© Данная статья была опубликована в № 11/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2006
  • Истинное просвещение для казацкого атамана

     

    Истинное просвещение
    для казацкого атамана

    15–30 июня

     

    16 ИЮНЯ

    1671 Возле Лобного места на Красной площади в Москве казнён Степан Тимофеевич Разин, донской атаман, предводитель Крестьянской войны 1670—1671 гг. Родился он ок. 1630 г. в станице Зимовейской-на-Дону, отцом его был знатный казак Тимофей Разин, крёстным — войсковой атаман Корнила Яковлев. Благодаря своей удачливости и личным качествам Разин получил широкую известность на Дону. Его словесный портрет составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс: «Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью». На характер и умонастроение Разина оказала прямое влияние казнь в 1665 г. его старшего брата Ивана по приказу воеводы князя Ю.А.Долгорукова за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков. Свою «воровскую» карьеру Разин начал на Дону и Волге, где во главе большого флота казаков грабил купеческие и царские суда. Но самой его знаменитой пиратской операцией был персидский поход (1667—1669). В то время Разин командовал армией в 1200 человек на 30 судах-стругах. Выйдя в Каспийское море, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад и Баку. Весной 1770 г. он возглавил новый поход на Волгу, ряды Разина постоянно ширились, в его руках оказалось всё Нижнее Поволжье. Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Но главные силы восставших не смогли взять Симбирск, и здесь же правительственным войскам удалось нанести поражение разинцам. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок. В 1671 г. на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между разинцами и низовыми казаками. После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанёс ответный удар. 16 (26) апреля низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченных в плен Разина и его младшего брата Фрола выдали московским властям. (6.06)

    18 ИЮНЯ

    1818 Родился Николай Алексеевич Милютин, государственный деятель, фактический руководитель работ по подготовке Крестьянской реформы 1861 г. В 1835 г. Милютин поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1842 г. ему поручено было городское отделение хозяйственного департамента. Он составил городовое положение, введённое сначала в Петербурге, потом в Москве и в Одессе и заключавшее в себе зачатки земского самоуправления. В 1852—1854 гг. Милютин принимал самое деятельное участие в заседаниях отделения статистики и совета Русского географического общества. Под непосредственным его руководством составлены первые два тома издания «Городские поселения в России». Сознавая необходимость всесторонних и точных статистических исследований о населении каждой губернии, он сочинил с этой целью подробную инструкцию статистическим экспедициям, отправленным в губернии от Министерства внутренних дел. Назначенный в 1859 г. товарищем министра внутренних дел, Милютин сделался руководителем всех работ по крестьянскому вопросу. Проводить в жизнь великую реформу Милютину, однако, не было суждено. Спустя пять недель после манифеста 19 февраля оставил свой пост министр внутренних дел граф С.С.Ланской. С ним вместе ушёл и Милютин, назначенный сенатором. Около двух лет он оставался не у дел, жил большей частью за границей, пока о нём не напомнило польское восстание 1863 г. На аудиенции у государя в 1863 г. он имел возможность изложить свою мысль об умиротворении Польши путём крестьянской реформы. Практически до своей в 1872 г. смерти Милютин занимался польскими делами. (6.06)

    20 ИЮНЯ

    1774 Во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. у селения Козлуджа (ныне Суворово недалеко от Варны в Болгарии) 14-тысячный корпус А.В.Суворова разбил турок под командованием Абдул-Резака численностью около 40 тыс. чел. Второй русский корпус под началом М.Ф.Каменского подошёл к полю боя только в конце дня. В этот же день на правом фланге русских войск отряд И.П.Салтыкова разбил 15-тысячный турецкий отряд у Туртукая. Общее командование русскими войсками осуществлял П.А.Румянцев. Победа у Козлуджи открыла русской армии путь к последней опоре турок — Шумле. Турецкое командование запросило перемирия. (9.06)

    22 ИЮНЯ

    1941 На рассвете началась Великая Отечественная война. Красная армия была застигнута врасплох. За первые часы войны германские войска нанесли массированные удары по 66 аэродромам приграничных округов, уничтожив около 1200 самолётов, из них на земле – свыше 800 и в воздушных боях – около 400. Только Западный и Прибалтийский военные округа потеряли почти половину своей авиации. В течение нескольких часов, пока немцы истребляли на земле самолёты, командование Прибалтийского военного округа запрещало своим лётчикам подниматься в небо для отражения вражеских атак. К исходу этого дня танковые и моторизованные соединения противника прорвались на глубину от 20 до 35, а местами до 50 км.

    23 ИЮНЯ

    1856 В Петербурге скончался Иван Васильевич Киреевский, русский религиозный философ, литературный критик, один из лидеров славянофильства. Он получил прекрасное домашнее образование, занимался с профессорами Московского университета. Большое влияние на Киреевского оказала его мать, Авдотья Петровна Елагина, племянница В.А.Жуковского. С 1824 г. Киреевский служил в Архиве Министерства иностранных дел. Для завершения образования Киреевский в 1830 г. уехал за границу. В Германии он слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец», который на третьем номере был запрещён Николаем I. Эта кара произвела на Киреевского гнетущее впечатления и привела к тому, что более десяти лет он почти ничего не публиковал. В 1834 г. он женился на А.П.Арбениной, которая сыграла существенную роль в его духовной эволюции, способствуя повороту к православию. Проводя лето с семьей в имении Долбино, Киреевский сблизился со старцами расположенной неподалеку Оптиной пустыни, особенно с Макарием Оптинским. В 1852 г. опубликована одна из последних статей Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», в которой он приходит к выводу, что истинное просвещение — ещё не решённая задача как для Запада, так и для России. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода общечеловеческого развития», должно сопровождаться, по Киреевскому, переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. Философские и жизненные воззрения Киреевского не пользовались никакой популярностью в московском образованном обществе. Герцен вспоминал о нём: «Преждевременно состарившееся лицо Ивана Киреевского носило резкие следы страданий и борьбы... Жизнь его не удалась... Положение его в Москве было тяжёлое. Совершенной близости, сочувствия у него не было ни с его друзьями, ни с нами...». (11.06)

    24 ИЮНЯ

    1793 Французский Конвент принял первую демократическую конституцию, провозгласившую абсолютную власть народа, но в действие она так и не была приведена. Конституция состояла из «Декларации прав человека и гражданина» и самого Конституционного акта, в котором определялись права и обязанности граждан и функции органов государственной власти.

    29 ИЮНЯ

    1607 Преставился Иов, первый патриарх Московский. Традиционно московские митрополиты выбирались собором русских архиепископов и епископов и принимали поставление в Москве, не ездя в Царьград (Константинополь). Они стояли в церковной иерархии ниже восточных патриархов, но по своему влиянию и значимости были выше их. Поэтому после Ивана Грозного, принявшего царский титул, началась борьба за автокефалию Русской Церкви, которая бы имела своим предстоятелем патриарха Московского. Во время царствования Фёдора Ивановича этой цели удалось достичь. В 1586 г. в Москву впервые прибыл антиохийский патриарх Иоаким. Московский митрополит Дионисий встретил его как равный равного. С гостем в Москве заговорили об устройстве патриаршества, и боярин Борис Годунов просил его посоветоваться об этом деле с другими патриархами. Но восточные патриархи не торопились с решением, и только когда в Москву через два года прибыл патриарх Константинопольский Иеремия, после долгих споров удалось уладить дело. В январе 1589 г. Иов был возведён в сан патриарха Московского. В 1590 г. собор патриархов в Константинополе утвердил проведённую на Руси церковную реформу. Когда царь Фёдор скончался, патриарх Иов убедил бояр и самого Годунова, чтобы тот стал царём. После смерти Годунова в 1605 г. бояре низложили патриарха и сослали Иова в Успенский монастырь в Старицу, где он и скончался два года спустя. Патриарх Иов канонизирован Русской православной церковью, его память отмечается 2 июля. (19.06)

    Даты российского календаря до 1918 г. даны по новому и старому стилю.

    TopList