© Данная статья была опубликована в № 21/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 21/2005
  • Колонка главного редактора

    Что ни говори, а празднование юбилеев — дело поучительное. Не стала исключением и общероссийская дата — 625-летие Куликовской битвы. Было видно, что это — событие живое, к нему приковано внимание учёных, писателей, художников, публицистaов.
    Как выясняется, не только живое, но и скандальное… Небезызвестный историк и президент РГГУ Юрий Афанасьев, выступая на международной конференции «О мирном и непримиримом противостоянии злу в Церкви и обществе» (ну и название!), заявил, что годовщина Куликовской битвы — это «лживая дата, которую поднимает на щит Русская православная церковь». По его словам, московский князь Дмитрий Донской вовсе не боролся за освобождение Руси от ордынского ига. Он выступил против Мамая как против самозванца, узурпатора, изменника законного «царя» — Тохтамыша. Таким образом, на Куликовом поле дружины князя Дмитрия сражались за Тохтамыша, и он поздравил князя «с нашей общей победой». Как полагает Ю.Афанасьев, мы «так и не побороли татаро-монгольского ига. Мы его унаследовали, оно стало нашим вторым я».
    Как-то не очень понятно: с точки зрения этого профессора истории, было татаро-монгольское иго на Руси или нет? Если Дмитрий Донской так дружески лобызался с «братом» Тохтамышем, спалившим Москву в 1382 г., тогда откуда в нашем общем коллективном я остатки этого самого ига? А может быть, всё дело в некой идеологической заданности размышлений историка? В том, что уж очень хочется лишний раз пнуть ногой и плюнуть на русское «проклятое и тёмное прошлое»? «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы.» Помните, откуда это? Из Чернышевского. «…Мы особенно ненавидим своё рабское прошлое… и своё рабское настоящее.» А это уже из Ленина.
    А что до исторических фактов, то какое может быть до них дело, если речь идёт об очередном мифотворчестве? На фоне общественного разброда, в обстановке национальной и исторической беспочвенности процветают откровенно шарлатанские и идеологизированные модели русской истории. Я уже не говорю о «фоменковцах», «евразийцах», «кожиновцах» и других патологоанатомах отечественного прошлого. Грустно всё это! Так и хочется, видя и читая все эти «откровения», включать сирену и зажигать красную надпись: «Осторожно, фальшивка!»

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList