© Данная статья была опубликована в № 02/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 02/2007
  • Человек массы — это звучит страшно?

    Вторая из серии статей, посвящённых трудным вопросам, включённым в курс
    всеобщей истории
    профильной школы в соответствии с Федеральным базисным
    учебным планом 2004 г., а также в курс «Мир в ХХ веке». 10—11 классы

     

    Рассмотрение темы «массовое общество» ставит перед учителем целый ряд трудных задач.
    Во-первых, на уроке придётся ввести много достаточно сложных понятий и дать хотя бы общее представление о том, что такое массовое общество, массовое производство и массовое потребление, массовая культура, масса, стандарт.
    Во-вторых, единой теории массового общества ещё не выработано, мнения социологов на этот счёт весьма различаются. Поэтому комментарий учителя неизбежно займёт много времени, однако это не исключает возможности интерактивных форм работы с классом.

     

    Предпосылки появления
    массового общества

    Массовое общество возникло приблизительно в первой трети ХХ в., а его расцвет приходится на 50—60 гг. Основы для его появления были заложены ещё в ХIХ – начале ХХ в.: в передовых странах Запада разрушалась сословная система, происходило становление демократического гражданского общества.

    Этот вопрос можно рассмотреть подробнее, если на предшествующем уроке было дано опережающее задание: на основе пройденного материала по истории ХIХ в. и по обществознанию подготовить тему «Возникновение демократического гражданского общества в Западной Европе и США». Можно прослушать доклад учащегося или провести фронтальный опрос.

    В результате этих преобразований на историческую сцену вышли широкие демократические массы, которые ранее не имели доступа к политической жизни и чаще всего рассматривались историками как «пассивный материал» истории, малозаметный фон исторического процесса. Роль масс стала возрастать не только благодаря демократической системе выборов — этому способствовала и система всеобщего образования, открывшая доступ к знаниям, и относительная стабильность жизни, социальная обеспеченность и гарантированность прав и рост материального благополучия средних и низших слоёв общества. Немалое значение имел также демографический взрыв, быстрый рост населения (например, в Европе с 1800-го по 1914 г. оно увеличилось со 180 до 460 млн человек), ибо массовое общество — это всегда общество многолюдное. Неслучайно известный испанский философ Х.Ортега-и-Гассет в своей книге «Восстание масс» писал о том, что в современном мире всего стало больше: города, отели, пляжи, кафе и театры переполнены людьми, а сами люди переполнены информацией; неизмеримо выросли возможности для выбора, проявления своих способностей, удовлетворения самых разнообразных желаний, что порождает у масс ощущение всемогущества.

    Все эти факторы, безусловно, сохраняют своё значение и сейчас, т.к. массовое общество — это общество индустриальное, процветающее, демократическое. Однако разница между демократическим обществом ХIХ – начала ХХ в. и массовым обществом очень велика. Главным импульсом для становления массового общества стали массовое производство, массовое потребление и массовая культура. Это своего рода три столпа, на которые оно опирается.

    Массовое производство
    и потребление

    На появление массового производства и потребления большое влияние оказал рост материального благополучия в передовых странах Запада, и прежде всего в США. Ещё в начале прошлого века около половины зарплаты, а то и большую её часть, люди тратили на питание, одежду, жилище, т.е. на самое необходимое. Промышленность работала в основном «на себя», создавая средства производства и транспорт. Но постепенно, и особенно после Второй мировой войны, население всё больше стало использовать промышленные товары: телевизоры, холодильники, стиральные машины, телефоны, радио, автомобили. Потребительский спрос превратился в мощный двигатель экономики. Удовлетворить его можно было только за счёт внедрения технологий массового производства — непрерывного изготовления одинаковой, стандартной продукции на основе повторяемости производственных операций и производственного процесса в целом.

    Генри Форд — автомобильный король Америки и его завод и конвейер

    Генри Форд — автомобильный король Америки и его завод и конвейер

    Лидером в области массового производства стали Соединённые Штаты: там уровень потребления был выше, чем в Западной Европе, и ещё в ХIХ в. предпринимались попытки наладить массовый выпуск консервов, сигарет и т.д. Однако система массового производства и потребления появилась всё-таки только в первой трети ХХ в., и её «отцами-основателями» по праву считаются Ф.Тейлор и Г.Форд. Их называют также «великими стандартизаторами». Ф.Тейлор, создатель теории, именуемой в его честь тейлоризмом, хотел повысить эффективность труда, стандартизировав каждую операцию, которую совершал рабочий. Его замысел развил и воплотил в жизнь Г.Форд, о котором учащимся можно рассказать подробнее. Для большинства Форд остаётся лишь талантливым инженером и удачливым предпринимателем, который впервые ввёл на своих предприятиях конвейерное производство и стал выпускать «народный» автомобиль «Форд» — относительно дешёвый, простой в обращении, а потому доступный широким массам. На самом деле цели Форда были гораздо более масштабны: по сути, он разработал уникальный экономический и социальный проект, который повлиял на всю жизнь общества.

    Во-первых, Форд осуществил стандартизацию производства, т.е. создал массовое серийное производство стандартных товаров, которые выпускались с помощью стандартных технологий и труда «стандартизированного» рабочего, обладающего определёнными навыками, уровнем образования, физическими данными и даже особым психическим складом, позволяющим в течение многих часов выполнять абсолютно одинаковые операции, причём с большой скоростью. Можно сказать, что именно благодаря стандартизации была налажена система массового производства.

    Во-вторых, Форд стремился создать такие условия, при которых производство будет развиваться наиболее успешно, и решил объединить в одном лице производителя-рабочего и покупателя. Он отверг общепринятое мнение о том, что получить высокую прибыль можно только за счёт высокой цены на товары и минимальной зарплаты, и выбрал прямо противоположный путь: установил низкие цены и высокие зарплаты. Таким образом был создан массовый потребитель, появился огромный рынок сбыта товаров. Рабочие, которые производили машины, получили возможность покупать их и пользоваться ими. Владельцы предприятий, работники и покупатели оказались соединёнными друг с другом единой нерасторжимой связью.

    Кроме того, Форд ввёл на своих предприятиях широкую систему социальных программ: льготное медицинское обслуживание, кредитование и т.д. В конечном счёте, это шло на благо производства. Форд справедливо считал, что из-за небольших зарплат и низкого уровня жизни рождаются поколения постоянно недоедающих, слабых детей, которые неспособны к полноценному интенсивному труду.

    Подводя итоги, можно сказать, что Форд попытался установить партнёрские отношения между рабочими и предпринимателями, сделать бизнес социально ответственным, и одновременно создал базу для массового производства и потребления.

    «Стандартное общество»

    Массовое производство, массовое потребление наряду с массовой культурой, которую следует обсуждать на уроке отдельно, устанавливают в обществе господство стандарта. Это общество можно определить как общество стандарта, который из сферы производства и потребления проник едва ли не во все области жизни, начиная от школы и заканчивая системой управления. В массовом обществе существует стандартная массовая мода, массовый спорт, стандартные виды развлечений и отдыха.

    Стандарт, тесно связанный с технологиями, безлик и лишён какой бы то ни было внутренней значимости (например, этического или религиозного содержания).

    Стандарт демократичен и единообразен, ибо распространяется на всё общество, несмотря на разницу в доходах людей и их социальном положении.

    В массовом обществе все носят примерно одинаковую одежду, ездят в стандартных автомобилях, обставляют свои дома стандартной мебелью, хотя различия в цене этих товаров могут быть огромны. Стандарт «усредняет» общество, причём, как считают социологи, он распространяется не сверху вниз, а снизу вверх — от масс к элите.

    В этом заключается одно из важных отличий массового общества от сословного, в котором существовало разнообразие культурных норм, предназначенных для разных социальных групп.

    Например, представители дворянства и третьего сословия носили разную одежду и украшения, жили в разного типа домах; пиры, дуэли и турниры были привилегией дворян. Эти культурные нормы имели ценностное содержание и, как правило, от элиты постепенно спускались «вниз», распространяясь в средних и низших слоях.

    В частности, культура поведения за столом (использование вилок, ложек и т.д.) появилась сначала в высшем обществе (ХVI—ХVII вв.), а через некоторое время, приблизительно в ХVIII в., стала усваиваться буржуазией, подражавшей аристократии.

    В массовом обществе всё происходит наоборот: элита разделяет стандарты масс. Стандарт проникает в общество прежде всего с помощью массовой культуры, и в первую очередь рекламы, которая транслируется через СМИ.

    Аудиторией массовой культуры является всё общество — независимо от пола, возраста, национальности, уровня образования, вероисповедания людей, их социального статуса.

    Благодаря современным информационным технологиям массовая культура обладает огромными возможностями воздействия на человека.

    Массовая культура

    Как и само массовое общество, массовая культура — особое и очень сложное явление, не имеющее аналогов в предшествующих эпохах. Во-первых, она отличается и от «высокой», элитарной культуры, и от народной, фольклорной. Её создаёт не народ, т.е. это не продукт коллективного творчества, а элита, которая ориентируется при этом на вкусы и ценности масс. Массы, в свою очередь, приобщаются к «высокой» культуре, хотя в своём массовом варианте она преподносится в упрощённом, адаптированном виде.

    Во-вторых, массовую культуру не случайно называют «культуриндустрией» — это коммерческая культура, которая тесно связана со сферой экономики, «встроена» в систему индустриального или постиндустриального общества и так или иначе служит его целям.

    Поэтому массовую культуру, как правило, критикуют за то, что она манипулирует общественным сознанием, внедряет в него «заказанные» ценности и идеи, а в конечном счёте стремится подчинить человека.

    Массовая культура является культурой стандарта, однако внешне она очень разнообразна, поскольку обладает огромной гибкостью и способностью впитывать в себя, перерабатывать и приспосабливать под стандарт фольклорные, элитарные, этнические и даже контр-культурные пласты.

    Например, рок-культура, пережившая свой расцвет на волне молодёжной революции 1968 г. и представлявшая собой контр-культурное явление, постепенно была поглощена и адаптирована массовой культурой, утратив свой «революционный», бунтарский характер, направленный против «буржуазной» морали, общепринятого образа жизни и самой массовой культуры.

    Произведения поп-арта —
    символы и образы массового общества

    Несмотря на большую вариативность, вечную погоню за новыми эффектами и технологическими новшествами, массовая культура единообразна и опирается на стереотипы. Благодаря этому она выполняет свою важнейшую функцию: укрепляет и консолидирует массовое общество, в котором, конечно, существуют социальные различия и социальные конфликты, однако господствует единообразие в потреблении, стиле жизни, моде и т.д. И здесь основную роль играет массовая культура, которая создаёт единую систему ценностей, формирует коллективные чувства и настроения, с помощью рекламы диктует стандарты поведения и образа жизни, стиль и моду. Таким образом, в массовом обществе консолидация осуществляется за счёт единообразия.

    Занимая господствующее положение в культуре ХХ  в., массовая культура претендует на роль универсальной, глобальной, поскольку проникает во все уголки мира, накладывая печать единообразия на национальные культуры.

    Правда, исследователи отмечают, что существуют национальные варианты массовой культуры: сколь бы ни была популярна американская массовая культура, японский, индийский или российский варианты «масскульта» имеют свои отличительные особенности и свою аудиторию, поскольку в той или иной степени базируются на собственных традициях. Однако основные качества массовой культуры, о которых мы уже говорили, сохраняются, в каком бы обличье она ни представала.

    Информационная революция коснулась и сознания человека, его взглядов на мир.

    Информация, которую мы получаем в основном через СМИ, становится нашей новой средой обитания. Каждый день людей буквально захлёстывают волны самой разнообразной информации, которую фактически невозможно усвоить, осмыслить и переработать.

    И это касается не только тех, кто просто слушает радио, смотрит телевизор или читает газеты, но и специалистов, получающих огромное количество информации, связанной с их профессией. Переизбыток информации, перенасыщение информационного пространства — одна из важных проблем современного общества.

    Массовая культура в эпоху
    информационной революции

    Информационная революция 1970—1980 гг., создание новых информационных технологий (спутниковые системы связи, компьютер, Интернет) нисколько не разрушила, а напротив — укрепила позиции массовой культуры. Современный человек беззащитен перед информационным потоком: в его сознание постоянно вторгаются новые идеи и научные теории, известия об открытиях, ката-строфах, политических переворотах, происходящих в разных точках земного шара. О.Тоффлер назвал эту ситуацию «духовным водоворотом»: «Каждый день приносит нам новые причуды, научные открытия, религиозные и общественные движения и выступления. Пантеизм, нетрадиционная медицина, социобиология, анархизм, структурализм, неомарксизм и новая физика. Восточный мистицизм, технофилия и технофобия, а также тысячи других течений и противотечений пронизывают защитный экран сознания, и у каждого из этих явлений есть свои научные жрецы или сиюминутные гуру» (О.Тоффлер Третья волна. М., 2004. С. 465). Всё это заставляет пересматривать сложившиеся, привычные взгляды на мир, менять свою «картотеку» образов и представлений, иначе они не будут соответствовать быстро меняющейся реальности.

    Восприятие информации тоже стало иным: книгу стали сменять экраны телевизоров и мониторов, и учёных всерьёз заботит то, что «человека читающего» может вытеснить «человек видящий». Конечно, у каждого есть право выбора между разными способами получения информации, и всё-таки в последнее время именно «культура экрана» становится всё более популярной.

    Между тем информация, которую передают СМИ, имеет целый ряд особенностей. В последнее время она становится ещё более фрагментарной, подаётся отдельными разнородными кусочками: фильм, реклама, обрывок новостей, мультфильм, коллаж, музыкальный клип... И все эти кусочки, лишённые какой бы то ни было внутренней логической связи, проносятся перед глазами с огромной скоростью. Не случайно современную массовую культуру называют клип-культурой. Её потребителям приходится самостоятельно «склеивать» этот разрозненный материал и делать свои выводы.

    Благодаря современным технологиям лучшие произведения мировой культуры стали доступны миллионам людей. Ещё не так давно спектакли и концерты, картины и скульптуры предназначались в основном для избранного меньшинства. Сейчас шедевры литературы публикуются миллионными тиражами, концерты или спектакли можно посмотреть по телевизору, лучшие образцы живописи и скульптуры не только выставлены в многочисленных музеях, но и тиражируются в бесчисленном количестве копий, хранятся в «виртуальных музеях». Однако между копией и оригиналом есть большая разница, шедевры, представленные в виде репродукций или увиденные на экране телевизоров, утрачивают частицу своей неповторимости и гениальности.

    Важно и то, что информация, которую передают СМИ, обычно представляет собой не текст, а зрительный образ. Образ схватывается сознанием гораздо лучше, однако воспринимается в основном эмоционально, а не с помощью разума, логики.

    Чтение требует и эмоциональных, и интеллектуальных усилий, смысл текстов обычно сложен, многозначен — особенно если речь идёт о выдающихся произведениях художественной литературы. Чем больше человек думает над прочитанным, тем больше смыслов ему открывается. Тексты «культуры экрана», как правило, очень лаконичны и просты, никакого скрытого значения в них не содержится.

    Благодаря новым информационным технологиям в ХХ в. появился новый вид искусства — кино. В наши дни благодаря монтажу, компьютерной графике и анимации и другим техническим усовершенствованиям кино получило огромные возможности создавать иллюзорную, но внешне совершенно правдоподобную реальность.

    Ещё большими возможностями располагает виртуальная компьютерная реальность — искусственная среда, которая создаётся компьютерными средствами. Виртуальная реальность может показаться более убедительной, чем реальность настоящая. Она воздействует не только на зрение, но и на слух и осязание. Надевая дисплей (шлем, очки или маску), цифровые перчатки и электронный костюм, человек полностью погружается в особый мир и полностью изолируется от всех внешних воздействий. Этот мир объёмен, в нём можно передвигаться, «дотрагиваться» до объектов, которые на самом деле существуют только в памяти компьютера, взаимодействовать с персонажами, менять условия игры и саму виртуальную реальность, переживать острые эмоции.

    Недавно появившись, виртуальная реальность уже стала неотъемлемой частью массовой культуры. В США на электронные развлечения ещё в середине 1990-х гг. покупатели тратили свыше 350 млрд долларов в год, занятость в этой сфере достигла 5 млн человек. На основе виртуальной реальности создаются не только видеоигры, но и образовательные программы, рекламные видеоклипы, и спрос на такого рода продукцию растёт год от года.

    Мнимая компьютерная реальность позволяет человеку отключиться от повседневной жизни с её заботами и тревогами, полностью погрузиться в мир иллюзий и стать участником событий, которые он, в отличие от реальных, может контролировать. Но каковы результаты таких «погружений», особенно если они становятся регулярными? С точки зрения учёных, виртуальная реальность оказывает сильнейшее воздействие на психику человека и в этом отношении далеко не безопасна. Нарушается привычная ориентация в пространстве и времени, мозг приспосабливается к новым условиям, органы чувств перестраиваются на особый виртуальный режим. Нарушаются и некоторые нравственные нормы: например, виртуальное убийство в компьютерной игре, естественно, не считается убийством и за него не испытывают чувства вины, хотя оно выглядит вполне достоверно. Одним словом, в виртуальной реальности позволено то, что осуждается и карается в обществе. У человека, часто совершающего переходы из «настоящей» реальности в виртуальную и обратно, могут произойти серьёзные искажения психики и нравственных норм.

    Функции массовой культуры

    Массовая культура выполняет целый ряд важных функций, которые в конечном счёте служат всё той же главной цели — сплотить и укрепить массовое общество. Среди этих функций нужно выделить следующие.

    1. С помощью массовой культуры происходит процесс социализации и инкультурации, т.е. подрастающие поколения приобщаются к социальной и культурной жизни. В этом случае массовая культура заменяет традиции, фактически утраченные в индустриальных и постиндустриальных обществах. Она воссоздаёт типичные житейские ситуации, дарит человеку возможность прожить в его воображении разнообразные, но тоже вполне типичные психологические состояния, тем самым помогая ему приспособиться к сложной и быстро меняющейся реальности. По оценкам социологов, знания о мире у современного человека только на 10—15% основаны на его личном жизненном опыте. Большую часть информации он получает через СМИ.

    2. Массовая культура развивает и укрепляет так называемую «дискуссионную», «совещательную» демократию. Ведь именно с помощью СМИ происходит обсуждение самых острых, наболевших проблем. В этих обсуждениях может принимать участие наиболее активная часть общества, высказывая свою точку зрения и приобщаясь к управлению государством. Так устанавливается связь и диалог между властью и обществом, массы могут оказывать влияние на власть, корректировать политические решения.

    3. Массовая культура обеспечивает массового потребителя, вырабатывая (прежде всего за счёт рекламы) в людях специфическую «потребительскую идеологию», формируя в их сознании стандартные представления о престижном образе и стиле жизни.

    4. Наконец, массовая культура выполняет весьма важную компенсаторную, рекреационную (восстановительную) функцию. Являясь в первую очередь культурой развлечений, она создаёт своеобразную «индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую и т.д.), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм, спорт, в последнее время к этому списку добавились компьютерные игры. Иллюзорная реальность, в которую можно погрузиться благодаря кино, телевидению, книгам, компьютерам и Интернету, даёт возможность современному человеку, уставшему от постоянных стрессов и напряжённого ритма работы, бежать в мир грёз и вымыслов. В этом придуманном, но внешне вполне реальном мире человек чувствует себя комфортно, ибо там иллюзорно удовлетворяются самые разнообразные инстинкты, эмоции, несбыточные желания. Такие «погружения» в принципе рассчитаны на то, чтобы помочь ему снова вести интенсивную жизнь и быть полноценным членом массового общества. Но, как уже говорилось, они таят в себе и большую опасность.

    Эту часть урока можно сделать более интересной, устроив «социологический опрос»: попросить учащихся в письменной форме заполнить анкету «Мой выбор в массовой культуре».

    1. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?

    2. Какие видеоигры больше всего вас увлекают?

    3. Часто ли вы покупаете товары, которые рекламируются по телевидению?

    4. Что, с вашей точки зрения, является стандартным в вашем образе жизни, в ваших целях и желаниях, в вашей одежде, причёске, в проведении досуга?

    Выбрав команду «социологов», можно дать им задание собрать анкеты и на следующем занятии проанализировать их, выделить наиболее типичный и наиболее оригинальный, необычный варианты ответов. Такой вид работы с классом имеет не только обучающий, но и воспитательный характер: вопросы, поставленные в анкете, помогут учащимся критически, со стороны взглянуть на себя, свою внутреннюю жизнь.

    Cоциально-психологический
    портрет массы

    Основным «героем» массового общества является масса. Понятие «масса» — одно из самых сложных, оно с трудом поддаётся чёткому определению, поэтому ему следует уделить особое внимание. Характеристику массы, возможно, лучше дать «от противного», поскольку легче объяснить, чем она не является, нежели что она собой представляет. Массу нужно отличать от толпы — скопления людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом и могут легко «заражаться» общими идеями и настроениями. В массе люди не обязательно контактируют друг с другом. Массу следует также отделять от таких исторически сложившихся общностей, как народ и нация, которых сплачивает общая историческая судьба, культурные и нередко религиозные традиции. Наконец, понятие «масса» отнюдь не равнозначно понятиям «социальные низы» или «класс», поскольку масса появляется только в ХХ в., в обществах со специфической социальной структурой.

    Речь идёт о передовых индустриальных, высокоурбанизированных обществах, в которых на протяжении ХХ столетия происходило не только раскрестьянивание, но и постепенное сокращение и размывание класса промышленных рабочих, с одной стороны, и разрастание сферы услуг и численности людей, занятых в ней, — с другой. В результате наиболее многочисленной социальной группой стал так называемый «средний класс», в котором обычно выделяют две подгруппы: старый средний класс (фермеры, мелкие предприниматели — «наследники» ремесленников, торговцев, крестьян) и новый средний класс, состоящий из дипломированных специалистов, людей с высшим образованием (инженеры, техники, юристы, врачи, адвокаты, преподаватели, научные работники).

    Средний класс составляет самый многочисленный слой массового общества, его основу, поэтому некоторые социологи называют массовое общество обществом «белых воротничков», хотя, конечно, социальный состав его более сложен. Разнородность массового общества и его основной силы — среднего класса определяет многие особенности массы.

    Массы — это большие контактные группы людей, разобщённых, изолированных друг от друга, которых объединяет лишь общность потребляемой продукции (товаров, информации, развлечений, моды и т.д.) и то, что они включены в тот или иной массовый вид деятельности. Например, массовый рынок состоит из миллионов анонимных, безвестных покупателей, в выборах принимают участие массы анонимных избирателей. В такого рода деятельности у масс нет руководства или какого-то единого твёрдого кодекса.

    Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955)
    Хосе Ортега-и-Гассет
    (1883—1955)

    В науке отношение к массовому обществу и его главному герою — человеку массы очень различно. В первой половине ХХ в. оно было весьма критическим. Ортега-и-Гассет, например, считал, что масса — это люди определённого склада и образа жизни, которые стали преобладать и господствовать во всех слоях общества, сверху донизу. Масса для него — это ни в коей мере не социальные низы (рабочие или крестьяне), масса противопоставляется меньшинству совсем по другим параметрам, не имеющим отношения к делению на классы или социальные группы. Для Ортеги-и-Гассета меньшинство — это люди, которые много от себя требуют, сами накладывают на себя тяжёлые обязательства. К массе же относятся «средние», заурядные люди, которые плывут по течению, они почти неотличимы друг от друга, живут и мыслят одинаково и вполне этим довольны. Такого рода деление на людей «особых» и одинарных существовало в обществе всегда, однако сейчас соотношение сил изменилось и равновесие нарушилось: массы не хотят повиноваться меньшинству и подражать ему, наоборот — они вытесняют меньшинство и замещают его, захватывают лидирующие позиции, поэтому установка на заурядность стала всеобщей. «Солистов больше нет — один хор», — пишет Ортега-и-Гассет. Наступила эпоха всеобщего выравнивания, усреднения. Массы опасны, ибо это «варвары, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации», породившей их. По мнению Ортеги-и-Гассета, человек массы инфантилен и безответствен, ему присуща ненасытная жажда потребления, а главное — глубинное непонимание ценности цивилизации, благодаря которой он существует и плодами которой пользуется.

    Впоследствии в социологии понятие «масса», оценки «человека массы» и самого массового общества, разумеется, изменились. Хотя некоторые характеристики, данные Ортегой-и-Гассетом, сохранили своё значение, они были существенно переосмыслены.

    Наиболее известной является теория массового общества К.Манхейма — одного из крупнейших социологов ХХ в., изложенная в его работах «Диагноз нашего времени» (1935) и «Человек и общество в век преобразования» (1943). С точки зрения Манхейма, в массовом обществе разрушаются или утрачивают своё значение так называемые «первичные» группы (в семье, соседской общине и т.д.), ранее составлявшие основу общества. А это означает, что неизбежно утрачиваются или вытесняются на задний план и те отношения, которые связывали людей в первичных группах, возникших в глубокой древности, на ранних этапах становления общества, — родственные и этнические связи, любовь, взаимная поддержка и помощь. Массовое общество мобильно и разнородно: в нём существует огромное количество профессий, формальных и неформальных объединений, усиливаются все виды социальных передвижений и взаимодействий, и соответственно, сталкиваются и смешиваются самые разные системы ценностей, связанные с различными религиозными традициями и политическими идеологиями: христианством, идеями, восходящими к философии Просвещения, социализмом, консерватизмом, неофашизмом и т.д. В массовом обществе нет единой системы воспитания и образования, а стало быть, нет и единой оценки труда, здоровья, семейных и сексуальных отношений, единого мироощущения. Всё это может приводить к разрушению моральных норм, «отставанию» в моральном развитии общества на фоне успехов экономических. Человек, живущий в таком аморфном обществе, чувствует себя одиноким и потерянным; отсутствие твёрдой опоры порождает страх, раздражение и неуверенность в себе.

    Сходные идеи об особенностях характера «человека массы» выдвигали известный психолог Э.Фромм и социолог Д.Рисмен, находившийся под его влиянием. Э.Фромм определял социальный характер «человека массы» как «рыночный» (или отчуждённый, шизоидный). «Рыночный» человек ощущает себя «меновой стоимостью», главная его цель — приспособиться к требованиям общества, и в погоне за ней он утрачивает своё «я», его эмоции угасают. Рисмен в книге «Одинокая толпа» (1950) утверждал, что массовое общество создаёт «внешне ориентированный характер»: человека-локатора, у которого нет ничего постоянного — ни традиций, ни культуры, ни собственной цели в жизни, ни своей системы ценностей. Постоянно лишь ощущение зависимости от других людей, стремление адаптироваться к ним и добиться их одобрения. Такая излишняя «гибкость» характера порождает страх, тревогу, неуверенность в себе, чувство одиночества.

    Вместе с тем у массового общества есть и позитивные черты, и начиная с 1960-х гг. именно они стали выступать на первый план в социологических теориях. Подчёркивается, что массовое общество даёт огромные возможности для самореализации личности, люди становятся свободнее и активнее, выше ценят себя и свои права. Впервые в истории именно в массовом обществе они могут принимать активное участие в политической, общественной и культурной жизни. Массы влияют на жизнь общества, осуществляя свой выбор — газет, телепрограмм, продуктов, политических лидеров, идей. Выросло не только благосостояние масс, но и уровень образованности, моральные принципы и чувство собственного достоинства. Многие негативные явления: конфликты и конкуренция, отчуждение людей, аморальность, обезличенность, — нельзя считать главными характеристиками массового общества. Это лишь естественное следствие ослабления классовых и этнических связей, власти и религии.

    Какова будет дальнейшая судьба массового общества? Какие изменения произойдут в нём в постиндустриальную эпоху? По прогнозам некоторых учёных, новое постидустриальное общество будет едва ли не противоположностью массового. Однако это — особая тема, которой будет посвящена специальная статья.

    Валерия ХАЧАТУРЯН,
    кандидат филологических наук
    (Институт всеобщей истории РАН)


    Советуем прочитать

    Манхейм К. Диагноз нашего времени. Очерки военного времени, написанные социологом. М.: ИНИОН, 1992.

    Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М.: ИНИОН, 1991.

    Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003

    .Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.

    Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

    TopList