© Данная статья была опубликована в № 05/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 05/2006
  • Нужно ли духовное просвещение нашему обществу?

    НУЖНО ЛИ ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
    НАШЕМУ ОБЩЕСТВУ?

    С 29 января по 3 февраля 2006 г. в Москве проходили XIV Международные Рождественские образовательные чтения, в которых участвовали представители Русской Православной церкви – иерархи, священники, учителя воскресных школ, миряне из Москвы, России, стран СНГ, а также государственные деятели России, учёные и педагоги. На Чтениях предоставляется возможность обсудить широкий спектр актуальных и наболевших проблем и предложить их решения, часто с той стороны, которая почти не принимается во внимание властными структурами, – духовно-нравственной.

    Стержнем Чтений был вопрос о введении в школе культурологического предмета, который давал бы школьникам представление о религиозных ценностях. Для православного христианства – это евангельское духовно-нравственное учение, культурные достижения (произведения русской классической литературы, музыки, изобразительного искусства), и, наконец, история православия, неразрывно сплетённая с историей нашей страны.

    Однако введение этого предмета задерживается по многим причинам. Это и разработка сбалансированных программ, и подготовка учителей, от которых зависит практически весь успех преподавания, а также правовое обоснование введения этого курса.

    На открытии Чтений в Государственном Кремлёвском дворце выступили представители Церкви, государства и деятели образования. По традиции, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл XIV Рождественские чтения. В своём слове Патриарх отметил: «В этом году основная тема Чтений – соотношение и взаимодействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и упрочения вековых традиций российского образования и получения наиболее продуктивных результатов проходящих в данной сфере реформ. …Под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого – обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного, духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом»...

    Выступавший далее министр образования А.А.Фурсенко сказал: «В условиях эскалации международного терроризма, религиозного экстремизма в РФ возрастает потребность создания непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов по истории мировых религий, подготовленных к формированию у обучающихся установок толерантности, профилактики ксенофобии на основе равноправия национальных культур и религий… Отделение Церкви от государства не означает противопоставления Церкви и государства, полагаю, что основополагающие сведения об исторических и культурных основах мировых религий необходимо включать отдельными темами в курсы истории, обществознания, мировой художественной культуры, а также реализовывать в форме факультативных занятий при условии соответствующей подготовки учителей».

    Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов отметил, что «прежде всего в семье формируются духовно-нравственные, физические, интеллектуальные основы человека, которые определяют всю его дальнейшую судьбу», главная задача, поставленная в области, — всемерное укрепление семьи, для чего установлены специальные льготы и пособия. Область поддерживает семьи, взявшие на воспитание приёмных детей. Приёмным родителям выплачиваются довольно солидные суммы: 7—8 тыс. руб. на ребёнка. Сейчас в области приёмными родителями воспитывается более 600 детей-сирот.

    В системе общего образования в области уже 10 лет ведётся широкомасштабный эксперимент по внедрению культурно-исторического подхода в обучении и воспитании, для чего издано более 20 новых учебников. В 87 школах области преподается предмет «Основы православной культуры», имеется духовно-культурный центр при Свято-Георгиевском монастыре и ещё много мест, где ребёнок может получить духовное воспитание.

    В этот и на следующий день Чтений в Кремлёвском дворце продолжились пленарные заседания, на которых выступили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, министр культуры А.Соколов, президент РАО Н.Д.Никандров, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, профессор МДА диакон А.Кураев и др.

    1 и 2 февраля по всей Москве — в аудиториях МГУ, в институтах, при храмах и музеях проходили конференции, семинары и круглые столы, работавшие но направлениям, которые охватили все сферы общественной и научной жизни. Вот некоторые названия секций: «Православное воспитание и образование», «Семья и школа», «Церковь и общество», «Церковь и культура», «Христианство и наука», «Защита жизни». В работе принимали участие священники, научные работники, учителя средних и воскресных школ, представители СМИ, военные, врачи.

    3 февраля в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя чтения завершили свою работу.

    Во время открытия Чтений корреспондент «Истории» побеседовал с профессором Московской Духовной академии диаконом Андреем Кураевым.

    – Отец Андрей, как вы считаете, можно ли в курсе истории дать детям представление о Библии, о Евангельском учении, о христианстве?

    – История есть история людей, и нельзя говорить о человеке, не касаясь того, как он понимает себя, своё призвание в этом мире, без ухода в философию, в изучение его мировоззрения, собственно культурологию. Очень многое будет не понятно в поведении людей, если не известны мотивы этого поведения. Я думаю, что это и есть задача историка, в частности понять, почему люди иногда так неожиданно и необъяснимо, с нашей точки зрения, поступали.

    – То есть в центр истории вы ставите человека.

    – Да, главное — это взгляд на человека, а если мы смотрим на человека, то нам небезразлично, куда этот исторический человек смотрит. Если мы наблюдаем, что люди в течение многих столетий вперяли взор в небеса, то нам тоже важно понять, что для них означало это небо, какова была их вера. Поэтому я думаю, что очень логично и уместно в рамках курса истории переводить разговор на рассказ о религии. И конечно же, прежде всего объяснить детям смысл библейских и евангельских свидетельств. Здесь надо понять, что одно дело Евангелие проповедовать, а другое дело рассказать о логике Евангелия. При этом я хотел бы обратить внимание на две вещи. Умоляю вас, не пробуйте найти в Евангелии и в христианстве опору для уроков толерантности. Я открою страшную тайну: в Евангелии нет слова «терпимость». Я краснею, когда слышу, что с высоких трибун раздаются призывы вернуться к Евангельской проповеди терпимости. Терпимость — это не христианская добродетель. Во-первых, христианин должен любить врагов, а это значит больше, чем терпеть; во-вторых, в христианской этике есть такое правило: «Люби грешника, но ненавидь грех». Поэтому именно из любви к другому человеку я буду стараться помочь ему избавиться от того навесного потолка иллюзий, ошибочных взглядов, который этот человек соорудил над своей головой. То есть моя полемика с ним будет следствием неравнодушного и любящего отношения к нему. А слово толерантность можно заменить словами «культура дискуссии».

    Это чрезвычайно важная тема, потому что школа в любом случае должна быть школой жизни. И детей следует научить в современном открытом обществе вести полемику, это одно из тех умений, которым должны овладеть дети.

    Вторая моя просьба касается учителей: воздержитесь от введения курсов истории религий. Курс истории религий логичен для высшего учебного заведения, я сам преподаю на кафедре религиоведения, но студенты и школьники — не одно и то же. Студент умеет проводить хронологический анализ, понимать внутреннюю логику мифа, литературного произведения и т.д., ребёнок всего этого не умеет. Для подростка главное — ответить на вопрос о смысле жизни, для недумающих вообще не интересен рассказ об истории религии. А для тех, кто думает, да ещё постигает истины своим сердцем? Если учительница будет рассказывать, что все религии — это одно и то же, ребята скажут: вы сегодня так красиво про христианство говорили, а про буддизм еще более восхищённо, так кто прав-то?

    Учительница в лучшем случае скажет: своя правда есть у всех, но чаще всего она будет доказывать, что все они лопухи, читайте Дарвина. Это будет проповедь либо атеизма, либо оккультизма в духе Блаватской и Рериха. И дети сделают вывод: всё одинаково, нет правды на земле, нет её и выше. То есть сравнительное религиоведение в школе приведет к умножению подросткового нигилизма и цинизма, что явится обратной стороной подросткового максимализма.

    — Ваш призыв воздержаться от преподавания религиоведения в школе весьма спорный. По-моему, вся проблема в том, каким это религиоведение будет, кто станет автором этого курса, какие учителя его возьмутся преподавать. Одним словом, в чьих руках окажется этот предмет. И если Русская православная церковь не самоустраниться от его разработки, то, вероятно, это будет полезно для нашего образования, для общества в целом. А в заключение нашей беседы позвольте задать вам одновременно простой и сложный вопрос: каким вы видите будущее России и российского образования?

    —Сегодня же будущее у России ясное, короткое и печальное. Нам осталось 60 лет, просто в силу демографических тенденций. Даже если нам не помогут умирать, если не будет катаклизмов, гражданских войн, то мы будем просто тихонько спиваться перед телеэкранами. Есть демографическое понятие «русский крест»: когда кривая рождаемости идёт вниз, а кривая смертности вверх. Любые дискуссии в обществе и в Церкви должны сегодня решаться под знаком русского креста и что это значит для выживания русского народа. В Москве рождаемость 0,9 ребёнка на женщину родотворного периода. Это катастрофа. В этих условиях нет дилемм: или умненькие, чистенькие светские дети, или же православные фанатики. Ситуация или-или. Или религиозно укоренённые люди, или наркоманы и нйжить. Так вот, в этих условиях, я думаю, что независимо от отношения к религии умный, ответственный педагог, а тем более директор школы, должен найти способ для того, чтобы рассказать детям о религиозном отношении к жизни. Сегодня к детям идёт культура смерти — и наркотики, и насилие. Надо принести им культуру жизни.

    Ольга ФЁДОРОВА

    TopList