© Данная статья была опубликована в № 05/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 05/2006
  • Съешь конфеты — найдёшь ответы

    СЪЕЩЬ КОНФЕТЫ — НАЙДЕШЬ ОТВЕТЫ

    3 и 4 февраля состоялся открытый всероссийский финал интеллектуальной олимпиады «Наше наследие», посвящённый 150-летию Третьяковской галереи.

    Разработанная несколько лет назад в православной общеобразовательной школе-пансионе «Плёсково» (Подольский район Московской области) олимпиада с каждым годом собирает всё большее количество участников из разных регионов России. Пройдя два нелёгких тура: школьный на тему «Ратная слава России: 625-летие Куликовской битвы» и региональный, на котором вопросы касались «смутного времени» 1598—1613 гг., в финал вышли самые лучшие и дружные команды.
    Это сборные православных школ Московской и Екатеринбургской епархий, Подольского района Московской области, г. Рязани, г. Горловки Донецкой области (Украина), молодёжного движения «Хранители истоков», команды Традиционной гимназии г. Москвы, Православной гимназии г. Тольятти, школы-пансиона «Плёсково», а также команды из Нижнего Новгорода, Тулы, Калуги, Санкт-Петербурга и Переславля-Залесского.
    3 февраля соревнования на память, эрудицию и скорость мышления прошли в Московской традиционной гимназии. Директор последней, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Андрей Постернак до начала олимпиады отслужил с её участниками молебен перед иконой Божьей Матери «Прибавление ума».
    Во время конкурса, проведение которого доверили вчерашним участникам олимпиады, выпускникам школы «Плёсково» и студентам Свято-Тихоновского университета, состоялся семинар на тему «Проектная работа с учащимися в рамках игровых и интеллектуальных программ». Докладчики поделились опытом создания тематических игр и методических пособий для школьников с целью изучения природного, исторического и духовного наследия России.
    Открывая семинар, Лидия Михайловна Хаславская, замдиректора по научно-методической и издательской работе школы «Плёсково», отметила, что задача педагогов, по её мнению, «выйти на широкую арену, создать общее, духовно-нравственное пространство, которое бы включало всех детей из общеобразовательных школ». При этом, отметила Лидия Михайловна, важно «воспитывать детей не назидательно, не нравоучительно, но придумывать такие методы, с помощью которых им было бы интересно идти по пути познания нашей православной культуры».
    Викентий Генриевич Абрамян, руководитель информационно-издательского центра «Плёсково» и куратор молодёжного движения «Хранители истоков», подчеркнул, что проводимая олимпиада вовсе не является аналогом контрольной работы по истории. Детей тестируют во многих областях знаний. Например, блок соревнований на память включает в себя задание «Соответствия», когда ученику необходимо запомнить на схеме месторасположение изображения, а затем воспроизвести на соответствующем месте пустого бланка его название. Есть задания и на скорость мышления, одно из которых предлагает изучить в течение пяти минут публицистические тексты и ответить на вопросы к ним. Задача конкурса, говорит В.Г.Абрамян, не только отметить и поощрить интеллектуально одарённых учащихся, но и вовлечь их в проектную работу, обратить внимание ребят на важные темы, связанные с историей и культурным наследием России.
    Одна из докладчиков, Галина Романовна Спасская, член Союза журналистов России, руководитель психологической службы Подольского района, рассказала, как в 1993 г. на базе Львовского лицея № 1 она создала и возглавила Молодёжную ассоциацию новых журналистов (МАНЖ), объединяющую около шестисот «акулят пера». «Мы изолируем детей на 10 дней и активно погружаем их в творческую среду. С ними работают высококлассные специалисты, ребята ежедневно пишут эссе, сами снимают, монтируют и озвучивают фильмы. Всё это резко повышает уровень их креативности».

    Победители в индивидуальном зачёте: Александра Бочарова (2-е место), Ксения Чеснокова (1-е место), Николай Сушенков (3-е место) — православная общеобразовательная школа-пансион «Плёсково»

    Победители в индивидуальном зачёте:
    Александра Бочарова (2-е место),
    Ксения Чеснокова (1-е место),
    Николай Сушенков (3-е место) — православная
    общеобразовательная школа-пансион «Плёсково»

    Павел Валерьевич Сергеев, архитектор, преподаватель кафедры архитектуры МГАХИ им. В.И.Сурикова, разработал и принёс продемонстрировать участникам семинара макет-путеводитель Храма Христа Спасителя с точно переданными росписями. Красочная игра представляет собой разборное учебное пособие, вырезание деталей которого совмещено с необходимостью отвечать на вопросы.
    Олег Павлович Евдак, доцент кафедры режиссуры, театральных праздников и представлений Челябинской государственной академии культуры и искусства, подготовил презентацию проводимой им интеллектуальной игры «Русский мир», в которой может принять участие команда любой российской школы. Ребятам предлагается проверить свои знания в следующих областях: русская история и искусство, православная вера и литература, праздники, обряды, фольклор и др. По словам О.Е.Евдака, «наибольший отклик в душах детей нашёл конкурс “Обращение от предков”, когда команда готовит послание к современникам от лица, к примеру, Александра Невского. Главная награда за победу — паломничество в Екатеринбург, в храм во имя Царственных Мучеников».
    На второй день соревнований, 4 февраля, в актовом зале школы «Плёсково» состоялась презентация школьных проектных работ, посвящённых Третьяковской галерее. Её итоги лишний раз доказали, какой разнообразной и нестандартной может быть детская фантазия.
    Команда Православной классической гимназии г. Тольятти представила на суд жюри конфетную коробку с изображением фасада Третьяковской галереи и тематическим кроссвордом внутри: «Съешь конфеты — найдёшь ответы». По мнению школьников, такие конфеты станут «сладкой визитной карточкой для Москвы».
    Команда Екатеринбургской епархии подготовила целых три проекта, один из которых — репродукция картины Ивана Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме». Задача — расшить бисером указанные белым контуром части костюма девушки, соблюдая колорит, использованный художником.
    Но, пожалуй, больше всех удивила присутствующих компьютерная игра, представленная капитаном команды Тульской Православной классической гимназии Константином Серёгиным. Всего за три недели тульские школьники, увлекающиеся информатикой и программированием, «оживили» мультипликационного героя и запустили его в залы Третьяковской галереи, чтобы отвечать на вопросы.
    Заключительным этапом соревнований стал брейн-ринг, победу в котором одержала команда руководителей, составленная из педагогов за несколько минут до начала финального поединка, число участников которой намного превысило установленный правилами лимит в шесть человек. Поэтому первое место в брейн-ринге можно смело присудить Традиционной гимназии. По итогам же всех соревнований безоговорочным лидером третий год подряд стала ученица 11-го класса школы «Плёсково» Ксения Чеснокова, а в командном зачёте первое место заняли участники команды «Плёсково-1».
    Энтузиазм и ответственность, с которыми школьники православных и светских школ отнеслись к заданиям олимпиады и изготовлению проектных работ, неподдельная искренность и дружелюбие в общении между ними лучше любых педагогических семинаров доказали эффективность игровых интеллектуальных программ в деле воспитания интеллектуальных и высоконравственных качеств у молодёжи.

    Елена ГРЕБЕНЬКОВА

    TopList