© Данная статья была опубликована в № 14/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 14/2005
  • «Контра»– не только против…

    «КОНТРА»– НЕ ТОЛЬКО ПРОТИВ…

    Юзеф МАЦКЕВИЧ
    Родился 1.04.1902 г. в Петербурге, скончался 11.01.1985 г. в Мюнхене. Прозаик, публицист. Участник польско-большевистской войны 1920 г. Публиковался в вильнюсском «Слове», в 1939—1940 гг. издавал «Газету Цодзенну»; приговорён к смерти (приговор в исполнение не приведён) Армией Крайовой (АК) за публикации в немецком «Гоньцу Цодзенным», выходившем в Вильнюсе. В 1943 г. по решению руководства АК оказался в составе делегации, исследовавшей захоронения в Катыни.
    С 1945 г. Ю. Мацкевич жил в Англии, с 1954 г. — в Мюнхене в качестве сотрудника радиостанции «Свободная Европа». В литературе Мацкевич дебютировал в 1930  г. сборником рассказов «16-го с двух до семи». Он является автором репортажей «Бунт болот» (1938) и политических романов: «Дорога в никуда» (1955), в котором рассказывается история восточных территорий с многонациональным населением, оккупированная двумя врагами — немцами и Советами (был неоднозначно воспринят в кругах эмиграции); «Не нужно говорить громко» (1969) с мало известными фактами из истории Армии Крайовы; «Контра» (1957), посвящённый проблеме ответственности западных союзников за депортацию в СССР казаков, бежавших из Красной Армии; «Левая свободна» (1965), содержащая критику Ю. Пилсудского и польской власти того времени. Ю. Мацкевич опубликовал также сборники очерков: «Факты, природа и люди» (1984), «Ватикан в тени красной звезды» (1975), «Понары, Катынь» (1985).
    Литературная деятельность, а также вопрос мнимого коллаборационизма Мацкевича были и ещё наверняка будут предметом ожесточённых споров, а его последовательный антикоммунизм вызывал неприятие даже среди примиренчески настроенных деятелей польской оппозиции.

    Поразительное чувство испытываешь, глядя на обложку книги Юзефа Мацкевича «Контра», придуманную художником Анджеем Краузе, — на чёрном фоне изображено что-то похожее на человеческую голову — без глаз и без носа, зато с ушами и… красная звезда. Красными же буквами набрано название — «Контра».

    «Контра» — на латыни означает «против», в переводе на «советский» — совсем другое: враг, враг народа, словом, «контрик». Когда читаешь роман Мацкевича, постоянно вспоминаешь эпопею М. Шолохова «Тихий Дон». В том числе и потому, что действие «Контры» начинается на Дону. Кроме того, сложная, трагическая судьба казачьего рода Кольцовых — героев романа Мацкевича — напоминает историю семьи Григория Мелехова. Эпопея Шолохова заканчивается смертью Аксиньи и крушением всей жизни главного героя: он видит «чёрное солнце» и понимает, что прежняя жизнь безвозвратно ушла в прошлое, хотя и встречает его сын, единственный оставшийся на белом свете близкий человек…

    Но на этом сходство этих книг и заканчивается. Голгофа династии Кольцовых растянулась ещё почти на полвека. Старший Кольцов погибает 1 июня 1945 г. в австрийском местечке Линц, что лежит в долине Дравы. Его убил британский солдат, потому что Кольцов не хотел, чтобы его вместе с другими казаками и их семьями выдали в руки советских солдат, выполняя решение (принятое по требованию Сталина) Ялтинской конференции.

    Как же случилось, что Кольцовы оказались так далеко от родины? Этому предшествовали страшные события. Мать младшего Кольцова и его сестра были сожжены в родном хуторе по доносу соседа-бедняка, потому что сын этого соседа был уличён в связи с красными и повешен. Старый Кольцов после этого стал бродягой и нашёл приют в семье старшей дочери. Младший сын Митя, оставшись фактически круглым сиротой, вместе с кадетским корпусом, где он учился, проделал страшный путь к румынской границе в поисках убежища. Кадетов не приняли румыны, Митя стал беспризорником, попал в банду таких же мальчишек, попрошайничал, крал… Во время очередной облавы был пойман, сообразил скрыть своё казачье происхождение, но тем не менее оказался в колонии. Там получил специальность в агрошколе, опять-таки, скрыв, что его необыкновенные успехи объясняются знаниями, полученными в кадетском корпусе. Потом он женился, порадовался рождению сына. В ГУЛАГ Митя угодил за то, что сказал, стоя рядом с открытым окном, неожиданно для самого себя, «каналья», услышав рассказы жены о «подвиге» Павлика Морозова. Так он оказался в лагере на западных склонах Урала. Там ему сообщили, что жена, не желая оставаться в браке с врагом народа, подала на развод. Митя без слов подписал все бумаги. Потом началась война с Германией. Сводки были ужасны — в «котле» под Белостоком—Минском число попавших в плен красноармейцев достигло 383 893 человек. В конце июля пленных было уже 895 000. Дальше было ещё хуже.

    В начале 1942 г. Митя сделал ещё одну попытку (уже не первую) подать заявление с просьбой об отправке на фронт. В 1935-м, когда Стране Советов нужна была рабсила, Митино преступление сочли «тяжким». Теперь же его освободили, реабилитировали и в марте 1942 г. советский человек Митя Кольцов в распахнутой шинели, с рюкзаком на спине уже шёл по улицам Камышина. Город стоит на Волге, оттуда было недалеко и до родного хутора, где он узнал о судьбе матери и сестры, встретил отца, Александра Кольцова.

    Потом Митя участвовал в антибольшевистских казачьих отрядах под командованием генерала Петра Краснова. С ними он попадает сначала в Италию, потом в Австрию, где должен был встретиться со старшим братом Сашкой и где увидел лишь его труп — брат только что погиб. Митя получает в наследство его коня и снова идёт воевать. Австрия тогда была полна слухов — что англичане разоружают казаков и целыми эшелонами отправляют на восток в Совдепию, на запад же идут вагоны с лошадьми и военными трофеями, что в Англии будто бы казачьи кони сразу выигрывают скачки, оказываются (в качестве ценного имущества!) на конезаводах. Что оставалось делать Мите? Не желая оказаться в сталинской России, он бежит в горы и после долгих странствий оказывается в конце концов в Швейцарии, у Баденского озера. Он женится, получает в приданое маленькое хозяйство, да ещё и гражданство. Всё как будто заканчивается неплохо — жизнь идёт вперёд, Митю уже величают Дмитрием Александровичем. Но когда в очередной раз собираются уцелевшие ветераны, когда заходит разговор о прошлом и настоящем, беседа часто заканчивается мудрым житейским обобщением старого казака — большевики тоже люди, с ними надо разговаривать и договариваться. Но только какие разговоры, если нет в России свободы слова?

    На этом заканчивается роман Юзефа Мацкевича «Контра». Заканчивается, как мы видим, довольно пессимистически. Что и неудивительно, если учесть, что первое издание романа увидело свет в 1957 г. (в Париже; второе — в Лондоне в 1983 г.). Какая уж тут свобода слова! В России всего только пять лет, как не стало Сталина и инерция тоталитаризма была ещё чудовищно сильна.

    Но времена, как известно, меняются. И они изменились. Теперь появилась надежда, которой не было у героев романа, поэтому и его название, и он сам воспринимается иначе, чем в 1950-е гг. Он направлен не только «против» того и тех, кто виновен в гибели миллионов. Роман ещё и «за» то, чтобы разговаривать и договариваться — как мечтал старый казак — в любых ситуациях. В любых!

    Роман Юзефа Мацкевича написан на большом фактическом материале с использованием его публикаций различных лет, и хотя он переведён на русский пока не полностью и никак не найдёт издателя, считаю, что он этого заслуживает, как и считаю уместным пересказ для русского читателя его содержания. Это тот самый случай, когда так много знающий теперь об участи своих соотечественников-«врагов народа» у себя на Родине сможет присоединить к их судьбе и тех, кто оказался в силу обстоятельств за рубежом — тем самым по справедливости сделав их единым целым перед лицом истории.

    Зоя ВОРОБЬЕВА

    TopList