© Данная статья была опубликована в № 08/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 08/2006
  • Красный лев и пальма на фоне небесной зари

     

    Красный лев и пальма на фоне небесной зари

    Гербы Индии и Шри-Ланки

    ИНДИЯ

    Первые сведения о какой-либо городской символике в Индии можно отнести к последним векам до н.э., когда в некоторых городах когда-то раздробленной страны в определённой мере сложилось самоуправление. Их символами могло быть знамя с изображением местночтимого божества или его символа.

    В Средние века дело обстояло примерно так же. Хотя с этого времени известно использование цветных знамён, особенно в мусульманских государствах. Так, цветами Дели в XIV—XV вв. можно считать жёлтый и белый. В целом представляется правильным выделить доколониальный период развития городской символики. К началу Нового времени за некоторыми городами закрепились символы, существующие и в наши дни: у города Удайпур — лик солнечного бога Сурьи, у Джодхпура — священный сокол Гарур, знак местной династии воинов-раджпутов (эмблема известна с 1364 г.). Двуглавый Гарур (Берунда) стал знаком князей Майсура. А вот магараджи Триванкора использовали в качестве своего символа священный рог. В Дхолпуре с конца XVIII в. бытовало знамённое изображение мифического царя обезьян Ханумана. Процветавший в период Великих Моголов город Лакхнау имел эмблемой изображения рыб и шаров. Все эти городские символы одновременно были знаками правителей местных княжеств, владения которых зачастую состояли только из городской округи. Какой-либо стройной системы геральдических фигур в средневековой Индии не существовало, хотя священные изображения имели своё традиционное значение — солнце означает в индийской традиции свет и добро, слон — выносливость, силу и помощь, змея — мудрость, попугай — учёность и красноречие, колесница — движение, развитие и т.д. Эмблемы помещались на городских воротах, воинских щитах, знамёнах — т.е., в принципе, как и в Европе.

    Удайпур

    Джодхпур

    Триванкор

    Удайпур
    Джодхпур
    Триванкор

    Первым гербом колонии европейцев в Индии стал герб португальского Гоа. С самого начала колониальные власти пошли по пути сочетания европейских и местных геральдических элементов. Так, в Гоа в качестве основного символа герба стало использоваться «колесо жизни», дополненное изображением башни, обозначающей крепость. В таком виде герб Гоа просуществовал до воссоединения Португальской Индии с Республикой Индия в 1961 г. С XVIII в. известен герб французской колонии Пондишери на юго-восточном побережье страны (сейчас — Путуччери). Основные фигуры на французском щите — шесть морских якорей, два из которых соединены в центре серебряного креста, а четыре помещены в поля, образованные крестом (цвета золота и лазури). Якоря — символ мореплавания, их «узел» — указание на особое значение порта Пондишери для ост-индской морской торговли Франции.

    К середине XIX в. большая часть Индии попала под власть Великобритании. Власти последней разделили страну на Британскую Индию — территорию, непосредственно подчинённую администрации в Калькутте, и Туземную Индию — районы, где сохранялось (ограниченно) правление местных владетельных князей. Соответственно, с конца XIX в., когда стали целенаправленно составляться гербы индийских городов и областей, в Британской Индии они следовали скорее традициям метрополии, а в Туземной в английские геральдические каноны вписывалась местная, уже существовавшая ранее, символика.

    Примером герба города Британской Индии может служить большой герб крупнейшего порта на Аравийском море — Бомбея. В английском щите в нижней, лазоревой части изображены три традиционных восточных корабля с косыми парусами. В верхнем, золотом поле — чёрные столбы, обозначающие этот город как морские ворота Индии; между ними — красный лев в короне. Тот же лев изображён в навершии герба, золотые леопарды — его щитодержатели. Внизу расположена лента девиза: «Где царит Праведность, всегда будет Победа».

    Дхолпур

    Гоа

    Бомбей

    Дхолпур
    Гоа
    Бомбей

    Мы располагаем, кроме того, описанием гербов ряда городов Туземной Индии. Например, Джайпура (1877 г.). Щит представляет собой пятицветное знамя раджпутов (красный, зелёный, белый, синий и фиолетовый цвета). В верхнем углу — стебли злаков. Щитодержатели — конь и лев (конь как символ воинской доблести раджпутов, лев как священное животное сикхов; один из их первых правителей — Джая Сингх, основал город в начале XVIII в.). В навершии герба — дерево «кучнар». Девиз гласит: «Основа — закон, победа — сладость».

    Далее, Джаора (1895 г.). В центре эмблемы — весы, символ правосудия. Справа и слева — поднятые мечи, означающие воинское рвение. Вверху — пятиконечная звезда, символ далёкой цели (оставшийся ещё от мусульманских правителей).

    Город Барода (1924 г.). В красном фигурном щите — скачущий всадник. В навершии герба — рука с поднятым кинжалом. Щит поддерживают два слона. Красный цвет щита обозначает цвет земли холмов Махабалешвара, долины священного Ганга.

    В английском щите Патиалы — сложенное оружие. Навершие герба — рыцарский шлем, над которым — идущий слон. Щитодержатели — лев и конь.

    Джайпур

    Барода

    Патиалы

    Джайпур
    Барода
    Патиалы

    В красном поле щита Удайпура — восходящее солнце с ликом бога Сурьи. Щит держат стрелок-бхил и раджпутский воин. Город Майсур. В его красном щите — двуглавый Гарур. Щит поддерживают тигры с хоботами слона. А вот Камбай — старый морской порт Ахмадабада. В зелёном поле щита — башня и два корабля. Щитодержатели — два крылатых гения, навершие — рыцарский шлем, символизирующий власть местного наваба. Девиз города: «Врата Божьего могущества».

    Теперь — Бхопал. В зелёном поле щита — башня и двенадцать цветков лилии, заключённых в круги. Навершие — стрелы и лилия. Девиз: «Победа Аллаха» (отражает время побед мусульманских войск). Щитодержатели — две рыбы-«щёголя».

    И, наконец, Хайдарабад. Главный элемент щита — амулет «чапати». Щитодержатели — два льва, в навершии — тигр (символы победы). Девиз: «Место поклонения Аллаху».

    Европейская традиция в этих гербах сказывается в наличии наверший (например, с изображением рыцарского шлема, дерева), а также щитодержателей, чаще всего в виде животных, реальных или фантастических, реже — людей и сверхъестественных существ. Обязательным элементом герба стала лента с девизом на английском языке или языках урду и хинди. Cоединение местной традиции с британской оказалось весьма эклектичным. Это во многом определило отказ от ряда элементов колониальных гербов после провозглашения независимости Индии в 1947 г.

    За почти 60 лет независимого существования Республики Индии официально утверждены гербы муниципальных городских корпораций значительной части страны, хотя этот процесс не завершён до сих пор. В первую очередь были разработаны новые гербы для крупнейших мегаполисов, промышленных и культурных центров, вновь основанных административных городов. В меньшей степени забота о современной геральдике сказалась на исторических городах и туристических центрах. Там власти зачастую ограничивались использованием логотипа города или изображения какой-то его достопримечательности либо древнего бога-покровителя.

    Хайдарабад

    Бхопал

    Дели

    Хайдарабад
    Бхопал
    Дели

    География современной индийской геральдики пока неравномерна. В наибольшей степени «охвачены» гербами приморские штаты с их международными контактами: Гуджарат, Махараштра, Тамилнад, Карнатака, Андхра-Прадеш. Меньше разработаны гербы городов штатов бассейна Ганга и севера страны — Пенджаба, Джамму и Кашмира, ещё меньше их в восточных штатах — Ассаме, Мегхалая, Манипуре и др. По-видимому, пока совсем отсутствуют городские гербы в Сиккиме, Аруначал-Прадеше и на островах Индийского океана — Никобарских, Андаманских и Лаккадивских. Не так много современных гербов в Раджастане, где, как уже было сказано, города обзаводились символами ещё в XIV в.

    Если определить стилевую особенность новых гербов, то это, конечно, отражение национальной специфики, исторического прошлого, а также современных занятий населения, включая отрасли местного хозяйства. Пожалуй, как нигде в мире здесь популярны изображения достопримечательностей городов и административных зданий. Иногда встречаются элементы пейзажа — вершины гор, священные рощи. В то же время меньшее место, чем в колониальной Индии, заняли мотивы, связанные с животными и людьми.

    Попробуем описать ряд современных городских гербов Индии.

    Дели. Для муниципальной корпорации столицы Индии герб был составлен в 1950-е гг. В нём в первую очередь были отражены черты нового стилевого видения в индийской геральдике. Заключённый в круг вырезной щит разделён по горизонталям на два поля. В верхнем, зелёном — изображения трёх основных достопримечательностей Дели: минарета Кутб-Минар (XII в.), Красного форта (XVII в.), комплекса правительственных зданий (начало ХХ  в.). В нижнем, красном поле — раскрытая книга, на страницах которой — традиционные символы благополучия и развития.

    Мумбай (Бомбей). Герб, появившийся в первые годы независимости, включил в себя некоторые элементы прежнего, колониального, но был значительно обновлён. Фигурный щит рассечён на четыре части — красные и лазоревые. В лазоревых полях — три корабля, рисунок которых стал более современным, и стилизованное изображение завода внутри зубчатого колеса (символы промышленности города). В красных полях — условные рисунки, т.н. Ворот Индии (построены в 1924 г.) и Дома правительства. В навершии — красный лев (без короны). Вместо щитодержателей — орнамент с коробочками хлопка (через город идёт мировой хлопчатобумажный экспорт). Внизу, на ленте, прежний девиз на языке маратхи.

    Мумбай (Бомбей)
    Мумбай (Бомбей)

    Колката (Калькутта). Герб представляет собой сложную композицию на прямоугольном щите. Центральное изображение — рука с горящим камнем. Это символ покровительницы города, богини Кали. Плывущая фелюга и рыбы напоминают о расположении города в дельте Ганга, а также являются знаком быстротекущего времени. Колосья и цветы обозначают, соответственно, плодородие земли Бенгалии и здешние сады.

    Ченнай (Мадрас). Эмблема города 1950—1960-х гг. включала в себя изображение храма XVII в. и львиной капители царя Ашоки — символа единства Индии, ставшего современным государственным гербом страны. Новый герб, применяемый в наши дни, решён более многообразно. На внутреннем щите изображены золотые тигр и рыбы — символы жизни на суше и в море. Здесь же — изображение лодки на волнах и гор. В навершии — крепость с башнями и воротами, означающая форт, построенный здесь англичанами в 1639 г. и положивший основание городу. В большой герб входят также красный колчан и стрела.

    Бангалор (Бенгалуру). Главным элементом герба является изображение башни административного здания — Видхана Судха, построенного в неодравидском стиле. Под ним — стилизованная латинская буква «В» и обвивающая её змея.

    Хайдарабад. В центре эмблемы города — его главная достопримечательность, Красные ворота. Красный цвет в восточной традиции означает также юг, в данном случае Южную Индию.

    Мадурай. Символ города — индуистский храм XIV в.

    Ранчи. В многоцветной композиции герба круглой формы — восходящее солнце, горные отроги, поле спелой пшеницы, зелёный холм и дорога.

    Вадодара. В синем прямоугольном щите — стрельчатое «окно» в стиле национальной архитектуры, в котором изображено «мировое древо» — символ древнейшей индийской культуры, а также связи различных стихий и сил.

    Ахмадабад. В центре круглого герба — средневековые городские стены с мостом, переброшенным через реку Сабармати. Это до сих пор одна из главных достопримечательностей города, основанного в XV в. Внизу — факел и глаз, имеющие сакральное значение.

    Панаджи. Главный город территории Гоа теперь имеет многофигурный герб с фигурным щитом, не имеющий ничего общего с гербом Гоа колониальных времён. В рассечённом на четыре части щите (два белых и два чёрных поля — знаки дня и ночи) изображены дерево, фигура в лодке и плотина. Внизу — лента девиза: «Руки, которые заботятся».

    Амритсар. Символ города — Золотой храм, главная святыня сикхов.

    Лудхияна. В навершии круглого щита — стилизованное изображение ткацкой бобины. Две круговые линии, идущие от него, — спряденные нити. Этот город в Пенджабе является одним из центров текстильной промышленности страны.

    Чандигарх. Город был основан в 1951 г. как административный центр двух штатов: Харьяна и Пенджаба. «Город-сад» спроектирован Ле Корбюзье. Герб Чандигарха представляет собой стилизованный силуэт летящей священной птицы, крыло которой имеет очертания Башни теней — архитектурного символа города. Силуэт птицы соответствует городской планировке, поэтому в него включён рисунок улиц и площадей. Пожалуй, это — наиболее «концептуалистски» решённый городской герб в Индии.

    Гувахати. Герб крупнейшего города штата Ассам соответствует его титулу — «город восточного света». Серебряный круг с зубцами одновременно означает и солнце, и шестерёнку — символ промышленности города. В центре чёрного круга — пейзаж: вершины гор и разлив в долине реки Брахмапутры.

    Нагпур. Герб в виде шестиугольной розетки появился совсем недавно, в 2002 г. — в ознаменование 300-летия города. Рядом с надписями «Нагпур» (латиницей и на языке маратхи) и датой «1702» изображён плод манго, являющийся одним из символов Индии.

    ШРИ-ЛАНКА

    Тот, кто увидит белую ворону, гнездо рисовой птицы,
    прямую кокосовую пальму или мёртвую обезьяну,
    будет жить вечно.

    Пословица

    Флаг и герб Шри-Ланки)
    Флаг и герб Шри-Ланки

    Старейшим городским символом на этом острове в Индийском океане можно считать знамя Канди. Уже в XV—XVI вв., в период роста могущества правителей этого древнего местного внутреннего царства использовались знамёна тёмно-красного цвета с изображением золотого льва с поднятой в правой передней лапе саблей (мечом). Лев («сингх») символически связан с наименованием жителей острова, имевшими североиндийское происхождение. Согласно легенде, Сингхатой звали принца, который утвердил здесь власть сингальской династии ещё в начале I в. до н.э. Символ Канди применялся до завоевания царства Англией в 1815 г., а с 1948 г. он лёг в основу флага независимого Цейлона (ныне — Шри-Ланка).

    Другие городские гербы были заведены на Зелёном острове европейцами по образцу своих метрополий. В 1517 г. появившиеся у берегов Ланки португальцы захватили небольшой порт Кулам (Коломбо) и построили там мощную крепость. По-видимому, именно португальского происхождения первый герб Коломбо, встречающийся в источниках XVII в., когда прибрежная часть острова была уже отобрана у португальцев голландцами, вступившими в союз с правителями Канди. Впрочем, боевой слон и скрещённое оружие (изображённые на гербе) могли существовать и ранее как эмблема правителей прежнего приморского княжества Котте (ныне Котте — район Коломбо).

    Утвердившись на значительной части острова, владельцы нидерландской Ост-Индской компании, между прочим, составили гербы для городов на юго-западном и северо-восточном побережьях Цейлона, как официально стала называться страна в колониальный период. Гербы датируются 1720 г. Их основой стали щиты немецкого или французского типа. Герб Коломбо как административного центра получил в навершии корону, а герб северного тамильского порта Джафна, ставшего центром комендантства, — красный рыцарский шлем. Символом Коломбо теперь стало изображение храмового дерева (ранее присутствовавшего в малом гербе на спине слона). Джафну же стала символизировать пальмирная пальма, единственное дерево, растущее на известняковом полуострове.

    Интересен принцип составления герба города Галле. Это — типичный для ряда стран Европы «мнимоговорящий» герб. В названии города европейцам слышалось латинское «галлис» — «петух», и не ранее, чем к началу XVIII в., утвердилась легенда о том, что именно петух на высоком морском утёсе спас первых португальцев от шторма, указав своим пением направление берега. Этот петух с ярким оперением на скале над морскими волнами и был изображён на гербовом щите. На самом деле название города — сингальское и означает «постоялый двор».

    Галле

    Джафна Коломбо. XVIII в.
    Галле
    Джафна
    Коломбо. XVIII в.

    Символом Тринкомали стал кандийский воин с копьём — именно таких воинов прислали (по договору с Голландией) для совместного строительства крепости. В гербе Баттикалоа изображены морская лагуна и камыши, на щите Негомбо — сосуд, Матара — крепостная башня и мост через залив.

    В 1795—1802 гг. прибрежный Цейлон был захвачен Англией. Британские власти очевидно, оставили в силе голландские городские гербы острова (как это, например, произошло в Капской колонии в Южной Африке).

    Негомбо

    Баттикалоа

    Коломбо

    Негомбо
    Баттикалоа
    Коломбо

    В новейший, независимый период истории Шри-Ланки широко применяется лишь новый герб Коломбо. В нём (овальной формы) достойное место заняла кокосовая пальма, веками «кормившая» город и являющаяся предметом многовекового поклонения в стране. Пальма изображена на берегу морской бухты, на фоне белых известняковых гор и небесной зари. По нимбу надпись на английском языке: «Муниципальный совет Коломбо». В других регионах острова чаще, чем городские символы, используются земельные флаги с изображением львов, обезьян, буйволов, цветов и деревьев, в основе которых — ещё доколониальные местные знамёна.

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    TopList