© Данная статья была опубликована в № 24/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 24/2006
  • Как преподавать историю в современной школе: теория и методика

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


    КАК ПРЕПОДАВАТЬ ИСТОРИЮ
    В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ:
    ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

    Курс лекций для дистанционного обучения

    Лекторы: – ВЯЗЕМСКИЙ Евгений Евгеньевич и СТРЕЛОВА Ольга Юрьевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
    «Как преподавать историю в современной школе:
    теория и методика»

    № газеты Учебный материал
    № 17/2006 Лекция 1. Государственная политика в области школьного исторического образования в РФ.
    № 18/2006 Лекция 2. Теоретические и методологические основы исторического образования.
    № 19/2006 Лекция 3. Основные этапы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в России.
    Контрольная работа № 1
    № 20/2006 Лекция 4. Научно-педагогические основы методики обучения истории.
    № 21/2007 Лекция 5. Приёмы работы с учебным текстом.
    № 22/2007 Лекция 6. Учебник истории как сложный социокультурный, научно-исторический и педагогический феномен.
    Контрольная работа № 2
    № 23/2007 Лекция 7. Способы формирования хронологических знаний и умений.
    № 24/2007 Лекция 8. Картография и статистика в школьном курсе истории.
    Итоговая
    работа

    ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ

    Картография и статистика
    в школьном курсе истории

     

    1. Значение пространственной локализации фактов в обучении истории: традиции и новации.
    2. Типы исторических карт и приёмы работы с ними в основной школе. Типология познавательных заданий для диагностики и формирования картографических знаний и умений школьников.
    3. Приёмы изучения картографических сведений и развития картографических умений в старшей школе.
    4. Статистический материал на уроках истории.

    1. Значение пространственной локализации
    фактов в обучении истории: традиции и новации

    Как это ни парадоксально, но повышенный интерес советских методистов к вопросам формирования хронологических и картографических знаний школьников в курсах истории изначально был обусловлен известным постановлением СНК и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934). Поскольку «решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории» выдвигалось «соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат», постольку важным и необходимым оказалось в кратчайшие сроки разработать эффективные приёмы изучения хронологии и картографии и создать школьный фонд исторических карт.

    На основе марксистского положения о существенном влиянии географической среды на характер и темпы развития разных стран и народов, особенно в древности и Средневековье, в трудах по методике была обоснована ответственная роль пространственных представлений в правильном понимании школьниками исторических фактов. Во многих публикациях на эту тему стала повторяться ёмкая фраза А.И.Стражева: «Не помещённые во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишённой реального содержания, не отражающей исторической действительности». Позднее этот тезис был развёрнут в перечень основных задач, которые призвана была решать пространственная локализация фактов (т.е. отнесение событий, явлений и процессов к определённому месту) в школьном обучении истории:

    • охарактеризовать географическую среду, в которой происходили изучаемые факты, и этим способствовать раскрытию роли природы в жизни общества на разных ступенях его истории в связи с развитием способа производства;

    • путём привязки исторических фактов к определённым территориям (стране, городу) соединить факты друг с другом как последовательные звенья исторических процессов, развёртывавшихся на данных территориях, и этим создать условия для понимания учащимися последовательного хода истории как закономерного процесса возникновения, развития и смены общественных формаций;

    • раскрыть территориальное размещение и протяжённость исторических явлений, пространственные отношения между ними для выявления экономических, политических и культурных связей между отдельными странами или центрами, взаимодействия между историческими явлениями1.

    Следствием повышенного внимания методистов и учителей к вопросам формирования картографических знаний и умений школьников в обучении истории во второй половине ХХ в. стали:

    • уточнение понятия «школьная историческая карта»;

    • формулирование чётких научно-методических требований к ней;

    • разработка типологии карт и создание дополнительных картографических пособий по всем курсам истории;

    • методические рекомендации по использованию разнообразных приёмов работы с картой на занятиях и дома.

    В своё время, сопоставляя дореволюционный и советский фонды школьных исторических карт, А.И.Стражев упрекал предшествующее поколение методистов в недостаточном внимании к проблемам картографии. По его мнению, скромное количество школьных карт, которое имелось в старой России, не сообщало учащимся необходимых сведений по экономической и социально-политической истории страны. Только основываясь на марксистской теории, советская картография смогла представить в школьных пособиях экономические и, особенно, революционные события. «Таким образом, историческая карта, наполняясь фактами классовой борьбы», отразила «в виде своеобразного наглядного “конспекта” богатство содержания исторического курса».

    Однако в современных условиях, когда пересматриваются цели и содержание школьного исторического образования, фонд учебных исторических карт вновь подвергается обоснованной критике: «Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям. В настоящее время не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов и т.д.»2.

    Проанализируем характер картографических знаний и умений школьников, заявленный в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной и старшей школы в ФК ГОС по истории:

    ФК ГОС по истории в основной школе

    В результате изучения истории ученик должен уметь: показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов…

    ФК ГОС по истории в старшей школе

    В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта…); устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений…

    В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен уметь:

    проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта…); использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений…3.

    Вопросы для размышления

    1. Сравните содержание картографических знаний и умений, прогнозируемых как результаты исторического образования в основной и старшей школе. Найдите принципиальные отличия между требованиями к подготовке учащихся в области картографии в основной и старшей школе, на базовом и профильном уровнях.

    2. Сравните роль картографических знаний и умений в изучении истории в советской школе и в ФК ГОС по истории (2004).

    2. Типы исторических карт и приёмы работы
    с ними в основной школе. Типология познавательных заданий
    для диагностики и формирования картографических знаний
    и умений школьников

    Степень конкретности пространственной локализации исторических фактов в каждой учебной ситуации определяется характером этих фактов, их значимостью в изучении прошлого, связями и отношениями с другими фактами и, в свою очередь, влияет на выбор адекватного типа исторической карты или картографического пособия.

    Традиционно говорят о трёх типах исторических карт:

    общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. — I в. н.э.)», «Российская империя в первой четверти XVIII в.». Общая историческая карта даёт «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но её отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;

    обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определённого явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не исчерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;

    тематические, посвящённые отдельным событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобождён от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и детализацией раскрывает изучаемое событие и отличается более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.

    На первый взгляд, приём использования настенных демонстрационных карт во время изложения исторического материала чрезвычайно прост: учитель, подойдя к карте справа, став лицом к классу, указкой показывает историко-географический объект и просит школьников в атласах найти аналогичное обозначение. Однако существуют строгие правила показа на карте различных объектов:

    1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой;

    2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте;

    3) реки показываются по течению от истока к устью;

    4) направления военных походов и передвижений — по имеющимся на карте стрелкам.

    Для придания карте большей выразительности, лёгкости ориентировки в ней и формирования чётких картографических представлений в начальных курсах истории учителя активно используют приём «оживления карты», заключающийся в наложении на карту (обычно общую или обзорную) аппликативных материалов: характерных силуэтов воинов, кораблей, торговых повозок, военной техники, известных архитектурных сооружений, цветных стрелок и т.п.

    Каждый тип исторической карты сочетается с адекватным ему приёмом изложения учебного материала: тематические — с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием; общие и обзорные — с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением. Представления школьников об историческом пространстве углубляются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также образных фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.

    В любом случае при обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение. Полное словесное описание историко-географического объекта на карте включает в себя:

    название материка или его части, острова, района земного шара;

    соотнесение его с близлежащими морями, государствами, реками, городами и т.п.;

    указание ориентировочного направления: юг, север, северо-восток и т.п. Например, «Афины расположены в области Аттика, на юго-востоке Средней Греции, на юго-востоке Балканского полуострова, в южной Европе». Точный «словесный адрес» изучаемых исторических фактов в своём обращении к карте постоянно называет учитель, а ученики по образцу и в специальных упражнениях отрабатывают аналогичное умение.

    В контексте современных методологических подходов к целям и содержанию школьного исторического образования обратим внимание не только на технологическую сторону приёмов работы с картой в основной школе, но и на ценностные установки, содержащиеся в информации, которую школьникам даёт историческая карта и комментирующий её учитель.

    Юра помнит, как впервые увидел удивительную карту. Варвара Герасимовна вошла в класс и прикрепила карту к доске. Юра смотрел и не мог понять: что-то не так. Знакомые названия – Киев, Новгород. А где ещё города? Куда делись? Не может быть, чтобы в России было всего два города. А внизу на этой карте нарисованы чёрные всадники на чёрных конях.

    — Валентина, смотри-ка, всадники, чёрные на чёрных конях.

    — Не разговаривай, Юра, — останавливает Варвара Герасимовна. — Посмотрите на эту карту. Это русские княжества — Киевское и Новгородское, а других городов ещё не было. Потому что на этой карте изображена Русь, какой она была больше тысячи лет назад. Вдумайтесь: больше тысячи лет! Вот наверху написано римскими цифрами: девятый–одиннадцатый века…

    — А всадники? — спрашивает Юра.

    — А всадники — это кочевники: половцы и печенеги. Они не строили домов, не сеяли хлеба. Гоняли по степям скот, ели мясо.

    — Без хлеба? – ахнула Валентина.

    — Да, без хлеба. А главное их занятие был грабёж. Налетят внезапно на село, вытопчут поля, сожгут избы, увезут детей на продажу в рабство. От этих всадников было много бед.

    Вот что такое история: не урок, не учебник, не параграфы. Это жизнь людей, законы этой жизни, беды, подвиги. Несутся чёрные кони, плачут женщины. Бьют врагов и погибают воины. Вот что такое история.

    (Матвеева Л.Г. «Школа на горке»)

    Вопросы для размышления

    1. Какие приёмы работы с исторической картой использует Варвара Герасимовна? Каковы прогнозируемые на этой основе результаты обучения истории, в том числе воспитательные?

    2. Какие негативные стереотипы и односторонние представления закладываются в сознание учащихся в результате подобных объяснений?

    3. Можете ли вы привести примеры, когда историческая карта служила инструментом создания образов «своего» и «чужого»?

    Наряду с картами в учебниках и пособиях применяются картосхемы и локальные планы.

    Картосхемы на физико-географической основе в укрупнённом и схематически упрощённом виде воссоздают отдельные события, как правило, военного прошлого: «Ледовое побоище», «Куликовская битва» и др. Рисунки людей и предметов выполнены условными знаками и снабжены надписями, действия воюющих сторон показаны стрелками. Всё это позволяет наглядно, с привязкой к конкретной местности, в чётких пространственных координатах излагать ход военных сражений или восстаний, объяснять замыслы командования, прослеживать развитие реальных событий поэтапно, формулировать выводы об итогах и обосновывать их.

    Локальные планы (схематические планы) воспроизводят исторические события и явления, как правило, не на реальной, а лишь на типичной и в значительной мере вымышленной физико-географической основе или на фоне упрощённых очертаний конкретных городов: «Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г.», «Схема оборонительных линий и расположения монастырей в Москве» и др. Тематика локальных планов может быть шире, чем картосхем, и располагает к организации воображаемых экскурсий по историческим местам.

    Группу динамичных картографических пособий составляют транспаранты для кодоскопов, а также мультипликационные карты, картосхемы и локальные планы, демонстрирующиеся в фильмах и в мультимедийных учебниках одновременно с дикторским текстом. При существующих различиях во внешнем оформлении этих пособий и принципов их демонстрации они наглядно и зрелищно воссоздают развитие исторических событий, изменение историко-географического пространства, их большую или меньшую обусловленность географическими факторами.

    Общие правила использования исторической карты в обучении могут быть сведены к следующим положениям:

    1) ни одного урока истории без карты или других картографических средств;

    2) использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного материала, при проверке знаний и умений школьников;

    3) параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приёмам учебной работы с различными типами картографических пособий;

    4) при переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними: либо соотнесением с общей картой, либо характеристикой их временных отношений;

    5) работа с настенной и настольными картами, по возможности, ведётся параллельно и скоординировано;

    6) постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурной картой над вопросами новой учебной темы.

    В основе предложенных ниже типов познавательных заданий лежит разнообразная и всё более усложняющаяся деятельность учащихся 5–9-х классов с материалом и пособиями по картографии. Они служат и способами

    обучения учащихся приёмам самостоятельной работы с исторической картой как источником знаний,

    развития познавательных умений,

    диагностики и оценки качества подготовки школьников по истории.

    Задания на локализацию исторических фактов:

    1) покажите на карте и словами опишите местоположение ... (исторической области, государства, города, места сражения и т.п.). Историко-географические объекты в задании могут не называться прямо, а описываться иносказательным путём: «река, которая, по мнению древних египтян, текла вспять», «место сражения, где вместе с телами павших греки потеряли свою свободу», «Третий Рим», «мастерская мира» и т.д.;

    2) с помощью легенды карты выясните, где в странах Древнего Востока находились золотые рудники;

    3) покажите на карте и назовите остров продолговатой формы, которого мы непременно достигнем, если из дельты Нила отправимся на северо-запад.

    Творческие образные задания:

    4) проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тыс. лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких хищных животных и необычные природные явления увидел он на своём пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку сейчас мы пользуемся обычно искажёнными древними названиями рек, озёр, долин, гор и т.п., придумайте собственные топонимы или по-своему объясните значение сохранившихся названий;

    5) по контурной карте проведите путь ахейцев к Трое из всех городов-полисов, принявших участие в Троянской войне. При выборе маршрута сверяйтесь с поэмой Гомера «Илиада»;

    6) информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три самостоятельных картографических сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их соответствующими фрагментами «Задонщины».

    Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:

    7) по карте «Расселение людей в Восточном полушарии 10–4 тыс. лет назад» проследите, как изменялась площадь земледелия 10–7 тыс. лет назад, 7—5, 5—4 тыс. лет назад… С чем это было связано? Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и скотоводов? Объясните её на основании карты;

    8) сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте границ суверенных государств, колоний и полуколоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте мира на протяжении Нового времени;

    9) охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующего периода;

    Проблемные задачи на картографическом материале:

    10) покажите на карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры;

    11) объясните, как человек разумный смог освоить Землю, «не замочив ног»;

    12) определите, в каких районах Земли (и покажите их на карте) в качестве денег 10—4 тыс. лет назад могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа и т.п.

    Вопросы для размышления

    1. Какие типы исторических карт могут быть основой для выполнения подобных заданий?

    2. Проанализируйте предложенные выше задания и в свободной графе таблицы укажите, какие требования к уровню подготовки выпускников основной школы они диагностируют.

    ФК ГОС по истории основной школы Задания
    В результате изучения истории ученик должен  
    уметь:
    показывать на исторической карте
    территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
     
    рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов…  

    3. Какие требования к уровню подготовки выпускников в области картографии не диагностируются данными заданиями? Какие задания вы можете предложить для этого?

    4. Какие знания и умения, не представленные в перечне Требований ФК ГОС по истории в основной школе, формируются и диагностируются у учащихся с помощью этих заданий?

    Большинство видов тестов, названных в предыдущей лекции, подходят для диагностики, проверки и оценки картографических знаний и элементарных картографических умений школьников.

    Тесты с выбором ответа

    Какой город был присоединён к Москве в 1514 г.?

    а) Рязань б) Смоленск в) Новгород

    (вариант задания — отметьте этот город на карте);

    Тесты на восстановление соответствия

    города их основатели годы образования
    Москва Ярослав Мудрый 1147
    Юрьев Юрий Долгорукий 1030
    Переяславль Владимир Мономах 1095
    Владимир Святослав 1108

    Тесты на группировку картографических сведений, в том числе с выполнением заданий на контурной карте:

    А. Отметьте города, которые взял Батый во время первого похода на Русь в 1237—1238 гг. и во время второго похода в 1239—1240 гг.

    Б. К каким княжествам принадлежали ниже перечисленные города в середине XII в.: Теребовль, Дорогобуж, Курск, Трубчевск, Смоленск, Гродно, Овруч, Пинск, Берестье и т.д.

    Тесты «исключения лишнего» и продолжения ряда в заданной закономерности

    А. Страны, входившие на рубеже XIX—XX вв. в первый эшелон развития капитализма: Россия, США, Великобритания, Франция, Германия (что лишнее?).

    Б. Страны Древнего Востока, где существовала речная ирригация: Египет, Шумер.....

    Тесты на определение последовательности или ранжирование фактов

    А. Определите последовательность присоединения русских земель к Москве:

    Новгородская республика, Ростовское княжество, Звенигород, Тверское княжество, Можайск, Коломна, Суздальско-Нижегородские земли и т.д.;

    Б. Расставьте названия рек, озёр и морей в той последовательности, в которой они встречались путешественникам на пути «из варяг в греки»: Днепр, Волхов, Чёрное море, Ладожское озеро, Западная Двина, Балтийское море, озеро Ильмень;

    Тесты с ограничениями на ответ

    Галицкое княжество было расположено в ... углу всех тогдашних русских земель, у самых ... гор. Столицей его был город.... на реке.... Южная граница княжества доходила до... . На севере Галицкое княжество граничило с..., на востоке его соседом было....

    Следующая группа заданий не только диагностирует уровень картографических знаний и умений учащихся локализовать исторические факты на карте, но и вносит посильный вклад в развитие образной и смысловой памяти, логических способностей, невербального воображения:

    а) по памяти опишите словами местоположение города (государства, ярмарки и т.п.);

    б) по очертаниям или фрагментам государств, представленных на контурных картах, определите их названия и укажите точный «историко-географический адрес» (т.е. где и когда существовали данные государства);

    в) определите, какому веку соответствует изображённая на схеме территория (...) государства и что означают её условные обозначения. Составьте легенду карты с их расшифровкой;

    г) по памяти на чистом листе бумаге выполните следующие задания:

    — нарисуйте контуры острова (страны, континента) и условными знаками отметьте на нём важные географические объекты, которые могут служить ориентирами для локализации исторических фактов (реки, моря, горы, города и т.п.);

    — условным знаком укажите место действия главного исторического события (сражения, народного восстания и т.п.);

    — условными знаками обозначьте сопутствовавшие этому событию обстоятельства (места заключения мирных договоров и их решения по территориальным вопросам, районы крестьянских волнений, оборонительные сооружения, новые поселения и торговые центры и т.д.);

    — заполните легенду импровизированной картосхемы.

    В играх по картографии, по сути, повторяются уже знакомые нам варианты познавательных заданий, но для конкурсов, викторин, олимпиад и турниров их условия и инструкции облекаются в более занимательную и интригующую форму.

    1. По конфигурации похода первооткрывателей (военачальников, путешественников, восставших и т.п.) определите, какой исторический факт здесь изображён. Когда и где он имел место?

    2. Подумайте, египтяне или шумеры, назвали Персидский залив морем Восхода, а Средиземное море — морем Заката?

    3. Определите, о каком море-озере идёт речь в этом историческом экскурсе: «На крайнем юге европейской части нашей Родины, на стыке между Европой и Азией, раскинулось огромнейшее озеро-море... Природные богатства моря и некоторых прилегающих к его берегам районов притягивали сюда многие народы. Здесь обитали киммерийцы, скифы, половцы, арабы, турки, сарматы, русы, персы, хазары и многие другие народы. Эти люди говорили на разных языках, имели свои нравы и обычаи. И не было среди них мира. То в одном, то в другом месте вспыхивали войны. Победители истребляли или изгоняли побеждённых, и те были вынуждены уходить и осваивать новые... земли.

    Вдоль... пролегали древние пути. По ним происходило переселение народов и шла торговля с соседними странами Востока.

    Быть может, поэтому ни одно, даже самое известное с давних пор, море или озеро не имело, пожалуй, столько имён и названий... Древние греки называли его Гирканским или Персидским морем, ассирийцы — Восточным, китайцы — Западным, у арабов оно было известно под именем Хоросанского, Хазарского и Джурдан, татары именовали его Ак-Денгиз (Белое море), а персы — Гурзем. В древних русских летописях и литературных источниках... море называется Хвалынским, Хвализским, Дербентским. И ещё можно много привести имен седого... — их насчитывается более семидесяти».

    4. Выясните происхождение и объясните значение исторических топонимов: названия и самоназвания древних стран и народов, рек, морей, гор, городов и т.п.

    5. По названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, шотландка, техасы и т.д.).

    6. На карте Западной Европы XIV в. проложите для ближневосточных купцов наиболее безопасный и короткий путь из Иерусалима к крупнейшим ярмаркам и торгам Французского королевства.

    Вопросы для размышления

    1. Вернитесь к предыдущему анализу и определите, какие картографические знания и умения учащихся, предусмотренные ГОС по истории, диагностируют данные тесты и учебные игры.

    2. Какие картографические задания, упражнения, тесты для школьников 5—9-х классов есть в вашей собственной педагогической копилке?

    3. Приёмы изучения картографических
    сведений и развития картографических
    умений в старшей школе

    Исходя из специфики исторического образования во втором концентре, в старшей школе историческая карта из средства обучения всё больше превращается в самостоятельный источник новой учебной информации. Однако далеко не каждый старшеклассник способен прочитать карту как Текст:

    Вскоре удалось раздобыть подробную карту области, на которой в каждый сантиметр укладывалось всего лишь пять километров земли. Здесь было много зелёной краски, за которой скрывались леса, и много заштрихованных пространств, означающих болота. А за белыми пятнами угадывались уже раздольные поля и луга…

    С этой картой можно было беседовать ночи напролёт.

    — Какие звери водились раньше во Владимирской земле? — спрашивал я у неё.

    И она отвечала:

    — Водились здесь туры. Вот читай: Турино сельцо, Турина деревня, Турово, Турыгино... Были и соболя. Разве не видишь названий деревень: Соболь, Соболево, Соболи, Собольцево, Соболята?.. А вот Лосево, Лосье, Боброво, Гусь...

    — Кто же жил раньше на Владимирской земле? — спрашивал я карту.

    — Жили здесь раньше некие племена финского корня: мурома, меря и весь. Да, они исчезли совсем, но не без следа. До сих пор живут таинственные, не расшифрованные никем названия рек, городов, озёр и урочищ: Муром, Суздаль, Пекша, Ворща, Колокша, Клязьма, Судогда, Гза, Теза, Нерехта, Суворощь, Санхар, Кщара, Исихра....

    Но вот появились славяне. Они рубили свои избы неподалёку от финских селищ. Начинали мирно пахать поле. Привольно было земли, никто не мешал друг другу. И вот уже в роду с какой-нибудь Кидекшой появляются сёла Красное, Добрынское, Порецкое. По названиям можно узнать, откуда шли славяне. Вон Лыбедь, вон Галич, вон Вышгород — все эти киевские словечки.

    Говорила карта и о поэтичности народа, потому что чёрствый, сухой человек никогда не дал бы деревне такого названия, как Вишенки, Жары или, например, Венки...

    (По В.Солоухину)

    В связи с популярными в ЕГЭ по истории заданиями на атрибуцию документов и событий в систему картографических заданий нужно включать соответствующие упражнения:

    Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и укажите, об итогах битвы за какой город рассказывает маршал (атрибуция факта-события).

    «В кольце … оказалось двадцать две дивизии.. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги теперь стояли перед нами безоружные, подавленные. В глазах одних – отрешённость и страх, у других уже проблески надежды» (ключевые слова выделены нами. – Авт.).

    Так же, как в случае с определением времени издания документа или изображённого в нём факта, атрибуции места действия помогает анализ ключевых слов-подсказок в содержании источника и алгоритм, предложенный в лекции седьмой.

    Другими общими приёмами изучения картографии и хронологии в старшей школе являются переструктурирование содержания исторической карты и разработка новых тематических карт на основе данных учебника, статистических и хронологических комплексов, документальных материалов, средств массовой информации и интернет-ресурсов. Таким способом можно компенсировать недостаток в школьных учебниках и атласах тематических карт и карт культурной направленности (например, «Мировые религии», «Концентрационные лагеря в Европе в годы нацизма», «Раздел Берлина на зоны оккупации», «Научно-технические изобретения и открытия ХХ в.» и т.п.).

    Создание новых проблемно-тематических карт – это только половина работы с исторической картой в старшей школе. За графическим оформлением данных следует анализ и интерпретация содержания карты. Вопросы и задания соответствующего характера могут быть предложены в карточках-инструкциях для групповой и индивидуальной работы на лабораторных и практических занятиях. Например:

    • к тематической карте «Политические режимы в Европе накануне Второй мировой войны (1937)».

    Дайте характеристику политических режимов в Европе к 1937 г.:

    а) по каким признакам они разграничены на карте?

    б) объясните, почему монархии на карте закрашены разными цветами;

    в) какие тенденции доминировали в развитии политической системы стран Европы в это время?

    г) почему Испания на карте оставлена без обозначения её монархией?

    д) какие различия указаны на карте для государств с республиканской формой правления?

    • к тематической карте «Концентрационные лагеря в Европе».

    Проанализируйте, как на карте представлена фашистская идеология:

    а) покажите границы Германии до и после 1938 г.;

    б) прокомментируйте расположение в Европе концентрационных лагерей и еврейских гетто;

    в) по легенде карты проследите этапы их создания;

    г) объясните понятие «холокост»4.

    Вопросы для размышления

    1. Проанализируйте вопросы и задания в двух примерах и определите, какие из них направлены на анализ, а какие — на интерпретацию тематических карт.

    2. Как вы относитесь к содержанию подобных вопросов? Нужно ли, на ваш взгляд, предлагать их старшеклассникам? Если да, с какой целью?

    Новый этап работы с исторической картой связан с уже известным нам приёмом монтажа условно-графических изображений. Представьте себе две карты, расположенные рядом: «Политические режимы в Европе накануне Второй мировой войны» и «Политические режимы в Европе после Второй мировой войны». Сопоставление карт неизбежно, а его результаты красноречивы. Вопросы и задания направляют работу учащихся на самые разные аспекты темы:

    а) сравните две карты и назовите перемены, которые произошли в политических режимах стран Европы;

    б) как изменилось соотношение монархических и республиканских форм правления?

    Оригинальные формы приобретает познавательная деятельность школьников, когда одна из предложенных им в дидактическом наборе карт окажется без названия. По легенде «таинственной» карты, её содержанию, а также контексту с другими картами этого набора старшеклассники должны идентифицировать страны (регионы мира) и процессы, представленные на ней. Задание можно усложнить дополнительными поручениями:

    а) представить аргументы в пользу своей точки зрения;

    б) атрибутировать картографический источник (время и место издания, тип карты и т.п.).

    Коль скоро мы вернулись к приёму атрибуции, назовём ещё несколько оригинальных приёмов работы с исторической картой, соответствующих возрастным и познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории на профильном уровне. Речь, в первую очередь, идёт об аутентичных картах, т.е. созданных в иное историческое время и несущих характерные для него представления наших предков о мире и своём месте в нём. Очень редко карты такого рода включаются в иллюстративный ряд современных учебников истории, а если и публикуются, то без системы адекватных этому типу карт вопросов и заданий. Между тем эффективность такой работы трудно переоценить: аутентичные карты выступают не только самодостаточным источником новых знаний и представлений учащихся, они ещё способствуют организации многоуровневой работы с картой как документом и несут определённые ценностные установки. На примере покажем, как аутентичная карта позволяет, в том числе, применять многоаспектный подход к изучению истории.

    • Картоплан «Албазинский острог. Осада крепости маньчжурами в 1686–1687 гг.» из книги амстердамского бургомистра, друга Петра I Николая Витсена «Северная и Восточная Татария» (Амстердам, 1692)5:

    а) где, когда и кем был выполнен этот план? (атрибуция карты-источника);

    б) что на нём изображено? Найдите на картоплане все сооружения, указанные в легенде;

    в) на основе картоплана составьте описание Албазинского острога, уточнив по другой учебной карте его стратегическое значение в восточной политике Российского государства в конце XVII в. (историко-логический анализ карты как источника);

    г) подумайте, какой информацией мог пользоваться Н.Витсен при составлении этой карты? Насколько достоверным получилось данное изображение? (критический анализ карты-источника);

    д) как вы думаете, зачем Н.Витсен сделал этот рисунок? Почему картоплан опубликован им в книге «Северная и Восточная Татария»? (праксеологический анализ карты-источника);

    е) проанализируйте объекты, изображённые на картоплане, и подписи к ним. Сделайте вывод, что привлекло внимание иностранца в Албазинском остроге, какие сооружения он посчитал важным отразить на своём рисунке? (аксиологический анализ карты-источника);

    ж) известно, что план Албазина сделан в период непрерывных осад этой крепости маньчжурами. Используя картоплан и другие источники, составьте рассказ об осаде Албазина от имени разных участников исторического события:

    — маньчжурского воеводы,

    — казачьего головы Афанасия Бейтона,

    — мирного жителя русского поселения, ставшего его защитником,

    — голландского иезуита, воевавшего на стороне маньчжур,

    — …(многоаспектный анализ исторического факта с помощью карты);

    з) на карте изображён Албазинский острог в 1686—1687 гг., а опубликован этот рисунок в 1692 г. Выясните, что происходило с русской крепостью в эти годы, и какую роль она сыграла в решении «Амурского вопроса».

    Другим типом карты, способствующим разноплановой и многоуровневой работе старшеклассников с ней как историческим источником, выступают карты других стран.

    Эти изображения не публикуются в российских учебниках истории, но с помощью Интернета и других ресурсов их можно найти и использовать в старшей школе. «Чужие карты» акцентируют иной взгляд на мир, на «свою страну», на проблемы, с ней связанные.

    Анализ этих карт не сводится к приговору «плохая или хорошая», «правильная или неправильная» карта. Изучение других картографических изображений помогает школьникам вскрывать стереотипы в отношении «своего» и «другого», объяснять противоречия, ведущие от «войны карт» к войне людей6.

    Этот тип карт, возможно, как никакой другой открыт приёмам критического мышления. Ценность нового направления картографической работы в том, что «ученики убеждаются, что карты отражают не историю вообще, автор любой карты основывается на своём собственном видении прошлого... Дети убеждаются, что карта может делать политику»7.

    • Обзорная карта «Юго-Восточная Европа накануне Первой мировой войны». Вопросы к карте, опубликованной во Франции, в болгарском учебнике истории (автор Р.Кушева):

    а) каково отношение составителей карты к противоречиям между балканскими странами?

    б) обратите внимание на легенду карты, прокомментируйте её;

    в) как на карте показаны претензии европейских держав на отдельные страны?

    г) какие новые выводы можно сделать на основании этой карты?

    Наконец, новую жизнь в учебные исторические карты вдохнул Интернет и информационно-компьютерные технологии. С их помощью максимально реализуется одна из задач современного исторического образования: формирование умения учащихся проводить поиск, обработку и представление информации в разных формах. В частности:

    — посредством гиперссылок школьники могут связать содержание любой исторической карты с хронологическими и понятийными справками, биографическими и историографическими комментариями;

    — анимационные эффекты позволяют «оживить» изображение карты, разложить представленный на ней процесс или явление поэтапно, реконструировать альтернативные варианты развития той или иной социально-экономической/социально-политической ситуации и т.п.;

    — компьютерные технологии позволяют пространственно локализовать один и тот же исторический факт в местном, региональном, общенациональном, европейском и мировом измерении и в связи с ними сопоставить его значение;

    — на основе определённой базы данных школьники могут сами задавать компьютеру параметры составления исторической карты.

    Вопросы для размышления

    1. Проанализируйте предложенные выше задания и в свободных графах таблицы укажите, какие требования к уровню подготовки выпускников старшей школы базового и профильного уровней они диагностируют.

    ФК ГОС по истории основной школы

    Задания

    В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;  
    анализировать историческую информацию,
    представленную в разных знаковых системах (текст, карта…);
     
    устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
    пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений…
     
    ФК ГОС по истории старшей школы  
    В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен уметь: проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;  
    использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта…);  
    использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений…  

    2. Какие требования к уровню подготовки выпускников в области картографии не диагностируются данными заданиями? Какие задания вы можете предложить для этого?

    3. Какие знания и умения, не представленные в перечне Требований ФК ГОС по истории в старшей школе, формируются и диагностируются у учащихся с помощью этих заданий?

    4. Статистический материал на уроках истории

    Статистические сведения играют вспомогательную роль, конкретизируя количественные и качественные характеристики исторических фактов, их не надо запоминать и заучивать. Важно научить школьников извлекать и интерпретировать информацию, представленную разнообразными графическими средствами наглядности, к которым относятся графики, столбиковые и круговые диаграммы, а также статистическими таблицами.

    Графики позволяют наглядно показать характер и тенденции изменений различных исторических событий и явлений («Размеры денежного оброка с души в России в XVIII—XIX вв.», «Заграничные капиталовложения основных экспортёров капитала (США, Англии, Франции, Германии) в 1913—1970 гг.»).

    Столбиковые и фигурные диаграммы наглядно показывают количественные различия однородных исторических явлений в определённый отрезок времени («Количество промышленных предприятий в России в первой половине XIX в.», «Число картелей в Германии с 1865 по 1911 г.»).

    Круговые диаграммы наглядно представляют количественное или качественное соотношение, структуру изучаемых явлений и процессов («Соотношение вольнонаёмного и крепостного труда в обрабатывающей промышленности России в первой половине XIX в.», «Доля мелких, средних и крупных ферм США в 1864 г.: в общем числе ферм, в общей земельной площади, в общем сборе урожая»).

    В школьных учебниках цифровая информация чаще всего представлена в виде информативного сообщения или статистической таблицы, что объясняется экономией места в печатных изданиях. Однако для удобства восприятия и анализа можно предлагать школьникам специальные задания на преобразование статистических данных в более эффективные наглядные варианты.

    На ранних этапах изучения истории младшим школьникам и подросткам не хватает запаса жизненных представлений, чтобы воочию оценить масштабы пирамид, готических соборов, протяжённость вымощенных камнем дорог. В этих случаях методисты советуют учителям не ограничиваться «голой статистикой», а использовать образные сравнения с хорошо известными ученикам предметами и явлениями: «При царе Борисе Годунове башню надстроили на два яруса и позолотили макушку. Сооружение поднялось над землёю более чем на 80 м (по высоте сравнявшись с современными 25-этажными зданиями)... Нелегко стало пересчитывать ступени лестницы, ведущей до купола. Может, на первом ярусе не собьёшься, 83 раза ступив на каменные ступени. На втором ярусе не устань и не споткнись — ведь здесь 149 ступеней. Прежде чем доберёшься до макушки, сделаешь 329 шагов по каменным выступам...»

    В каждом курсе истории есть цифровая информация особого рода — это сведения о людских потерях во время военных и социальных конфликтов. На наш взгляд, здесь не нужно изобретать эффектных способов их преподнесения, а особыми словами, особой интонацией подчеркнуть человеческое горе, стоящее за этими сводками потерь: «Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им ещё истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: “Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!”» (Л.Толстой «Война и мир»).

    Цифровые данные, представленные в виде статистических таблиц, графиков, диаграмм или простых сообщений, могут служить основой не только для аналитических, но и для персонифицированных творческих заданий. На их материалах школьники могут подготовить отчёты «управителей», «министерские» доклады, «генеральские» рапорты, экспертные заключения, записки «путешественников» и т.д.

    Так же, как карты и другие источники, цифровые материалы нужно критически анализировать, сопоставлять с аналогичной информацией в других источниках, и в случаях несовпадения или фальсификации они могут подвергаться специальному исследованию для обнаружения причин и мотивов искажения реальных данных.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1 Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2 ч. Ч. 1. Отв. ред. Ф.П.Коровкин. М., 1978. С. 161—162.

    2 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000. С. 4.

    3 Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004.

    4 Конкретные примеры картографических диктантов см.: Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. М.: Русское слово, 1997—2002. С. 137—138.

    5 Каспийское море // О, светло светлая земля Русская: Хрестоматия по географии России.
    М., 1997. С. 109—110.

    6 Кушева Р. Методика на обучението по история (на болг. яз.). София, 2000. С. 182.

    7 Владивосток, 2004. С. 44.

    8 Подробнее об этом типе карт: Стрелова О.Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // см.: Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 7.

    9 Короткова М.В. Указ. соч. С. 24.

    10 Кушева Р. Указ. соч. Иллюстрация приведена в учебнике: История Российского Поморья.
    С. 180.

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА К ЛЕКЦИЯМ 7—8

    Вариативные учебники по всеобщей и отечественной истории для учащихся 5—11 классов (издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Мнемозина» и др.).

    Атласы исторических карт (см. например: Атлас. История России с древнейших времен до начала ХХI века. М.: 2004—2005 и др.

    ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М.: Владос, 2003.

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. М.: Владос, 1999—2002.

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Практическое пособие. М.: Владос, 2000—2002.

    Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000.

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2006.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. СПб., 2003.

    Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / C.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.

    Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова и др. М.: Русское слово, 1997—2002.

    Кулагина Г. Сто игр по истории. М., 1983.

    Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.

    Стрелова О.Ю. ЕГЭ по истории: часть С. Технологии подготовки. Хабаровск, 2006.

    Стрелова О.Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 7.

    ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ

    http://petrograd.biz/world wars/warmaps1.html – карты военных действий времен Первой мировой войны.

    http://www.znanie-sila/online/issue_430.html — «Версаль и его последствия»: Материалы круглого стола на тему «Версальский мир и создание Версальской системы».

    http://som.fio.ru/item.asp?id=10015357 – Вторая мировая война.

    http://karty.narod.ru/claim/ru/ru.html — карты России и соседствующих территорий.

    TopList