© Данная статья была опубликована в № 22/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 22/2006
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

    по курсу Е.Е.Вяземского, О.Ю.Стреловой

    Как преподавать историю
    в современной школе: теория и методика

    Уважаемые слушатели!
    Контрольная работа № 2 должна быть отправлена до 30 декабря по адресу:
    ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165, Педагогический университет
    «Первое сентября».

    Если у вас есть вопросы по контрольной работе по курсу в целом, то запишите их в поле «Комментарии»

    Комментарий




    Контрольная работа № 2 опирается на материалы 4, 5 и 6 лекций и состоит из трёх вариативных заданий (по выбору слушателя).

    Выполненную контрольную работу необходимо представить на отдельных листах в печатном виде или написанную разборчивым почерком. К заданиям приложите бланк, напечатанный в газете (или его ксерокопию). Не забудьте указать, какое из трёх предложенных заданий вы выполняли. Сохраняйте, пожалуйста, копию выполненных вами заданий до получения отзыва.

    Первое задание представляет собой разработку учебно-методического материала по основному тексту школьного учебника. Слушателям предлагается использовать традиционные и нетрадиционные приёмы изучения текста, сравнить их прогнозируемые результаты и определить характер предложенных автором учебника вопросов и заданий.

    Второе задание основано на методической интерпретации исторического документа. Слушателям предстоит определить место и цели изучения этого источника, а также разработать к нему систему многоуровневых вопросов и заданий.

    Третье задание связано с разработкой учебно-методического комплекса с репродукцией художественного произведения исторической тематики. Слушатели устанавливают место и цели её использования не просто как наглядного средства обучения истории, а как равноправного с печатным текстом источника познавательной информации. Для этого им предложено разработать систему разноуровневых вопросов и заданий к репродукции картины и попрактиковаться в монтаже источников, открывающих новые аспекты анализа и интерпретации исторических фактов.

    Каждое задание проверяется и оценивается по заранее установленным критериям, соотносящимся с определённой суммой баллов в зависимости от сложности того или иного требования. Но итоговая максимальная сумма баллов (50) одинакова для каждого из трёх заданий.

    Советуем слушателям внимательно ознакомиться
    с представленными критериями до выполнения контрольных заданий!

    Общие результаты трёх контрольных работ суммируются и соотносятся с рейтингом итоговых результатов. Оценка контрольной работы производится по системе «зачёт/незачёт». Для того, чтобы работа была зачтена, необходимо набрать не менее 25 баллов.

    ЗАДАНИЕ 1

    Прочитайте предложенный ниже пункт из параграфа в учебнике по истории средних веков
    (Брандт М.Ю. М.: Дрофа) и выполните задания.

    «Империя и германцы. Рим узнал о германцах рано. Те заявили о себе громко и решительно. Ещё в конце II в. до н. э. римлянам пришлось отразить несколько стремительных набегов германских племён кимвров и тевтонов.

    В середине I в. до н. э. Гай Юлий Цезарь завоевал для Рима Галлию, населённую кельтскими племенами. Дальше, за Рейном, лежали территории германцев. Туда и устремились римские легионы. Всё складывалось для них удачно. В списке римских провинций появилось новое название — Германия. Но время успехов быстро прошло.

    Укрепиться за Рейном римлянам было не суждено… Гордый Рим вынужден был отказаться от новых попыток проникнуть в глубь Германии. Пришлось думать об обороне. Римляне приступили к строительству оборонительной системы – лимеса. Здесь были метровые рвы, высокие башни, укреплённые военные лагеря. Рим укрылся от германцев за Рейном, Дунаем, лимесом.

    Граница, однако, не столько разъединяла, сколько соединяла. В приграничных городах и поселениях кипела торговля. Германцы постепенно привыкали к римским золотым и серебряным монетам и напиткам. Римляне высоко ценили янтарь, привозимый с берегов Балтийского моря. Всё больше германских юношей шло служить в римское войско. Германская знать посылала своих сыновей учиться античной мудрости. Те овладевали латынью, военным искусством, ораторскими навыками.

    В III в. лимес перестал быть серьёзной преградой. Его без труда преодолевали некоторые германские племена, проникавшие в глубь Римского государства. Рим этому почти не препятствовал. Скорее наоборот. Германцы селились в римских провинциях как союзники, служившие империи. Их приглашали, чтобы усилить одряхлевшую римскую армию. Происходившее мало походило на завоевание. Даже среди римских военачальников было немало германцев».

    Задания

    1. Определите вид авторского текста и адекватный ему вид учебного плана. Варианты ответа:

    а) описательный текст – смысловой план;

    б) объяснительный текст – тезисный план;

    в) проблемный текст – картинный план;

    г) повествовательный текст – стереотипный план.

    2. Составьте такой план по содержанию этого текста, который раскрывал бы его название: «Империя и германцы».

    3. По содержанию этого учебного текста составьте кластер, актуализирующий проблему межкультурного взаимодействия на границах Древнего Рима в последние века его истории.

    4. Приведите пять принципиальных отличий результатов работы учащихся над этим текстом с помощью кластера.

    5. Проанализируйте вопросы и задания, предложенные автором учебника к данному историческому сюжету. В таблице укажите номера вопросов соответствующего характера.

    А. Вопросы на атрибуцию исторических, фактов параграфа    
    Б. Вопросы на аксиологический анализ текста    
    В. Вопросы на критический анализ источников    
    Г. Вопросы на праксеологический анализ текста    
    Д. Вопросы, использующие многоперспективный подход к изучению истории     

    Вопросы в учебнике М.Ю.Брандта

    1. Вам не кажется странной та лёгкость, с которой римляне разрешали германцам закрепляться на своих территориях? Чем она объясняется?

    2. Как складывались отношения между Римом и германцами до начала Великого переселения народов?

    3. Попытайтесь выделить в истории этих отношений определённые периоды.

    4. Почему, по вашему мнению, германские вожди посылали своих сыновей учиться в империю?

    5. Оцените причины и последствия приглашения германских дружин в римское войско.

    Критерии проверки и оценки

    1. Дан правильный ответ [5 баллов].

    2. Составлен адекватный этому виду учебного текста план, раскрывающий:

    а) положение Рима;

    б) положение германских племен в конце II в. до н.э. – III в. н.э.;

    в) формы взаимодействия между ними.

    [10 баллов за три указанных аспекта в содержании плана].

    3. Составлен кластер, представляющий собой три прямоугольника с узловыми идеями пункта «Империя и германцы» и соответствующими им фактами и понятиями [по 5 баллов за каждую «гроздь»/«пучок»]. Всего 15 баллов.

    4. Названы пять отличительных особенностей результатов учебной работы школьников над содержанием этого текста с помощью кластера, в том числе предметно-информационного, коммуникативного, ценностно-ориентированного и деятельностного характера. Всего 10 баллов.

    5. Даны правильные ответы [по 2 балла за каждый правильный ответ]. Всего 10 баллов.

    Итоговая максимальная сумма баллов – 50.

    ЗАДАНИЕ № 2

    Прочитайте документ (отрывок из повести А.И.Куприна «Поединок») и выполните задания.

    «Ромашов часто разговаривал с Гайнаном о его богах, о которых, впрочем, сам черемис имел довольно тёмные и скудные понятия, а также, в особенности, о том, как он принимал присягу на верность престолу и родине. А принимал он присягу действительно весьма оригинально.

    В то время, когда формулу присяги читал православным священник, католикам – ксёндз, евреям – раввин, протестантам, за неимением пастора – штабс-капитан Диц, а магометанам – поручик Бек-Агамалов, – с Гайнаном была совсем особая история.

    Полковой адъютант поднёс поочередно ему и двум его землякам и единоверцам по куску хлеба с солью на острие шашки. И те, не касаясь хлеба руками, взяли его ртом и тут же съели.

    Символический смысл этого обряда был, кажется, таков: вот я съел хлеб и соль на службе у нового хозяина, – пусть же меня покарает железо, если я буду неверен. Гайнан, по-видимому, несколько гордился этим исключительным обрядом и охотно о нём вспоминал».

    Задания

    1. Определите вид данного документа.

    2. В каком школьном курсе(ах) истории и теме(ах) вы видите возможности использования этого источника?

    3. Сформулируйте вопросы и задания к этому тексту, направленные на:

    а) атрибуцию источника и/или факта, в нём описанного;

    б) историко-логический анализ содержания;

    в) критический анализ источника;

    г) аксиологический анализ текста;

    д) праксеологический анализ текста.

    4. В какой перспективе изложен в романе А.И.Куприна эпизод с военной присягой? От имени каких субъектов можно пересказать эту историю? Сформулируйте вопросы и задания к документу, используя разные перспективы.

    5. Обобщите прогнозируемые результаты работы учащихся с документом по предложенным вами вопросам и заданиям и представьте их в виде развёрнутой целевой установки.

    Критерии проверки и оценки

    1. Дан правильный ответ [5 баллов].

    2. Назван курс(ы) истории и тема(ы), адекватные современной структуре школьного исторического образования, его содержанию [5 баллов].

    3. Сформулированы пять и более разноуровневых вопросов [по 2 балла за каждый вопрос/задание]. Всего 10 баллов.

    4. Дан правильный ответ и сформулированы три–пять вопросов и заданий, предлагающих оценить случай с Гайнаном под другими углами зрения (в иных перспективах) [5 баллов за ответ и по 2 балла за каждый вопрос/задание]. Всего 15 баллов.

    5. Сформулирована развёрнутая триединая целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования. Всего 15 баллов.

    Итоговая максимальная сумма баллов – 50.

    ЗАДАНИЕ № 3

    Рассмотрите репродукцию художественного произведения на историческую тему и выполните задания. В качестве объекта анализа предлагается работа А.Бенуа «Парад при Павле I» (1907) или другая картина на историческую тему (типологическая).

    Задания

    1. Определите тип исторической картины.

    2. В каком школьном курсе(ах) истории и теме(ах) вы видите возможности использования этого источника?

    3. Сформулируйте вопросы и задания к иллюстрации как к тексту, направленные на:

    а) атрибуцию источника и/или факта, на нём изображенного;

    б) описание содержания картины;

    в) критический анализ изображения;

    г) аксиологический анализ изображения как текста;

    д) праксеологический анализ репродукции как текста.

    4. Предложите свой вариант пояснительного текста к этой репродукции, фрагмент документа и другие иллюстрации, чтобы школьникам открылись новые аспекты темы учебного занятия. Сформулируйте вопросы и задания, которые возможны при монтаже этой иллюстрации с другими средствами обучения истории.

    5. Обобщите прогнозируемые результаты работы учащихся с иллюстрацией по предложенным вами вопросам и заданиям и представьте их в виде развёрнутой целевой установки.

    Критерии проверки и оценки

    1. Дан правильный ответ [5 баллов].

    2. Назван курс(ы) истории и тема(ы), адекватные современной структуре школьного исторического образования, его содержанию [5 баллов].

    3. Сформулированы пять и более разноуровневых вопросов [по два балла за каждый вопрос/задание]. Всего 10 баллов.

    4. Составлен пояснительный текст к репродукции картины А.Бенуа, подобран адекватный содержанию исторической картины документ, предложена другая иллюстрация; все три методических композиции обеспечены оригинальными вопросами, возникающими при монтаже разных средств и источников [по 5 баллов за каждую композицию]. Всего 15 баллов.

    5. Сформулирована развёрнутая триединая целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования. Всего 15 баллов.

    Итоговая максимальная сумма баллов – 50.

    TopList