© Данная статья была опубликована в № 20/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 20/2006
  • Современные представления об обществе, природе и личности

     

    СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
    об обществе, природе и личности

    УМК «Обществознание»
    издательства «Вентана-Граф»

    Создание и продвижение новых учебно-методических комплектов по обществознанию для общеобразовательной школы сегодня — серьёзная проблема для авторов и потребителей (педагогов, учащихся и родителей). С одной стороны, слышны обиженные голоса тех, кто считает, что в условиях финансовых проблем российской провинции многообразие книг приводит к распылению средств и дезориентации педагогов, а с другой, — очевидно: постоянный поиск идеального или приближённого к нему пособия помогает решать задачи, стоящие перед современной школой. В связи с этим учебники по обществознанию и сопровождающие их пособия (рабочие тетради, методические пособия, задачники и т.п.) подвергаются наиболее серьёзной экспертизе и критике: на них возлагается ответственность не только за обучение основам общественных наук, но и за овладение значимыми социальными компетентностями, заложенными в систему образования программой её модернизации. Действительно, УМК по обществознанию являются не только частью обучающей среды, но и средством, её преобразующим. Поэтому они должны быть разнообразными, ориентированными на различные группы обучающихся и педагогов: их интересы, профили и системы обучения.

    Предлагаемый вашему вниманию материал создан для того, чтобы познакомить широкую педагогическую общественность с УМК по обществознанию издательства «Вентана-Граф». Он не является абсолютно новым, т.к. первые книги Е.Н.Салыгина и Ю.Г.Салыгиной для 10-го и 11-го классов появились в 2001 г. и вошли в перечень учебников для школ, участвовавших в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В тот момент пособия, имевшие статус экспериментальных, понравились учителям и школьникам. Издательство учло пожелания и замечания, полученные во время широкой общественной экспертизы, доработало и расширило комплект.

    Сегодня УМК «Обществознание» издательства «Вентана-Граф» включает в себя учебники для 10-го и 11-го классов (авт. Е.Н.Салыгин и Ю.Г.Салыгина), учебные пособия для учащихся (авт. А.В.Агошков), методическое пособие к учебнику 10-го класса и органайзер для учителя (авт. Т.Б.Пасман, Е.Н.Харлашова и др.), рекомендации по использованию в условиях профильного обучения, программы базового и элективных курсов по общественным дисциплинам. Дополнительно издательство уже выпустило учебное пособие к элективному курсу «Азбука журналистики». В стадии разработки находятся учебно-методические комплекты для основной (6—9-е классы) школы, т.к. это позволит сделать линию учебников завершенной и целостной.

    Учебник Е.Н.Салыгина и Ю.Г.Салыгиной «Обществознание» для старшей школы аккумулирует современные представления об обществе, природе и личности. Включённые в его состав темы имеют проблемный характер, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них навыков критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у школьников творческого мышления и умения рассуждать аргументированно.

    Особенностью методического построения курса является его комплексность, предполагающая использование культурологического, философского, антропологического, социологического, политологического и юридического знания. Особое внимание отводится методам культурологии, которые позволяют рассматривать групповые, общественные и общечеловеческие ценности через призму культуры.

    Материал, предлагаемый для изучения в старшей школе, не дублирует содержание предметов основной школы. Он предусматривает изучение пройденных в основной школе вопросов на более высоком познавательном уровне, с учётом многообразия методологических подходов, различных точек зрения. В связи с этим некоторые вопросы в учебнике (например, «Деятельность» и «Познание») не рассматриваются в отдельных параграфах, а представлены в содержании и методическом аппарате разделов, посвящённых изучению темы «Человек и культура». Такой подход облегчает учащимся процесс осознания тесной взаимной связи всех сфер жизни человека и общества. Кроме того, появилась возможность включения в учебник материалов для углубления их знаний (различных точек зрения, научных концепций и т.д.), формирования ключевых (в первую очередь, социальных) компетенций (задания, ориентированные на представление собственной точки зрения, анализ актуальных общественных событий и процессов, самостоятельный поиск, анализ и использование собранной социальной информации для выполнения типичных социальных ролей и др.), подготовки к экзаменам (варианты тестовых и развивающих заданий).

    Учебный материал полной средней школы имеет ярко выраженную практическую направленность: содержание отобрано с учётом жизненного опыта учащихся, их возрастных интересов, что способствует активизации мыслительной деятельности, стремлению разобраться в материале, порассуждать на предложенные авторами вопросы.

    Курс «Обществознание» для 10-х и 11-х классов разработан в двух вариантах: на 35 и 70 учебных часов. Это связано с переходным состоянием современной школы. Комплект создаёт условия для работы по пакету нормативных документов 1999 г. (Базисный учебный план и минимум содержания обществоведческого образования) и 2004 г. (Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования: Базисный учебный план, образовательный стандарт по обществознанию).

    Положения обязательного минимума содержания среднего (полного) образования по обществознанию раскрываются последовательно во всех частях данного курса, хотя отдельные дидактические единицы «перемещаются» из одного смыслового блока в другой или раскрываются под разным углом зрения в нескольких темах курса.

    В приводимых ниже планированиях также воспроизводятся положения обязательного минимума, раскрытые в соответствующих темах курса.

    Методическое пособие к курсу создали и апробировали в своих классах педагоги Пскова. Оно, помимо тематического планирования, включает в себя авторскую программу курса и разработки уроков по всем темам. Конспекты даны вариативно, они рассчитаны на классы разного уровня подготовки. Например, урок «Что такое культура?» разработан в двух вариантах: комбинированный урок с опорой на учебник и урок-практикум с набором рабочих листов и разноуровневых заданий.

    Каждый раздел методического пособия предваряет небольшая таблица «Внутрикурсовые связи», в которой приведены дидактические единицы, пройденные старшеклассниками в основной школе, а также те, которые необходимо освоить в 10-м классе. Например, по теме «Природа человека» эта таблица выглядит следующим образом:


    Опорные знания за курс основной школы

    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

    Основное содержание курса средней (полной) школы

    Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Деятельность и мышление.


    Практически каждый урок начинается с актуализации субъектного опыта учащихся. Для этого предлагаются различные задания:

    — анализ высказываний известных государственных деятелей, учёных (философов, психологов и др.), поэтов;

    — работа с фотографиями и репродукциями;

    — практические жизненные ситуации др.

    В связи с тем, что курс 10—11-го классов в большей степени ориентирован на углубление знаний, полученных в основной школе, большая часть уроков разработана в форме практикумов, семинаров и дискуссий. Вопросы и задания для них ориентированы на глубокую и внимательную работу с текстом учебника.

    Например, для подготовки учащихся к участию в регламентированной дискуссии (дебатам) разработана целая система заданий по тексту. На первых уроках им предлагается найти в учебнике аргументы и подтвердить высказывание «Культура — это память человечества о пройденном им пути». Затем для выполнения подобного задания необходимо найти не только аргументы «за», но и примеры, опровергающие предложенное утверждение (например, к высказыванию «Без образования человек не может сформироваться как личность»).

    Следующим шагом в подготовке к дебатам должен стать поиск аргументов и примеров, которые можно трактовать неоднозначно, используя как для утверждения, так и для опровержения выдвинутого тезиса.

    Вот таким образом ученики готовятся к уроку-дебатам в конце учебного года по теме «Курс обществоведения 10-го класса повлиял на изменение моих взглядов на общество». Для школьников, уже овладевших форматом игры «Дебаты», к 10-му классу предлагаются темы для следующей — спора. Для тех, кто с такой формой встречается впервые, даётся краткое описание правил игры и список литературы, знакомящий с дебатами.

    Семинары, предложенные в методическом пособии, можно условно разделить на две группы: классические школьные семинары с перечнем вопросов и списком литературы и нетрадиционные, разработанные на основе методик, представленных В.В.Гузеевым (Гузеев В.В. Теория и практика Интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001), — с расширенным кругом участников, включающих по каждому вопросу помимо докладчика и оппонента ещё и эксперта, провокатора, ассистента.

    Предложены в методическом пособии для педагогов и такие формы, которые только ещё находят своё место в школьной практике. Например, один из уроков по теме «Человек и культура» предлагается провести в форме Либерального клуба «Культурный ли ты человек, россиянин?».

    Либеральный клуб — одна из форм рациональной критической дискуссии, которая предоставляет возможность свободного выражения собственной позиции по вопросу без длительной предварительной подготовки.

    Наиболее эффективными темами Либерального клуба являются те, которые сформулированы в форме спорных вопросов, требующих альтернативных ответов («да» или «нет»); посвящены обсуждению понятия, неоднозначно трактуемого в современном обществе и базовой науке; ставят своей целью уточнение содержания или определения какого-либо спорного понятия (например, «Россия и Запад: возможно ли их партнёрство?» «Глобализация: зло или благо для современного мира?»).

    ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КЛУБ

    Действующие лица и их функции

    Ведущий направляет ход дискуссии; следит за соблюдением правил дискуссии, соблюдением темы; предоставляет слово участникам дискуссии; стимулирует продолжение и развитие дискуссии; снимает наиболее резкие и лишние обострения; возвращает дискуссию в нужное русло; соблюдает правило «трёх минут»; высказывает собственные соображения по поводу темы обсуждения

    Репортёр ведёт запись «коллективной памяти», т.е. записывает основные аргументы, идеи, соображения на больших белых листах бумаги с помощью фломастеров разного цвета; вывешивает листы по мере заполнения; высказывает собственные соображения по поводу темы обсуждения; готовит резюме по обсуждённому блоку вопросов, для начала дискуссии.

    Эксперты не принимают участия в самой дискуссии; дают дополнительные разъяснения в ходе дискуссии; делают экспертную оценку; отвечают на вопросы ведущего.

    Хронометрист следит за соблюдением регламента участниками дискуссии.

    Порядок проведения

    1. Представление действующих лиц.

    2. Выбор темы дискуссии.

    3. Свободное высказывание мыслей по поводу того, что участники ожидают от дискуссии. Репортёр записывает идеи и вывешивает «Листы ожиданий». До начала дискуссии ведущий может определить, например, что красный цвет фломастера будет использоваться для записи аргументов «против», а зелёный цвет — для записи аргументов «за».

    4. Знакомство с правилами ведения дискуссии.

    5. Раздача правил всем участникам клуба.

    6. Работа ведущего: обозначение круга вопросов, которые будут обсуждаться (должен обратить внимание участников дискуссии на содержание «Листа ожиданий», к которому необходимо вернуться при подведении итогов). На данном уроке обсуждаемый круг вопросов может включать, например, следующие:

    — что значит «культурный человек»?

    — нужны ли культурные люди современному российскому обществу и государству? для чего (почему)?

    — как стать культурным человеком? и т.д.

    7. Дискуссия. Вопросы, включённые в тему, можно обсуждать по группам и высказываться от имени коллектива. Вариантом Либерального клуба является ролевая дискуссия (участники выступают от имени, например, молодого байкера, министра культуры, губернатора региона, директора картинной галереи, молодой девушки — любительницы джаза, старика (старушки) на скамейке и др.).

    После завершения обсуждения блока вопросов ведущий должен несколькими словами обобщить высказывания, постоянно обращаясь к записи «коллективной памяти».

    8. После завершения дискуссии ведущий предоставляет слово экспертам (экспертами могут быть специально подготовленные учащиеся, учителя — в описываемом нами сценарии, например, преподающие искусство, гости — сотрудники музея, представители администрации школы, региона). Они могут подвести итоги обсуждения, высказать своё мнение по наиболее сложным вопросам.

    9. По окончании выступлений экспертов ведущий несколькими словами обобщает высказывания, подводит итоги дискуссии, обращает внимание участников на «Лист ожидания».

    10. В конце (и в начале) работы клуба можно прибегнуть к методу голосования карточками. С их помощью участники могут выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме без выступления. Ведущий раздаёт карточки и предлагает участникам дискуссии написать на них ответ на вопрос, заявленный в теме дискуссии.

    Главные качества ведущего: умение адаптироваться к любой аудитории, гибкость мышления, толерантность, эрудированность, широкий кругозор, чёткое представление обсуждаемой темы, объективность. Во время урока ведущим может быть учитель.

    Основные идеи и принципы, заложенные в методическом пособии, нашли своё продолжение в органайзере для учителя — не совсем традиционном элементе учебно-методического комплекта. Цель его создания — оптимизация деятельности учителя по подготовке к проведению урока. Органайзер призван заменить классический конспект урока и сократить время педагога на подготовку. Он включает в себя следующие разделы:

    — примерное тематическое планирование;

    — проверка знаний учащихся;

    — задачи и структура урока;

    — оборудование;

    — основные понятия;

    — межпредметные связи.

    Разработаны эти разделы так, чтобы конспект урока занял всего лишь разворот и выглядел следующим образом:

    ЦЕЛЬ УРОКА: актуализировать знания учащихся по обществоведению, полученные в основной школе, представить специфику изучения предмета в старших классах, познакомить с учебно-методическим комплексом.

    ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, стандарт общего среднего (полного) образования.

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: обществознание, общество, мировоззрение.

    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: примеры о жизни общества из истории, географии.

    ПЛАН УРОКА, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ

    1. Обществознание как учебная дисциплина. Беседа с классом, актуализация субъектного опыта — учащиеся называют темы, изученные в основной школе, перечисляют вопросы, которые вызвали особый интерес. В начале беседы учитель даёт задание написать в тетради ассоциации, которые возникают у учащихся при слове «обществознание», привести примеры, когда знания пригодились им в жизни.

    2. Цели изучения обществознания в старшей школе. Работа с фрагментом Стандарта полного среднего образования (раздел «Цели обществоведческого образования»), беседа с учащимися: — какую цель изучения обществознания в школе ставит наше государство? — что вы считаете важным узнать на уроках обществоведения, чтобы лучше понимать современную жизнь общества? — что вы считаете важным научиться делать на уроках обществоведения, чтобы лучше ориентироваться в современной жизни общества?

    3. Структура УМК. Учитель знакомит с учебником, ученики выполняют задания по работе со словарём, знакомятся с оглавлением и системой заданий в учебнике.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

    1. Ответы на какие вопросы, важные для вас, можно найти в учебнике?

    2. Ответы на какие вопросы мы там не найдём?

    3. В каких источниках, как вы думаете, можно найти ответы на интересующие вас вопросы?

    На полях первой страницы в помощь учителю предложены фрагменты художественных произведений, пословицы и поговорки, мудрые изречения, которые предназначены для обсуждения или обобщения основных идей урока.

    Например, для одного из уроков предложен вопрос: «Какие вопросы темы иллюстрируют данные стихотворения?» и даны следующие четверостишия:

    До того, как беспомощным стать стариком,
    Делай дело, с которым как мастер знаком,
    Чтоб потом не корить себя за нерадивость,
    Всё успей совершить ты, усердьем влеком.

    Ибн Сина

    И, наконец, ещё: слова не есть дела.
    Деянье — это плоть! Слова же — только тени…
    Ты можешь сотни лет о жемчуге твердить,
    Но если не нырнёшь — он твой лишь в сновиденье.

    Насир Хосров

    Завершает органайзер страничка, которая, на наш взгляд, очень важна для соблюдения принципов преемственности и непрерывности обществоведческого образования, для которого каникулы являются только возможностью разнообразить формы изучения себя и общества. Выглядит она следующим образом:

    Задания к следующему учебному году

    УМК «Обществознание» издательства «Вентана-Граф» призван создать условия для выстраивания равноправных субъект-субъектных отношений в классе и внеурочной деятельности, помочь в работе с разнотипной информацией: находить её, создавать и преобразовывать не только в учебных, но и личностно значимых целях.

    Татьяна ПАСМАН,
    консультант издательства
    «Вентана-Граф», методист Псковского
    областного ИПКРО, автор
    методической части УМК

    TopList