© Данная статья была опубликована в № 01/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 01/2007
  • Эпоха застоя

    Эпоха застоя

    Воспоминания, стихи, песни...

     

    Открытый урок по теме: «Брежневское время». 9, 11 классы

    Цели

    1. Обобщить знания по историческому периоду «развитого социализма».

    2. Показать, что общественная атмосфера того времени была противоречива, неоднозначна.

    3. Дать возможность учащимся на основе предварительной исследовательской работы сделать объективные самостоятельные выводы.

    4. Способствовать воспитанию бережного отношения и уважения к истории Отечества.

    Оформление

    1. Фотовыставка (фотографии из семейных альбомов второй половины 1960-х — начала 1980-х гг.).

    2. «Портрет эпохи» — творческие работы учащихся.

    3. Выставка атрибутов трудовой и общественной жизни (комсомольские, партийные билеты, знаки трудового отличия и т.д.).

    4. Слова Е.Евтушенко на стенде:

    Достойно, главное достойно
    Любые встретить времена,
    Когда эпоха то застойна,
    То взбаламучена до дна.
    И если всё переломалось,
    Как невозможно предрешить,
    Скажи себе такую малость:
    «И это надо пережить...»

    План урока

    1. Оценка личности Л.И.Брежнева.

    2. Уровень жизни народа.

    3. Общественная атмосфера.

    Для подготовки к уроку учащиеся получают опережающие задания. На открытый урок приглашаются учителя, родители учеников.

    ХОД УРОКА

    I.  Вступительное слово учителя

    Рассказ о Л.И.Брежневе.

    Рекомендуемая литература:

     «История Отечества» под ред. В.П.Дмитренко — из воспоминаний Д.Бурлацкого о Л.И.Брежневе;

    «История России XX в.» под редакцией А.А.Данилова — из воспоминаний В.Брандта — бывшего канцлера ФРГ;

    Из воспоминаний Г.А.Арбатова «Затянувшееся выздоровление»;

    Из воспоминаний А.У.Шелепина.

    II. Выступления приглашённых

    Что вы знаете о Л.И.Брежневе, как о руководителе СССР?

    Как вы оцениваете его роль в истории государства и в жизни народа?

    Родители и учителся отвечают на вопросы.

    III. Характеристика эпохи

    1. Уровень жизни народа

    А. Сообщения учащихся, получивших опережающее задание. Социальная политика в СССР середины 1960-х начала 1980-х гг.

    Б. Зарплата, цены — сопоставление, анализ, выводы.

    Ученики читают стихотворения Е.Евтушенко.

    Нехватки

    Двужильность в народе.
    Двужильность во мне.
    Шатает, но сила не тает.
    На горе и счастье я рос
                                 на войне
    В стране, где всего не хватает.
    Бессмысленно очередь жалась
                                 чуть свет
    К пустой продуктовой палатке,
    Вздыхая, почёсывал голову дед:
    «Где схватки с врагом,
                                 там нехватки...»
    Бинтов не хватало тогда
                                 на войне,
    Сапог, самолётов, тротила,
    Но всё же материи красной
                                 вполне
    На флаг над Берлином
                                 хватило.
    Теперь побогаче пошли
                                 времена —
    В России никто не голодный,
    Теперь подавай апельсинов,
                                 джерси —
    Все чёртова прорва глотает,
    И стонут хозяйственники
                                 на Руси:
    «Проклятье, всего не хватает!»
    Заплатки у нас на штанах,
                                 на шоссе,
    И бродят, как будто солдатки,
    По Волге, Печоре, Уралу,
                                 Шексне
    Нехватки, нехватки, нехватки.
    За нашей спиною пространств
                                 немота,
    У нас перед лицами — вьюга,
    Но нету нехватки у нас
                                 никогда
    В последней рубахе для друга.
    Такая страна. Мне не надо
                                 другой.
    Я болью её не торгую.
    Была б она сытой и жадной
                                 каргой,
    Её не любил бы такую.
    В ней лиха с лихвой.
    Принимаю лихву.
    В ней медленно, трудно
                                   светает,
    Но слов не хватает сказать,
                                  как люблю
    Страну, где всего не хватает.

    Нервы взрослых

    Обалденье подкашивает людей
    От галденья магазинных,
                                  автобусных,
    Прочих очередей.
    Добывание ордеров и путёвок,
    Бесчисленных справок, сапог
                                   на меху —
    Это как добиванье
    Самих же себя на бегу.
    Чтоб одеться красиво,
    Надо быть начеку.
    Надо хищно, крысино
    Урывать по клочку
    На колготки из Бельгии,
    На румынскую брошь
    Наши женщины бедные
    Чуть не с криком: «Даёшь!»
    От закрута, замота,
    От хрустенья хребта
    Что-то в душах замолкло,
    Жабы прут изо рта.
    Горький воздух собесов
    И нотариальных контор
    Пробуждает в нас бесов,
    Учиняющих ор.
    Не по адресу жажда мести,
    Не по адресу мат спьяна
    Плюнуть в ближнего легче,
    Если не доплюнуть до тех,
    Чья вина.

    В. Обмен мнениями участников, гостей.

    2. Общественная атмосфера

    Фото В.МусаэльянаА. Видеоинтервью «Что младшие школьники знают о пионерском галстуке, октябрятской звездочке?», подготовленные участниками урока.

    Б. Ученики дают историческую справку:

    Октябрята — младшие школьники — получили своё имя в честь Октябрьской революции. Носили значок — звёздочку с портретом Володи Ульянова.

    Пионер — от слова «первый». В пионерской организации состояли школьники от 10 до 14 лет. Объединялись в отряды, дружины. Имели свои атрибуты: галстук, барабан, горн. Проводили много полезных дел: забота о младших, о престарелых, ветеранах, сбор макулатуры, металлолома и т.д.

    Комсомол — коммунистический союз молодёжи. В 1924 г. получил имя ленинского — ВЛКСМ. Организация объединяла молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет. За трудовую доблесть и боевые подвиги комсомол награждён шестью орденами СССР.

    Ученик читает стихи.

    Идеи правые, родные,
    Зачем пускаться нам в обман,
    Зачем вам косы приплетные
    И столько пудры и румян?
    В словах мерзавца-пустобрёха,
    Что украшает грязь траншей,
    Приукрашается эпоха,
    И этим кажется страшней.
    Как надоели крем и краска,
    Наложенные подлецом,
    И прирастающая маска
    Навек становится лицом.

    Учитель. Что же есть лицо, а что маска того времени, о котором мы ведём сегодня рассказ. Для сегодняшних учеников слова пионер, комсомол, партия — это эхо минувших дней, это история. Для тех, чьи детство и юность выпали на 1960 — 1980-е гг., — это жизнь. И связана она была с пионерией и комсомолом. Плохо это или хорошо? Какую роль играли эти детские и далеко не детские организации?

    В. Фрагмент пионерского сбора — инсценировка.

    Г. Обмен мнениями с участниками и гостями урока, они отвечают на вопрос учителя.

    Звучит песня «Не расстанусь с комсомолом».

    Рассказ учителя, современника брежневских времён.

    Фото В.МусаэльянаУчитель. В то время, как пелись задорные комсомольские песни, звучали голоса детей, рапортующих съезду партии быть достойной сменой, всё плотнее становился «железный занавес», лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы, слушать музыку зарубежных авторов. Деятели культуры, которые не принимали «правил игры», критиковали строй и выступали с собственными суждениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. Специфической чертой того времени была так называемая «магнитофонная революция».

    Записи бардовских песен и сатирических выступлений, не поддавшихся контролю, получили широкое распространение. Лидерами были В.Высоцкий, А.Галич, Ю.Ким, Б.Окуджава, М.Жванецкий. С аншлагом проходили концерты А.Райкина, известного Фото В.Мусаэльянаартиста-сатирика.

    Учащиеся под гитару исполняют песни В.Высоцкого.

    Учитель. В 1979 г. в нашу жизнь вошёл Афганистан. И уже не в первый раз наша страна посылала на смерть свою юность, своё будущее, пытаясь контролировать политическую жизнь другой страны.

    Исполняется под гитару песня неизвестного автора-«афганца» (на мотив песни «Товарищ Сталин, вы большой учёный»).

    Товарищ Брежнев,
                                      вы большой политик
    Лежите под Кремлёвскою
                                      стеной,
    Но ради бога вы меня простите,
    Что я за ваш не выпью упокой.
    Когда войска в Афган
                                      вы посылали,
    Мы думали, что рушится земля.
    О том, что мы деревья там сажали,
    Вещало телевиденье Кремля.
    А вы с большой трибуны заверяли
    О помощи Афганской стороне,
    Мы сухари с водичкой попивали
    На этой необъявленной войне.
    В гробу мы вашу помощь
                                      увидали
    На этой необъявленной войне.
    Мы там немало тысяч
                                       потеряли,
    Но вам уже об этом не узнать.
    Ведь посылая нас, вы твёрдо
                                       знали —
    Обратно не придётся забирать.
    Забыть о вас Афган нас
                                       не заставит,
    Поставить памятник афганцам
                                       пробил час.
    А я б его на Красной площади
                                       поставил
    С огромным указателем на вас.

    Наталья ИОНЧЕВА,
    учитель истории и обществознания

    TopList