© Данная статья была опубликована в № 12/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 12/2006
  • Золотое солнце, звезды и парусник

     

    Золотое солнце, звезды и парусник

    Гербы Израиля, Ливана, Иордании,
    Палестинских территорий

    ИЗРАИЛЬ

    Израиль
    Израиль

    Священные растения земли, в которой в древности впервые зародилась монотеистическая вера, дали жизнь символам религии древних евреев и геральдическим символам Израильского, Иудейского царств и «города мира» – Иерусалима (Ерушалаима).

    Наряду со священной менорой – семисвечником, изображающим ветви мории, стоявшем в Иерусалимском Храме и вывезенном оттуда римлянами (изображение меноры сохранилось на арке Тита в Риме), – в символике монет и печатей древнего Иерусалима встречались также и трёхсвечные ветви мории, плоды граната, соцветия тмина и раскидистые пальмы. Женщина в трауре, сидящая возле пальмы, была, например, изображена и на римской памятной монете «Иудея покорённая». Позже священный город трёх религий – иудаизма, христианства и ислама – связывался у последователей различных религиозных учений, соответственно, с разными символами.

    После воздвижения Креста Господня в 325 г. на горе Голгофе – месте распятия Христа – в восточной римской и византийской традициях символом Иерусалима становится Иерусалимский крест – красный в белом поле, с волнообразным завершением концов (затем – равносторонними перпендикулярными линиями). В мусульманском же мире арабскими правителями, подчинившими с VII в. Иерусалим, использовались изображения мечети Аль-Акса (ныне мечеть Омара) на месте древнего храма и коранические надписи.

    В период крестовых походов гербом главного государства крестоносцев на Востоке – Иерусалимского королевства (1099–1187) становятся пять Иерусалимских крестов в белом поле. Позднее четыре малых креста, подчёркивающие всемирный характер христианской святыни, изображались вокруг большого на знамёнах рыцарских орденов, возникших в Палестине, и гербах потомков иерусалимских королей.

    Исторические гербы Иерусалима
    Исторические гербы Иерусалима

    До середины XX в. древний город, перешедший из владений Османской империи в британскую подмандатную территорию, называвшуюся Палестиной, не имел официального герба, как и почти все другие центры Ближнего Востока. При этом из небольшого руинизированного городка, живущего прошлым и столетия не имевшего светского значения, Иерусалим превратился в процветающий город с современными кварталами, населёнными еврейскими переселенцами из стран Европы и Америки, возвращавшимися на свою историческую родину. В 1947 г. Иерусалим, согласно резолюции ООН, приобрёл статус особой территории – международной зоны, общей для будущих еврейского и арабского государств в Палестине. В результате вспыхнувшей вслед за провозглашением 14 мая 1948 г. государства Израиль первой арабо-израильской войны «Город мира» оказался разделённым между Израилем и Иорданией, захватившей восточный сектор (в 1967 г. израильские войска вошли в Восточный Иерусалим, и позднее город был административно воссоединён, но уже в составе Израиля).

    Только после окончания первой войны, в 1950 г., Иерусалим (точнее, его западный, израильский сектор) обрёл свой официальный герб – как историческая столица еврейского государства. Был выбран гербовый щит английского типа с фрагментом Стены Плача – уцелевшей части внешней стены, окружавшей Второй храм, – главной иудейской святыни города. В центре щита изображён лев, стоящий на задних лапах, символ храбрости рода Иуды, стоявшего во главе племён Иудеи и получившего во владение Землю Иерусалима. Название «Город мира» символизируют две оливковые ветви, окаймляющие герб. Сверху – надпись с названием города на иврите. Цвета герба – белый и голубой – соответствуют колористике государственного флага Израиля, белое полотнище которого с голубыми (синими) полосами означает покрывало утренней молитвы – «талит» (символ новой жизни).

    Арабские палестинские организации между тем до сих пор используют свою эмблему Иерусалима – изображение мечети Аль-Акса на фоне кварталов города с арабской и латинской надписью: «Иерусалим». Так иногда воюют и гербы...

    Если один из древнейших городов мира обрёл в XX в. новый герб (хотя и с символикой, уходящей в глубочайшую библейскую древность), то другие города Израиля получили гербы, созданные по новым, иногда весьма авангардным принципам и отражающие как их историю, так и современные реалии. При этом следует заметить, что в Израиле не сложилось строгого отношения к геральдическим канонам – в гербы часто включаются названия городов внутри, а не по краям щитов, используются нетрадиционные цвета и формы.

    Активный процесс городского герботворчества начался в 1958 г., когда были утверждены символы крупнейших городов – Тель-Авива (Яффы), Рамат-Гана, Кфар-Сабы, а также городов Акко, Тибериас, Цефат, Лод, Бат-Ям, Афула. В 1959 г. появились гербы также у Ашкелона, Реховота, Натаньи.

    Иерусалим (1950 г.)

    Тель-Авив

    Рамат-Ган

    Петах-Тиква

    Иерусалим (1950 г.)
    Тель-Авив
    Рамат-Ган
    Петах-Тиква

    В городскую агломерацию Тель-Авив–Яффа входит один из древнейших портов Восточного Средиземноморья – Яффа (Иоппе), упоминаемый в египетских сказаниях, библейских книгах и греческих мифах. Рядом с городом-крепостью Яффа в 1909 г. было основано еврейское поселение Тель-Авив («Холм колосьев»). С 1934 г. Тель-Авив официально стал городом, с 1948 г. – столицей Израиля, а в 1950 г. слился с Яффой. Быстро растущий город сегодня фактически составляет одно целое со своими городами-спутниками и исполняет часть столичных функций наряду с Иерусалимом.

    Сложную композицию герба Тель-Авива венчает шестиконечная Звезда Давида – официальный символ Израиля, означающая в данном случае и сам город. Такую же форму имеет и внутренняя часть герба с изображением морских волн и исторической башни Яффы над ними в красном поле. Во внешнем, зелёном поле щита изображено ещё шесть звёзд, означающих города-спутники – Ришон-де-Пион, Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Бней-Брак и Петах-Тикса, а также помещено название города. Маяк над башней символизирует ясную цель и новый дом для репатриантов (алии). Следует заметить, что внешние звёзды в гербе изображаются и как пятиконечные, могут быть серебряными и оранжевыми. Красный цвет поля – внутренней части герба и зелёный – внешней могут заменяться голубым. Различные цветовые варианты встречаются в Израиле и у других городских гербов.

    Схожи по композиции гербы городов-спутников Тель-Авива. Звёзды изображают семь районов города Рамат-Ган; внутри большой шестиконечной звезды – изображение моря, песчаного пляжа и завода, пальма, лучи солнца. Петах-Тиква («Ворота Надежды») символизируют на шестиугольном щите плодовое дерево и колодец, кормящие и поящие город в засушливой местности, а Бат-Ям – шестерёнка, древняя стена и парусник на морских волнах.

    Бат-Ям
    Бат-Ям

    Тибериас (Тиверия, Тивериада) – древний римский город в Галилее, священный в иудаизме. О его истории напоминает крепость с воротами, над которой возвышаются три пальмы. Внизу – воды минеральных горячих источников Хамей-Тверия.

    Акко – один из крупных городов на севере страны. Его герб состоит из четырёх частей: древний корабль под парусом, напоминающий о возникновении города как порта финикийцев, крепостная стена (Акко – последний оплот крестоносцев в Палестине), морские волны и символы индустрии – завод и шестерёнка.

    Оригинален герб города Цефат (Цфат). Он находится в горном районе Галилеи и является центром иудаизма, а также художественной культуры. В Цефате есть квартал художников, это город летнего отдыха израильтян и различных творческих фестивалей. Герб города представляет собой прямоугольный щит, что характерно для Ближнего Востока. В его навершии – изображение гор Галилеи, поросших лесом, столь редких в Израиле. На поле расположены оливковые ветви, источники и палитры художников.

    Южнее – в Израильской долине крупнейшим новым городом стала Афула. В центре её герба – силуэт города, над ним – цепь холмов, внизу молот, наковальня и пшеничный колос.

    Третий по величине город Израиля – Хайфа – получил герб на щите французского типа (впервые утверждён ещё в 1935 г., уточнён в 1959 г.). Синий треугольник в центральной части означает священную гору Кармель, у подножия которой и расположен город. Внизу и вверху – морские волны, говорящие о его географическом положении. В верхней части – руины византийской крепости Рушмия (у входа в порт). На волнах внизу – корабль под парусами, подчёркивающий значение города как главных ворот страны в Средиземноморье. Название «Хайфа» расположено на ленте внизу (на иврите, арабском языке и латинице).

    Тибериас Акко Цефат Афула Хайфа
    Тибериас
    Акко
    Цефат
    Афула
    Хайфа

    Крупнейшую электростанцию страны – Маяк Давида можно увидеть в гербе города Хадера. Дерево же напоминает о здешнем лесопарке, а цитрусовые плоды, виноград и бананы – о щедрости приморской земли.

    Ряд городов Израиля возник как в древности, так и в новое время в оазисах – среди пустынь и полупустынь. Гербы таких городов украшают стилизованные изображения раскидистых деревьев, как в символах Холона, Назарета.

    Пальма украшает герб Бейт-Шеан.

    Хадера

    Бейт-Шеан

    Беэр-Шева

    Ашкелон

    Хадера
    Бейт-Шеан
    Беэр-Шева
    Ашкелон

    Построенный на месте древнего города в районе пустыни Негев крупный город Беэр-Шева получил герб в 1973 г. На нём также изображено благодатное дерево с двумя кронами. Под ним – труба с вытекающей из неё водой (здесь работает Институт по изучению пустыни, опресняющий солёную воду).

    А в гербе древнего приморского города Ашкелон сияют пять звёзд, обозначающих его основные районы. Якорь, брошенный в море, имеет навершие в виде древней колонны на фоне голубого неба. Забавно, но похоже на гербы некоторых черноморских городов, созданных в позднее советское время...

    Димона – закрытый город в районе Негева, являющийся центром атомной физики и ядерных исследований Израиля. Его герб (1961) – цветок на фоне песков пустыни с шестью лепестками, похожими как на Звезду Давида, так и на модель атома.

    Димона

    Нес-Пион

    Иехуд

    Арад

    Димона
    Нес-Пион
    Иехуд
    Арад

    Новаторским по исполнению можно назвать и герб города Нес-Пиона («Вымпел Сиона»). Вверху – развевающийся вымпел символа Израиля, Сиона, национальных цветов. Внизу – внутри трилистника – молот (символ промышленности), ветвь апельсинового дерева (цитрусовые плантации) и пчела (пчеловодство).

    В 1974 г. получил герб город-спутник священного для христиан Назарета – Нацерет-Илит. Символом места, где принимают новых граждан Израиля, стала башня с открытыми воротами, оливковые ветви, стилизованное перо. Шестерёнка и кирпичи указывают на занятия населения.

    Популярный курорт на самом юге Израиля – красноморский порт Эйлат. Его герб (1972) напоминает изображённый в фас теплоход: спущенный вниз якорь, красный солнечный круг с ободком в виде шестерёнки, плещущие морские волны. Вверху – зубцы Эйлатской башни.

    Нагария

    Эйлат

    Нацерет-Илит

    Нагария
    Эйлат
    Нацерет-Илит

    У другого известного курорта, на самом севере страны – Нагарии – утверждён герб на английском щите (1966). Море и маяк, целебные косые лучи солнца, фруктовое дерево – символ здешнего садоводства – вот что составляет его композицию. Кстати, он тоже напоминает старые советские значки (что неудивительно – здесь почти треть жителей – выходцы из бывшего СССР!).

    Необычный – квадратный – герб (1966) имеет город Арад, возникший на пути от Средиземного моря к Красному в Негеве ещё в древнейшие библейские времена. Белый треугольник в красном лимбе (кольце), «вырванный» из чёрных гор, означает добываемые здесь с 1960-х гг. калий, фосфаты и горючий газ.

    Среди совсем новых гербов израильских городов можно отметить символ Иехуда (1995). На нём изображён «говорящий лев», рвущий цепи, означающие несвободу. Дополняющие его детали просты – пальма, фабрика, силуэт домов и плуг в поле.

    Не будет преувеличением отметить, что Израиль – едва ли не самая богатая местными гербами страна в Азии, близкая при этом к европейской культуре. Большое количество городских символов говорит о традиционном сознании значимости каждого района в таком выстраданном государстве и неспокойном регионе.

    ЛИВАН

    Если говорить об истории символики ливанских городов, её можно условно разделить на три периода: древний, средневековый и современный.

    «Страна кедров» ещё за 2–3 тыс. лет до н. э. оказалась в центре путей сообщения древнейших цивилизаций Плодородного Полумесяца. Здесь возникли крупные по тем временам легендарные города – Библ, Сидон, Тир, Берит (ныне Бейрут). Свой наивысший расцвет поселения восточного берега Средиземного моря – Великого моря Заката – пережили в период независимости Финикии (конец II – начало I тысячелетия до н. э.). Именно этим временем датируются печати упомянутых городов с различными изображениями.

    Позднее – в период эллинизма – появляются местные, городские монеты, на которых обычны изображения культовых зданий (Библ) или кораблей, бороздящих дальние моря (Сидон).

    Особый период для символики городов Ливана – Средние века, когда владения по восточному берегу Средиземного моря завоевали в 1098–1099 гг. крестоносцы. Они принесли на Восток начавшие складываться традиции европейской феодальной геральдики. На территории Ливана образовалось одно из государств крестоносцев – графство Триполи. По документам и монетам XII–XIII вв. известны символы города Триполи (крепость с открытыми воротами и тремя башнями) и Бейрута (ворота с зубцами).

    Триполи
    Триполи

    В дальнейшем, вплоть до XVIII в., Ливан не имел самоуправления, находясь в составе сначала Мамелюкского государства, а затем – Османской империи. И если говорить о городской геральдике, она возрождается лишь после провозглашения независимости страны в 1943 г. Короткий период французского управления по мандату Лиги наций, по существу, не сказался на ливанской символике, в отличие, например, от бывших французских владений в Северной Африке. Сказался, скорее, дуалистический характер населения с двумя главными общинами – христиан-маронитов и мусульман и некоторые усвоенные общеевропейские каноны составления гербов. Так, новый герб столицы страны – Бейрута – завершён трёхбашенной короной. На щите французской формы в нижней части изображён древний символ Финикии – золотой парусный корабль, плывущий в лазоревом море. В верхней части, косо рассечённой красным и золотым, помещена книга, напоминающая как об особой роли письменности и просвещения в истории страны, так и о роли Бейрута в качестве одного из центров новой арабской культуры.

    Уже знакомая нам книга и средневековая крепость – основные символы современного герба Триполи (Северный Ливан). Название города воспроизведено на двух языках: латиницей – «Триполи» и арабской вязью – «Тарабулус». Испанский щит рассечён широкой полосой с «говорящими» изображениями – тремя русалками в синих волнах моря, символизирующих древнее портовое трёхградье, давшее греческое название «Триполи». Изображение русалок, совершенно нетипичное для арабских стран, стало возможно именно в Ливане как в стране сосуществования ислама и христианства – в Триполи значительную часть населения составляют марониты.

    Джуние
    Джуние

    Интересно навершие герба – орнаментальная, типично арабская розетка, в которую помещено изображение ливанского кедра. Щит имеет кайму с орнаментом.

    Современные гербы других ливанских городов не имеют единого принципа составления. Символ города Газир под Бейрутом – распространённая в мусульманском мире так называемая тамга – надпись, образующая символическую фигуру. Административный центр долины Бекаа – Шуэфифат – получил герб в виде английского щита, на котором изображены горы, ветви деревьев и горящий факел. Современный Тир (Сур) имеет условную эмблему с изображением вида города. А Джуние – круглая эмблема с вершинами гор и «говорящим» символом – поднятым мечом.

    ИОРДАНИЯ

    На протяжении многих веков на территории современного Иорданского Хашимитского Королевства (в древности – царство Моав, затем римская провинция Каменистая Аравия, затем государство набатеев) существовали лишь эмблемы на печатях и монетах отдельных городов. Вопрос о современной городской геральдике встал после провозглашения в 1947 г. независимости страны.

    Несколько десятков лет существует герб столицы страны – Аммана. В его верхней части, в белом поле – очень своеобразная тамга: арабская надпись «Амман» стилизованно выложена золотыми кирпичами, символизирующими строительство города. Вертикальный штрих, обозначающий первую букву арабского алфавита «алеф», образует силуэт высокой башни с полумесяцем в навершии. Рядом – изображение золотой королевской короны, обозначающей столицу государства. В нижней части герба, под зелёными холмами, на чёрной земле – золотая стена с воротами и руины (золотые и красные) римского амфитеатра II в. н.э., построенного при императоре Антонине Пие и дополненного городским форумом при Коммоде. Эта достопримечательность Аммана напоминает о временах расцвета города, называвшегося некогда Филадельфией. Следует также отметить, что четыре цвета в гербе: зелёный, чёрный, белый и красный – не случайны и соответствуют так называемой арабской цветовой гамме (колористика знамён Омейядов, Аббасидов, Фаимидов и Эйюбидов). Земли Иордании когда-то входили в состав всех этих государств, поэтому она сохранила все эти цвета и на своём флаге.

    Второй по величине город страны – Ирбид – использует герб в форме 16-конечной звезды, внутри которой – традиционная для стран Востока 8-конечная. В центре – золотое солнце, зелёный колос и фрагмент ткани красного цвета, указывающие на род занятий жителей города.

    Единственный порт Иордании на Красном море – Акаба – пока представлен лишь эмблемой, похожей на логотип с изображением четырёх холмов.

    У остальных иорданских городов – однотипные круглые символы, напоминающие отчасти турецкие, а также некоторые советские. На них встречается светящее почти весь год иорданское солнце, окружённое символами промышленности и сельского хозяйства – шестерёнкой и колосьями (Эль-Джеза) или стеблями тростника (Шубат-Джадида). Промышленный центр – Эз-Зарка поместил на свою эмблему и заводские трубы, и колбу... Самобытнее эмблема города Эс-Сэлт: тамга, частью очертаний букв в которой стали старинная стена с башней и белый цветок с зелёным листом.

    Амман Вифлеем Газа Ариель
    Амман
    Вифлеем
    Газа
    Ариель

    Таким образом, в Иордании городская символика развивается более своеобразно, чем в Ливане. В целом же можно отметить, что в арабском мире наблюдается большое разнообразие подходов к геральдике.

    ПАЛЕСТИНСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

    Среди городов Западного Берега реки Иордан особое место занимает Вифлеем (Бейт-Лахм) – город Рождества Христова. Его символом стала Вифлеемская звезда и две скрещённые ветви. Эту эмблему и ныне используют городские власти.

    Другие гербы и эмблемы городов Западного Берега и Сектора Газы появились в основном после израильско-палестинских соглашений 1993 г. Традиционно арабский вид имеет герб Газы: в поле, перекрёстно рассечённом красным и зелёным, – серый орёл.

    Остальные города арабской автономии при продолжающемся противостоянии с Израилем явно позаимствовали геральдические приёмы, характерные для израильских городов, – вырезные щиты, многоплановый рисунок. Солнце и каменная стела – таков герб Наблуса. Схематическое изображение холмов и стилизованный силуэт города представляют Хан-Юнис. Есть эмблемы, составленные без особых правил: виноградная кисть и часть шестерёнки символизируют Хеврон. Круглый герб (печать) города Бейт-Яла и вовсе «скроен» по американскому образцу: рисунок мечети в центре, а по лимбу – надпись: «Муниципалитет Бейт-Яла» на арабском и английском языках, разделённая пятиконечными звёздами.

    Есть гербы и у израильских поселений, ныне оставшихся только на Западном Берегу: так, восходящее солнце, окрасившее в красный цвет восемь холмов, символизирует Ариель.

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    TopList