© Данная статья была опубликована в № 24/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 24/2006
  • Итоговая работа для слушателей курсов повышения квалификации

    Итоговая работа для слушателей
    курсов повышения квалификации

    по курсу Е.Е.Вяземского, О.Ю.Стреловой

    Как преподавать историю
    в современной школе:
    теория и методика

    Уважаемые слушатели!
    Итоговая работа должна быть отправлена до 28 февраля
    по адресу: ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165,
    Педагогический университет «Первое сентября».

    Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации! Итоговая работа в практико-ориентированной и творческой форме обобщает материалы всех лекций и состоит из двух вариативных заданий (по выбору слушателя).

    В первом задании слушателям предлагается разработать оригинальный сценарий учебного занятия под условным названием «Урок, которого не было…» по материалам научно-исторических рубрик газеты «История» и использовать теоретические и практико-ориентированные идеи, сформулированные в лекционном блоке курсов.

    Во втором задании слушателям предстоит проанализировать методический сценарий учебного занятия из рубрики «Я иду на урок» в контексте современных теоретико-практических подходов к школьному историческому образованию и предложить способы его усовершенствования.

    Оценка работы будет производиться по системе «зачёт/незачёт».

    ЗАДАНИЕ 1

    «Урок, которого не было…»

    В газете «История» (любой номер за 2006 г.) выберите понравившуюся вам тему в одной из следующих рубрик: «Мастерская историка», «Забытый сюжет», «Гордиев узел», «Пыль веков», «Анфас и профиль». Обратите внимание, в каких классах и курсах истории редакция рекомендует использовать эти материалы. Как правило, предлагаемые к ним темы уроков носят специализированный характер (например, «История военно-морского флота», «Возникновение Церкви», «Положение Греции под властью Османской империи» и т.д.) и не входят в содержание исторического образования на базовом уровне. Между тем именно это обстоятельство позволяет вам творчески отнестись к подготовке урока и использовать инновационные идеи теории и методики обучения истории. Возможно, что урок, «которого не было», вы проведёте на факультативе, в профильном классе или в иной творческой ситуации.

    Подготовьте сценарий учебного занятия на основе выбранных вами материалов. В своей методической разработке рационально используйте как минимум пять из восьми предложенных ниже требований. При полном соответствии этим требованиям каждый фрагмент сценария оценивается по 10 баллов. Итоговая максимальная сумма баллов – 50.

    Требования к сценарию учебного занятия

    1. Методическое обоснование темы урока: ступень общего образования, курс истории, уровень исторического образования, класс, место в учебной теме (тематическом блоке), актуальность, связь с обязательным минимумом содержания образования.

    2. Развёрнутая целевая установка урока: обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока, опора на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по истории, соответствие цели конкретной теме и моделируемой педагогической ситуации (пункт 1).

    3. План изучения новой темы: формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной вами рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.

    4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников (карта, документ, иллюстрация, научно-популярный текст, статистическая таблица). Вопросы и задания направлены на:

    — атрибуцию источника;

    — логический анализ его информации;

    — локализацию содержащихся в нём сведений в пространстве и времени;

    — критический анализ источника;

    — аксиологический (ценностный) анализ Текста;

    — праксеологический анализ источника.

    5. Познавательные задания и критерии их проверки, подготовленные на основе приёмов многоперспективного подхода к изучению истории и монтажа источников, которые можно предложить учащимся для работы в группах или индивидуально (два и более примеров).

    6. Трёхкомпонентная система закрытых и открытых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ по истории, охватывающая содержание новой темы (10 заданий для части А, 5 заданий — В, 7 заданий — С.)

    7. Интеграция содержания учебной темы с региональным (национально-региональным) компонентов содержания исторического образования (учебный материал, вопросы и задания, связывающие тему урока с курсом региональной/локальной истории).

    8. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии, подводящие школьников к выводам о новизне и неисчерпаемости исторического познания, многообразии источников и интерпретаций исторического прошлого, к сопоставлению альтернативных точек зрения и формулированию собственных суждений, к разработке перспектив научного исследования и общественного обсуждения данной темы и т.п.

    В своей работе не забудьте указать автора, название статьи и номер газеты, материалы которого вы использовали.

    ЗАДАНИЕ 2

    «После урока…»

    В газете «История» (2006 г.) выберите заинтересовавшую вас разработку урока в рубрике «Я иду на урок». Проанализируйте готовый сценарий как минимум по пяти из девяти предложенных вопросов и покажите способы усовершенствования учебного занятия. Предлагаем вам воспользоваться сравнительно-обобщающей таблицей:

    Пункты сценария урока

    Анализ

    Способы усовершенствования

    1. Цели урока: …..

     

    Свой вариант целевой установки: …

    2. План урока: ….   Свой вариант плана изучения новой темы: …

    При полном соответствии требованиям проблемного анализа урока каждая часть вашей работы оценивается на 10 баллов. Итоговая максимальная сумма баллов — 50.

    Вопросы для проблемного анализа урока истории

    1. Каковы цели урока? Как они соотносятся с целями ФК ГОС по истории в основной или старшей школе, на базовом или профильном уровне? Как в целевой установке урока учитываются возрастные познавательные возможности школьников? Как отражаются в ней идеи ценностно-ориентированного, личностно-развивающего, компетентностного подхода к образованию?

    2. Как сформулированы вопросы для изучения новой темы? Как они соотносятся с темой и образовательной целью урока? Какие аспекты исторического прошлого и настоящего актуализируют? Носят ли проблемный, исследовательский характер? Предрасположен ли план урока к организации самостоятельной творческой и дискуссионной формам познавательной деятельности учащихся?

    3. Что представляет собой форма учебного занятия? Чем обусловлен выбор данной формы учебного занятия или типа/вида урока истории? В какой степени сценарий урока («ход урока») реализует образовательно-воспитательный и развивающий потенциал этой формы/типа урока?

    4. Как организована работа по формированию картографических знаний и умений учащихся? Какие виды карт использованы в сценарии урока? Какие функции выполняют картографические средства в изучении новой темы? Какие виды познавательных вопросов и заданий предложены учащимся на основе карт? Как соотносится содержание работы с исторической картой с содержанием образовательной и развивающей целей учебного занятия?

    5. Как организована работа по формированию хронологических знаний и умений учащихся? Какие средства использованы для этого в сценарии урока? Какие виды познавательных вопросов и заданий ориентированы на формирование/развитие хронологических знаний и умений школьников? Адекватны ли предложенные в сценарии урока хронологические задания требованиям к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования?

    6. Как организована работа учащихся с учебником истории? Какие компоненты учебной книги задействованы и с какой целью? Какие формы и приёмы работы с учебником предложены учащимся? В какой степени они соответствуют современному образу учебника истории, целевым установкам занятия и возрастным познавательным возможностям учащихся?

    7. Как организована работа учащихся с историческим документом? Какие виды первоисточников предложены и чем обусловлен их выбор? Какие вопросы и задания предложены школьникам? Какие уровни анализа и интерпретации исторических Текстов они представляют? Какие знания, умения и ценностные ориентации возможно формировать у школьников с помощью этих источников и заданий к ним?

    8. Как организована работа учащихся с иллюстрацией/иллюстрациями? Какие виды иллюстраций использованы в сценарии урока? Какие вопросы и задания к ним предложены? Какие уровни анализа и интерпретации исторических Текстов они представляют? Какие знания, умения и ценностные ориентации можно формировать у школьников с помощью этих иллюстративных источников и заданий к ним?

    9. Какие идеи представляются ведущими в содержании данного урока в контексте общего плана урока, совокупности вопросов и заданий, а также заключительного этапа учебного занятия и домашнего задания? Как они соотносятся с заданной в сценарии целевой установкой урока и потенциалом учебной темы?

    В своей работе не забудьте указать автора, название статьи и номер газеты, материалы которого вы использовали.

    TopList