© Данная статья была опубликована в № 20/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 20/2005
  • Колонка главного редактора

    Весной аналитический центр Ю.Левады провёл социологическое исследование «Массовое чтение в России». Его результаты оказались ошеломляющими. Судите сами.
    В 2005 г. не имели книг дома 34% опрошенных, библиотеки до 100 книг имели 36%, от 100 до 300 книг — 20 %, свыше 1000 — 1%. Около трети тех, кто вообще покупает книги, купили за последний год 1–2 книги. Более 11 книг (примерно 1 книгу в месяц) покупают не более 15% активных читателей. Более 40% издаваемых в стране книг не доходит до читателей. Жителям сёл и городов с населением меньше 100 тыс. чел. книжно-журнальная продукция стала недоступна. В сегодняшней России 1 книжный магазин приходится в среднем на 60 тыс. потенциальных покупателей. В Европе — на 10–15 тыс. Среди нехудожественной литературы массовым спросом пользуются книги о здоровье, кулинарии и справочные издания. Книги по истории значатся ближе к концу. Школьники России занимают 28-е место по «качеству чтения» среди 32 обследованных стран.
    Удручающие сведения. Что-то произошло с нами, нашими детьми, нашей культурой и историей.
    Кто-то из читателей, наверное, удивится, почему в нашей газете, посвящённой преподаванию истории в школе, я затрагиваю пусть актуальный, но в общем-то далёкий от нашей непосредственной темы вопрос. Это дело библиотекарей, социологов, психологов, на худой конец — учителей русского языка и литературы. Ну, а мы-то здесь при чём?
    И всё же вопрос о чтении имеет прямое отношение к нашему предмету. Веками, если не тысячелетиями исторические знания передавались в виде книг, сначала рукописных, потом печатных. И дело не только в технологических способах передачи информации. Беря в руки летописи, хроники, описания исторических событий, другие письменные источники, мы как бы прикасаемся к нашему прошлому, чувствуем неразрывную связь с ним. Весомо сказал об этом Александр Герцен: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей».
    Так что же делать, чтобы книга вообще и историческая книга в частности вернулась к нам и нашим детям? Давайте обсудим это на страницах «Истории». Ждём ваших писем!

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList