© Данная статья была опубликована в № 05/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 05/2006
  • Колонка главного редактора

    Ещё со студенческих лет помню, как не любил, изучая педагогику, пухлые книги о «теории и практике коммунистического воспитания». Вот уж была схоластика! Чего стоили одни цитаты из «классиков марксизма». Но на практике в школах всё делалось личным примером, во всяком случае теми, кто мог этот личный пример предъявить своим воспитанникам.
    В новой российской школе понятие «воспитание» стало немодным. В прошедшее десятилетие на первый план вышли задачи обучения, быстрого и эффективного нашпиговывания детей знаниями, приёмами владения и манипулирования информацией. Кто скажет, что это не нужно? Эти знания и умения востребованы бурно растущим информационным обществом, за них, в конце концов, платят деньги. Всё так! Но без воспитания школа обойтись не может просто потому, что это имманентная сторона любого образовательного и педагогического процесса. Стоит вымести крохи воспитания из школы, и что мы получим? Чингисхана с мобильником и компьютером, модернизируя известное выражение А.Герцена.
    И вот вновь в учительской среде возникают дискуссии — каким должно быть воспитание в новую информационную эпоху, как выявить воспитывающее воздействие нашего предмета — истории — в условиях профильной школы и введения ЕГЭ?
    Номер, который вы держите в своих руках, содержит, по-моему, ценные материалы для размышлений на эти непростые темы. Думается, что прежде всего воспитательный процесс мы должны начинать с себя. Питание и воспитание — слова однокоренные и по сути однозначные. Чем мы можем напитать своих воспитанников, какую пищу примут они из наших рук? Вот главные вопросы нашего учительского бытия. И ответы на них невозможны без верного понимания того, что такое честь и достоинство человека и учителя и чем они отличаются от эгоизма и гордыни. И как знать, может, пригодятся для наших целей мысли забытого и оплёванного реакционера, умного и прозорливого педагога Константина Петровича Победоносцева: «Учитель не есть какая-либо принадлежность школы, которая при ней предполагается: это есть самая сущность школы, и без учителя никакая школа немыслима: учитель должен быть создан для школы. Любую канцелярию можно составить из охотников и из работников, но беда, если школа разумеется не выше канцелярии… Учитель-ремесленник, учитель-чиновник не годится для живого дела…».

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList