© Данная статья была опубликована в № 04/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 04/2006
  • Звёзды и полумесяц

    ЗВЁЗДЫ И ПОЛУМЕСЯЦ

    Гербы Турции

    Вид Константинополя с гербами на башнях.

    Вид Константинополя с гербами на башнях.

    Фрагмент гравюры

     

    Гляди: зажглась на небе рассветная Звезда.
    Она на нашем знамени ещё блеснёт — о да!
    Пока хотя б один очаг дымится, как символ труда,
    Твой свет, Звезда, в сердцах горит у нас всегда!

    Мехмет Акиф Эрсой. «Гимн независимости»
    (национальный гимн Турецкой Республики)

    Территория Турции находится на стыке Европы и Азии, как бы на изломе европейских и восточных культурных влияний. Тем не менее в её геральдике (при некотором присутствии, начиная со Средних веков, европейской традиции упорядочивания символики) в целом всё же преобладали тенденции, характерные для Азии. Городское самоуправление лишь слабо коснулось Византийской империи и тем более Османского государства, поэтому городские (и территориальные) эмблемы в течение многих веков были связаны скорее с местными правителями и их наместниками.

    При этом нельзя забывать, что ещё в древности в Малой Азии и на европейском побережье Мраморного моря существовали десятки городов, основанных как греческие полисы или испытывавшие влияние эллинской культуры. Символы этих городов украшают их печати и монеты. Древней эмблемой Смирны (совр. Измир) была лира Аполлона, а Эфеса — священная лань Артемиды (которой был посвящён в этом городе многоколонный храм V в. до н.э. — одно из чудес света). В Пергаме (совр. Бергама), где в III—II вв. до н.э. построили также причислявшийся к чудесам света алтарь Зевса, на монетах изображали знаменитого царя богов на троне со скипетром в руках, выпускающего на землю голубку мира. Афина-Паллада в шлеме была символом Сиде в Ликии. Ряд изображений связан с местными легендами (лев — в Милете, лебедь — в Клазоменах). «Говорящая» эмблема принадлежала Гераклее Понтийской (совр. Эрегли) — Геракл, борющийся со львом. Столица Вифинии Никомедия (совр. Измит) имела многофигурную эмблему: два городских храма и вёсельный корабль.

    Византийское государство (IV—XV вв.) сменило языческие и хозяйственные символы на имперские и христианские. Они известны по местным печатям, предметам декоративного искусства, знакам власти. Гербовый щит Константинополя был четырёхчастным, рассечённым на красные и серебряные поля; в красных — золотые кресты, в серебряных — красные. В гербе Смирны также появились серебряный и красный цвета в виде полос, причём красные — знак особой храбрости горожан во время вторжений сарацин (арабов).

    Смирна (Измир) Эфес
    Смирна (Измир)
    Эфес

    Государственный герб Византии — двуглавый орёл, между прочим, имеет малоазиатское происхождение. Грозная птица, смотрящая по обе стороны владений, изображалась ещё на печатях хеттских царей, а затем — правителей Фригии, Вифинии, Каппадокии. Этот символ был популярен в геральдике царств и княжеств, обособившихся от Византии на Балканском полуострове, а различные его цветовые варианты встречаются с XI в. в эмблемах государств, отделившихся от империи в Малой Азии. Чаще всего встречалось изображение золотого орла в красном поле (например, в гербах Конийского султаната — государства сельджуков XI—XIII вв. и Трапезунтской империи XIII—ХV вв.). В XIV—XV вв. в турецких княжествах использовались и другие символы: в Сивасе — поднятая вверх ладонь, в Самсуне — шестиконечная звезда с золотым лепестковым крестом в центре.

    После падения Византии в 1453 г. (когда османы взяли Константинополь) символом города, получившим турецкое название Стамбул (Истанбул — от искажённых греческих слов, означающих «в город»), стала эмблема древнего города Византии — звезда и лунный серп. Легенда связывает её с осадой Византия в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда ночью свет месяца и звёзд помог защитникам города разглядеть воинов Филиппа, пытавшихся под покровом темноты вырыть подкопы под стенами и отбить их атаку. Эмблема подчёркивала свободолюбие горожан, не сразу признавших впоследствии и римское господство. Правда, легче объяснить эти символы старинным местным культом богини Артемиды, изображавшейся, как богиня луны, с серпом в волосах. Красный щит, на котором позднее, во времена византийской государственности, изображались ночные светила (как и красные кресты), также подчёркивал храбрость и самоотверженность горожан.

    Стамбул
    Стамбул

    Для Блистательной Порты существеннее оказалось другое — полумесяц и звезда были также символами ислама. Этот геральдический знак столицы империи вскоре стал гербом и флагом всего государства. Серебряные серп и звезда остались символом провозглашённой в 1924 г. Турецкой Республики.

    В 1920 г. появляется новый вариант эмблемы Стамбула — стилизованное изображение одного из символов города, Голубой мечети с шестью минаретами (построена в XVII в.) в круглом щите. В верхней части — горизонтальный полумесяц, над ним — пятиконечная звезда в ореоле. В последнее же время правительственная эмблема Стамбула видоизменилась — теперь это четыре минарета и основное здание с купольными пристройками знаменитой Айя-Софии, образующими белый силуэт в красном поле. Эмблема закруглена в соответствии с традиционной восточной формой щита.

    Анкара
    Анкара

    С 1923 г. столицей Турцией стала древняя Анкара — город в центральной части Малой Азии. Этот город, переживший расцвет ещё при Октавиане Августе, расположен поблизости от центра Хеттского царства. Раскопки хеттских памятников, начавшиеся в 1912 г. под руководством Б.Грозного, привлекли в последующие годы пристальное внимание турецкого общества. Для формирования нового самосознания Турецкой Республики, оставшейся в основном в этнических границах собственно турецкого населения, было важно, что в Малой Азии ещё во II тыс. до н.э. существовала самобытная цивилизация. И с 1950-х гг. символом Анкары становится т.н. «древо жизни» — сложная орнаментальная ритуальная фигура, встречающаяся на хеттских рельефах (похожая фигура, кстати, стала в 1992 г. основой герба Республики Адыгея).

    В 1995 г. появился новый герб Анкары, более приближённый к европейским образцам (возможно, связанный со стремлением Турции прочнее войти в европейское сообщество). Теперь герб имеет вид испанского щита; в его синем поле в окружении четырёх звёзд — изображение современной достопримечательности Анкары — мечети Кочатепе с голубым куполом, построенной в подражание классическому османскому стилю в 1967—1987 гг. Прежний символ признан скорее эмблемой, а не гербом (хотя есть скептические мнения и относительно современного герба, несущего минимальную смысловую нагрузку).

    Вообще, с 1980-х гг. — времени экономических и политических реформ в стране — в Турции наблюдается бурный процесс герботворчества. К уже сложившимся городским символам, таким как двуглавый орёл Коньи, добавилось много новых. Утверждению местной символики способствовало и новое административное деление страны на илы вместо вилайетов и увеличение их числа в 1990-e гг. Так появилось большое количество интересных, самобытных земельных и городских гербов.

    Коньи
    Коньи

    При взгляде на эти гербы прежде всего обращает на себя внимание абсолютное преобладание в них круглой (восточной) формы щита. Гораздо реже встречаются овальные и прямоугольные, а также единичные образцы щитов европейского образца. Часто в герб вписывается название города, указание на территориальную принадлежность и орган власти, год основания или админи- стративного выделения (что почти исключено на Западе и не приветствуется в России).

    Среди городов, имеющих простую, минимальную эмблему (изображение лишь главной достопримечательности) — третий по величине центр страны Измир.

    Измир
    Измир

    В центре круглой эмблемы расположена башня с часами, построенная в 1901 г. на средства султана Абдул-Хамида  II в новоосманском стиле.

    В 1989 г. утверждён красивый герб Кайсери (древняя Цезарея). Возвышающийся над городом старинный минарет показан здесь на фоне Каппадокийских скальных образований и горных вершин.

    Кайсери
    Кайсери

    Целый вид на старый город — на эмблеме Эдирне (визант. Адрианополь) в европейской части Турции (Румелии), существующей с 1978 г. Город, считавшийся второй столицей Османской империи и бывший главной столицей османов с 1361 г. и до завоевания Мехметом II Константинополя, украшает большое количество архитектурных памятников. В центре герба — силуэт мечети XVI в. Селимийе с четырьмя минаретами — творение великого зодчего Синана. Рядом — купола других мечетей XVI—XVII вв. Город славится также старинными мостами через реки Мерич (Марица) и Тунча. Понятно, что и в гербе видное место занимает мост — это также символ расположения города на пути из Европы в Азию.

    Эдирне
    Эдирне

    О важном для Турции историческом событии XX в. напоминает герб Чанаккале. В 1915 г. на берегах пролива Дарданеллы вокруг полуострова Гелиболу (Галлиполи) произошло одно из самых ожесточённых сражений Первой мировой войны. Турецкие войска ценой огромных потерь отразили атаки английского военного десанта, в этом сражении сошлись генерал Мустафа Кемаль и полковник Уинстон Черчилль. В центре герба Чанаккале — Мемориал Почёта на полуострове Гелиболу, расположенный как раз напротив города и возвышающийся над морем. Полем герба служит красный турецкий флаг с полумесяцем и звездой в знак победы Турции.

    Чанакале
    Чанакале

    Место другого знаменитого сражения — Чешме (Чесма) сегодня известно как курорт и культурный центр, где проводится Международный фестиваль песни. В центре герба Чешме — каменная кладка генуэзской крепости XIV в., изображённая на фоне морских волн, над которыми горит солнце. Герб другого курортного эгейского города — Фоча (древняя Фокея) — «говорящий»: фигура тюленя обозначает его название («фока» по-гречески — тюлень), напоминая также об острове Утёс Сирены и легенде об обращении в тюленей мифических сирен.

    Чешме

    Фоча

    Чешме
    Фоча

    Крепость на неприступной скале — таков символ города Афьон (Афьонкарахисар), а символом города Сельчук стал ранневизантийский памятник — базилика Св. Иоанна с иоаннитским крестом, что необычно для мусульманской страны (впрочем, применяется и другой символ — синий двуглавый сельджукский орёл, например, это эмблема местного университета).

    Афьон Афьон
    Афьон

    Древняя аркада и горная ель — герб города Мугла на юго-западе Малой Азии; герб имеет редкий для Турции испанский щит. Находящийся неподалёку город Бодрум (древний Галикарнас) взял себе любопытный символ — древнюю статуэтку (кстати, почему-то не отражено местонахождение здесь древнего «чуда света» — Мавзолея).

    Мугла
    Мугла

    Стилизованные развалины античных построек изображены в гербе города Мерсин на юге страны, элемент которого также — голубая волна Средиземного моря.

    Наконец, современный маяк «держит» композицию герба крупнейшего юго-восточного города на средиземноморском побережье — Аданы, где над голубыми водами моря в белых барашках сверкает радужно небо вокруг солнца.

    Адана
    Адана

    Немало в Турции новых местных гербов, где отражены природа и хозяйственные отрасли края. Так, кисть винограда украшает герб Акхисара; три персика в густой листве над башнями древней крепости — в гербе Малатьи в верховьях Евфрата (древняя Мелитея). Солнце, море, подсолнух и черешня, а также стилизованная латинская литера «t» — таковы символы у Текирдага на северном берегу Мраморного моря. Солнце восходит над розовыми горами в гербе Адьямана. Тюльпаны и фигуры женщин в платьях из цветастых местных тканей — это герб города Бурдур. Промышленный центр северо-запада Анатолии Измит (древняя Никомедия) имеет, кроме старинной крепости, в качестве символов зубчатое колесо и подъёмник. Кроме того, в гербе изображён памятник основателю республики Мустафе Кемалю Ататюрку (памятники Ататюрку встречаются также в гербах Болу и ряда других городов).

    Адьяман Текирдаг Бурдур
    Адьяман
    Текирдаг
    Бурдур

    Символ Ризе, находящийся поблизости от границы Грузии, — зелёные холмы с плантациями турецкого чая над черноморской синей гладью. Остов старинного корабля и вздымающиеся волны Чёрного моря сменили двуглавого орла в качестве символа Трабзона (прежде — Трапезунд).

    Трабзон
    Трабзон

    А теперь — «родная» для россиян курортная Анталья. Её герб лаконичен: на щите неправильной формы в синем небе — бело-оранжевый цветок, похожий на яркое солнце. Ещё проще подошли к делу авторы эмблемы Эскишехира: в синем круге — две литеры «Е», печатная (чёрная) и прописная (голубая). А круг эмблемы Амасьи с морскими волнами внутри имеет форму красного яблока с зелёным листом вверху.

    Анталья

    Эскишехир

    Анталья
    Эскишехир

    Особую историю имеет герб города Карс в исторической Западной (Турецкой) Армении. В 1878  г. по Сан-Стефанскому перемирию Карская область отошла к Российской империи. В 1881 г. город и область получили герб: чёрная крепостная стена в золотом поле, пронзаемая тремя красными мечами в знак военных побед России, войска которой трижды в XIX в. брали Карскую крепость. В 1918 г. по Брестскому миру область Карса снова отошла к Турции (окончательно в 1920 г.). На новом гербе города — та же крепость на горе, но над ней развевается турецкое знамя.

    Эрзурум
    Эрзурум

    В османские времена в Турции, как и в других исламских странах, в городах была распространена местная печать — «тамга» с каллиграфической надписью арабской вязью, образующей символические фигуры (название города, его титул, изречения из Корана). Иногда тамга дополнялась изображением цветка, звезды или полумесяца (изображения людей и животных, как правило, возбранялись в соответствии с канонами ислама) и геометрическим орнаментом. Изображение такой тамги сохранилась в современном гербе Эрзурума. Арабская вязь дополняется полумесяцем, тамга вплетена в изображение трёх горных вершин, по краям герба город освящают два минарета.

    Самый «молодой» из традиционных для Турции двуглавых орлов появился в начале 2004 г. в новом гербе Диярбакыра — центра турецкого Курдистана. Относительная стабилизация в многолетней истории местного этнического конфликта позволила заняться составлением этого герба. Диярбакыр — один из древнейших городов мира, известный ещё как урартская крепость Амада, заложенная около 800 г. до н.э. царём Менуа. Древний двуглавый орёл на круглом щите охраняет изнутри крепость 8-угольной формы с 8 воротами — по двое на каждой горизонтальной и вертикальной стороне.

    Диярбакыр
    Диярбакыр

    Наконец, обратим внимание на историю герба исторического города на юге Турции, в области, отошедшей к ней в 1939 г. от Сирии. В древности и в Средние века это была Антиохия — столица царства Селевкидов, затем римской и византийской провинции Сирия, и, наконец, одного из государств крестоносцев. В древности символом города был свящённый одноглавый орёл Зевса (или бога Бела), у крестоносцев — золотые лилии в красном поле. Ныне же символ Антакьи (Хатай) — виноградная гроздь, звезда и золотые ветви.

    Гиресун
    Гиресун

    При знакомстве с гербами турецких городов обращает на себя внимание частое использование промышленных (изображение здания предприятия или завода, шестерёнки, буровой вышки и сельскохозяйственных (колосья, плоды) символов. Особенно выделяется недавний герб города Гиресун с фигурами мужчины и женщины, держащими в руках связку колосьёв и орудия труда! Подобное увлечение в советской и восточноевропейской геральдике ушло вместе с коммунистическими временами. За пределами же Европы, как видно по геральдике Турции, частое присутствие «трудовой» и натуралистической атрибутики далеко не всегда имеет идеологический подтекст.

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    TopList