© Данная статья была опубликована в № 02/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 02/2007
  • Профиль учёбы и жизни

    Профиль учёбы и жизни

    Фото А.Степанова

    От традиционной модели школы
    к предпрофильной подготовке и профильному обучению

     

    Статья опубликована при поддержке компании ООО «Техпроммаркет». Насколько бы крупным не был ваш строительный проект, вы смело можете обратиться в ООО «Техпроммаркет» за таким материалом, как стальная задвижка 30С527НЖ или шаровой кран 11с67п СФ.00 .На официальном сайте компании http://tehprommarket.ru вы легко сможете заказать, этот материал, в любом количестве.

    Основные направления
    становления профильного обучения

    Становление в Российской Федерации профильной школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования.

    Эта тенденция соответствует мировой образовательной практике.

    Становление профильной школы идёт по следующим направлениям:

    — развиваются школы с углублённым изучением предметов;

    — отрабатываются модели связи школ с вузами;

    — создаются школы и классы с профильным обучением.

    Основная педагогическая идея профильного обучения заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный, личностный характер, а саму систему сделать более эффективной и качественной. Средством для построения профильного образования является социально-психологическая ориентация учащихся на будущую профессиональную деятельность. Введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в средней школе представляет собой одно из важных современных направлений общего образования.

    Модернизация общего образования необходима в связи с новыми вызовами и условиями, которые сложились в российском обществе, и обусловлены изменением социального запроса на образование под влиянием социально-экономических, социально-психологических изменений. Новые приоритеты формируют новые целевые ориентиры общего образования, формирование у школьников следующих качеств, умений и навыков:

    • информационной культуры (интеллектуальных и технологических умений работы с информацией);

    • умения планирования и организации собственной познавательной деятельности, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

    • умения совместной работы в коллективе;

    • умения делать ответственный выбор на основе компетентного анализа ситуации;

    • умения адекватно оценивать свой личностный потенциал;

    • коммуникативной культуры (в том числе речевой), навыков общения и разрешения конфликтов;

    • экономической и правовой грамотности.

    Новые приоритеты образования требуют от педагогов овладения умениями экспертизы учебной литературы, сопоставительного и критического анализа учебных курсов разного уровня и направленности, планирования и организации экспериментальной и инновационной деятельности. Важным условием является овладение педагогами новыми информационно-коммуникативными технологиями образования.

    Модернизация образования ориентирует учителей на повышение эффективности обучения, на достижение конечного результата. Школьники должны научиться самостоятельно осваивать учебный материал и применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

    Эффективное введение профильного обучения в образовательном учреждении предполагает выполнение следующих условий:

    — повышение квалификации педагогов, овладение опытом проектирования и внедрения инноваций;

    — разработку программы инновационной деятельности.

    Введение предпрофильной ориентации и профильного обучения будет продуктивным, если педагоги обретут навык проектной работы, опыт контрольно-оценочной деятельности, презентации результатов своего труда, навыки рефлексии. Практика показывает, что формирование этих умений и навыков — продолжительный и трудный процесс. Педагогические коллективы, участвующие в инновационном процессе, как правило, склонны недооценивать результаты своей деятельности, с трудом выделяют и классифицируют возникающие проблемы.

    С другой стороны, в педагогических коллективах нередко переоцениваются результаты успешного разрешения достаточно типичных организационных проблем, связанных с материально-техническим обеспечением новых методов обучения. Результативное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении предполагает:

    — широкое обсуждение в педагогическом коллективе путей перехода к профильному обучению и возникающих в связи с этим практических задач (концепции профильного обучения, нормативных и инструктивных документов, программы инновационной деятельности, технологий реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения);

    — экспертное рассмотрение образовательных программ и учебных материалов, необходимых для преподавания учебных дисциплин на базовом и профильном уровнях, программ элективных курсов, соответствующего учебно-методического обеспечения;

    — повышение квалификации педагогов.

    Успешность внедрения методов профильного обучения во многом определяется плодотворным сотрудничеством региональных и муниципальных отделов управления образованием, институтов повышения квалификации педагогов, методических служб с руководителями и коллективами образовательных учреждений.

    Введение предпрофильной подготовки
    и переход к профильному обучению

    Одно из стратегических направлений развития общего образования в РФ — обеспечение вариативности и индивидуализации обучения. Перспективной задачей при этом является введение в старших классах общеобразовательных учреждений профильного обучения.

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. Nо1756-р об одобрении «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, под которым понимается создание в старших классах общеобразовательной школы «системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (см.: Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002).

    Профильное обучение – прежде всего средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    В ряде случаев для достижения целей профильного обучения образовательные стандарты и программы могут реализовываться за пределами отдельного общеобразовательного учреждения.

    Переход к профильному обучению предполагает следующие цели:

    — обеспечить углублённое изучение отдельных предметов образовательной программы полного общего образования;

    — создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностью построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

    — способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

    — расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

    Закон РФ «Об образовании» создал правовую базу для вариативного образования, многообразия типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

    В разных регионах РФ существует сеть общеобразовательных учреждений с углублённым изучением ряда предметов (гимназии, лицеи, школы, классы в обычных школах), но в целом количество этих учреждений меньше, чем существующая в них потребность.

    В настоящее время апробируется модель профильного обучения, включающая наиболее востребованные профили: естественно-математический; социально-экономический; гуманитарный; технологический. Вместе с тем общеобразовательные учреждения при наличии социально-педагогических условий могут формировать и другие профили.

    Предлагаемая для апробации модель профильного обучения допускает разнообразные формы организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), а также кооперацию (объединение образовательных ресурсов) общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др. Это позволит старшекласснику при необходимости воспользоваться услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования.

    Особенности модели
    профильного обучения

    Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций (наборов) учебных предметов, что делает эту систему гибкой.

    Предлагаемая для апробации система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

    — базовые общеобразовательные;

    — профильные;

    — элективные.

    Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Это математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, а также интегрированные курсы — обществознание, включая экономику и право, естествознание (для физико-математического, технологического и других профилей); естествознание (для социально-гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

    Профильные общеобразовательные предметы —это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, математика, обществознание, право, экономика, география могут быть профильными предметами в социально-экономических классах. История будет профильным предметом в социально-гуманитарных и филологических классах. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравшими данную специализацию.

    Содержание базовых и профильных предметов составляет федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

    Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Предполагается дифференциация ЕГЭ для базового и профильного уровня.

    Элективные курсы обязательные для изучения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

    Элективные курсы реализуются за счёт компонента учебного плана. В ряде случаев элективные курсы могут изучаться за счёт часов регионального (национально-регионального) компонента учебного плана.

    Элективные курсы выполняют две основные функции:

    • первая — «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном стандартом уровне (например, авторский курс «История современной России от М.С.Горбачёва до В.В.Путина» поддерживает изучение профильного курса истории);

    • вторая обеспечивать внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий (программ) (например, курс «Основы менеджмента» в социально-гуманитарном профиле).

    В соответствии с концепцией профильного обучения количество (номенклатура) элективных курсов, предлагаемых учащимся к изучению в составе профиля, должно превышать число курсов, которые обязан выбрать школьник. По элективным курсам ЕГЭ не предусматривается. (см.: Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002. С. 7).

    Элективные курсы в рамках профильного обучения позволяют решать следующие задачи:

    1) развивать содержание базового курса (например, курса истории), в том случае, если изучение этого курса на профильном уровне не запланировано, но учащиеся хотели бы получить подготовку по этому предмету для сдачи ЕГЭ);

    2) развивать содержание профильного курса в целях его углублённого изучения, что позволит учащимся осваивать исследовательские проекты, овладевать более полным спектром интеллектуальных умений и практических навыков;

    3) удовлетворять познавательные интересы учащихся.

    Какие же ресурсы имеются в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ для организации профильного обучения и введения элективных курсов? Рассмотрим этот вопрос на примере исторического образования. Так, если история изучается на базовом уровне, то на овладение курсом в 10—11-х классах выделяется 140 часов (2 часа в неделю). В этом случае изучение истории предполагает ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе. На наш взгляд, целью изучения истории на базовом уровне является формирование способности понимать историческую обусловленность важнейших явлений и процессов современного мира, иначе говоря, развитие исторического мышления, исторической культуры учащихся, причём приоритетной в данном случае является воспитательная функция исторического образования.

    Если же история выбирается как специализация, то на изучение курса в 10—11-х классах выделяется 280 часов (4 часа в неделю). Целью изучения курса истории в этом случае является довузовская подготовка и последующая профессиональная деятельность. Отбор содержания курса и организация учебной работы предполагают акцентирование внимания на проблемно-аналитическом изучении исторического материала. Таким образом, в профильном обучении не предполагается формального наращивания объёма изучаемого материала. Целью же курса является развитие способности учащихся к применению своих знаний в конкретных ситуациях, т.е. речь в этом случае идёт о развивающей функции исторического образования.

    В 10—11-х классах на изучение регионального (национально-регионального) компонента за два года обучения предусматривается 140 (2/2) часов, а компонент образовательного учреждения — не менее 280 (4/4) часов. При этом совокупное учебное время, предусмотренное в учебном плане на изучение учебных предметов федерального компонента (обязательные предметы на базовом уровне, предметы по выбору на базовом или профильном уровне), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если в своей совокупности эти курсы составят менее 2100 часов, то образовавшийся резерв можно использовать на формирование элективных курсов. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка за два года обучения не должна превышать 2520 часов (36/36) при 6-дневной учебной неделе и 2450 (35/35) часов при
    5-дневной учебной неделе.

    Номенклатура и проблематика элективных курсов формируются исходя из специфики избранного профиля, кадровых возможностей педагогического коллектива. Для реализации профиля необходимо включить в состав учебного плана образовательного учреждения не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Так, например, при построении социально-гуманитарного профиля помимо истории должны изучаться обществознание, право, русский язык и литература. Соответственно, на базовом уровне в этом случае будут изучаться математика, экономика, естествознание, иностранный язык, мировая художественная культура и физическая культура.

    Согласно концепции, предлагаемая модель не ограничивает возможности образовательного учреждения в организации профилей, а учащихся в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, изучение которых должно обеспечить индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) учащегося. Однако на практике реализация этой модели вызывает значительные трудности как теоретического, так и практического характера.

    Предпрофильная подготовка учащихся
    в основной школе

    На второй ступени общего образования (в основной школе) учащиеся должны определиться в отношении перспективного (профилирующего) направления своей дальнейшей деятельности. Таким образом, предпрофильная подготовка учащихся по сути есть комплексная их подготовка к жизненно важному выбору своей последующей образовательной стратегии (см.: Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. М., 2003).

    Значимость предпрофильной подготовки определяется двумя принципиальными моментами. Во-первых, в школах должны быть созданы условия для того, чтобы выпускники сознательно совершили ответственный выбор профиля последующего обучения. Во-вторых, комплектование профильных школ и классов должно стать более объективным, справедливым и прозрачным для общественности. Предполагается, что социально-педагогическим механизмом достижения названных качеств комплектации профильных школ и классов может стать изменение форм итоговой аттестации выпускников основной школы, в частности, переход к «внешней», проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов учащихся 9-х классов.

    Введение предпрофильной подготовки предполагает, что учащиеся:

    — получат информацию о возможных путях продолжения образования;

    — смогут оценить свои силы и способности и принять ответственное решение.

    Механизм реализации
    предпрофильной подготовки

    В соответствии с концепцией инструментом предпрофильной подготовки должны стать курсы по выбору (образовательные модули). Их основная функция — создание учащимся условий для предварительного определения профилирующего направления собственного образования и, отчасти, профессиональная ориентация школьников. Иначе говоря, предпрофильная подготовка является важнейшим условием сознательного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе, и этот выбор влияет на всю последующую жизнь выпускника школы. В условиях перехода к профильному обучению в старших классах у выпускников основной школы должна сформироваться готовность к «академической мобильности».

    Базовая модель предпрофильной подготовки учащихся

    Предпрофильная подготовка может осуществляться в разных вариантах. Авторы её концепции (рабочая группа Минобразования РФ в составе А.А.Пинского, С.С.Кравцова, А.Г.Каспаржака и др.) разработали и предлагают педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений базовую модель предпрофильной подготовки, в которой отражены возможные объемы и её основные составляющие.

    В соответствии с концепцией базовый объём предпрофильной подготовки должен составлять около 100 часов. Точнее — 102 часа при условии выделения на эти цели трёх учебных часов в течение 34 учебных недель.

    Из этого объёма часов примерно две трети (70 часов, 2 часа в неделю) рекомендуется выделять на изучение краткосрочных курсов по выбору, продолжительностью от месяца до полугодия. Их функция, как уже говорилось, не столько расширить знания учащихся по образовательным областям и отдельным предметам, сколько способствовать определению учащимися профиля дальнейшего обучения в старшей школе.

    Оставшиеся часы целесообразно посвятить информационному обеспечению перехода к профильному обучению – профессиональному консультированию, профориентационной работе.

    В Базисном учебном плане общеoбразовательных учреждений РФ (БУП, 1998 г.) при пятидневной учебной неделе школьный компонент составляет всего 68 часов (2 часа в неделю), а при шестидневной неделе — 170 часов (5 часов в неделю). Поэтому школам, работающим по пятидневной учебной неделе, предстоит дополнительно выделить на предпрофильную подготовку ещё один час в неделю, доведя общее количество часов до 3 часов в неделю (т.е. до требуемых 102 часов). Педагогические коллективы, которые работают по шестидневной учебной неделе, имеют значительные резервы учебного времени для проведения предпрофильной подготовки учащихся в объёме 170 часов.

    В Федеральном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений (2004 г.) в 9-м классе на изучение регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения предусмотрено 210 часов. Этот ресурс может быть использован на организацию предпрофильной подготовки учащихся.

    Курсы по выбору как средство реализации предпрофильной подготовки

    В соответствии с концепцией предпрофильной подготовки набор предлагаемых курсов по выбору должен иметь вариативный характер, их количество должно быть избыточно для обеспечения учащимся возможности реального выбора. Их набор желательно наметить ещё в конце 8-го класса путём опросов и анкетирования учащихся.

    Учебный процесс должен позволить учащимся менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору не менее двух раз в учебный год.

    Содержание курсов предпрофильной подготовки должно отвечать следующим задачам:

    — расширять информацию по учебным предметам;

    — знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

    В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный, неизвестный учащимся материал, выходящий за рамки школьной программы.

    Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида:

    а) предметно ориентированные (пробные);

    б) межпредметные (ориентационные) курсы.

    Предметно ориентированные
    (пробные) курсы

    Введение предметно ориентированных курсов решает следующие задачи:

    • позволяет учащимся реализовать свой интерес к избранному предмету;

    • уточняет готовность и способность учащихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

    • создаёт условия для подготовки учащихся к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

    Желателен модульный принцип построения курсов, их характер — краткосрочный. Рекомендуемая продолжительность курсов при условии выделения двух часов в неделю — месяц (8 часов), четверть (16 часов), полугодие (34 часа).

    Перечень пробных курсов определяется набором предметов, наиболее характерных для профильного обучения.

    Аналогом этих курсов являются традиционные, привычные для школы факультативы.

    Межпредметные
    (ориентационные) курсы

    Введение межпредметных курсов решает следующие задачи:

    • создаёт информационную базу для ориентации школьников в многообразии появившихся в последнее время новых профессий;

    • знакомит учащихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям;

    • поддерживает мотивацию обучения, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

    Эти курсы должны познакомить учащихся с проблемами и задачами, решение которых предполагает синтез знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

    Аналогом этих курсов являются элективные курсы в старших 10—11-х классах.

    Цель введения предпрофильной подготовки

    В соответствии с концепцией предлагаемая для построения и апробации модель предпрофильной подготовки учащихся должна включать разные варианты сочетания двух названных типов курсов по выбору. Целью инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении должно стать:

    — определение наиболее удачного соотношения двух названных типов курсов;

    — отбор содержания курсов;

    — определение эффективной методики их изучения, включая инновационные образовательные технологии (коммуникативные методы, групповая работа, исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и др.);

    — определение результативных форм и методов оценки образовательных достижений учащихся и итоговой аттестации.

    Основные направления инновационной деятельности педагогических коллективов школ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Целью инновационной деятельности в данном случае является определение условий, которые позволят коллективам общеобразовательных учреждений наиболее эффективно и с наименьшими педагогическими рисками освоить ресурсы профильного обучения и предпрофильной ориентации.

    В данном процессе педагогам необходимо определить:

    1) эффективные пути организации предпрофильной подготовки в основной школе (как правило, в 9-м классе);

    2) параметры эффективной модели профильного обучения (10—11-е классы).

    Сформулируем приоритетные направления деятельности педагогического коллектива школ по проектированию и реализации модели предпофильной подготовки учащихся основной школы в связи с переходом к профильному обучению и с учётом особенностей конкретного общеобразовательного учреждения.

    1. Определение возможного содержания предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

    2. Определение эффективных технологий реализации модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

    3. Определение оптимальных путей изучения — с последующей апробацией — регионального компонента Базисного учебного плана РФ, отвечающего специфике конкретных регионов РФ (при этом само содержание регионального компонента, как правило, определяется на уровне субъекта РФ).

    4. Определение возможного содержания — с последующей апробацией — компонента образовательного учреждения Базисного учебного плана, соответствующего специфике конкретного общеобразовательного учреждения.

    5. Определение возможных путей реализации взаимосвязи федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.

    Некоторые выводы

    Фото А.СтепановаВ этом материале мы сделали обзор основных теоретических и практических положений, которые являются базовыми для организации инновационной деятельности, направленной на переход школы к предпрофильной подготовке учащихся в основной школе и профильному обучению в старших классах. Практическое решение этой задачи предполагает постановку и решение комплекса теоретических и практических проблем.

    Эти проблемы и возможные пути их решения должны стать предметом обсуждения в региональных Институтах повышения квалификации работников образования. В настоящее время эти вопросы рассматриваются на курсах в федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

    Обобщая сказанное выше, подчеркнём, что вопросы перехода к профильному обучению в старших классах и организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы применительно к социально-гуманитарным предметам в педагогической теории и практике пока ещё недостаточно разработаны как в общедидактическом, так и в конкретно-методическом плане.

    Учитывая сложность поставленных проблем, мы предлагаем педагогам-историкам и обществоведам, заинтересованным в осмыслении данной проблемы, выступить с конкретными предложениями в форме авторских разработок учебных занятий для изучения элективных курсов, предметов на базовом и профильном уровне на страницах научно-методического издания «История».

    Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
    доктор педагогических наук,
    профессор Академии повышения квалификации
    и профессиональной переподготовки
    работников образования


    Всем читателям данного специального выпуска газеты «История»
    мы желаем успехов в педагогической деятельности, продуктивного поиска эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся,
    которые помогут достичь современного уровня и качества образования.

    TopList