© Данная статья была опубликована в № 13/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 13/2006
  • «Учебники должны быть увлекательными»

    «Учебники должны быть увлекательными»

    Беседа с писательницей Татьяной СЕМЁНОВОЙ

    Чуть больше года назад появилась первая книга Татьяны Семёновой «Монсегюр». Исторический роман, одновременно фантастика, к тому же написанный практически для детей и очень-очень познавательный, ну, почти учебник. Возможно ли такое под одной обложкой? Оказалось, что да. В прессе заметили необычную книгу. Но, пожалуй, только в прессе. Как было объяснить на примере одного романа, что это не просто новая серия фантастики, а литера-турно-образовательный проект «Фаэтон»?
    В рубрике «Книгочей» мы публикуем интервью с Т.Семёновой и мнение нашего рецензента.
    Будем рады, если наши читатели выскажут и свои мнения об этом проекте и о составляющих его книгах.

    —  «Монсегюр» — ваш первый роман. Писали до этого?

    — Абсолютно ничего, кроме школьных сочинений и писем, ну, может быть, ещё стихов. Собственно, и в голову не приходило, что буду профессионально заниматься литературой.

    — Что же стало побудительным мотивом?

    — По образованию я инженер-электронщик, но давно и всерьёз увлекаюсь историей. При этом не отдаю особых предпочтений какой-то эпохе или стране. Казалось бы, профессионального подхода и в этом вопросе нет. Но вышло к лучшему. Помните, у Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». А для популяризации любой области знаний нужен как раз широкий охват. Я так много прочла по истории, так много передумала всякого, что просто настало время с кем-то поделиться.

    — Со школьниками? Говорят, ваши книги написаны для них.

    — Сама я так не считаю. Они для всех. Взрослым тоже интересно — проверено уже. А подросткам — просто нужнее. Ведь молодёжь перестаёт читать, даже художественную литературу, а познавательную — и подавно. Историю считают скучным предметом. Вот я и решила доказать обратное. Главное, я считаю, беллетристика должна быть не пустой, а учебная литература — увлекательной. Вот и захотелось соединить вроде бы несоединимое.

    — Почему же фантастика?

    — Да потому что не только об истории речь. Я ведь пишу научную фантастику, НФ. Все как-то успели забыть, что это. А настоящая традиционная НФ — это и есть, с одной стороны, захватывающий сюжет, а с другой — обязательно! — масса полезных сведений и пища для ума. На такой фантастике я выросла: Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев, Иван Ефремов, ранние Стругацкие…

    — А нынешние?

    — В том-то и дело, что большая часть фантастики сегодня — бесполезное чтиво. О художественных достоинствах не говорю. В массовой литературе процент настоящей прозы всегда невелик, но фантастика раньше была хоть познавательной. Теперь эта функция забыта. В пылу идеологических преобразований 1990-х мы, как водится, вместе с водой выплеснули и ребёнка, НФ перестали писать люди с техническим образованием, как это было принято в СССР. Пишут всё больше медики, журналисты, филологи и прочие гуманитарии, не способные прогнозировать и грамотно описывать технологии будущего. Фантастика перестала быть научной, как во времена физика Кларка и биохимика Азимова, геолога Обручева и палеонтолога Ефремова, лингвиста и астронома — братьев Стругацких… Все они писали о том, что хорошо знали. Нынешние пишут о том, что видят вокруг и о том, что придумали. Это тоже литература, но это не НФ.

    — Вы считаете, НФ помогает школе?

    — Безусловно! Научная фантастика — лучший способ пробудить интерес ученика к наукам. В начале — по традиции — к астрономии, физике, математике, но вообще — ко всем, и к истории в том числе. Мнение это разделяет такой известный педагог, историк и футуролог, как академик И.В.Бестужев-Лада. Он очень горячо поддержал наш проект. Игорь Васильевич как никто другой понимает: нашей школе нужна радикальная реформа. И учебники должны стать другими. По истории — в первую очередь.

    — Но у Вас же всё-таки не учебники.

    — Конечно, это дополнительное, внеклассное чтение.

    — И к тому же фантастика. Не противоречат ли они исторической правде и, соответственно, школьному курсу?

    — Нет. Во-первых, фантастику я использую исключительно как приём: герои — студенты-первокурсники с помощью машины времени путешествуют в различные эпохи. Второе: в описании всех событий от древности до наших дней я следую традиционной хронологии и классической концепции исторического развития. Никаких новомодных альтернативных идей у нас и близко нет. Нам не по пути с Фоменко. Ну, и третье: сюжеты моих книг строятся на тех или иных загадках истории, больше всего увлекающих читателя. И вот, заполняя эти белые пятна, я тоже прибегаю к фантастике, но обязательно научной. То есть если даже касаюсь тем, относящихся к области эзотерики, например Святого Грааля и Копья Судьбы, то и здесь пытаюсь объяснить чудеса с помощью науки. Я просто уверена, что детям необходим именно такой подход.

    — И, в общем-то, он далеко не нов.

    — Вот именно! Мне подсказали: так, как я, уже лет пятьдесят не пишут. И главный лозунг нашего проекта «Вперёд, в прошлое!» означает не только путешествие во времени, но и возвращение к традициям, к истокам. Это оказалось востребовано!

    — Удивительно. Подобная литература представлялась забытой навсегда.

    — Сама так думала, но сейчас поняла: познавательность просто как воздух нужна. Посмотрите любую телевикторину: вопросы примитивные, не хватает образования, эрудиции, интеллекта. Уровень знаний, элементарный для тех, кому сегодня 40—50, восхищает молодых, как гениальность. Дальше глупеть некуда, пора заняться дополнительным обучением.

    — Темы ваших первых книг — это средневековая Франция, Древний Египет и, наконец, Китай XIX столетия в «Наложнице императора». Куда отправимся дальше?

    — Практически закончена четвёртая книга — «Тамерлан. Копьё Судьбы». Но я всё ещё там — в Средней Азии XIV в. Нет, если честно, не совсем. Приходится одной ногой стоять и на Американском континенте: параллельно работаю в соавторстве с Павлом Кузьменко над пятой книгой «По следам инков».

    — Соавтор — это исключение или…

    — Или. У меня их уже несколько, просто остальных не называю пока. Одной не под силу объять всю мировую историю, даже если двигаться только по её узловым точкам.

    — И когда взойдёт следующая звезда на небосклоне проекта?

    — Я бы не спешила говорить о звёздах. Это слишком ко многому обязывает. Да и потом, у нас не фабрика звезд. У нас — фабрика знаний.

    — А перспективные планы?

    — Создание клуба научной фантастики. Возможно, будет альманах, сборники, новые серии, ведь «Фаэтон» — это уже издательство. Ну, а дальше — выход за рамки книжного проекта: мультимедиа, Интернет, кино, ТВ… Свой сайт www.faet.ru мы почти сразу создали, и посещаемость его всё время растёт.

    — Работаете много! На личную жизнь остаётся время?

    — Я давно заметила: чем больше дел, тем больше успеваешь.

    — Чем увлекаетесь, кроме литературы и истории?

    Много чем. Сыну Феликсу — почти семь, внимания требует больше, чем все остальные. Животных очень люблю. Живописью занимаюсь вполне профессионально. А ещё страшно люблю путешествовать. Так что следующая серия книг «Фаэтона», наверно, будет по географии.

    Беседовал Фёдор СВИРИДОВ

    TopList