© Данная статья была опубликована в № 11/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2006
  • «Моим прозреньем я обязан...»

    «Моим прозреньем я обязан...»

    Библейские сказания.
    Царство Давида и Соломона.
    (2 урока)

     

    Материал для подготовки урока по обществознанию по темам
    «Духовная жизнь человека и духовная культура общества»,
    «История мировых религий». 8, 9 классы
    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Эпиграф на доске:

    Моим прозрением я обязан исключительно
    чтению одной книги. Книги? Да, одной
    старой, простой книги, скромной, как природа,
    и, как природа, естественной… и [она]
    так прямо и называется: «Книга» — «Библия».

    Генрих Гейне, немецкий писатель XIX в.

    1 урок — заочное путешествие.

    2 урок — с элементами лабораторно-практической работы.

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями;

    • формировать умение пользоваться текстом Библии;

    • учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;

    • формировать навыки работы с контурной картой;

    • развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.

    Термины и понятия: Библия, завет, Ханаан, исход, иерихонская труба, филистимляне, иудаизм, монотеизм, скрижали, скиния, Ковчег Завета.

    Оборудование урока:

    • карта «Передняя Азия в древности»;

    •  контурная карта «Передняя Азия в древности», цветные карандаши;

    • Библия (Ветхий и Новый Заветы);

    • картины художников на библейские сюжеты.

    План урока:

    1. Библия — священная книга миллионов людей.

    2. История Иосифа.

    3. Моисей. Исход израильтян из Египта. Десять заповедей.

    4. Богослужение древних евреев. Пророки.

    5. Завоевание земли Ханаанской.

    6. Цари (Саул, Давид, Соломон). Давид и Голиаф. Суд Соломона.

    7. Закрепление и проверка знаний.

    ХОД УРОКА

    1. Рассказ учителя о структуре Библии

    Тезисы:

    • Библия (ХII в. до н.э. — II в. н.э.) — собрание книг, которые считаются священными в христианстве (Ветхий и Новый Заветы) и иудаизме (Ветхий Завет). Состоит из 66 книг, делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

    • Состав Библии — произведения различных жанров: Ветхий Завет (39 книг), Новый Завет (27 книг) — книги одновременно исторические, пророческие и учительные.

    • Ветхий Завет — самая древняя часть Библии. В нём описывается история от сотворения мира, события, войны, приводятся имена правителей. Оригинал написан на древнееврейском языке. Позже книги были переведены на греческий язык, затем с греческого на латинский, древнеславянский и современные национальные языки.

    • Новый Завет рассказывает о жизни и учении Иисуса Христа и содержит послания его учеников. Начинается Евангелием от Матфея и заканчивается Откровением Иоанна Богослова, которое содержит христианское представление о конце мира.

    • Библия в переводе с греческого означает «Книги», её можно назвать целой библиотекой.

    Братья продают Иосифа купцам. Гравюра Г.Доре
    Братья продают
    Иосифа купцам.
    Гравюра Г.Доре

    2. Учитель. В глубокой древности еврейские племена кочевали в Северной Аравии, занимались скотоводством. По Библии происхождение еврейского народа ведётся от Авраама, уроженца города Ур в Междуречье. Согласно Библии, Аврааму было видение: Бог повелел ему следовать в Ханаан, дав обетование, что от Аврама начнётся новый великий народ. Старец вместе со своей женой Саррой долго скитался, пока не остановился в одном из мест в Палестине, где позже появился знаменитый город Иерусалим. Его сын Исаак и внук Иаков (второе имя Израиль — «Божий воин») считаются родоначальниками еврейского народа. От сыновей Иакова пошли 12 ветвей еврейского племени (12 колен Израилевых). Иаков больше всех любил своего сына Иосифа, который стал участником захватывающих событий.

    Историю Иосифа рассказывает ученик, получивший опережающее задание (на основе Книги Бытия, гл. 35, 37—50). Он рассказывает о том, как Иосиф попал в Египет и жил там. Учащимся предлагается по ходу рассказа подготовить вопросы, которые они зададут рассказчику. Учитель также может предложить свои вопросы классу. Ученику предлагается следующий текст:

    Братья завидовали Иосифу и сговорились погубить его. Они продали юношу в рабство купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умён и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет — запасти зерно и избавить землю египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей.

    Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон даёт зерно голодающим, и пришли просить его о помощи. Не узнали они своего брата в богатой одежде египетского вельможи. А Иосиф решил устроить им испытание и сделал вид, будто хочет казнить самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за юношу. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду. Вместе со всеми жёнами и детьми сыновья Иакова поселились в Египте. Их потомки жили там почти 400 лет.

    3. Учитель. Но при фараоне Рамсесе II евреев стали притеснять, заставляя работать на строительстве грандиозных сооружений. Этот труд был очень тяжёлым. А затем фараон и вовсе приказал убивать всех новорождённых еврейских младенцев мужского пола, чтобы еврейский народ не размножался.

    Следующий ученик, получивший опережающее задание, рассказывает историю Моисея и исхода евреев из Египта. Ученику предлагается следующий текст.

    Моисей со скрижалями Завета. Гравюра Г.Доре
    Моисей
    со скрижалями Завета.
    Гравюра Г.Доре

    Мать Моисея положила новорождённого в корзинку и спрятала её в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела малыша и пожалела его. Этому поспособствовала сестра Моисея Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила её, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела свою мать, и та стала воспитательницей родного сына.

    Став взрослым, Моисей увидел однажды, как надсмотрщик избивает еврея. Моисей убил обидчика и вынужден был бежать.

    Прошло много лет. Однажды Моисей пас овец в пустынной местности. И вдруг он увидел куст терновника, пылающий несгораемым огнём. Из куста раздался голос. Это сам Бог обращался к Моисею: «Я — Бог отца твоего, Бог Аврама, Бог Исаака, Бог Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал плач бедных евреев и повелеваю тебе вывести их из Египта!».

    В страхе и трепете Моисей закрыл ладонями лицо, боясь увидеть Бога. «Что сказать мне сынам Израилевым, когда я приду к ним, как назвать мне Бога отцов их?» — спросил Моисей. И сказал Бог Моисею: «Я есмь Сущий (Бог Яхве или Иегова (евр.)). Так скажи сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам». Так впервые явился Бог Моисею.

    Моисей обратился к фараону с просьбой отпустить его соплеменников. Но фараон лишь усилил притеснения евреев. Однако под влиянием бедствий, постигших Египет, фараон всё же отпустил евреев в пустыню для богослужения. Начался великий исход. Фараон понял, что евреи не вернутся, и начал преследование.

    Учитель. Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей.

    Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошёл на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты — скрижали. На скрижалях были начертаны Десять заповедей Бога. Вот эти заповеди:

    Книга Исход (глава 20, 2—17)

    Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с Десятью заповедями
    Ковчег Завета,
    в котором хранились
    скрижали с
    Десятью заповедями

    1. «Я — Господь Бог твой... Да не будет у тебя других богов...»

    2. «Не делай себе кумира...»

    3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...»

    4. «Помни день субботний, чтобы святить его».

    5. «Почитай отца твоего и мать твою...»

    6. «Не убивай».

    7. «Не прелюбодействуй».

    8. «Не кради».

    9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

    10. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ... ни всякого скота его — ничего, что у ближнего твоего».

    Учитель и ученики обсуждают каждую из 10 заповедей, при необходимости обращаясь к учебнику.

    Вопрос

    Почему люди и сегодня должны следовать этим заповедям?

    4. Учитель. В Библии рассказывается, что Моисей устроил единое место для поклонения Яхве. Это был переносной шатёр из дорогих тканей, привешенных к столбам, — скиния.

    Царь Соломон строит первый храм
    Царь Соломон
    строит первый храм

    В нём было три части: двор, святилище и святая святых. Во двор, где приносились жертвы, могли входить все. В святилище входили только священники. Там стояли семисвечник и алтарь, на котором воскуряли благовония. Самой главной частью была святая святых. Сюда мог входить только главный священник — первосвященник — и только один раз в год. Там стоял ковчег завета — ящик, в котором находились скрижали с 10 заповедями. Позже в Иерусалиме был возведён огромный каменный храм, куда перенесли этот ковчег.

    Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки — люди, предсказывающие будущее, — были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но в первую очередь проповедниками, которые обличали грехи народа, они были пламенными приверженцами единого Бога — Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Одним из самых известных из них был Илия. В России его почитают особенно и называют Илия-пророк.

    5. Учитель (зачитывает отрывок текста из учебника «Завоевание земли Ханаанской», сопровождая его комментариями).

    Вопросы

    Почему евреям пришлось вновь отвоёвывать свои земли?

    Какой город явился главным препятствием для евреев?

    Почему стены Иерихона рухнули?

    Что означает выражение «иерихонская труба»?

    6. Учитель. После ряда набегов израильтян на Палестину жившим там ханаанеям был нанесён сокрушительный удар. Иудеям удалось расселиться в Палестине. Общей власти у них ещё не было. Племена подчинялись выбранному вождю — судье. Считалось, что ему помогает Бог. Евреи считают, что есть только один истинный Бог — Яхве, который сотворил мир и человека. Это была первая монотеистическая религия, из которой вышли христианство, иудаизм, ислам.

    Иерусалимский храм, построенный Соломоном. Реконструкция
    Иерусалимский храм,
    построенный Соломоном.
    Реконструкция

    В конце XI в. до н.э. предводители колен Израилевых впервые выбрали себе царя. Им стал Саул из колена Вениамина.

    Ученики читают по учебнику текст «Цари», сопровождая его комментариями.

    Вопросы

    Назовите царей Израильско-Иудейского царства.

    Что принесло Давиду славу и признание народа? (Чтение текста «Давид и Голиаф».)

    Какой царь славился необычайной мудростью? (Чтение текста «Суд Соломона».)

    Что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона?

    На какие две части распалось Израильское царство и почему?

    7. Закрепление и проверка знаний

    В течение урока учащиеся вместе с учителем делают в тетради краткие записи.

    Вопросы к текстам о Иосифе:

    За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете, справедлив ли был их гнев?

    Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в египетского вельможу? Какие личные качества ему в этом помогли?

    Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?

    О Моисее

    Почему египетский фараон приказал уничтожать всех младенцев мужского пола у еврейского народа?

    Как удалось спастись Моисею?

    Какое задание дал Бог Моисею?

    Как удалось Моисею спасти свой народ?

    Индивидуальные задания

    А. Используя данные слова, составьте рассказ «По страницам Библии»: Авраам, Ханаан, Палестина, Иаков, Иосиф, Моисей, Завет, Яхве, скрижали, исход, плен, филистимляне, Иерихон, Самсон, Давид, Соломон, Израиль, Иудея.

    Б. Заполните контурную карту «Передняя Азия в древности».

    Фронтальный опрос

    Давид и Голиаф. Гравюра Г.Доре
    Давид и Голиаф
    Гравюра Г.Доре

    На какие две части делится Библия и по сколько книг входит в каждую из них?

    Дайте краткую характеристику Ветхого Завета и Нового Завета.

    От кого ведётся происхождение еврейского народа?

    Откуда произошло слово «Израиль»?

    Почему евреи попали в Египет?

    Почему Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет?

    Как называется у евреев место для поклонения Богу?

    Где хранились скрижали?

    Какую роль для еврейского народа играли пророки?

    Что вы знаете о филистимлянах?

    В чём особенность древнееврейской религии по сравнению с египетской и вавилонской?


    Советуем прочитать

    Библия. Издание Московской Патриархии, Российского библейского общества.

    Акулов А.В. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2004.

    Алиева С.К. Всеобщая история (в таблицах и схемах). М.: Лист, 1999.

    Вигасин А.А. История Древнего мира. М.: Просвещение, 1997.

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 2003.

    Кулаков А.Е. Религии мира. 10—11 классы. М.: Астрель, 2003.

    Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. История Древнего мира (конспекты уроков для учителей истории). М.: Владос—Пресс, 2003.

    Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2002.

    Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира (методическое пособие). М.: Дрофа, 2002.

    Чубарьян А.О. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2004.

    Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996.

    Татьяна ВОРОБЬЁВА,
    учитель истории

    TopList