© Данная статья была опубликована в № 09/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 09/2006
  • Колонка главного редактора

    В последние мартовские дни информационные агентства и Интернет разнесли весть: московские вузы с этого года отменяют традиционный вступительный экзамен по истории. Абитуриентам зачтут результаты ЕГЭ.
    Из этого правила выпадает МГУ. Ректор главного вуза страны В. Садовничий ещё раз подчеркнул, что «результатов госэкзамена недостаточно» для поступления в Московский университет.
    Чиновники и многие методисты в восторге: их деятельная инициатива победила. Директор Федерального института педагогических измерений Рособрнадзора А. Ершов рассуждает так: тест «насколько возможно объективно оценит то, что умеет делать выпускник самостоятельно. И не надо мне рассказывать сказки о том, что нужно посмотреть в глаза ребёнку. За 12 минут ответа экзаменатор не так уж часто заглядывает в эти самые глаза. Зато субъективизм процветает. Допустим, не понравится преподавателю ваш клетчатый пиджак, и вы пойдёте восвояси с плохой отметкой» («Российская газета» от 29 марта 2006 г.).
    С этим мнением можно было бы полностью согласиться и совместно восхититься ловкостью разработчиков и внедрителей ЕГЭ. Ну, действительно, чем не замечателен новый порядок: вводится новая современная тестовая форма оценки знаний учащихся, которая «принята во всех цивилизованных странах», упраздняется ненавистный вступительный экзамен (в данном случае, по истории), наверх рапортуется об «окончательной и решительной» победе над коррупцией в сфере образовательных услуг... Чего ещё надо?
    Всё, кажется, учли чиновники. Только вот выпал из их поля зрения предмет, которому мы учим и которому учатся наши школьники. Не могут исторические знания быть загнанными в резервацию ЕГЭ. Не американские индейцы они и поэтому не терпят такого обращения с собой. По-моему, очевидно, что теперь история будет кромсаться и приспосабливаться под Единый госэкзамен. А это значит, что понимание исторических процессов, их сущностной связи отойдут на задний план, а на передний выйдет умение ловко и быстро складывать исторические факты в калейдоскопическую мозаику, тасовать их, как карты, или, точнее сказать, обрабатывать, как видеоклипы. Такой «клиповый» образ истории и будет, в конечном счёте, вдалбливаться в головы подрастающего поколения.
    Причём это «внедрение» будет стоить не меньших денег, чем привычные для нас вступительные экзамены. В этом году, по оценкам экспертов, цены репетиторов, «натаскивающих» на тесты, растут как на дрожжах. Вот они, плоды «просвещения»!

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList