© Данная статья была опубликована в № 22/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 22/2006
  • Царственная колыбель

     

    ЦАРСТВЕННАЯ КОЛЫБЕЛЬ

    Ипатьевский монастырь — крепость духа
    и русской государственности
    Вид костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. 1613 г.
    Вид костромского Свято-Троицкого
    Ипатьевского монастыря. 1613 г.

    Ипатьевский монастырь — один из древнейших исторических памятников Костромского края. Согласно преданию, он был основан в 1330 г. татарским мурзой Четом, который остановился на этом месте — у впадения в Волгу реки Костромы — по пути в Москву (для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите). В ночном видении Чету явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Вдохновлённый случившимся, Чет (в крещении Захария) основал на месте чудесного видения обитель в честь священномученика Ипатия. Считается, что Чет-Захария был впоследствии погребён в стенах основанного им монастыря.

    Первое упоминание монастыря в летописях относится ко времени междоусобной войны за великокняжеский престол во второй четверти XV в. между московским князем Василием Васильевичем и галичским князем Юрием Дмитриевичем, которую продолжили сыновья князя Юрия — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В 1435 г., после поражения на реке Которосли Василий Косой укрепился в Костроме. Московский князь Василий Васильевич, выступивший против него, расположился с войском у стен Ипатьевской обители. Стояла холодная весна, река Кострома разделяла враждующих, лишая их возможности вступить в сражение. Противостояние закончилось миром, который и был заключён в Ипатьевском монастыре.

    В XV—XVII вв. в монастыре было похоронено несколько десятков представителей фамилии Годуновых, начиная с непосредственного основателя рода — Ивана Ивановича Годуна. Наиболее известные из них — царь Борис Годунов и его сестра, царица Ирина Феодоровна, супруга царя Феодора Иоанновича — последнего государя из династии Рюриковичей.

    Именно давние связи монастыря с Годуновыми вызвали расцвет обители во второй половине XVI в., когда Дмитрий Иванович Годунов, а затем и его племянник, Борис Фёдорович Годунов, стали приближёнными Иоанна Грозного. Новые возможности Годуновых не могли не отразиться на благосостоянии монастыря, служившего их родовой усыпальницей.

    Основатель Ипатьевского монастыря, Чет-Захария, построил в обители деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и другие деревянные здания, оградив монастырь дубовыми стенами. Первый каменный храм появился в обители не позднее 1558 г. Это был пятиглавый, двухстолпный и трёхапсидный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. С трёх сторон (кроме восточной) собор окружали каменные крытые галереи. Около 1564 г. закончилось строительство второго каменного собора — шатрового храма в честь Рождества Божией Матери.

    После того как трон перешёл к женатому на Ирине Годуновой Феодору Иоанновичу, а царский шурин Борис фактически стал управлять государством, в монастыре развернулись строительные работы, в результате которых, по сути дел, была возведена новая обитель.

    Следует отметить, что в описываемое время Ипатьевский монастырь являлся не только иноческой обителью, но и настоящей крепостью. Он стоял на подступах к Костроме по старой Ярославской дороге; система его оборонительных сооружений была отлично продумана и рациональна. Основное боевое назначение имели башни (стрельницы). Для хранения пороха предназначалась особая Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне имелся потайной ход, выводивший к реке Костроме — для снабжения водой на случай осады. Внутри башни имели несколько ярусов с амбразурами и боевыми окнами. Стены и башни с внутренней стороны связывали широкие переходы — галерея боевого хода.

    В 1598 г. Борис Годунов стал царём, что не могло не придать особой значимости монастырю как месту упокоения предков нового государя. С этого времени настоятели Ипатьевской обители стали возводиться в сан архимандрита, дававшийся в то время только настоятелям самых крупных монастырей. К концу XVI в. Ипатьевский монастырь, благодаря вкладам царя Фёдора, Годуновых и других жертвователей, стал и весьма значительным землевладельцем: в Костромском крае обители принадлежали десятки сёл и деревень.

    Однако вскоре это благополучие оказалось под угрозой. В начале XVII в., в эпоху Смутного времени, династия Годуновых была отстранена от управления государством, и через несколько лет великих потрясений к власти в стране пришли давние соперники Годуновых — Романовы. Казалось бы, в этих условиях монастырь, находившийся под покровительством павших правителей, должен был подвергнуться своеобразной «опале», однако новая царская династия Романовых стала почитать Ипатьевскую обитель много усерднее Годуновых.

    В 1609 г. войска Лжедмитрия II («Тушинского вора»), разбитые у Галича и в самой Костроме ополчением северных городов (Вологды, Великого Устюга, Тотьмы и Солигалича), отступая, закрылись в Ипатьевском монастыре и несколько месяцев удерживали его. Освободить обитель от «тушинцев» удалось только после того, как осаждающие подорвали часть монастырской стены.

    Через три с половиной года в Ипатьевской обители свершилось событие, положившее конец трагической для нашего Отечества эпохе Смутного времени и определившее исторический путь России на последующие три века. Созванный в Москве после освобождения её от поляков Земский собор 21 февраля 1613 г. избрал новым российским государем Михаила Фёдоровича Романова, после чего к вновь избранному царю, находившемуся тогда в Ипатьевском монастыре вместе со своей матерью инокиней Марфой Ивановной, было отправлено особое посольство, возглавляемое боярином Ф.И.Шереметевым и архиепископом Рязанским и Муромским Феодоритом и несшее с собой иконы Божией Матери и святителей Московских. Вечером 13 марта оно прибыло в село Селище, находящееся напротив монастыря, на правом берегу Волги. На следующее утро посольство под колокольный перезвон всех церквей Костромы переправилось через Волгу к монастырю. Одновременно из Костромского кремля в том же направлении вышли крестным ходом костромские священнослужители и горожане с Феодоровской иконой Божией Матери — главной святыней края. Обе процессии соединились перед Святыми вратами обители, откуда им навстречу вышли Михаил Феодорович и инокиня Марфа. Мать и сын Романовы с московскими посланниками прошли в Троицкий собор. Здесь после совершения особого молебна послы в течение шести часов умоляли Михаила Фёдоровича принять избрание на всероссийский престол, но и он, и его мать со смирением и твёрдостью отказывались. Наконец архиепископ Феодорит обратился к Михаилу Феодоровичу с проникновенными словами: «Не противься воле Божией — не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Её». Тогда юный Михаил упал перед иконами и произнёс: «Аще есть, Господи, на то воля Твоя, я — раб Твой, спаси и соблюди меня!» Инокиня Марфа благословила сына на царский путь.

    Пробыв в Ипатьевском монастыре несколько дней, посольство вместе с молодым царём выехало 19 марта в Москву. Через 6 лет, в 1619 г., совершая благодарственное паломничество после освобождения из польского плена своего отца, патриарха Филарета, царь Михаил Феодорович вновь посетил Ипатьевский монастырь.

    Семья Романовых богато одаряла обитель, в которой, как писали позднее, «взошла звезда романовского величия». Строительство, так активно шедшее в монастыре при Годуновых, не прекращалось здесь и на протяжении всего XVII в. Время наивысшего расцвета Ипатьевского монастыря как архитектурного ансамбля следует отнести ко второй половине этого столетия. В центре монастыря возвышался новый пятиглавый Троицкий собор (старый храм был разрушен в 1649 г. вследствие взрыва пороха, хранившегося в подклете, и новый собор возвели к 1652 г.). В последней четверти XVII в. с юго-востока к собору пристроили придельный храм во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. Роспись стен собора осуществлена в 1684 г. артелью костромских изографов во главе с известным русским иконописцем второй половины XVII в. Гурием Никитиным и Силой Савиным (первые фрески появились в Троицком соборе ещё в 1654 г., однако эпидемия моровой язвы прервала работы и к ним вернулись лишь спустя тридцать лет). Возле Рождественского собора находились две годуновские усыпальницы в виде каменных палат.

    В описываемое время в обширной монастырской библиотеке хранилась замечательная летопись, названная позднее Ипатьевской, — она открывается полным текстом «Повести временных лет». В описной книге 1642 г. она упоминается как «Книга Летописец в полдесть». В XVIII столетии летопись была перевезена в библиотеку Императорской Академии наук. Наряду с книжным собранием в монастырских стенах сохранялись значительные документальные коллекции и богатейшее собрание церковных древностей.

    К концу XVII в. попечением многочисленных жертвователей Ипатьевский монастырь считался одним из самых богатых на Руси. Ему принадлежало 12 тыс. крепостных крестьян мужского пола, 16 рыбных ловель, 11 лавок в Костроме, дворы в Москве и Ярославле, множество сёл и деревень как на Костромской земле, так и за её пределами. Однако с началом преобразований Петровской эпохи монастырь стал постепенно приходить в упадок. Уже в 1721 г. новый архимандрит Ипатьевской обители Гавриил (Бужинский) докладывал Святейшему Синоду: «Нашёл в Ипатиевском монастыре всё ветхое, растащенное и опустошенное, ризница тако изветшала, что перед честными людьми и в самых лучших ризах служить нельзя, не вспоминая о других различных приборах... всего же разорения обители вкратце и описати невозможно».

    нии нескольких лет. По воспоминаниям очевидцев, одновременно с уничтожением собора началось и разграбление примыкавшего к нему кладбища: в поисках наживы мародеры раскапывали относительно недавние захоронения.

    После войны, летом 1946 г., в монастыре был образован филиал областного краеведческого музея. На рубеже 1940-х и 1950-х гг. здесь начались первые в советское время реставрационные работы. Преобразование в 1958 г. ансамбля зданий Ипатьевской обители в историко-архитектурный музей-заповедник положило начало переменам в судьбе древнего монастыря. Местные жители выселялись, продолжалась реставрация монастырского ансамбля. В 1962 г. главы Троицкого собора были позолочены. Однако в это же время природной среде, в которой обитель существовала веками, был нанесён огромный ущерб. В результате строительства на Волге Горьковской ГЭС уровень реки значительно поднялся, отчего красивейшая «стрелка» — мыс у впадения в Волгу реки Костромы — и часть холма, на котором стоит монастырь, ушли под воду.

    Возрождение Ипатьевского монастыря как православной святыни началось вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси, положившего начало установлению новых взаимоотношений между Церковью и государством. 23 ноября 1989 г. впервые после многих десятилетий забвения епископ (ныне – архиепископ) Костромской и Галичский Александр совершил молебен и панихиду в Троицком соборе. В октябре 1991 г. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь был зарегистрирован как юридическое лицо. 8 января 1992 года в Троицком соборе епископ Александр совершил первую после 1922 г. Божественную литургию.

    8 мая 1993 г. Ипатьевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II; тогда же Костромской епархией и администрацией Костромской области было подписано утвержденное Святейшим Патриархом и министром культуры Российской Федерации «Соглашение о совместном использовании комплекса зданий и сооружений Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря монашеской общиной и Костромским государственным объединённым историко-архитектурным музеем-заповедником».

    30 августа 2002 г., по случаю празднования 850-летнего юбилея основания Костромы, Патриарх Алексий II вновь посетил Ипатьевский монастырь. В ходе визита он призвал максимально ускорить процесс возвращения этой древнейшей в Костромском крае обители Русской православной церкви. «Передача монастыря Церкви не означает закрытие музея или каких-либо ограничений для туристов — музей и монашеская община могут здесь гармонично сосуществовать». Но только «возрождение в древних стенах монашеской жизни даст возможность во всем объеме оценить историческое и духовное значение выдающегося памятника Отечества».

    30 декабря 2004 г. распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ, по поручению президента России В.В.Путина, комплекс зданий и строений Ипатьевского монастыря был полностью передан Костромской епархии.

    23 марта 2005 года в ходе своего рабочего визита в Кострому Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь посетил президент России В.В.Путин. Глава государства высказался за необходимость возрождения былой духовно-просветительской деятельности Ипатьевской обители и приложения действенных мер по сохранению этого уникального архитектурного ансамбля. В память о своем посещении монастыря В.В. Путин оставил запись в книге почётных гостей: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России».

    Священник Андрей КАЗАРИН,
    г. Кострома

    TopList