    Организуя работу в Сети, следует обратить внимание на уровень подготовки класса к поиску необходимых ресурсов. Поэтому в менее подготовленном классе можно предложить учащимся воспользоваться материалами сайтов, найденных по заданным адресам, их обсуждением и классификацией по степени важности, а в более подготовленном — предложить учащимся воспользоваться русскоязычными поисковыми системами Яндекс (www.yandex.ru) или Google (www.google.ru).

    Можно также провести с учащимися беседу о методах сбора и обработки информации в Интернете.

    В первую очередь необходимо определить объект поиска, чтобы иметь возможность правильно сформулировать запрос. Число документов, полученных в результате поиска, может быть огромным. Правильная формулировка ключевых слов — залог получения успешного результата. Описание того, как составлять эффективные запросы, даётся в самих поисковых ресурсах. Как правило, любая поисковая система имеет раздел, где обсуждаются подобные темы.

    Учащимся следует заметить, что сайты, содержащие готовые рефераты или доклады по искомым темам, не следует использовать для работы над творческими заданиями, предложенными учителем. Кроме того, необходимо им напомнить об обязательном указании точного адреса ресурса, где была почерпнута информация.

    При анализе найденных материалов учащиеся могут руководствоваться следующими рекомендациями:

    1) внимательно изучить карту сайта;

    2) определить главную идею сайта;

    3) выявить основные понятия, факты, имена, даты, фото-, фоно- и видеоматериалы, представленные на сайте;

    4) проанализировать аргументацию авторов найденных материалов;

    5) сопоставить содержание сайта с имеющимися данными, а также с другими источниками;

    6) сформулировать обобщённые выводы, причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку суждений и умозаключений;

    7) представить анализ сайта в виде сообщения, ответа на вопрос, составить схемы, таблицы и т.п.

    Примерные задания для каждой группы учащихся могут быть сформулированы следующим образом.

    Задание 1-й группе

    Александра I просвещённые современники называли «Сфинксом, не разгаданным до гроба», «лукавым византийцем», однако народ присвоил ему другой эпитет — «Благословенный». Опираясь на материалы, представленные в Сети, объясните причины появления таких противоречивых оценок. Представьте подборку высказываний, характеризующих Александра I. Приведите факты политической деятельности царя, подтверждающие эти характеристики.

    Задание 2-й группе

    Проанализируйте либеральные начинания Александра I с точки зрения их замысла и практической реализации. Представьте проведённый анализ в табличной форме. Как вы считаете, есть ли связь между политическими свободами и освобождением крестьян? Приведите аргументы в пользу собственной позиции.

    Задание 3-й группе

    М.М.Сперанский был одним из реформаторов, предлагавших проект государственного переустройства страны. Император Франции Наполеон соглашался отдать за него одно из завоёванных королевств, а Александр I отправил его в отставку.

    Используя ресурсы Сети, дайте оценку политической деятельности М.М.Сперанского. Представьте подготовленный им проект государственного устройства страны в виде схемы. Определите основные отличия проекта Сперанского от подобных проектов, предлагаемых Н.Н.Новосильцевым, П.А.Вяземским и декабристами.

    Задание 4-й группе

    По материалам Интернета подготовьте презентацию на тему: «Крестьянский вопрос в период царствования Александра I». Сравните проекты отмены крепостного права Н.С.Мордвинова и А.А.Аракчеева, проанализируйте мероприятия, проведённые Александром I для освобождения крестьян.

    В качестве домашнего задания при такой форме организации урока можно предложить учащимся написать эссе, используя следующие высказывания историков.

    «...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра» (В.О.Ключевский).

    «…Жизнь и смерть Александра I — это действительно драматическая страница русской истории; ещё в большей степени — это драма живой человеческой личности, вынужденной сочетать в себе, кажется, столь несовместимые начала, как “власть” и “человечность”» (А.Н.Сахаров).

    Валерия ТОРОП,
    кандидат исторических наук,
    доцент

    TopList