© Данная статья была опубликована в № 01/2006 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 01/2006
  • Гофманские капли, изок и трихинное мясо

    ГОФМАНСКИЕ КАПЛИ,
    ИЗОК И ТРИХИННОЕ МЯСО

    О чём могут рассказать дневники наших прабабушек

    В детстве у меня была нехорошая привычка исследовать содержимое домашних шкафов в отсутствие родителей. Осматривая однажды ящик, заваленный старыми документами, я наткнулась на маленькую (10x14 см), книжечку в красном переплёте с надписью «Спутникъ школы, Издание Т-ва М.О.Вольфъ».

    Школьный дневник, пусть даже 75-летней давности, не вызвал интереса у постсоветской школьницы. Интерес появился, когда школьница закончила гуманитарный вуз и поняла, что старая книжечка — не просто дневник, а интереснейший документ истории. Его ценность определялась для меня ещё и тем, что он принадлежал моей прабабушке, Евгении Михайловне Протопоповой, дочери двоюродного брата А.П.Чехова.

    Из информации, помещённой на форзаце «Спутника школы», следовало, что книжные магазины т-ва Вольф находились в престижных местах Петербурга (в Гостином Дворе) и Москвы (на Кузнецком и Тверской).

    Реклама гласила, что т-во Вольф торгует всеми учебниками «для всхъ классовъ всхъ учебныхъ заведенiй, низшихъ, среднихъ и высшихъ, какъ казённыхъ, такъ и частныхъ, мужскихъ и женскихъ». Учебники продавались «в прочныхъ переплётахъ съ кожаными и коленкоровыми корешками, цною отъ 15 копеекъ».

    Издательство предлагало «большой выборъ географическихъ картъ, атласовъ, глобусовъ, теллурiевъ (прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг своей оси. — Авт.) и т.п.».

    Такую форму носили гимназисты и гимназистки. 1912 г.
    Такую форму носили
    гимназисты и гимназистки.
    1912 г.

    Напоследок книжные магазины т-ва Вольф вежливо просили «лицъ, желающихъ почтить ихъ своими заказами, доставлять таковые заблаговременно».

    Уже на этом небольшом форзаце отразилась существенная часть дореволюционной российской жизни. Однако без знания контекста эпохи мы мало что поймём в приведённой рекламе т-ва Вольф. Поэтому рассмотрим содержимое «Спутника школы», сопроводив его небольшим комментарием.

    «Спутникъ школы», по всей видимости, предназначался для учащихся низших учебных заведений. Таковыми на рубеже веков являлись земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприходские училища.

    Моя прабабушка училась в женской гимназии, т.е. 8-летней общеобразовательной школе, окончание которой в 1915 г. давало ей право на поступление в университет.

    Нужно кое-что рассказать о человеке, стоявшем за торговой маркой «М.О.Вольфъ».

    Маврикий Осипович Вольф (1825—1883) занимался издательской деятельностью с 1848 г.; к числу его заслуг относится основание в 1861 г. журнала «Вокруг света».

    В 1876 г. его фирма начала выпускать детский журнал «Задушевное слово» — один из самых читаемых детских журналов в дореволюционной России.

    Уже второй год мама выписывала для меня детский журнал «Задушевное слово», и каждую пятницу почтальон приносил мне вместе с тоненькой тетрадкой журнала солидный пакет «бесплатных приложений». В этом году я получил, среди прочего, очень много листов для вырезывания. На этих ещё слегка липких, ещё пахнущих литографской краской листах были изображены солдаты и офицеры всех родов войск: пехота, артиллерия, казаки, уланы, самокатчики, мотоциклетисты... На отдельных листах были отпечатаны зеленовато-серые пушки, полковые кухни, санитарные повозки, а также разрывы снарядов, похожие на букеты завядших цветов или, ещё больше, на чёрные, в красных пятнах веники. Всё это, будучи вырезанным и склеенным, можно было расставлять на полу или на столе, можно было устраивать целые сражения.

    Из воспоминаний писателя Л.Пантелеева
    (А.И.Еремеева)

    Герой этих воспоминаний, гимназист, мог вполне быть не только счастливым подписчиком «Задушевного слова», но и владельцем одного из «Спутников школы» т-ва Вольф. Вот какая полезная информация ждала его на листах новенького дневника. На первых двух страницах были размещены «Флаги важнйшихъ государствъ всх частей свта»: Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Китая, Франции и др. Ни моя прабабушка, ни юный гимназист Алексей Еремеев не могли догадаться, глядя на красно-белый австро-венгерский флаг, что могущественная империя распадётся на их глазах.

    Перейдём непосредственно к содержанию «Спутника школы». Отдел 1-й, календарный, открывался «Памятнымъ листкомъ». Этот листок, уверяли школьников издатели, даст возможность «проврить ваши вкусы, понятiя, взгляды и прослдить, насколько они
    измнились». Родственники моей прабабушки стёрли из дневника всю компрометировавшую наших предков информацию, поэтому я так никогда и не узнаю, какой у моей прабабушки был «объёмъ в талiи», номер очков и галош; не узнаю я и писателя, «котораго она признала своим любимымъ».

    На странице 5-й располагался листок дежурств по классу и на молитве. Слово «молитва» было вычеркнуто, — наверное, всё теми же боявшимися компромата родственниками прабабушки. Страницы 6-я и 7-я были посвящены сугубо календарной информации. Год 1915-й обещал быть для маленькой ученицы гимназии 7423-м от Сотворения мира, 1053-м — от основания Российского государства, 927-м — от введения христианства в России, 302-м — от вступления на престол Дома Романовых, 326-м — от учреждения патриаршества в России, 424-м — от напечатания в России первой славянской книги, 54-м — от отмены крепостного права, 51-м — от отмены телесных наказаний и, наконец, 21-м — от восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского. От этой хронологии на душе у юной гимназистки становилось легко и спокойно, прогресс в истории был ей очевиден, и только мне, её потомку из XXI в., сделалось страшно от сознания того, сколько лет до российской катастрофы оставалось в 1915 г. Сразу захотелось окликнуть прабабушку через года, предупредить её…

    Класс женской гимназии в г. Бугуруслан. Фотография 1908 г., девочкам 13-14 лет.
    Класс женской гимназии в г. Бугуруслан.

    Фотография 1908 г., девочкам 13-14 лет.

    Тем временем люди в 1914—1915 гг. продолжали жить, ходить в школу и радоваться обилию неприсутственных дней, список которых также содержался в «Спутнике школы». Помимо церковных праздников, это было, в частности, 5 октября (по старому стилю) — день тезоименитства Государя Наследника, 21 октября — день восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, 6 декабря — день тезоименитства Государя Императора, 14 мая — день священного коронования Их Императорских Величеств, Государя Императора и Государыни Императрицы и 30 июля — день рождения Государя Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

    Основная часть «Спутника школы» была построена как еженедельник. В верху страницы помещалась неделя календаря с указанием основных церковных постов и праздников; оставшаяся же часть предназначалась для заметок. Интересно, что названия месяцев были указаны одновременно по гражданскому и народному календарю: август — серпень, сентябрь — зарень, октябрь — листопад, ноябрь — грудень, декабрь — студень, январь — просинец, февраль — сечень, март — сухый, апрель — цветень, май — травень, июнь — изок (в Древней Руси так называли кузнечика. — Авт.), июль — червец. Эти названия восходят ещё к лунно-солнечному календарю Древней Руси. Интересно и то, что неделя в календаре «Спутника» начиналась с воскресенья — так, как полагалось по уставу Русской православной церкви. Только в советское время воскресенье стали считать последним днём недели.

    Дневник гимназистки Евгении Протопоповой

    Дневник гимназистки
    Евгении Протопоповой

    Перевернув несколько страниц «Спутника», оказываемся на странице с т.н. «вечным календарём» — таблице «для нахожденiя дней недли ко всякой дат за 1744—1939 года». Захватывает дух от мысли, какую временную протяжённость человек может упорядочить в своём сознании, не подозревая о тех катастрофах, несчастьях или, наоборот, достижениях человеческой мысли, которые могут произойти за годы, перечисленные в «вечном календаре».

    Один из самых любопытных разделов «Спутника школы» — это «Российскiй Императорскiй Домъ». Здесь перечислена вся императорская семья, от её главы, императора Николая Александровича, до августейших дядьёв и тёток государя. Приведём отрывок из этого списка:

    Августйшая родительница Государя Императора: Ея Императорское Величество, Государыня Императрица Марiя еодоровна, род. въ 1847 г., 14 ноября <…> была в супружестве с Императором Александром III (в Боз почил 20 окт. 1894 г.). Августйшая супруга Государя Императора: Ея Императорское Величество, Государыня Императрица Александра
    еодоровна, род. въ 1872 г., 25 мая <…> въ супружестве съ 14 ноября 1894 г. Дочь Великаго Герцога Гессенскаго Людвига IV и Супруги Его Великой Герцогини Алисы.

    У этих слов особый настрой, и не обязательно быть монархистом, чтобы услышать его сегодня — музыку вечной красоты и величия русской истории.

    Но дневник есть дневник, и мы вновь возвращаемся в круг интересов дореволюционной гимназистки. Вот листок, озаглавленный «Распредленiе вн-школьных уроковъ и занятiй». А вот темы домашних сочинений. Давайте прочитаем аттестационный листок — «Разовыя отмтки за I четверть года». Ученики дореволюционных гимназий изучали следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, аналитическую геометрию, тригонометрию, латинский язык, греческий язык, французский, английский и немецкий языки, географию, историю, физику, механику, химию, естественную историю, черчение и рисование. Помимо этого, в конце каждой четверти им ставили отметки за поведение, прилежание, внимание и чистописание.

    Моя прабабушка отличалась, по всей видимости, творческой и не очень прилежной натурой: все листки «для замтокъ» она изрисовала сценками из сказок. Зато с ранних лет она была заядлой театралкой: как мне удалось разобрать, в «Памятном листке» в графе «Пьесы, которыя мн особенно понравились», она нацарапала: «Вс, которыя идутъ в Большомъ театре».

    Издатели т-ва Вольф хотели, чтобы их юные клиенты получили как можно больше полезной информации и отвели целый раздел «Спутника» под «Географiю и статистику». Из него гимназисты узнавали, что скорость вращения Земли вокруг оси на экваторе равна 465 метров в секунду и что вес земного шара (по Бесселю. Фридрих Вильгельм Бессель (1784—1846) — немецкий астроном и математик) равен 5690 триллионам тонн. Поучительный для современности комментарий дан к демографическому разделу: издатели дневника сообщали, что на Земле могут нормально существовать 6 миллиардов душ (в 1914 г. население Земли составляло 1560 млн), и цифра эта через два столетия будет достигнута. В настоящее время, по подсчётам некоторых учёных, на Земле уже проживает около 6.506.822.000 людей, так что демографическую катастрофу мы, можно считать, давно миновали.

    «Спутник школы» содержит ценные данные о росте населения в империи. В 1812 г. оно составляло 41 млн душ, в 1858 г. — 75 млн, в 1897 уже 126 млн, а к 1910 г. его численность достигла 167 млн. Таким образом, уже в гимназии российский ребенок узнавал, в какой огромной стране он живёт.

    Самый любопытный для современного читателя раздел «Спутника школы» посвящён первой медицинской помощи и домашней аптечке. Из дневника моей прабабушки следовало, что ей могли угрожать не только обычные заразные болезни (скарлатина, корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш и т.п.), но и такие непредвиденные несчастья, как отравление кислотой, водкой, керосином и трихинным (?!) мясом. Осмеливаюсь привести описания мер от насморка:

    «Противъ насморка: потогонное (бузинный чай, малина); вдыханiе тёплыхъ водяныхъ паров; слизистую полость носа смазывать миндальнымъ, кокосовымъ масломъ или вазелиномъ».

    Против чая с малиной, думаю, прабабушка не очень возражала, но от вазелина в носу у неё наверняка остались не самые светлые воспоминания.

    Из сохранившегося дневника мне посчастливилось узнать содержимое типичной дореволюционной школьной аптечки. Вот что в ней хранилось:

    Англiйский пластырь — для залпления легкихъ и чистыхъ порзов и ссадинъ. Карболовая кислота — для обеззараживанiя засоренныхъ ранъ. Борная кислота (чайн. ложка на стак. отвар. воды) — для полосканiя горла при боли. Нашатырный спиртъ — для вдыханiя при обморокахъ, угар, насморк и пр. Франц. скипидаръ — для втиранiй с вазелиномъ при кашл и простудахъ. Вазелинъ — мягчительное средство. Свинцовая примочка — смачиванiе при ушибахъ. Бертолетовая соль — для полосканiя горла. Хинин (или салициловый натръ) — против лихорадки. Касторовое масло (также англ. cоль) — слабительное. Гофманскiя капли — при тошноте и обморокахъ. Капли датскаго короля — противъ кашля. Анисовыя капли — противъ кашля. Глицеринъ — для смягченiя кожи. Липовый цвтъ, шалфей, малина — потогонныя.

    После чтения дневника моей прабабушки становится понятна ирония песни Б.Окуджавы о каплях датского короля, — тех, что крепче вина и «слаще карамели», а также многие страницы русской классики, к примеру следующий отрывок из рассказа А.Ф.Писемского «Леший» (1853):

    Смотрю — девушка молодая, лежит вверх лицом, слёзы градом, сама всхлипывает. Были со мной в дороге гофманские капли, дал я ей, почти что насильно разинул рот и влил — почувствовалась.

    Завершали отдел полезной информации в «Спутнике школы» списки высших учебных заведений России. Они были разделены по местонахождению (Петербург, Москва, отдалённые города России) и полу учащихся. Мужских вузов в Петербурге до революции было огромное количество. Назовём лишь некоторые из них: общие (Императорский университет, Императорский Археологический институт, Императорский Александровский лицей, Императорское Училище правоведения), военные (Императорская Николаевская военная академия, Михайловская артиллерийская академия, Николаевская инженерная академия, Морской корпус), технические (Горный институт, Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения), духовные, художественные, коммерческие. В Москве вузов было ощутимо меньше. Из нестоличных университетов издатели называли университеты в Варшаве, Владивостоке, Гельсингфорсе (совр. Хельсинки), Екатеринославле (совр. Днепропетровск), Казани, Киеве, Новочеркасске, Одессе, Риге, Саратове и Юрьеве (совр. Тарту).

    Несмотря на стремительное развитие системы женского образования в России во второй половине XIX в., к 1914 г. женских вузов в России было сравнительно немного. В основном они располагались в Петербурге; это был, в частности, Санкт-Петербургский женский медицинский институт, Санкт-Петербургские высшие женские курсы, Женский педагогический институт, Историко-литературные и юридические курсы Раева, Санкт-Петербургские женские политехнические курсы, Женские строительные курсы, Императорский клинический повивально-гинекологический институт, Высшие естественно-научные курсы, Высшие женские юридические курсы Песковской и некоторые другие. Моей прабабушке в Москве были доступны Высшие женские курсы в Мерзляковском переулке и Женские техническо-строительные курсы на Большой Никитской.

    Но её взяли телеграфисткой на телеграф на Мясницкой ул., и она проработала там всю войну. А я перелистываю её дневник и думаю, что мой дневник ведь тоже уже стал историей. С цитатами из Ленина и гимном Советского Союза на обложке.

    Дарья ПРОТОПОПОВА

    TopList