© Данная статья была опубликована в № 06/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 06/2006
  • Оттепель или весеннее благоденствие?

    Оттепель или весеннее благоденствие?

    С 9 февраля по 19 марта Государственный Исторический музей представляет зрителям очередную выставку — «Оттепель», продолжающую цикл экспозиций, посвящённых юбилейным датам истории России. На этот раз поводом послужило 50-летие XX съезда КПСС, который проходил в Москве с 14 по 25 февраля 1956 г. В последний день его работы на ночном закрытом заседании Н.С.Хрущёв выступил с сенсационным докладом, обнародовав факты массовых репрессий и разоблачив культ личности «отца народов» И.В.Сталина.

    Завтрак в Президентском дворце с Ш. де Голлем. Париж. Весна 1960 г.
    Завтрак в Президентском дворце
    с Ш. де Голлем. Париж. Весна 1960 г.

    По словам директора ГИМа А.И.Шкурко, открывшего выставку, «если многие съезды КПСС уже сейчас ушли в даль истории или пропали бесследно, то XX съезд будет жить в памяти людей ещё очень долго, потому что это было знаковое для развития страны событие, связанное с началом либерализации общественно-политической жизни». Новый руководитель взял курс на «дестанилизацию» Советского Союза и «очеловечивание» режима. Началась короткая и противоречивая эпоха, известная как «хрущёвская оттепель». Это «очень точное, хотя и не строго научное выражение», по мнению Шкурко, закономерно дало название и самой выставке.

    Приглашённая на открытие дочь Никиты Сергеевича, Р.Н.Хрущёва-Аджубей, выступила перед собравшимися в роли адвоката своего отца, хотя в этом не было явной необходимости: и устроители выставки, и гости музея отказались от какой-либо полемики на тему хрущёвских реформ, а все представленные экспонаты раскрывают личность этого руководителя с самой лучшей стороны. Тем не менее Рада Никитична сочла нужным дать некоторые разъяснения поступкам отца. Например, попытки «вырастить кукурузу за полярным кругом» она объяснила тем, что в окружении Хрущёва было «много желающих ему угодить»; «эпизод с ботинком» прокомментировала так: «Отец в этот момент действовал абсолютно осознанно и совершенно неимпульсивно». А откровения Хрущёва на XX съезде КПСС, по её словам, были продиктованы «совестью и человеческим отношением к людям». Кстати, в руки самой Хрущёвой-Аджубей текст доклада попал из-за рубежа только в начале горбачёвской перестройки.

    Затем Я.Н.Засурский, декан факультета журналистики МГУ, оценил вклад Хрущёва в свободу отечественных СМИ. По его мнению, с приходом к власти Никиты Сергеевича потеряла свою актуальность «старая шутка американских политологов о том, что в Советском Союзе есть две газеты: одна называется “Правда”, а другая – “Известия”, в “Правде” нет известий, в “Известиях” нет правды»; появились «современные, живые, человечные газеты без традиционных передовых статей, но с новостями».

    Историк Г.А.Весёлая рассказала, что благодаря смелому выступлению Хрущёва было реабилитировано шесть членов её семьи. Отца, Артёма Весёлого, известного писателя, автора романов «Россия, кровью умытая» и «Гуляй, Волга!» расстреляли по приказу Сталина за «контрреволюционную повесть “Босая правда” и связь с троцкистами». Его жену Г.Г.Слуцкую, работавшую медсестрой, заключили в лагерь в 1948 г. по доносу соседа, услышавшего, как она порекомендовала одному из своих пациентов: «Постарайся достать ему американский пенициллин, потому что он лучше нашего». А саму Гайру Артёмовну и её сестру, вопреки якобы имевшими силу словам Сталина «сын за отца не отвечает», арестовали в 1949 г. как «дочерей врага народа».

    Основу экспозиции «Оттепель» составляют материалы, относящиеся к XX съезду КПСС: рабочие бюллетени, мандаты делегатов, пригласительные билеты на заседания съезда, фотографии делегаций с руководителями партии и правительства, а также подарки съезду, как, например, шкатулка, сшитая из открыток. Кстати, у посетителей есть возможность познакомиться с полным текстом доклада и некоторыми секретными документами КГБ и ЦК КПСС конца 1950 – начала 1960-х гг. в электронном виде в рамках интерактивной презентации.

    На выставке впервые можно увидеть личные вещи Хрущёва — украинскую рубашку, очки и наручные часы; широко представлены его всевозможные награды и фотографии из семейного архива. Целый ряд документов посвящён внешнеполитической деятельности Хрущёва и его встречам с зарубежными лидерами — Р.Никсоном, Д.Кеннеди, И.Б.Тито, Д.Эйзенхауэром и
    Ш.де Голлем.

    Устроители выставки не обошли вниманием и тему массовой реабилитации заключённых во времена «хрущёвской оттепели». Сохранились два деревянных чемодана, с которыми «враги народа» — мать Булата Окуджавы и жена писателя Артёма Веселого — вернулись из лагерей домой.

    Ф.Кастро фотографирует Н.С.Хрущёва и его супругу Н.П.Кухорчук на даче. Апрель 1963 г.

    Ф.Кастро фотографирует
    Н.С.Хрущёва и его супругу
    Н.П.Кухорчук на даче.
    Апрель 1963 г.

    Имя Хрущёва неразрывно связано и с нашими космическими достижениями: на выставке собраны фотографии, открытки, значки и сувениры с изображением первого спутника, собачек-«космонавтов» и, конечно, Юрия Гагарина.

    «Оттепель» вдохнула новую жизнь в советскую прессу. В это время приобретают популярность газеты «Комсомольская правда» и «Известия». Главному редактору последней — А.Н.Аджубею — посвящён ряд документов и фотографий. Увидели свет произведения ранее не публиковавшихся авторов. На выставке вы найдёте первые издания повести И.Эренбурга «Оттепель», романа В.Дудинцева «Не хлебом единым», поэмы А.Твардовского «За далью — даль».

    О том, как «отогревалась» в 1960-х наша страна, рассказывают также фотографии и документы на тему зарубежных гастролей ведущих музыкальных и драматических коллективов СССР, IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, освоения целинных земель, строительства «хрущёвок» и первой ёлки в Кремле.

    Стоит, правда, отметить, что подобный подбор экспонатов уводит неискушённого посетителя от объективной оценки весьма противоречивой эпохи Хрущёва и создаёт атмосферу не то чтобы «оттепели», а скорее весеннего благоденствия. На выставке явно не хватает упоминаний о столь знаковых событиях тех лет, как, например, Карибский кризис или разгром выставки художников в Манеже.

    Елена ГРЕБЕНЬКОВА

    TopList