© Данная статья была опубликована в № 23/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 23/2005
  • Учебники заговорили

    УЧЕБНИКИ ЗАГОВОРИЛИ

    Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Под редакцией А.С.Орлова. Компакт-диск (MP3), издательство
    «Говорящая книга»

    Современный ритм жизни не щадит никого. Тяжело приходится и школьникам: объём информации стремительно растёт, а время на её изучение, напротив, уменьшается. Но на помощь жаждущим знаний приходят новые технологии.

    Процесс «аудизации» охватил все сферы нашей жизни. Сегодня говорить могут не только теле- и радиоприёмники, вагоны метро и залы ожидания в аэропортах, но и операционные системы компьютеров, сотовые телефоны, электронные гиды и даже стиральные машины.

    И вот наконец люди наделили даром речи толстые, тяжёлые тома на книжных полках. Так часто хочется прочитать что-нибудь из художественной классики или изучить познавательную литературу, а времени не хватает. Перед выходом из дома думаешь, а не взять ли книгу с собой, почитать в транспорте. Но по закону подлости именно она и не помещается в сумке. «Ничего, — думаете вы, — как-нибудь в следующий раз…»

    Теперь электронные носители взвалили всю тяжесть тысяч и тысяч страниц на себя. Уже сейчас весь объём огромного книжного шкафа может уместиться на одном DVD весом 30 г вместе с цветными иллюстрациями и полной звуковой версией всех текстов.

    Аудиокниги чаще всего записываются в сжатом звуковом формате MP3 и вмещают в среднем до 10 часов материала с качеством звука, аналогичном стандартному audio CD. Компьютеры, MP3-плееры и сотовые телефоны сделали аудиокниги доступными для каждого.

    Поездка в транспорте, занятие домашними делами или спортом, управление автомобилем, выгуливание собаки — всё это теперь легко совместимо с «чтением», лишь бы было под рукой устройство для воспроизведения. Помимо удобства использования аудиокниг, их стоимость существенно ниже стоимости бумажных аналогов. Вы экономите деньги, время и бережёте зрение.

    Получению и закреплению информации по привычному визуальному каналу (из книги) мешают шумы и ошибки при чтении. К тому же такой способ требует от человека определённых усилий: необходимо занять удобную позу, сконцентрировать внимание, двигать головой и глазами, перелистывать страницы, позаботиться о хорошем освещении. Акустический канал, настроенный на гораздо более простой и системный поток информации, реагирует и формирует звуковую память быстрее, допускает меньше ошибок, не так сильно утомляет мозг и способен работать даже во сне.

    Ассортимент среднего лотка электронных изданий уже сейчас составляет 1500—2000 наименований. Это полные версии литературных произведений, детские издания, тренинги, тренажёры, аналитические обзоры, периодика. И вот на радость школьникам и студентам «заговорили» учебники.

    Примером тому может служить «Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы» (2-е изд., дополненное). Оно составлено преподавателями исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, специалистами по различным периодам отечественной истории А.С.Орловым, А.Ю.Полуновым, Т.Л.Шестовой и Ю.А.Щетиновым. В предисловии отмечается, что авторы учли в своём труде те изменения, которые произошли в последние годы в подходе к российской истории, а оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством учёных.

    Издательство «Говорящая книга» представляет материал пособия в печатном, электронном и аудиовариантах. Компакт-диск позволяет прослушать книгу (общее время звучания – 16 ч 20 мин), прочитать её с экрана, просмотреть иллюстрации и распечатать весь материал.

     Пособие разрабатывалось с учётом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России. К тому же диск содержит список рекомендуемой литературы для самоподготовки, критерии оценки знаний абитуриентов и предъявляемые к ним требования, перечень основных исторических понятий, правила работы с тестовыми заданиями и их примеры.

    Повествование выстраивается по скрупулезно составленному плану, который может стать хорошим «каркасом» для запоминания материала. Пособие разбито на несколько частей по принципу выделения определённых исторических периодов: «Древняя Русь», «Россия в XII — нач. XVII вв.», «Россия в XVII—XVIII вв.» и так вплоть до постсоветских событий, описание которых заканчивается 2002 г. В прелюдии к каждой такой главе авторы дают общую оценку рассматриваемой эпохе и перечисляют всевозможные источники, по которым мы можем о ней судить. В каждой имелись свои способы фиксации событий: сочинения античных авторов, летописи, своды законов, уставы государственных учреждений, донесения, отчёты, публицистика, периодическая печать, материалы статистики, документы политических партий, конституции, кодексы, декреты, средства массовой информации др.

    Любая глава содержит ряд чётко выраженных тем, а они, в свою очередь, также разбиваются по смыслу. Для большей структурированности работы и упрощения восприятия материала названия параграфов повторяются: территория и население, внутренняя и внешняя политика, экономика, сельское хозяйство, промышленность. Особая роль отводится теме культуры каждой эпохи: летописанию, ремеслу, зодчеству, живописи, архитектуре, религии, музыке, печати и науке. Большое внимание уделено основным социально-экономическим процессам, формам государственной власти, роли и месту крепостного права в истории страны и др.

    В пособии приводятся замечания историографического плана, а также излагаются различные точки зрения на спорные вопросы отечественной истории, как, например, переворотом или революцией называть октябрьские события 1917 г. В последней главе подводятся итоги десятилетия (1992—2002 гг.) современной России, отмечаются проблемы дифференциации населения и увеличения социальной напряжённости в обществе. Рассматривается национальный вопрос и состояние внешних дел. Политический курс действующего президента характеризуется «усилением начал суверенной российской государственности».

    Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов, перечисление субъектов Российской Федерации и др.

    Визуальную информацию можно просмотреть на мониторе. Функция комфортное чтение позволяет подобрать удобный цвет фона и подсветки экрана, шрифт и специальный режим показа текста (статический или скроллинг, когда строки автоматически двигаются вверх). Работу с книгой упрощает возможность создавать и удалять закладки, благодаря которым можно быстро найти необходимый фрагмент.

    Для создания некоторых учебных аудиокниг, в том числе и данного пособия, была применена разработанная в США технология SMS — Subliminal Messages Stimulation – стимуляция подпороговыми сообщениями, которая способствует лучшему запоминанию материала. Подпороговое восприятие — это неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Подобная психотехнология осуществляет стимуляцию внимания, краткосрочной памяти и общего рабочего тонуса головного мозга.

    Внедрение SMS-технологии в «говорящие учебники» происходит следующим образом: на слышимые звуковые частоты фонограммы (несущие) накладывается (амплитудным или частотно-фазовым методом) пакет слабых (подпороговых) сигналов широкого спектра, которые вызывают своеобразный резонанс, помогая активно работающему мозгу настроиться на самый комфортный для восприятия и запоминания режим.

    Поскольку величина порога различна у разных людей, существует вероятность того, что для некоторых стимул окажется осознаваемым. С другой стороны, он может быть слишком слабым, чтобы произвести желаемое действие. Поэтому нельзя дать полной гарантии эффективности SMS-технологии.

    Впрочем, по заверениям разработчиков аудиопособия, оно благополучно прошло испытание: почти 2/3 из 70 абитуриентов, 3 дня готовившихся с его помощью к поступлению, успешно сдали экзамен (отсев составил примерно 35%).

    Стоит, однако, отметить, что данная «говорящая книга» имеет один, но существенный недостаток. Воспроизведение материала никак нельзя назвать художественным. Создаётся впечатление, что Аркадий Пучков, начитавший текст, видел его впервые. Об этом свидетельствуют равнодушная интонация, вздохи и множество оговорок. Приднепровье превращается в «Приднестровье», граффити в «гриффити» и т.д. Всё это мало вдохновляет на изучение отечественной истории. Возможно, авторы проекта слишком понадеялись на чудодейственную SMS-технологию. Вот почему, выбирая очередную аудиокнигу, нужно смотреть не только на её название, но и на фамилию того, кто озвучивает материал.

    Сегодня программа «говорящих учебников» только набирает обороты. Будем надеяться, что вместе с этим улучшится и их качество.

    Елена ГРЕБЕНЬКОВА

    TopList