© Данная статья была опубликована в № 18/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 18/2005
  • НОВАЯ ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

    НОВАЯ ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ
    И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
    ПО ИСТОРИИ РОССИИ

    Среди учебников по истории России, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, пожалуй, самой востребованной является «линия» учебников, созданных известными историками, преподавателями Московского государственного педагогического университета А.А.Даниловым и Л.Г.Косулиной. Поэтому понятны и интерес методистов к этим учебникам, и появление новых пособий в помощь учителю.
    Меня как учителя истории заинтересовали методические пособия, предлагающие, как это следует из названия, поурочные разработки к учебникам А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6, 7, 8 и 9 классов. Их структуру и содержание можно рассмотреть на примере пособия для 6 класса (см.: Симонова Е.В.Поурочные разработки по истории России: к учебнику А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.» М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 320 с.).
    Общим для этих пособий является наличие нескольких вариантов проведения урока, варианты обобщающих и итогового уроков, широкое включение документов и дополнительной информации для учителя (в том числе фрагментов из сочинений классиков – Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского – до самых современных исследований этого периода, например И.Н.Данилевского), работа с иллюстрациями и картами учебника (интересен приём «оживления» карты), использование схем с вопросами и заданиями к ним, разнообразие приёмов и методов организации уроков.
    Перечислим представленные автором формы работы на уроке при объяснении нового материала: самостоятельное чтение текста учебника и ответы на вопросы учителя или заполнение таблицы; практическая работа с учебником по группам, которые заранее получают вопросы и готовят на них ответы; составление хроники событий; игры «Историческая загадка», «Учёные старты», «Историческая мозаика», «Историческое домино»; историческая пресс-конференция; составление рассказа по карточкам с набором понятий, дат и имён; рассказ учителя, перед началом которого класс получает проблемное задание; разнообразная работа с документами; заслушивание заранее подготовленного сообщения; воображаемые экскурсии по древнерусским городам; ролевые игры; тестирование; работа с карточками-заданиями; дискуссии; решение кроссвордов… И это ещё не полный перечень. Другими словами, пособие поможет учителю в развитии всех сторон личности ребёнка средствами истории: внимания, памяти, воображения, мышления.
    Разнообразны и используемые в пособии формы проверки домашнего задания – это традиционные вопросы и задания (для устного и письменного ответов); составление планов ответа на вопрос; тестовые задания; исторический диктант; работа с карточками-заданиями; историческая эстафета и др.
    Пособие начинается с разработки вводного урока, как правило, отсутствующей в других методических пособиях. Однако детям, лишь приступающим к изучению отечественной истории, необходимо рассказать о предмете курса, его задачах и особенностях, вспомнить, что такое история и исторические источники, о счёте лет в истории и т.п. Но не менее важно познакомить учащихся, говоря методическим языком, с аппаратом организации усвоения – ведь это первый серьёзный шаг на пути формирования универсальных способов умственной деятельности, тех умений и навыков, которые необходимы каждому ученику и не только на уроках истории.
    Поэтому пособие рекомендует учителю познакомить учащихся с авторами и структурой учебника; форзацами (на них помещены ключевые даты), разбивкой на главы, параграфами, картами, а также структурой каждого параграфа (текст, вопросы и задания, документ, понятийный аппарат). Следует обратить внимание и на иллюстрации (подлинные вещи и реконструкции, картины современных художников и средневековые миниатюры). Учитель напоминает учащимся об основных приёмах учебной деятельности и раздаёт памятки для работы с текстом учебника, картой, памятки для составления сообщения о событии или об историческом деятеле (с. 14–15). Напоминает учитель и о том, как нужно вести записи в тетради, о системе условных обозначений и выделений и т.п.
    Именно в школе ученик должен научиться разбираться в исторических событиях, оценивать факты, делать выводы. При этом учитель (даже в 6 классе!) не должен навязывать свою точку зрения. Важно, что уже в 6 классе учитель может вводить элементы научного исследования, с помощью которого дети сами сделают аргументированные выводы. Главное, чтобы они поняли: каждая, даже ученическая попытка интерпретации истории ценна и интересна по-своему.
    Для такой работы пособие предлагает разноуровневые познавательные задания – задания, требующие аргументированного выбора (например: «Сравните мнения историков. Сделайте выводы. Подтвердите или опровергните их доказательства.»), задания дискуссионного плана («Можно ли считать, что варяги создали Древнерусское государство?»), анализ документов и сопоставление их с другими документами и материалом учебника. Это сложная работа, способствующая интеллектуальному развитию учащегося, но начинать её нужно как можно раньше, в 5 и 6 классе.
    Общеизвестно, что пробудить интерес к истории, заинтересовать учащихся – значит пробудить у них и любовь к Отечеству. Это главная задача истории. Другая важная задача – общекультурная. Но не менее важно удержать и развивать возникший интерес, сделать так, чтобы ребенку было интересно отвечать на вопросы, поставленные историей, и самому задавать их.
    Материалы пособия помогут учителю поддерживать этот интерес, помогут учить истории и воспитывать историей.

    Р.Н. ЛЕБЕДЕВА

    TopList