© Данная статья была опубликована в № 15/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 15/2005
  • К Ивановской горке

     

    К ИВАНОВСКОЙ ГОРКЕ

    Прогулки по Москве учителя с учениками

    Прогулки с учителем по городу, как известно, дети очень любят.
    Они сближают учителя с учениками, позволяют ему в живой форме рассказать о родной истории, храмах, святынях, знаменитых людях. Перед прогулкой желательно хотя бы кратко на уроке рассказать школьникам о тех памятных местах, которые они увидят.
    Подобные прогулки можно проводить в любом городе, где есть исторические памятники.
    Итак, в путь...


    Славянская площадь, улица Солянка, Ивановская горка – оживлённое место в центре Москвы. История этих мест богата во многих отношениях – и в историческом, и в архитектурном, и в литературном. А мы посмотрим на окружающее ещё с одной стороны – духовной. Храмы этих мест богаты и историей, и святынями. Предлагаем маршрут, который начинается и заканчивается у станции метро «Китай-город».

    1.

    Храм Всех Cвятых на Кулишках
    Храм Всех Cвятых на Кулишках

    Войдём в ограду храма «Всех Cвятых на Кулишках» (Славянская пл., 2). Этот храм – памятник воинской славы, построенный в память победы русских войск над ордами Мамая на Куликовом поле. По данным историков, героическую смерть в этой битве приняли 200 тыс. ратных людей. По повелению великого князя Димитрия Донского в память тех, кто «на поле Куликове за веру и Отечество души своя положивше, подвигом любви землю Российскую прославили», на этом месте был поставлен деревянный храм во имя всех святых. В последующие века храм не раз перестраивался. 550 лет в нём возносились молитвы ко всем святым, но в 1930 г. храм закрыли.

    В 1918 г. настоятелем в храме служил протоиерей Николай Добронравов. В том же году последовал его первый арест. После смерти жены он принял монашество. Уже будучи на Владимирской кафедре, священномученик архиепископ Владимирский Николай (Добронравов) был арестован и в 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.

    В декабре 1991 г. в храме были возобновлены богослужения, в короткий срок его отреставрировали.

    В настоящее время в храме находится представительство Александрийского патриархата. История Александрийской Церкви, основанной святым апостолом и евангелистом Марком, овеяна немеркнущей славой. Она дала миру великих учителей – святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, знаменитых богословов Климента Александрийского и его ученика Оригена, основоположника восточного монашества преподобного Антония Великого, устроителя общежительного монашества преподобного Пахомия Великого.

    2.

    Памятник Кириллу и Мефодию, учителям Словенским
    Памятник
    Кириллу и Мефодию,
    учителям Словенским

    Выйдем на Славянскую площадь. В начале сквера высится памятник «учителем Словенским» святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова. В день их памяти, 24 мая, в Москве установлен крестный ход московских приходов сюда, на Славянскую площадь.

    В старину же эта площадь называлась Варварской, а посему обратим наши взоры в сторону улицы Варварка. Примерно там, где сейчас вход в метро, проходила до 1934 г. стена Китай-города. Некоторые историки Москвы связывают название стены с именем благоверного князя Андрея Боголюбского, до крещения носившего имя Китай. О святом князе в прежние времена напоминала также Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся над Варварскими воротами Китай-города. Точнее, здесь был список иконы Боголюбской-Московской, которая отличается от иконы, написанной по заказу князя Андрея, тем, что на ней перед Богоматерью изображены предстоящими московские святители, блаженные и святые покровители семейства Петра I. Икона почиталась москвичами чудотворной, а во времена святителя Иннокентия Московского для неё построили часовню. Икону перенесли в часовню, а над воротами поместили её список, который также почитался как чудотворный.

    После того как в 20–30-е гг. XX в. храмы и часовни стали закрываться, список с ворот был перенесён в храм Воскресения Христова в Сокольниках, а основной список – в храм Петра и Павла за Яузой, куда мы и направимся.

    Слева, в начале Варварки, находится розовое здание – это когда-то была церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с приделом Боголюбской иконы Божией Матери. Следует заметить, что праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи особо почитался в этих местах, во имя этого события был освящён соборный храм Ивановского монастыря, с чудотворной иконой «Усекновение главы Иоанна Предтечи» связана история, бывшая в храме Троицы в Серебряниках, о которой мы расскажем ниже.

    3.

    Направляемся в сторону улицы Солянка. Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Царский Соляной двор, находившийся здесь, дал название улице. Первый переулок слева – Подколокольный. В месте слияния его с Солянкой стоит храм Рождества Богородицы на Стрелке (ул. Солянка, 5/2). Ныне существующий построен в 1801–1821 гг., закрыт в 1930 г. В последние годы богослужения здесь возобновлены, причём они ведутся на аланском и церковнославянском языках. Заметим, что народ, населяющий Северную Осетию – аланы, – принял Православие ещё в IV в. Христианство некогда сделало аланский народ одним из самых могущественных, принесло ему письменность и просвещение.

    4.

    Пройдём немного по переулку, и слева на углу – храм Святителя Николая в Подкопаях (Подкопаевский пер., 15/9). По сторонам от входа на нас взирают Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский – этим святым посвящены приделы храма. А главный престол наименован в честь Казанской иконы Божией Матери. Что же касается названия храма – «в Подкопаях», то одна из легенд повествует о том, что святитель Николай явился во сне обедневшему купцу и подсказал сделать подкоп под храм и взять ризу с его иконы, продать, а когда поправит свои дела, то сделать новую ризу, что тот и исполнил.

    5.

    Храм Рождества Богородицы на Стрелке. Фото начала XX в.
    Храм Рождества Богородицы
    на Стрелке.

    Фото начала XX в.

    Идём дальше по Подколокольному переулку. Направляясь к храму Святых апостолов Петра и Павла, пройдём по территории бывшей Хитровки. Здесь было «дно» дореволюционной Москвы. Хитровская площадь получила своё название по фамилии владельца этого места Н.З. Хитрово, который задумал сделать здесь крытый рынок. Постепенно Хитровка превратилась в пристанище бездомных, безработных и нищих. Сюда к обитателям Хитровки приходила основательница Марфо-Мариинской обители великомученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Обычно её сопровождала келейница, также будущая мученица, Варвара Яковлева или сестра обители княжна Мария Оболенская. Великая княгиня, которую население Хитровки уважительно называло «сестрой Елизаветой» или «матушкой», собирала в притонах сирот, а также уговаривала обедневших родителей отдать ей детей на воспитание.

    Праведный Алексий Мечёв в начале своей пастырской деятельности в храме Святителя Николая в Кленниках посещал Хитров рынок, где проводил беседы с завсегдатаями городского дна. Правда, вскоре ему пришлось оставить посещение этих мест из-за возросшей нагрузки в приходе.

    Обители Хитровки имели своё понятие о чести. Например, настоятельница находящегося поблизости Ивановского монастыря могла передать через кого-то из них некоторую сумму денег, и не было случая, чтобы деньги не доставили по адресу.

    6.

    Проходим по Петропавловскому переулку – и перед нами храм Петра и Павла у Яузских ворот. Главный престол здесь посвящён иконе Божией Матери «Знамение». Храм называется по одному из приделов, названному в честь святых апостолов Петра и Павла; он не закрывался, сохранил своё внутреннее убранство, а также несколько икон из разрушенных окрестных храмов. Здесь много святынь, но мы упомянем лишь чудотворную Боголюбскую икону Божией Матери из часовни у Варварских ворот, о ней мы уже говорили. Есть здесь ещё одна святыня – икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи», к которой совсем ещё недавно был прикреплён старинный обруч. Верующими этот обруч (ныне находится в Ивановском монастыре) почитался как излечивающий от головной боли. Обруч этот из храма Троицы в Серебряниках, куда мы и направимся, чтобы узнать историю, связанную с ним.

    7.

    Церковь Петра и Павла у Яузских ворот
    Церковь Петра и Павла
    у Яузских ворот

    От храма Петра и Павла видна голубая колокольня храма Троицы в Серебряниках (Серебрянический пер., 1а). Спускаемся с холма и идём к Троицкому храму. В 1930-х гг. храм был закрыт, использовался под производственные цеха. С 1993 г. службы проходили в колокольне, где освящён храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. С 2001 г. богослужения стали проводиться в только что отреставрированном храме.

    Здесь мы вспомним евангельскую историю святого Иоанна Крестителя о том, как царь Ирод из-за неосторожной клятвы повелел отрубить голову святому Иоанну. В память Усекновения главы Иоанна Крестителя (11 сентября н.ст.) Церковью установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Ни одному из пророков нет столько празднеств, как Иоанну Крестителю: Рождество, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы, Первое, Второе и Третье обретение его главы.

    В XVII в. в этих местах жили серебряных дел мастера, а чуть дальше, по направлению к Воронцову полю, жили стрельцы. Начало правления Петра I было отмечено стрелецкими бунтами и казнями стрельцов. У церкви Троицы были ворота, на внутренней стороне которых находилось изображение Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возможно, тогда и началось особенное почитание этого образа, на котором был изображён воин, замахнувшийся на Иоанна Предтечу, и его отсечённая голова, что, возможно, напоминало вдовам стрельцов о казни их мужей. Спустя несколько десятилетий среди москвичей распространилась молва, что образ помогает от болезней, связанных с головой: потери памяти, головных болей, головокружений. При образе был медный обруч, прикреплённый к стене цепочкой, с гравированной надписью: «Святой Иоанн Предтеча и Креститель Спасов, моли Бога о нас». Этот обруч надевали на голову и читали молитву об исцелении. Образ стал столь популярным в народе, что при императрице Елизавете Московская духовная консистория разбирала дело о нём. В конце концов всё уладилось. Перед образом стали служить молебны и акафисты, а 1768 г. была сооружена колокольня. Чтобы сохранить чудотворный образ, опоры ворот встроили в это здание.

    Есть воспоминания русского филолога и искусствоведа Сергея Николаевича Дурылина о том, как в детстве, в 90-х гг. XIX в., он приезжал к бабушке: «Ударяют к вечерне в приходе Иоанна Предтечи, что в Серебряниках у Яузского моста. Мы идём в церковь... В церкви под колокольней изображено Предтечино мученье: воин посекает ему главу мечом. Предтеча бос, в рубище, воин в латах, меч длинен и остёр. Страшно. Жаль Предтечу до слёз. К иконе на тонкой цепочке прикреплён тонкий золочёный обруч...»

    8.

    А теперь обойдём храм со стороны Николоворобинского переулка. На углу с ул. Воронцово Поле был храм Святителя Николая в Воробине. В XVII в. на этом месте, именуемом Гостиная горка, поставили храм стрельцы полковника Воробина. Храма нет, осталась лишь часть ограды. Для нас это место может быть свято потому, что при служении в храме в январе 1918 г. святой патриарх Тихон сказал своё знаменитое слово «Россия в проказе».

    Идём вверх, на Ивановскую горку. В стародавние времена на южном склоне горы были великокняжеские сады, а где-то подальше был загородный двор московских князей, боярские усадьбы. Выходим к Трёхсвятительским переулкам, где московские митрополиты поблизости от великокняжеского двора устроили свой загородный двор.

    9.

     На пути к Ивановскому монастырю – конечной цели нашего путешествия – Хохловский переулок. Здесь в XVII в. после воссоединения Украины с Россией селились выходцы с Украины. Свернём в переулок направо, а потом, обогнув старинные палаты, придём к храму Троицы в Хохлах (Троицкий пер., 12).

    Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях. Фото начала XX в.

    Храм Св. князя Владимира, что в «Старых Садех». Фото начала XX в.

    Церковь Николая Чудотворца
    в Подкопаях.

    Фото начала XX в.

    Храм Св. князя Владимира,
    что в «Старых Садех».

    Фото начала XX в.

    Каменный храм известен с 1657 г., построен на месте деревянного, известного с 1598 г. Ныне существующий храм в стиле московского барокко был заложен в 1606 г. на средства Е. Чириковой, урождённой Лопухиной, стены украшены изразцами работы Степана Полубеса. Храм закрыт после 1917 г., богослужения возобновлены в 1991 г. Святыня – чтимая икона «Взыскание погибших».

    10.

    Вернёмся по Хохловскому переулку к его началу. Впереди виден купол собора Усекновения главы Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. Собор был построен архитектором М.Д. Быковским, возможно, под влиянием собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Так что над Ивановской горкой возвышается как бы кусочек Италии. Но о монастыре потом, а прежде обратимся к храму Святого равноапостольного Владимира в Старых Садех (Старосадский пер., 11).

    Трудно переоценить значение святого князя Владимира в жизни Руси. «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера... обрел еси бесценный бисер – Христа...»

    Празднование равноапостольному Владимиру было установлено святым князем Александром Невским после того, как 15 мая 1240 г. помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими войсками.

    Храм Живоначальной Троицы, что «в Хохлах». Фото начала XX в.

    Ивановский монастырь. Фото начала XX в.

    Храм
    Живоначальной Троицы,
    что «в Хохлах».

    Фото начала XX в.

    Ивановский монастырь.

    Фото начала XX в.

    Храм Святого Владимира построен в стиле московского зодчества XVII–XVIII вв. и своим видом переносит нас во времена теремов и деревянных дворцов. Приделы храма посвящены мученикам Кирику и Иулите, а также младшим сыновьям князя Владимира страстотерпцам Борису и Глебу. Проходят века, но мученичество за веру продолжается. В 1928–1929 гг. в храме служил новомученик протоиерей Владимир Амбарцумов. Будучи духовным сыном даниловского старца Георгия Лаврова, был близок с митрополитом Мануилом Лемешевским, отцом Сергием Мечёвым. В 1937 г. — расстрелян на Бутовском полигоне. В 1933 г. храм закрыли и приспособили под учреждения. В 1970–1980 гг. его отреставрировали, а в 1991 г. возобновили богослужения.

    11.

    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. Фото В. Шаровой
    Храм Усекновения
    главы Иоанна Предтечи
    Ивановского монастыря.

    Фото В. Шаровой

    А вот и конечная точка нашего путешествия – Ивановский монастырь. Монастырь основан, возможно, в 1530-х гг. княгиней Еленой Глинской в память рождения сына, будущего царя Иоанна Грозного, есть также предположение, что строил его сам Иоанн Грозный. Монастырь много раз горел и перестраивался, одна из перестроек проходила во времена императрицы Елизаветы Петровны. При Екатерине II здесь в заточении находилась таинственная инокиня Досифея. Это была дочь императрицы Елизаветы от морганатического брака с Разумовским, хотя на этот счёт существуют разные мнения. Досифея смиренно приняла свой крест. В своём невольном затворе она вела молитвенную жизнь. Как донесло до нас предание, Господь ей дал дар прозорливости.

    После пожара 1812 г. обитель была упразднена. Во второй половине XIX в. монастырь был восстановлен заново по проекту архитектора М.Д. Быковского.

    Возобновление монастыря связано с именами святителя Филарета Московского и преподобного Пимена Угрешского. Одна из московских жительниц подполковница Е.А. Макарова-Зубачёва завещала деньги на обновление Ивановского монастыря. В сентябре 1861 г. святителем Филаретом было освящено место закладки нового храма. Строительство длилось 18 лет, но многое было сделано так плохо, что требовались переделки. Тогда-то и обратились к отцу Пимену – настоятелю Николо-Угрешского монастыря. Преподобный Пимен Угрешский, ныне прославленный в лике святых, был мастер строить. У себя в монастыре возвёл Вознесенский монастырь в Кремле. Вот и здесь он был назначен председателем комиссии по строительству Ивановского монастыря. Мало того, преподобный Пимен подобрал и настоятельницу, пригласив сюда игумению Рафаилу из Аносинской женской обители.

    В старину перед монастырскими стенами ежегодно с 29 августа (9 сентября н.ст.) на празднование памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи собиралась ярмарка. Монахини Ивановского монастыря, пользуясь случаем, продавали плоды своего рукоделия.

    В 1918 г. монастырь закрыли и за его высокими стенами разместили концлагерь, впоследствии здесь находилась школа НКВД, а затем МВД. Сейчас в Ивановском монастыре, давшем название горке, возрождается монашеская жизнь.

    В конце прогулки спускаемся с Ивановской горки по направлению к станции метро «Китай-город».

    Ограниченный объём статьи не позволяет подробно остановиться на истории храмов, но эти сведения содержатся в нижеприведённой литературе. Можно распределить темы рассказа между учениками: кто-то рассказывает об истории храмов, кто-то – о святынях. Желаем плодотворных путешествий!

    ЛИТЕРАТУРА

    Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.: Издательство братства святителя Тихона, 2001.

    Сорок сороков: В 4 т. / Автор-составитель П.Г. Паламарчук. М., 1994.

    Романюк С.К. Из истории московских переулков: Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1988.

    Валентина ШАРОВА

    TopList