© Данная статья была опубликована в № 09/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 09/2006
  • На войне погибли лучшие...

    НА ВОЙНЕ ПОГИБЛИ ЛУЧШИЕ...

    Как преподавать современным школьникам историю войны 1941—1945 гг.? Мне представляется важным обратить внимание на некоторые моменты, не столько, возможно, методического, сколько воспитательного характера.

    Что помнили и как рассказывали об Отечественной войне 1812 года в России спустя, скажем, 60 лет?

    Редкие участники той войны доживали свой век. Для молодёжи прошедшая война была «преданьем старины глубокой». Но вряд ли среди русских людей были такие, кто не знал о Кутузове и не слышал о Бородино.

    Сегодня с момента окончания Второй Отечественной войны прошло также более полувека. Уходят очевидцы тех событий. Что знают о них молодые? Знают ли они о маршале Жукове, смогут ли рассказать о Сталинградской битве? Как сделать так, чтобы помнили?

    Во-первых, не нужно обрушивать на детей массу непосредственных военных подробностей. За их незапоминающимся валом остаются скрытыми и узловые вехи, и главные события, и основные эмоции. Подробности можно изучать самостоятельно — в кружках и на факультативах, во время посещения музеев и на экскурсиях. Урок не должен быть перегружен названием фронтов и армий, фамилиями командующих и количеством танков и самолётов.

    Во-вторых, война должна преподаваться в большей степени проблемно, а не повествовательно. Войну следует анализировать — в первую очередь её причины, характер. Ибо война – всегда хирургическая операция без наркоза, максимальное напряжение народных сил. Следовательно, нужно внятно остановиться на следующих вопросах: почему и кто её допустил, почему не предотвратили? Все ошибки и преступления государственных деятелей и политиков должны быть названы и соответствующим образом осмыслены и оценены, чтобы неповадно было впредь…

    Очень важна постановка вопросов по типу: «Мог ли Советский Союз выиграть войну, если бы был не тоталитарным, социалистическим государством?»

    Не менее значима интонация, с которой будет вестись рассказ о войне – она не должна быть слишком пафосной. Современные дети её не приемлют, к тому же появляется большая опасность сфальшивить.

    Не нужно героизировать войну. Это всегда ужас, кровь, боль, смерть. Война – тяжёлая работа. Война проявляет всё самое высокое, но также и низменное в человеке. В войне нет романтики. В ней есть и подвиг, и жертвенность, и предательство. Война обостряет чувство патриотизма, но её изучение не должно пробуждать милитаризм.

    В-третьих, хорошо бы подчеркнуть, что тем не менее эта война была отечественной, т.е. в понимании большинства – войной за выживание, борьбой против агрессии, защитой Родины. И это стало мощнейшим источником Победы. Здесь уместно вспомнить остальные войны, которые Россия и СССР вели в XX в., из чего следует, что любая другая – наступательная война, война за «интересы» и т.п. всегда была для России неудачной, а по сути опять же, преступной (русско-японская, советско-финская, афганская).

    В-четвёртых, важно закрепить в памяти учеников хотя бы некоторые имена героев, кто прославил себя и Родину на полях брани. И неважно, что многие легендарные защитники Отечества давно превратились в своего рода мифических персонажей истории. Они должны храниться в пантеоне народной памяти наряду с Евпатием Коловратом, матросом Кошкой, Денисом Давыдовым. Можно рассказать какую-либо одну судьбу — например, Дмитрия Карбышева, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Александра Матросова. И потом попросить учеников самостоятельно разыскать историю жизни или подвига на той войне. Условие – документальность. И в этом случае лучше краеведческого материала ничего не найти. Без него просто не обойтись в изучении этой сложной темы. В каждом городе, деревне есть улицы, носящие имена участников войны, есть памятники, есть следы боёв, рубцы войны, есть могилы. Всё близко, осязаемо, подлинно.

    В-пятых, если приглашать очевидцев, то лучше встречу построить по принципу «вопросы — ответы». Это эмоционально эффективнее: человек не рассказывает многократно повторяемую историю из своей военной биографии (и не у всякого она получится), а размышляет и вспоминает «здесь и сейчас». И вопросы могут быть острые: «А вы сами убивали? Как это — убить человека? А действительно в бой шли за Сталина? А как воевали немцы? Какой генерал самый лучший? Как работала почта во время войны? Говорят, что на войне было больше свободы, это так?».

    В-шестых, необходимо активно использовать на уроках и во внеклассной работе художественную литературу и художественные фильмы. Позволю себя порекомендовать.

    Книги: Василь Быков «Сотников» (снятый по нему фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»), «Мёртвым не больно», «Дожить до рассвета»; Борис Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие» (одноимённые фильмы); Юрий Бондарев «Горячий снег» (одноимённый фильм); Григорий Бакланов «Мёртвые сраму не имут», Константин Воробьёв «Убиты под Москвой»; Виктор Астафьев «Пастух и пастушка», «Ясным ли днём», «Сашка Лебедев»; Виктор Тендряков «Люди – нелюди».

    Фильмы: «Женя, Женечка и “катюша”», «Батальоны просят огня», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «В бой идут одни старики», «Был месяц май», «Проверка на дорогах», «Освобождение»…

    Стихи: К.Симонова, А.Твардовского, П.Когана, С.Гудзенко, Д.Самойлова, Б.Слуцкого, Е.Винокурова, В.Корнилова…

    В-седьмых, не забудьте о союзниках. Сегодня рассказ о Втором фронте, об антифашистской коалиции приобретает дополнительный воспитательный смысл. Надо говорит о лендлизе, войне на Западном фронте, в Африке, на море… И это нисколько не умаляет нашей роли в войне. Зато подчёркивает, что цивилизованный мир в трудные минуты для спасения самого себя объединяется, что нельзя победить зло в одиночку, что люди лучше узнают друг друга, пропадает настороженность, появляется доверие.

    Поэтому желательно активнее использовать зарубежную мемуарную литературу: воспоминания де Голля, Черчилля, Эйзенхауэра, а также даже немецкие воспоминания — Гальдера, Гудериана, Типельскирха…

    В-восьмых, надо подчеркнуть, что война – это и тыл, и партизанское движение, и концертные бригады, и военные корреспонденты; в то же время – и штрафные батальоны, и заградительные отряды, и плен, и жизнь на оккупированной территории, и отправка на работу в Германию, и переход на сторону врагу.

    В-девятых, следует очень продуманно и подготовленно провести последнее занятие об итогах войны. Здесь возможен специальный семинар. На него я бы вынес следующие вопросы: Нюрнбергский процесс, ответственность всех, кто виновен в развязывании войны, осуждение преступной идеологии и практики нацизма и фашизма, Холокост; международные соглашения и незыблемость границ; и отдельным вопросом — цена Победы, колоссальные жертвы, можно ли было их избежать, покаяние, вечная память павшим.

    Как сказал писатель Григорий Бакланов: не стоит сомневаться – на войне погибли лучшие!

    Анатолий БЕРШТЕЙН

    TopList