© Данная статья была опубликована в № 24/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 24/2006
  • 2000—2005 годы: уверенное движение... назад

     

    2000—2005 годы:
    уверенное движение... назад

    Данные очередного опроса старшеклассников:
    Древний мир и Средние века

    В материале «Современные российские школьники забывают об Александре Невском, но помнят о Колизее» («История», № 39, 2004 г.) автор опубликовал результаты опросов учащихся 10—11-х классов по знанию древней и средневековой истории, которые проводились по следующим темам: события, деятели, памятники архитектуры. Эти опросы проходят каждые пять лет в трёх московских школах: №№ 167, 388 и 809. Тогда было выявлено ухудшение знаний учащихся в 2000/2001 учебном году по сравнению с 1995/1996 (до этого количество ответов, начиная с 1970/1971 учебного года, постоянно увеличивалось). И вот в прошедшем, 2005/2006 учебном году проведён тот же опрос в тех же школах (вновь опрошено 50 человек). Результаты говорят сами за себя.

    Прежде всего обращает на себя внимание дальнейший рост числа тех учеников, которые не назвали ничего.

    Можно отметить ещё более разительное, прямо-таки повальное, сокращение числа тех, кто назвал три и более событий и деятелей.

    Также хуже стали знать памятники отечественного и западного Средневековья, а вот архитектуру Греции и Рима знают заметно лучше (видимо, результат занятий по МХК). Процент эрудитов, назвавших 10 и более пунктов, сократился вдвое. При этом максимальное количество названных имён деятелей европейского Cредневековья осталось на уровне предыдущего опроса — 22.

    Теперь конкретно. Есть ли изменения в предпочтениях того, что названо из событий, имён и памятников? Ещё больше упрочили своё лидерство среди знаменитых древних греков Аристотель и Сократ, им немного уступили Архимед и Пифагор. Но это — за счёт изучения в старших классах философии, а также математики и физики. А вот имена, которые называются в основном на уроках истории, — Гомер, Александр Македонский — свелись в ответах уже к минимуму (от 3 до 7 ответов). Перикл, названный пять лет назад в 8 ответах, ныне упоминается лишь в двух. Зато по Риму поражает однообразие двух третей ответов — сплошь Цезарь да Колизей, и почти ничего больше (это те, у кого один-два пункта в ответе). Уже не выделяется среди событий восстание Спартака (5 ответов против 13 в прошлом опросе), основание Рима (6 ответов). Соответственно, стало меньше тех, кто назвал среди деятелей Спартака, Брута, Антония. Зато заметно «подросли» Колосс Родосский и Пантеон. На порядок меньше названо деятелей западноевропейского Средневековья. Сегодняшний лидер — Леонардо да Винчи (11 ответов — браво, Дэн Браун!). А вот известный мюзикл не помог: сократилось число назвавших Нотр-Дам, как, впрочем, и Тауэр.

    И ещё, если пять лет назад усердно зубрили для экзамена имена русских князей, то теперь нет и этого: очень мало ответов «Рюрик, Олег, Игорь, Святослав».

    Имена назывались большинством вновь, как когда-то, бессистемно, никто не набрал более 20 ответов (Олег — 15 против 20 в 2000 г., Ольга — 18 против 22, Ярослав Мудрый — 10 против 18, Александр Невский — 7 против 11 и т.д.). Ольга и Ярослав стали лидерами среди персоналий.

    В других категориях по Руси — те же предпочтения (крещение Руси и София Киевская). С 10 до 6 ответов снизилось число назвавших основание Москвы — это следствие того, что из школ потихоньку уходит москвоведение...

    Вот такие результаты. В общем, уже возвращаемся к уровню знаний доперестроечного времени (напомню — уровню весьма низкому по сравнению с недавними годами). И такое направление движения, видимо, и будет продолжаться, если не начнутся положительные изменения в преподавании истории.

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    TopList