© Данная статья была опубликована в № 04/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 04/2006
  • Колонка главного редактора

    В январскую стужу в Кремле на своё первое заседание собралась Общественная палата. Для нашей общественной жизни это новое и незнакомое учреждение.

    Членов Общественной палаты напутствовал президент В.Путин: «Надеюсь, что вы вовлечёте в общественную работу самые широкие слои населения с тем, чтобы граждане на практике понимали, как устроена власть в стране, чтобы не чувствовали себя отчуждёнными от принимаемых властью решений».

    Между тем российское население к созданию новой госструктуры отнеслось вполне равнодушно. Как показывают опросы общественного мнения, россияне не замечают парламент, партии и профсоюзы, как будто их вообще не существует. Мы доверяем только президенту и армии. Деятельность В.Путина в декабре прошедшего года одобряли в той или иной степени 73% опрошенных.

    А ведь история России свидетельствует, что на протяжении столетий активное участие русского народа в устроении своей общественной и государственной жизни было не исключением, а правилом. И называлось это участие земским устройством. Земцы в Древней Руси являлись средним («промежуточным») сословием между аристократией того времени и низшим классом земледельцев. Много раз менялось устройство земщины, но всегда в основе её лежало выборное начало. По существу своему, это была древнейшая форма внутреннего народоправства. На этой почве родились и выросли Земские соборы, роль которых в истории России громадна. Явившись преемниками вечевых собраний, они были при московских царях учреждением представительным, посредством которого верховная власть узнавала нужды и требования народа. Только при Петре I земство потеряло своё значение, но в некоторых деталях продолжало существовать, чтобы возродиться в эпоху великих реформ Александра II. Большевикам эта народная самодеятельность стояла поперёк горла, и они тотчас разогнали земства повсюду.

    Вот они — традиция и опыт общественной самодеятельности, которых так недостаёт сейчас России. Кажется, всё ясно: выход — в построении «земской вертикали», в создании государственно-земского строя, при котором одновременно и сохраняется централизованное государственное управление, и жизнь народа реально направляется им самим.

    Но вот, поди ж ты: создают Общественную палату. Видимо, для наших государственных мужей земство осталось нерасшифрованным термином на страницах нелюбимого учебника по истории.

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList