© Данная статья была опубликована в № 19/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 19/2005
  • Колонка главного редактора

    Что ни говори, а приятно принадлежать к одной из древнейших профессий… И не надо усматривать в этих словах подвоха и насмешки!
    Как утверждают специалисты по античности, первая школа в нашем привычном понимании была устроена в VII в. до н.э. в беотийском городе Турий, где законодатель Харонд предписал всеобщее обязательное обучение детей грамоте и предусмотрел казённое жалованье учителям. Но вообще-то институция, которую можно назвать прообразом школы, уходит в такую древность, что и представить страшно. И главным предметом там, наряду с обучением письму и счету, была история, правда, облечённая в форму мифа. Это и понятно: подрастающему поколению нужно рассказывать о том, что и как было. Без таких знаний, передаваемых от отца к сыну, невозможно существование никакой человеческой общности.
    А как обстоит дело с обучением истории в наш «продвинутый» (куда?), компьютеризированный век? Средний, обычный человек не очень часто задумывается о прошлом даже своей семьи, что уж говорить об истории страны, а тем более об истории чужих стран? Как правило, интерес вспыхивает на короткое время, когда происходит какая-нибудь историческая сенсация (почти обязательно с приставкой «лже»).
    В таких условиях, отягчённых к тому же семидесятилетним грузом идеологического диктата, от остатков которого в той или иной форме мы до сих пор не освободились, значимость учителя истории трудно преувеличить. Речь не идёт здесь о каких-то педагогических кунштюках и прочих изысках. И не о том, что нужно постоянно менять плюсы на минусы и наоборот в оценке исторических персонажей, а в постоянной демонстрации того, какая осмысленная и сложная это вещь — настоящая история. Мне думается, что самое важное в учительском труде — это постоянно доносить до детей одну мысль: история была. История — это плотный, густой поток взаимосвязанных событий, лиц, ментальных конструкций. Она не учебник, который переписывается по усмотрению очередного высокого начальника, не колода карт, готовая к постоянному перетасовыванию. Она для этого слишком сложна и полноводна.
    В День учителя как-то тянет к философским размышлениям. Хочется на минуту отложить дела, забыть о ежедневной круговерти, и поразмышлять о смысле нашей профессии… А вас не посещает это настроение?

    Алексей САВЕЛЬЕВ,
    главный редактор

    TopList