© Данная статья была опубликована в № 03/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 03/2006
  • PowerPoint на уроке истории

     

    PowerPoint на уроке истории

    Компьютер уже давно и прочно вошёл в современную жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой «чудо-техники» нельзя представить себе и школу. Учителя информатики поделились компьютерными знаниями с учителями-предметниками, и компьютер стал привычным атрибутом на уроках литературы, географии и истории. Древнегреческая богиня истории Клио могла бы позавидовать современным ученикам, приходящим на такие уроки.
    Какое место должны занимать информационные технологии (ИТ) на уроках истории, какова роль учителя на таких уроках, можно ли в связи с этим говорить о новой методике преподавания истории в школе? Вот основной круг вопросов, которые сегодня становятся предметом обсуждения. Давайте попробуем в них разобраться.

    Конечно, в рамках одной статьи нельзя претендовать на решение всех вопросов, но можно наметить основные направления их решения. Для начала выясним: что же это такое — ИТ? Думается, что в школах, открытых 5—7 лет назад, это вполне понятная аббревиатура. Учителям, работающим с компьютером (и использующим его не только в качестве печатной машинки), знакомы программы, с помощью которых можно провести урок на современном уровне. Школы-«старожилы» и те учебные заведения, которые не могут пока позволить себе оснастить кабинеты техникой, оказываются здесь в стороне. Что же нужно для того, чтобы урок прошёл с использованием ИТ? Во-первых, это оборудование: как минимум 1 компьютер (АРМ – автоматизированное рабочее место учителя) и проектор, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран; во-вторых, учитель, владеющий компьютерными навыками, и в третьих, компакт-диски либо собственные разработки уроков (мультимедиа-презентации). Но оказывается, и это ещё не всё! Обладание таким «богатством» не освобождает учителя от кропотливой работы. Хотя, казалось, что здесь сложного: бери диск, вставляй в компьютер и работай – урок готов! Но всё это просто только на первый взгляд. Давайте посмотрим, с какими проблемами сталкивается учитель истории, имеющий возможность работы с ИТ на уроке и во внеурочной деятельности.

    Если проблема с компьютером решена — это полдела, теперь учитель должен подумать: а что даст мне и моим ученикам использование ИТ? Ведь компьютер — это не замена учителя, согласитесь, что бы ни придумывали — учитель был и будет основным действующим лицом на уроке. Значит, компьютер надо рассматривать как составляющую урока, ещё одну методическую единицу. Помощь от этой составляющей существенна — тот, кто проработал в школе 10—15 лет с доской и мелом, может оценить её. Но не надо обольщаться, что компьютерные программы всё сделают за учителя — нет! Потребуется много времени, чтобы научиться их эффективно использовать. Затраченное время в дальнейшем окупится сполна. Вы сами не заметите, как, захваченные идеей компьютеризации своего предмета, «заразите» этим и коллег и учеников.

    Учитель, исписавший не одну тетрадь конспектов, увидит ещё одну существенную деталь информатизации урока и подготовки к нему: в любой момент вы сможете изменить свой план-конспект лишь нажатием клавиш. Добавить и усложнить материал, вставить задание — этот процесс индивидуализации урока по уровню класса и ученика становится намного легче. И не надо теперь хранить в кабинете истории карточки с заданиями. Архивированные в папки и записанные на дискеты, они вам прослужат не один год. А иллюстрации, которые для учителя истории необходимы как воздух: вы сможете их сами обрабатывать, записывать и хранить, опять-таки, не прибегая к шкафам в кабинете. На дисках вы сможете создать архив аудиозаписей (голоса исторических деятелей, гимны, песни военных лет и т.д.), видеозаписи (небольшие по объёму — 2—3 мин) помогут учителю в создании собственных мультимедиа-презентаций. Ну и, наконец, кроме конспектов, заданий и иллюстраций учитель сможет справиться ещё с одной проблемой — исторических карт. Если в одних школах их заботливо реставрируют (а иногда и создают сами учителя с учениками), то в других они попросту отсутствуют. И вновь здесь неоценимую помощь окажут готовые компакт-диски, где в каждом обязательно найдётся анимированная карта, причём не только крупных военных походов и сражений, но и территориальных изменений стран. Со временем учитель может научиться создавать такие карты сам и собрать архивированную картотеку.

    А что же ученик, какое место он займёт на уроке с ИТ? Придя на урок, послушав учителя, посмотрев картинки на экране и выполнив задание, ученик не должен воспринимать этот урок только как развлечение. И здесь многое зависит от учителя. Творческий человек обязательно привлечёт ребят к сбору материала (фото-, видео-, аудио-), наиболее активные дети сами захотят поработать с компьютером и выступить на уроке. Кто-то найдёт необходимый материал в Интернете, подскажет, как лучше его оформить. Ученики, к радости нашей, лучше умеют обращаться с компьютерными программами, чем учитель, так давайте воспользуемся этими знаниями им же во благо.

    Современный учитель при огромном объёме имеющейся на сегодняшний день информации всё же должен уметь в ней ориентироваться. В любом новом и интересном деле есть свои пути познания. В работе с ИТ каждый решает, воспользоваться ли готовыми источниками, например компакт-дисками (благо на рынке компьютеров их предостаточно) либо создать свой продукт (путь сложный, но наиболее часто выбираемый теми, кто знаком с основами компьютерных программ). Рассмотрим, что будет являться в этом случае источником для работы учителя.

    Источники ИТ для учителя

    • Электронные энциклопедии — используются как справочный материал, выполняют в основном иллюстративную функцию. Например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2003 год); История России 862—1917 гг.; Государственная символика России.

    • Репетиторы-контролёры — выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам. Например: Репетитор по истории — Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (последняя версия); История ЕГЭ (10—11 класс).

    • Компьютерные учебники — в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал (видео, звук), анимацию; включают в себя дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь. Например: История России XX в. (9-й и 11-й класс) — авторы А.А.Данилов и Л.Г.Косулина; История. 5-й класс (издательство «Просвещение»); Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. и диск с тем же названием XIX—XX вв. Использование этих учебников удобно ещё и тем, что они подходят к печатным учебникам любых авторов.

    • Мультимедиа-презентации — создаются учителем в программе PowerPoint, опираясь на собственные критерии, задачи и ход урока. Для этого используются материалы готовых CD или производится самостоятельное сканирование, запись звуковых эффектов, видео и анимации. Во время работы с презентацией на экран выводится последовательно друг за другом набор слайдов, поэтому часто такой компьютерный продукт называют слайд-шоу. Презентация может проходить в автоматическом режиме, или сменой слайдов руководит сам учитель. На сегодня эта самая популярная среди учителей истории форма работы с ИТ. Именно она позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников.

    • Сеть Интернет — это своеобразная энциклопедия для учителя, где он может не только почерпнуть информацию, но и осуществить обмен новыми идеями ИТ между учителями.

    Определив для себя источники ИТ, учитель истории сталкивается с ещё одним вопросом: как реализовать на практике гармоничное включение ИТ в свою работу. Можно предложить несколько вариантов к работе учителя.

    Варианты работы учителя истории с ИТ

    Во время урока истории

    • Урок-лекция по изучению нового материала — учитель в течение всего урока использует ИТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы).

    • Комбинированный урок — сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации.

    • Урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ).

    • Защита рефератов и проектных работ по предмету учащимися.

    • Оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока, представленные на компакт-диске, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии домашнего компьютера).

    Внеурочная деятельность по предмету

    • Организация предметных недель (проведение различных игр, викторин, КВН и т.д.). В работе по подготовке таких мультимедиа-презентаций особенно сплачиваются учитель и ученики. При проведении исторических вечеров и праздников ИТ будут выполняют вспомогательную роль. Мультимедиа-презентации для таких мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом.

    Если урок будет проведён в компьютерном классе, где ученики объединятся перед компьютером в группы по 2—3 человека, то это позволит учителю значительно расширить формы работы. А именно:

    • самостоятельное изучение нового материала и контроль за полученными знаниями на уроке с помощью подготовленной учителем мультимедиа-презентации;

    • лабораторно-практические занятия с использованием ИТ;

    • проверка знаний (тестирование).

    Если учитель проводит такую работу, то может столкнуться с рядом проблем — например, низким уровнем подготовки учащихся по информатике (здесь необходима тесная связь с учителем, ведущим этот предмет), гигиеническими требованиями по работе с компьютером для учащихся (10—20 минут за один урок в зависимости от возраста). И, наконец, должна быть определена роль учителя на таком уроке.

    Сегодня становится очевидным, что учитель и ученик вместе вступают на путь освоения ИТ на уроках истории, и путь этот ведёт в будущее российского образования.

    План подготовки и проведения комбинированного урока
    с использованием мультимедийной презентации,
    созданной учителем

    Тема урока по всеобщей истории «Мировой экономический кризис» (9-й класс)

    I. Этап (подготовительный)

    • Определение целей и задач урока.

    • Подбор учебной и дополнительной литературы к уроку.

    • Подготовка конспекта, написанного учителем в удобной для него форме, и создания на его основе кратких тезисов урока, словаря, таблиц и схем.

    • Подбора заданий и вопросов к уроку.

    • Подбора иллюстраций, аудио, видео из имеющихся в распоряжении учителя компакт-дисков или создание своих материалов.

    • Один из учеников получает домашнее задание по составлению краткой исторической справки о Франклине Рузвельте.

    II. Этап создания мультимедиа-презентации и её использование на уроке)

    1. Включаем компьютер и входим в программу презентаций PowerPoint.

    2. На первом слайде учитель размещает название и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока (для удобства работы можно создать гиперссылку всех слайдов на слайд № 1, тогда в любой момент урока учитель сможет вернуться к началу темы).

    3. На втором слайде даётся словарь (понятие экономического кризиса). Учитель может попросить учащихся объяснить:

    Почему кризис в данном определении имеет негативную оценку?

    Бывают ли кризисы, положительно влияющие на развитие экономики? (Приведите примеры.) На этом же слайде учитель помещает характеристику кризиса и представляет схему его развития на примере рыночной экономики.

    4. Третий слайд рассказывает об особенностях мирового экономического кризиса, учащиеся делают запись в тетради и получают опережающее задание: в течение урока найти и записать факты, доказывающие проявление этих особенностей кризиса в США.

    5. Перед показом слайда 4 учитель просит вспомнить основные события, происшедшие в мире накануне кризиса. Используя ответы учащихся, учитель говорит о Первой мировой войне и её экономическом влиянии на страны-победительницы, страны-побеждённые, и особенно на США. После обсуждения этого вопроса на экране появляется слайд 4 и учитель его комментирует.

    6. На пятом слайде «Кризис в США 1929—1932 гг. (Великая депрессия)» учитель размещает и на уроке демонстрирует видеоролик (фото) и аудиозапись хроники времён «Великой депрессии» и просит учеников назвать черты кризиса в США. Затем происходит проверка выполнения задания с заготовкой на слайде и его корректировка, далее следует проверка опережающего задания, данного ранее.

    7. Используя следующий слайд, учитель рассказывает о президенте США Франклине Рузвельте, при этом на слайд можно поместить портрет или видеоролик о президенте. Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, даёт краткую историческую справку об этом политическом деятеле. Учитель обращает внимание учеников на избирательную программу Ф. Рузвельта. Далее следуют вопросы:

    Как вы думаете, что могло привлечь рядовых избирателей в этой программе? Какие слои общества и почему были против избрания Ф.Рузвельта президентом? Что, на ваш взгляд, могло быть реализовано из этой программы в период «Великой депрессии»?

    8. Далее следует создание и демонстрация на уроке «лекционного слайда» — «Программа «Нового курса» с комментариями учителя.

    9. Перед показом слайда 8 учитель просит подвести итоги и определить значение «Нового курса» Ф.Рузвельта.

    После обсуждения учитель демонстрирует заготовку слайда и проводит его корректировку в соответствии с ответами учеников.

    10. Вопрос учителя: какие страны, кроме США, постиг кризис в первой половине XX в.? После ответов учеников демонстрируется слайд 9, где перечислены различные пути выхода из кризиса в других странах. После краткого ознакомления следуют вопросы:

    Входил ли СССР в число стран, переживших кризис? Если нет, то почему мировой экономический кризис миновал Советский Союз, если да, то какой путь выхода из кризиса был избран?

    11. В конце урока учитель вместе с учениками подводит итоги, отвечая на следующие вопросы.

    Почему экономический кризис по-разному отразился на странах мира?

    Почему эти страны выбрали разные пути выхода из кризиса?

    Как повлиял кризис на дальнейшее политическое, социальное, культурное развитие ведущих мировых держав?

    В качестве домашнего задания может быть предложена следующая работа: в тетрадях заполнить таблицу по теме урока, сравнив причины кризиса и пути выхода из него в разных странах.

    III. Этап подведения итогов

    • Учитель анализирует итоги комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации.

    • Проводит анализ положительных и отрицательных результатов данной работы.

    • Собирает мнение учеников и коллег по проведённому уроку.

    • Делает выводы о возможности (необходимости) организации подобных уроков в дальнейшей работе.

    Использованные материалы

    Шубин А. Учебник. Новейшая история. М., 2001.

    Компакт-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (последний выпуск).

    Наталья ДОРОЖКИНА,
    учитель истории,
    г. Москва

    TopList