© Данная статья была опубликована в № 15/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 15/2006
  • Можно ли научить любить родину?

    Фото А.СтепановаМожно ли научить
    любить родину?

    Фото А.Степанова

    Цели и задачи школьного исторического образования – проблема осмыслена, дискуссии продолжаются

    Социальный контекст

    В современном российском обществе цели школьного исторического образования — особенно в контексте патриотического воспитания — вызывают всеобщий интерес, со стороны как педагогической общественности, так и отдельных граждан. Явно не равнодушно к этим вопросам и политическое руководство России. Причины этого, в общем-то, достаточно очевидны. Удивляет другое, что в первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы фактически не привлекали внимания политического руководства страны, а в государственной политике и управленческой практике преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы целей исторического образования и воспитания граждан.

    Автору этих строк в 1990-е гг. неоднократно приходилось участвовать в дискуссиях на данную тему в самых разных аудиториях — в том числе и на страницах периодики. Эти дискуссии показывали весьма широкий спектр подходов — от безграничной апологетики воспитательного потенциала курса истории до тотального отрицания воспитательных задач школьной истории вообще. В ряде случаев оппонентам просто было не до «частностей», под которыми понимались цели образования. В «десятилетие реформ» многих, в том числе и в сфере образования, беспокоил один вопрос: как выжить? Дефолт 1998 г. усугубил эту проблему. При этом во многих случаях участники дискуссий действительно считали, что вмешательство государства в вопросы образования вредно, что все вопросы должны решаться внутри сообщества педагогов, что нельзя «научить любить Родину» и т.д. Вместе с тем эти вопросы явно имеют самое широкое общественное звучание и заслуживают того, чтобы попытаться в них разобраться.

    Предпримем такую попытку. Нам представляется крайне важным подчеркнуть, что многие участники дискуссии по вопросам исторического образования просто имеют в виду разные предметы обсуждения. Так, в частности, на последней Всероссийской научно-практической конференции «Пути совершенствования исторического образования в образовательных учреждениях» (Москва, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, ноябрь 2005 г.) стало очевидным, что одна часть участников дискуссии считает цели школьного исторического образования тождественными целям истории как академической науки. Другая часть аудитории придерживается точки зрения, что школьная история имеет свои специфические цели и задачи, которые вытекают из статуса школьной истории как учебного предмета, причём этот статус далеко не однозначен.

    Дискуссия на конференции выявила это со всей очевидностью. Сторонники первого подхода настаивают на академической интерпретации целей образования, а вторые — на педагогической, точнее — психолого-педагогической. Кроме этого, в ряде случаев высказываются и другие интерпретации целей исторического образования, которые, как нам представляются, во многом основываются на авторской интерпретации базового для данного дискуссии понятия история. Поэтому начнём с определения этого базового понятия.

    История как наука

    История — [греч. historia] рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

    Под историей обычно понимается:

    1) процесс развития природы и общества;

    2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии;

    3) ход развития чего-либо;

    4) прошлое, сохраняющееся в памяти людей;

    5) рассказ;

    6) происшествие.

    Научное определение самого понятия история имеет два основных значения.

    Первое — история как процесс развития общества и второе — история как наука о развитии общества. То есть объект науки и сама наука обозначаются единым термином, что требует учёта этого фактора в определении содержания этого понятия.

    Уже более ста лет не затихают споры о том, является ли истории наукой. Эти дискуссии связаны с обсуждением и оценкой характера и объективности методов исторического исследования, степени их достоверности. Если коротко и несколько упрощённо ответить на вопрос о том, что представляет собой история как наука, то можно дать следующее определение. История — это специализированное научное знание эмпирико-теоретического характера о прошлой социальной реальности.

    Объектом исторической науки большинство историков считает человеческое общество во всём многообразии его прошлого, в его развитии и изменении. История как наука исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим. При этом сам историк, как правило, не имеет возможности наблюдать объект изучения, который по времени может быть отдалён от исследователя тысячелетиями. Поэтому в исторической науке всегда была актуальна проблема верификации результатов исторического исследования, установления их истинности, проблема корректности и репрезентативности методов исторического анализа. Как отмечала Х.Агнес, «История (с большой буквы) не есть прошлое, это — прошлое и будущее в настоящем».

    Учитывая многофакторный характер истории как науки, понятно, что и цели истории как науки имеют многоуровневый характер.

    Для прояснения истины педагогам полезно самостоятельно заполнить таблицу 1, указав характерные особенности:

    1) истории как объекта исследования;

    2) истории как способа исследования.

    Для конкретизации содержания понятия история приведите примеры.

    Таблица 1

    История
    как объект исследования
    История
    как способ исследования
       

    • Подумайте, какие проблемы возникают с использованием слова история в связи с многозначностью его значений?

    • Сравните, в каком из своих значений история интересна для учащихся разных ступеней и уровней образования, школьных педагогов, вузовских преподавателей, профессиональных историков, общественности, политикам и др.?

    История как учебный предмет

    Рассмотрим вопрос о специфике истории как учебного предмета. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение истории как школьного учебного предмета: историяэто учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. Главная цель изучения истории — воспитание социально-активной личности с высокими идейно-нравственными качествами, чётко выраженным национально-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы (см.: Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. С. 110).

    В теоретическом отношении это определение является неполным и весьма спорным, но его можно считать рабочим, отправной точкой для последующего анализа сущности истории как школьного учебного предмета (учебной дисциплины).

    В «Российской педагогической энциклопедии» даётся более полное определение истории как учебного предмета. История в школе определяется как учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях. (См.: История в школе // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов.
    М.: БСЭ, 1993. Т. 1. С. 387).

    В истории как учебном предмете выделяется более частное понятие учебного курса — курса отечественной истории, курса всеобщей истории.

    Школьный курс истории в педагогике обычно трактуется как составная часть учебной дисциплины (учебного предмета), представляющая собой дидактическую модель изучения тех или иных её разделов или проблем.

    Классический подход в педагогике к пониманию истории как учебного предмета акцентирует внимание на категориях и принципах, которые определяют содержание и методы организации учебной деятельности учащихся (Л.Н.Алексашкина). Не отрицая эту точку зрения в целом, подчеркнём, что школьное историческое образование включает в себя и нравственно-патриотическую (ценностную) составляющую. Для современной российской школы на переходном этапе её развития этот компонент, на наш взгляд, является одним из приоритетных.

    История как наука и учебный предмет:
    общее и особенное

    Для уточнения специфики истории как науки и истории как учебного предмета предлагаем читателям самостоятельно выполнить следующее задание.

    Сравните историю как науку и учебный предмет сначала по предложенным вопросам. Затем продолжите эту работу по дополнительным вопросам, сформулированным самостоятельно. Заполните таблицу 2.

    Таблица 2

    Вопросы
    для сравнения
    История
    как наука
    История
    как учебный предмет
    1. Субъекты деятельности    
    2. Их цели и задачи    
    3. Источники    
    4. Способы работы    
    5. Содержание    
    6. …    

    Сделайте итоговый вывод о сходстве и различии между «двумя историями». Как вы считаете, может история как учебный предмет быть тождественна истории как науке? Выскажите вашу точку зрения в отношении следующего концептуального тезиса: «Если преподаватель имеет дело с готовыми фактами, то исследователю лишь предстоит их создать» (Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С. 57).

    Для понимания соотношения между историческим знанием и историческим образованием заполните следующую сравнительно-обобщающую таблицу 3 «Эволюция исторического знания и преподавание истории в школе». Для выполнения этого задания может быть использована в качестве информационного источника книга: Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Ионов И.Н., Короткова М.В. М.: Русское слово, 2002. С. 18).

    Таблица 3

    Этапы Идеи, ценности, подходы
    Историческая наука Историческое образование
    1. Традиционное общество до эпохи Возрождения и отчасти до эпохи Просвещения    
    2. С эпохи Просвещения до конца ХVIII в.    
    3. Индустриальное общество ХIХ  в.    
    4. 1900 — кон. 1960-х гг.    
    5. Эпоха постмодернизма (1970—1880-е гг.)    
    6. 1990-е гг. — современность    

    • Как вы думаете, в чём заключается влияние истории как науки на учебный предмет и способы его преподавания? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите примеры.

    Система школьного исторического образования
    в современном понимании

    Современное понимание истории как учебного предмета базируется на определении образования как сложного социокультурного явления, назначение которого состоит в актуализации, реализации и самореализации сущностного потенциала человека. В настоящее время в России не завершён процесс осмысления новых явлений в теории и методологии исторического образования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о целях и задачах исторического образования. Причина этого заключается в том, что от понимания целей зависит определение и проектирование всех последующих компонентов системы исторического образования. Практика показывает, что каждый участник дискуссии по любым вопросам исторического образования исходит из собственного понимания целей образования. Обобщая всю многогранную палитру дискуссионных точек зрения по вопросам исторического образования, подчеркнём, что в обобщённом виде позиции оппонентов восходят к двум основным подходам (базовым основаниям), определяющим цели исторического образования.

    Первая точка зрения заключается в том, что цель (сверхзадача) изучения истории — знать факты, факты и, прежде всего, факты (под фактами в данном случае обобщённо понимаются события, даты, процессы, персоналии и т.д.). В этом случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного (разумеется — в идеале! — знания) или как компонент содержания образования — как то, что учащиеся «должны выучить», а учителя должны «дать» (научить школьников). Отсюда в нашей стране наблюдается и устойчивая традиция построения выпускного/вступительного экзамена, направленная на выявление уровня знаний, и соответствующая традиция подготовки контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена (имеется в виду первая часть материалов ЕГЭ).

    Вторая точка зрения — история в школе изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное/поликультурное и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека. Разумеется, при этом понимании определить конкретные цели и задачи истории как учебного предмета и конкретного учебного курса — несравненно сложнее, и сама задача деликатнее. Что при таком подходе можно спросить на выпускном/вступительном экзамене? Как адекватно целям подготовить материалы и измерители ЕГЭ? Все эти вопросы нельзя считать решёнными, дискуссии по этим проблемам продолжаются, и это вполне нормально, естественно, если мы хотим совершенствовать отечественную систему исторического образования в контексте и с учётом мирового опыта.

    Чтобы предложить модель решения поставленных вопросов, нам представляется необходимым рассмотреть современное понимание в педагогической науке самой системы школьного исторического образования. При таком условии осмысление этой системы поможет педагогам обосновать собственный подход к определению целей исторического образования школьников.

    Систему школьного исторического образования можно представить следующим образом (Схема 1).

    Первый уровень — предметный (история как школьный учебный предмет), представляет собой «ядро» системы школьного исторического образования, его дидактико-методическую подсистему.

    Второй уровень — институционально-образовательная среда исторического образования, динамичная подсистема, определяющая взаимосвязи и взаимовлияния на систему школьного исторического образования «внутренних» по отношению к системе образования факторов.

    Третий уровень — «внешняя» по отношению к историческому образованию среда, подсистема условий и факторов внешнего образовательного контекста, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Эта подсистема определяет воздействия на систему исторического образования внешних факторов, которые по своему характеру подразделяются на факторы российские и международные.

    Схема 1

    Структура системы школьного исторического образования

    Таким образом, система школьного исторического образования включает три подсистемы, и для каждой из них можно определить свои приоритетные цели и задачи.

    1. Предметный уровень (дидактическая подсистема исторического образования). Цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются логикой развития истории как учебного предмета.

    2. Институционально-образовательная среда исторического образования. Цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются логикой развития системы исторического образования как подсистемы общего среднего образования, деятельностью образовательных учреждений, включая федеральные и региональные органы управления системой образования — Министерство образования и науки РФ, республиканские министерства образования и науки, региональные департаменты образования и пр.

    3. «Внешняя» по отношению к историческому образованию среда (факторы и условия внешнего образовательного контекста). Цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются логикой развития общества, включая самой широкой информационный, ценностный и культурно-образовательный контекст.

    При рассмотрении учебного предмета «История» как дидактической подсистемы школьного исторического образования все факторы процесса обучения (цели, содержание, познавательные возможности учащихся, учебная работа учителя и учащихся, результаты обучения) можно раскрыть и конкретизировать. В этом случае общие цели изучения истории в школе конкретизируются как:

    1) задачи изучения школьного учебного предмета;

    2) задачи воспитания на материале истории;

    3) задачи развития средствами истории.

    При подготовке федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории коллективу разработчиков пришлось переосмыслить и неоднократно обсуждать на всех уровнях следующие вопросы концептуального характера:

    1. Определение места исторического образования в системе общего среднего образования.

    2. Основные функции исторического образования.

    3. Классификация целей и задач школьного исторического образования.

    4. Принципы построения учебных курсов истории.

    5. Историко-педагогические основы отбора содержания школьного исторического образования.

    6. Основные содержательные линии школьных курсов истории.

    При решении этих вопросов коллектив разработчиков федерального компонента исторического образования исходил из того, что основными функциями исторического образования являются:

    • познавательно-развивающая;

    • познавательно-обучающая;

    • ценностно-воспитательная.

    Что же в итоге или каковы результаты дискуссий?

    В итоге продолжительной работы над федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по истории к концу 2003 — началу 2004 г. Временному научному коллективу разработчиков стандарта (ВНИК «Образовательный стандарт», руководитель Э.Д.Днепров) удалось сформировать относительно целостную модель ФК ГОС по истории. 5 марта 2004 г. был подписан приказ министра образования В.М.Филиппова № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». (См. таблицу 4 на с. 40—41.)

    Таблица 4

    Цели и задачи исторического образования
    в соответствии с федеральным компонентом
    государственного образовательного стандарта по истории

    основная школа

    воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

    освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

    овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

    формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

    применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

    старшая школа. базовый уровень

    воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

    развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

    освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

    овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

    формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

    старшая школа. профильный уровень

    воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

    развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;

    освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

    овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

    формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

    Сравнительная таблица требований
    к уровню подготовки выпускников

    основная школа

    Знать / понимать основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;

    выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

    важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

    изученные виды исторических источников;

    Уметь соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

    использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

    показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

    рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений;

    соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

    объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

    высказывания собственных суждений о историческом наследии народов России и мира;

    объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

    использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

    10—11-е классы. базовый уровень

    Знать / понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

    периодизацию всемирной и отечественной истории;

    современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

    историческую обусловленность современных общественных процессов;

    особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

    Уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

    критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

    анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

    различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

    устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

    участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

    представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

    использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

    соотнесения своих действий и поступков окружающих с историческими возникшими формами социального поведения;

    осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

    10—11-е классы. профильный уровень

    Знать / понимать факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

    принципы и способы периодизации всемирной истории;

    важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

    особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

    историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

    взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.

    Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

    осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

    классифицировать исторические источники по типу информации;

    использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

    различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

    использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

    систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

    формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

    участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; · представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

    определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

    формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

    учёта в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

    осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

    Вместо заключения

    Обобщая сказанное выше, подчеркнём, что в итоге многолетней работы авторского коллектива разработчиков государственного образовательного стандарта по истории удалось при весьма относительном и условном консенсусе сформулировать цели и задачи школьного исторического образования, но эти формулировки отнюдь не являются окончательными, а сам процесс разработки государственного образовательного стандарта – полностью завершённым. Так, в частности, на совещании по проблемам введения федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана 17 марта 2005 г. была решено, что в настоящее время могут использоваться как равноправные два пакета документов. Первый пакет – приказы Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»; от 10 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования»; от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимуму содержания среднего (полного) общего образования». Второй пакет – совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования от 29 января 2004 г. № 315/2 «О реализации решений коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12 “О проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования” и приказы Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования», и приказ Минобразования России и от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

    В решении совещания было подчёркнуто, что в 2004  г. были утверждены не государственные образовательные стандарты общего образования, а только федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования и федеральный базисный учебный план. Также подчёркивалось, что утверждённый федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования является федеральным компонентом первого поколения. Он выстроен с учётом реального состояния системы общего образования и сложного сочетания двух основных факторов — возможностей системы образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей граждан в качественно новом общем образовании – и поэтому является переходным и временным (cм.: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2005 г. № АФ –59/03 // Вестник образования. 2005. № 8. С. 68—71).

    В итоге круг замкнулся, и «история» вновь повторяется. Опять нужно формулировать принципы разработки государственного образовательного стандарта, формировать научный коллектив для определения целей, задач школьного исторического образования в контексте системы общего образования и развития российского общества в целом, а также оптимальных путей достижения избранных целей и получения желанных образовательных результатов. Как мы видим, «история» как наука и как школьный учебный предмет не имеют «окончательных решений» и исчерпывающих формулировок, а дискуссии по этим проблемам продолжаются и будут продолжаться. Такова, видимо, логика развития исторического образования в демократическом обществе как открытой для общественных влияний гуманитарной педагогической системы, которая развивается в глобальном общественном контексте. Отвечая на вопрос о том, можно ли завершить этот процесс и прекратить дискуссии по базовым проблемам исторического образования, ответ будет таков. Да, эти дискуссии завершить можно, но в этом случае речь будет идти о школьном историческом образовании как «закрытой», законсервированный педагогической системе, которая может существовать в закрытом обществе, что, собственно, и происходило в нашей стране в относительно недавнем прошлом со всеми плюсами и минусами этой ситуации.

    Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
    доктор педагогических наук,
    профессор Академии ПК и ППРО

    TopList