© Данная статья была опубликована в № 13/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 13/2005
  • Царям, героям, творцам, учёным…

    ЦАРЯМ, ГЕРОЯМ, ТВОРЦАМ, УЧЁНЫМ…

    Монументальные памятники старой Москвы

    Материалы для экскурсии. 5—11 классы

     

    Традиционному взгляду на памятники как часть городского пейзажа Россия обязана Западной Европе. Это касается и городской скульптуры, запечатлевшей прежде всего первых лиц государства, национальных героев.
    Первые московские памятники выполнены в стиле классицизма, характерном для правления Екатерины II, и просуществовавшем до царствования Николая I, когда этот стиль сменила эклектика. В период с начала 1880-х по 1917 г. было установлено более 15 монументов царям и знаменитым деятелям науки и искусства.
    В целом в них выразилось два направления, сложившихся в русском искусстве этого времени. На рубеже ХIХ–ХХ в. главенствующим стилем в архитектуре и скульптуре была эклектика. В её основе лежит подражание предшествующим художественным стилям, приводившее, как правило, к отсутствию гармоничности целого, перегруженности сухими деталями. Мастера, приверженцы эклектики, безразлично относились к материалу, с которым работали, в их произведениях он оставался пассивным. В начале ХХ в. появляется новый стиль в искусстве – модерн, который в противоположность эклектике был целостным, очень выразительным в деталях, декоративным и конструктивным одновременно. В отличие от предшественников, его авторы прекрасно чувствовали материал, с которым работали — бронзу, камень, дерево, гипс.

    Памятник
    К.М. Минину и Д.М. Пожарскому

    В 1818 г. в центре Красной площади скульптором И.П. Мартосом был установлен памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, организаторам и руководителям второго ополчения, созданного для борьбы против польско-литовской интервенции начала XVII в.

    Две фигуры, обращённые лицом к Кремлю, — стоящего Кузьмы Минина и сидящего князя Дмитрия Пожарского — имеют жанровый характер: Минин призывает Пожарского на борьбу против польской интервенции. Скульптуры очень пластичны, динамизм движения Минина уравновешен статичностью фигуры Пожарского. Памятник выполнен в стиле ампир, завершившем эволюцию классицизма.

    Пафос победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., свидетелем которой он был, скульптор передал через фигуры других освободителей России и Москвы, запечатлённых на барельефах гранитного постамента, изображающих сцену сбора средств для ополчения и один из эпизодов похода 1612 г. На лицевой стороне постамента выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия лета 1818».

    На протяжении почти двух столетий композиция Красной площади постепенно менялась. Это коснулось и памятника. Первоначально он стоял на фоне Старых торговых рядов, с которыми гармонировал по стилю, но потом их заменили зданием Новых торговых рядов, известных нам как ГУМ. Затем в связи с постройкой Мавзолея Ленина и теснотой при проведении военных парадов в 1931 г. памятник передвинули — от центрального входа в ГУМ к собору Василия Блаженного.

    Памятник А.С. Пушкину

    Идея увековечить память великого русского поэта в Москве возникла в 1860 г., когда обсуждался вопрос о праздновании
    50-летия Царскосельского лицея. Однако лишь спустя одиннадцать лет начала работу комиссия, рассмотревшая несколько вариантов проектов памятника. Лучшей признали работу скульптора А.М. Опекушина, с которой и был отлит монумент, открытый 6 июня 1880 г. на Страстном бульваре.

    Это торжественное событие не было единственным. В Москве состоялся пушкинский праздник, в котором участвовала московская, петербургская и провинциальная интеллигенция. Организаторами всех мероприятий стали Московский университет, Общество любителей российской словесности и Московская городская дума. Праздник начался 5 июня открытием выставки, посвящённой поэту, в помещении Благородного собрания и торжественным приёмом представителей общественности в зале Московской думы.

    7 июня в Московском университете с докладами о поэте выступили историк В.О. Ключевский, писатели Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев, многие другие деятели науки и искусства.

    Опекушинский Пушкин стоит в задумчивой позе со склонённой головой. В левой руке, откинутой назад, он держит цилиндр, правую заложил за борт сюртука. Вся тяжесть фигуры перенесена на правую ногу, левая немного выдвинута вперёд — поэт как будто остановился на секунду, погружённый в раздумье, но через мгновенье двинется дальше.

    В 1937 г. на боковых гранях пьедестала в граните были высечены строки из стихотворения «Памятник»:

    Слух обо мне пройдёт по всей
       Руси великой,
    И назовёт меня всяк сущий в ней
       язык,
    И гордый внук славян, и финн,
       и ныне дикой
    Тунгуз, и друг степей калмык.
    И долго буду тем любезен я
       народу,
    Что чувства добрые я лирой
      пробуждал,
    Что в мой жестокий век
      восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

    В 1951 г. скульптуру передвинули в сквер на противоположную сторону Тверской улицы. Проект сквера вокруг памятника создан по проекту архитектора М.А. Минкуса.

    Памятник
    гренадерам – героям Плевны

    Этот монумент был открыт 28 ноября 1887 г. в сквере на площади у Ильинских ворот в день
    10-летия освобождения болгарского города Плевны (ныне Плевен). Памятник сооружён на средства солдат и офицеров Гренадерского корпуса по инициативе Русского Археологического общества архитектором В.О. Шервудом.

    Он представляет собой чугунную восьмигранную шатровую часовню. На боковых гранях – четыре горельефа: крестьянин, благословляющий сына на подвиг; янычар, вырывающий сына из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; русский воин, срывающий цепи с женщины, символизирующей Болгарию.

    Памятник сопровождают надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны с Турцией 1877—1878 годов» и «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали» (перечень сражений).

    Вокруг памятника — чугунные тумбы с надписями: «В пользу увечных гренадер и их семейств». Когда-то на этих тумбах стояли кружки для пожертвований.

    Памятник
    царю-освободителю Александру II

    Монумент был установлен в Кремле на склоне Боровицкого холма, обращённого к Москве-реке, и стал самым грандиозным и дорогостоящим памятником в тогдашней России (работы стоили более 1 млн 800 тыс. руб.). Его создавали в течение шести лет (1893—1898) на добровольные пожертвования, собранные по всей России. Его авторы — известные мастера: скульптор А.М.Опекушин, художник П.В.Жуковский, архитектор Н.В.Султанов. Памятник символизировал идею величия и силы самодержавной власти, поэтому создатели уделяли больше внимания атрибутике, нежели портретному сходству.

    Итогом их творчества стал торжественный архитектурно-художественный комплекс.

    Его основа — мощное квадратное основание, поднимающееся от Тайнинского сада до вершины холма. По периметру оно было завершено большой сквозной аркадой из сдвоенных колонн, выстроенных П-образно, каждый торец аркады венчался шатром, подобным центральному, но меньших размеров. Своды аркады выложили мозаикой — 33 портретами русских государей, начиная от Владимира Мономаха и заканчивая Николаем I.

    Центральный, самый высокий шатёр (или сени) опирался на четыре колонны. Под ним располагалась величественная статуя императора, изображённого в парадной генеральской форме и мантии. В правой руке он держал свёрнутый свиток с указом об освобождении крестьян, а в левой – скипетр.

    Огромный памятник, выполненный в традициях древнерусской архитектуры и в то же время с использованием элементов итальянского Возрождения, выглядел чужеродно на фоне строгих, величественных стен и башен Кремля. Да и идею преемственности царской власти — в виде фигуры монарха под сенью — современники, настроенные по отношению к ней критически, не приняли. Поэтому тотчас же появились различного рода шутки. Памятник называли «Царь-будка», а по Москве ходила эпиграмма:

    Безумного строителя
    Архибезумный план:
    Царя-освободителя
    Поставить в кегельбан.

    Чем закончилось через двадцать (без малого) лет подобное «шутливое» умонастроение общества, мы хорошо знаем. Старой России не стало. Не стало и многих памятников, её олицетворявших. Монумент Александру II был разрушен поэтапно с 1918 по 1923 г. 1918 г. убрали статую императора, а в 1923 г. – сломали всё остальное. Любопытно, что этот памятник запечатлён на заднем плане одной из самых известных фотографий с изображением В.И. Ленина: на субботнике вождь несёт бревно. Да, довольно символично.

    В 1963 г. Ильич, казалось бы, победил окончательно — примерно на том же месте, где стоял памятник царю-освободителю, установили скульптурное изображение ниспровергателя основ самодержавия. Но и его постигла, по иронии судьбы, та же участь. До разрушения, правда, дело не дошло. Памятник Ленину в 1995 г. просто перенесли в Горки Ленинские.

    Памятник
    императору Александру III

    30 мая 1912 г. был торжественно освящён установленный на набережной у храма Христа Спасителя памятник Александру III. Он был создан скульптором А.М. Опекушиным и архитектором (и руководителем работ) А.Н. Померанцевым на добровольные пожертвования.

    Авторы изобразили императора сидящим на троне в полном парадном облачении: в короне, мантии, со скипетром и державой. Трон был поставлен на высокий многоступенчатый пьедестал. По углам постамента установлены выразительные фигуры двуглавых орлов с распростертыми крыльями.

    Статуя была выполнена очень тщательно, детали проработаны до мельчайших подробностей, но ей не хватало обобщённости, точного силуэта. Скульптор увлёкся внешними атрибутами в ущерб выразительности образа, поэтому памятник для нас интересен скорее как факт истории, нежели высокохудожественное произведение искусства. Безжалостные современники и тут не промолчали. Вот эпиграмма на этот памятник:

    Третья игрушка
    Для русского холопа
    Царь-колокол, царь-пушка,
    А теперь ещё царь-попа.

    На первый взгляд, как будто хлёстко, но если вдуматься — оскорбили они не только автора, но и государя, и народ.

    Памятник уничтожили в 1918 г., постамент приберегли для монумента «Освобождённый труд». Этот проект не был осуществлён, и остатки постамента снесли в 1931 г., когда начали разбирать храм Христа Спасителя.

    Этим летом у воссозданного в 1990-е гг. храма Христа Спасителя будет открыт памятник Александру II. Деньги на него впервые в новейшей истории России пожертвовали частные лица. Его автор, скульптор Александр Рукавишников, изобразил императора в полный рост (высота скульптуры 6,5 м, вес более 7 т) на фоне расколотой мраморной полуротонды, которую охраняют два бронзовых льва. Хотя, если следовать исторической правде, следовало бы прежде всего восстановить памятник сыну Александра II, императору Александру III. Но А. Рукавишников утверждает, что памятник императору-отцу специально разместили таким образом, чтобы бронзовое изображение Александра III можно было восстановить на прежнем месте лицом к Москве-реке.

    Памятник великому князю
    Сергею Александровичу

    В Кремле, недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала 2 апреля 1908 г. был установлен памятник — на месте убийства московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, дяди царя Николая II. Убийство совершил эсер-террорист И.П. Каляев
    4 февраля 1905 г.

    Памятник представлял собой крест с изображением Богоматери, припадающей к ногам распятого Христа. На белокаменном основании имелась надпись «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят» – евангельская молитва, произнесённая Христом о прощении Своих убийц, ослеплённых неверием и невежеством.

    Работа была выполнена по эскизу В.М. Васнецова.

    Памятник-крест разрушили 1 мая 1918 г. по инициативе и при личном участии В.И. Ленина перед первомайской демонстрацией, что подробно описано в воспоминаниях В.Д. Бонч-Бруевича. В 1990-х гг. этот крест был воссоздан, однако не на прежнем месте, а на территории Новоспасского монастыря, где издавна находилась родовая усыпальница Романовых. Сюда же были перенесены и останки великого князя Сергея Александровича, обнаруженные на территории Кремля.

    Обелиск-монумент в память
    300-летия дома Романовых

    К 300-летию дома Романовых в Москве был установлен обелиск-монумент в Александровском саду у входа со стороны Исторического музея. Открытие состоялось 10 июня 1914 г. Автором проекта был архитектор С.А. Власьев.

    Памятник выполнили в виде мраморного обелиска из семи монолитных блоков, увенчанных позолоченным двуглавым орлом. На гранях обелиска были нанесены имена царей и цариц из династии Романовых.

    В 1918 г. по плану Монументальной пропаганды обелиск перелицевали (стесали прежние имена и выбили новые) в памятник «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». В 1966 г. его передвинули на площадку около грота в связи с созданием в Александровском саду Могилы Неизвестного солдата.

    Цветочный обелиск
    300-летию дома Романовых

    В связи с тем, что обелиск архитектора С.А. Власьева был ещё не готов, а празднование юбилея дома Романовых подступало, московские власти нашли довольно необычный выход из этой ситуации. Они решили создать к этой дате временный обелиск из цветов. Обелиск на Цветном бульваре был сооружён В.Л. Бежановым на средства города. Его выполнили из зелёного декоративного растения, напоминавшего зеленый мрамор. На постаменте изобразили медальоны из цветов с гербами Москвы, Санкт-Петербурга и видами Кремля.

    Памятник Н.И. Пирогову

    В конце ХIХ и начале ХХ в. в монументальной скульптуре начинают уделять большое внимание учёным-просветителям, писателям, художникам и другим деятелям культуры. Первым из этого ряда был создан памятник знаменитому русскому врачу – Николаю Ивановичу Пирогову, основоположнику военно-полевой хирургии, почётному гражданину Москвы. Его установили
    3 августа 1897 г. и приурочили к открытию в Москве ХII Международного конгресса врачей. И ныне его можно видеть на Большой Пироговской улице перед зданием терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.

    Скульптор В.О.Шервуд изобразил учёного, сидящим в кресле. В правой руке он держит хирургический инструмент, а в левой — человеческий череп. На углах постамента в нишах установлены медицинские символы — чаши, обвитые змеёй. По сторонам постамента вмонтированы четыре бронзовые доски с изречениями учёного.

    Памятник Н.В. Гоголю

    После первой русской революции 1905—1907 гг. появился целый ряд очень разных по стилю и содержанию памятников.

    26 апреля 1909 г. к 100-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя в конце Гоголевского (Пречистенского) бульвара ему был установлен памятник работы скульптора Н.А.Андреева и архитектора Ф.О.Шехтеля. Идея увековечивания памяти писателя возникла в 1900 г. в Обществе любителей российской словесности и была одобрена московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем.

    Н.А.Андреев запечатлел писателя, каким он был в последние годы жизни: больным, усталым одиноким, страдающим от непонимания окружающих, бессильным исполнить возложенную на себя задачу – просветить своим горьким словом Россию. Н.В.Гоголь задумчиво сидит на скамье с низко склонённой головой. На пьедестале изображены герои его произведений. Скульптор выполнил портреты гоголевских героев с реальных людей, например для Тараса Бульбы позировал знаменитый король репортёров В.А.Гиляровский.

    В памятнике Н.В.Гоголю наиболее ярко проявилась свойственная скульптуре начала века тенденция к глубокому психологизму образа.

    В 1952 г. памятник перенесли в Музей Архитектуры в Донском монастыре, но фонари и ограда остались на прежнем месте. В 1959 г. снова перенос – памятник установили во дворе дома, где умер Н.В.Гоголь (Никитский бульвар, д. 7а, здесь находится библиотека им. Гоголя и мемориальные комнаты писателя).

    Памятник
    первопечатнику Ивану Фёдорову

    7 сентября 1909 г. по инициативе Императорского Московского Археологического общества на Лубянском (ныне Театральном) проезде установили памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. Монумент выполнен скульптором С.М. Волнухиным и архитектором И.П. Машковым.

    Иван Фёдоров изображён во время работы. В правой руке он держит оттиск страницы из первой печатной книги «Апостол», а в левой – наборную доску. У его ног стоит печатный станок – реконструкция подлинного станка ХVI в.

    На гранитном постаменте изображены личный герб И. Фёдорова – кисть руки, держащая орнаментальное украшение с надписью «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров», — и дата начала набора первой русской книги: 19 апреля 1563 г.

    Стоит отметить, что при жизни Ивана Фёдорова никто не называл первопечатником, т.к. в русском языке существовало только слово «печатник» – правда, с другим значением: так назывался один из высших государственных чиновников, думный дьяк, являвшийся хранителем государственной печати.

    Для установки памятника была образована полукруглая площадка у Китайгородской стены. Это место выбрали не случайно: рядом на Никольской улице находился печатный двор. Памятник был передвинут в 1934 г. при сносе Китайгородской стены и расширении Театрального проезда. Но и на новом месте он простоял недолго, его повторно передвинули при постройке торгового комплекса в 1990-е гг.

    Памятник Ф.П. Гаазу

    14 октября того же 1909 г. по инициативе Московской Городской думы был установлен памятник Фёдору Петровичу Гаазу (1780–1853) – известному всей Москве своим милосердием главному врачу тюремных больниц. Его подарил столице скульптор Н.А. Андреев. Монумент установили на Покровке, в Малом Казённом (Мечникова) переулке во дворе Александровской (Полицейской) больницы (ныне Институт гигиены и профессиональных заболеваний), во флигеле которой доктор проживал много лет и там же скончался.

    Монумент представляет собой бронзовый бюст на постаменте из чёрного полированного гранита, на котором высечен девиз доктора, его знаменитое изречение, переведённое с французского: «Спешите делать добро».

    Скульптор умело передал портретное сходство, ум, доброту, глубокую житейскую мудрость старого врача.

    Памятник М.Д. Скобелеву

    24 июня 1912 г. на небольшой площади перед домом московского генерал-губернатора был торжественно открыт памятник известному русскому генералу, герою русско-турецкой войны Михаилу Дмитриевичу Скобелеву (1843–1882).

    Монумент соорудили в связи с 30-летием со дня смерти генерала на добровольные пожертвования, собранные по всей стране. В 1910 г. был проведён конкурс, на котором рассматривались 27 проектов. Жюри выбрало работу любителя — отставного подполковника П.А. Самонова. Композиция Самонова родилась под влиянием верещагинского полотна «Скобелев под Шипкой». Генерал был изображён в пылу сражения. Он сидел на коне, привстав на стременах, с шашкой в поднятой правой руке, при этом конь перескакивал через разрушенное турецкое укрепление. На уступе пьедестала слева от генерала был изображён момент атаки русских войск, а справа – защита знамени туркестанскими стрелками. В нишах пьедестала установили 11 барельефов с эпизодами сражений, в которых принимал участие Скобелев.

    Памятник был уникален не только тем, что его создал любитель, но и тем, что композиция всадника на коне имела всего две опоры – задние ноги лошади. В России имелся ещё один подобный монумент — конная статуя императору Николаю I в Санкт-Петербурге (скульптор П.К.Клодт). И вот такой уникальный памятник был уничтожен по инициативе властей рабочими завода «Гужон». Это произошло 30 апреля 1918 г. На его месте установили в 1918—1919 гг. памятник Советской Конституции, но и его снесли в 1941 г. В Третьяковской галерее сохраняется голова статуи Свободы, находившейся на памятнике. Снос мотивировался принятием «Великой Сталинской конституции» 1937 г. В 1954 г. на этом же месте вновь открыли памятник, на этот раз — основателю Москвы князю Юрию Долгорукому. Менялись не только монументы, но и названия площади: издавна она называлась Тверской, затем стала Скобелевской, потом Советской, а сейчас снова Тверской.

    Памятник М.К. Турскому

    Необычайно живым и выразительным является установленный
    30 июля 1912 г. бюст профессора-лесовода Митрофана Кузьмича Турского (1840–1899). Скульптор П.В. Дзюбанов.

    Он запечатлён за кафедрой во время чтения лекции. На лицевой стороне гранитного постамента находится барельеф, изображающий посадку леса, а на тыльной стороне имеется надпись: «Славному сеятелю на ниве лесной – лесная Россия».

    Памятник стоит на углу улиц – Тимирязевской и Прянишникова, рядом со старинным двухэтажным зданием, где с 1878 г. находился «Лесной кабинет» (ныне – кафедра лесоводства Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева). Это один из немногих дореволюционных памятников, уцелевших до наших дней.

    После Февральской революции и Октябрьского переворота, в 1918 г., В.И. Ленин подписал декрет СНК «О снятии московских памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». В ходе его реализации в Москве снесли памятники императорам Александру II и Александру III, генералу Скобелеву, великому князю Сергею Александровичу, перелицевали обелиск в честь 300-летия Романовых, также были уничтожены ещё многие монументы как в Москве, так и в провинции. Этот декрет лёг в основу знаменитого «Плана монументальной пропаганды», главной целью которого являлось распространение революционных идей по всей стране, в утверждении новых авторитетов на основе наглядности. Был составлен список лиц, которым надлежало установить памятники. В него вошли знаменитые революционеры, государственные и общественные деятели разных стран и эпох, философы, учёные, писатели, художники, композиторы и актёры.

    Памятник Ф.М. Достоевскому

    Удивительно, но факт, что некоторые из памятников по плану «Монументальной пропаганды» были созданы ещё до революции. Так, гранитная статуя Фёдора Михайловича Достоевского была выполнена С.Д. Меркуровым в 1914 г. Война помешала тогда реализовать проект памятника, задуманный скульптором. В списке лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве, опубликованном 2 августа 1918 г., значилось и имя Достоевского. Меркуров предложил Моссовету уже готовую гранитную фигуру. Специальная комиссия, возглавлявшаяся А.В. Луначарским, одобрила работу скульптора, и 7 ноября 1918 г. на Цветном бульваре, недалеко от Трубной площади, состоялось торжественное открытие памятника великому русскому писателю.

    Меркурову удалось передать в образе писателя его трагическую жизнь. Скульптура получилась удивительно цельной, выразительно читаемой с любой точки зрения и очень красивой, пластичной по силуэту.

    Памятник Л.Н. Толстому

    В списке писателей и поэтов, чью память надлежало увековечить в Советской республике, было имя Льва Толстого. Как и в случае с памятником Ф.М. Достоевскому, С.Д. Меркуров предложил городу уже готовую статую, выполненную ещё в 1912 г. Особая ценность этой работы в том, что портрет выполнен на основе посмертной маски, которую Меркуров снял с лица Л.Н. Толстого в ноябре 1910 г. на станции Астапово.

    Памятник установили в сквере на Девичьем поле, недалеко от музея-усадьбы Л.Н. Толстого в Хамовниках, с которой связаны последние годы жизни писателя.

    Л.Н. Толстой предстаёт перед нами могучим стариком, его голова слегка наклонена, а огромные руки засунуты за пояс — это любимая поза писателя. Его фигура вырастает прямо из необработанного камня, что подчёркивает значительность и важность творчества Толстого.

    Памятники Отто фон Бисмарку
    и кайзеру Вильгельму I

    Как это ни странно, но первые памятники, снесённые в Москве, не соответствовали вышеупомянутому декрету. Это фигуры «железного канцлера» Германии Отто фон Бисмарка и кайзера Вильгельма I, установленные в 1897 г. Они были поставлены Обществом германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам в Москве в саду основанной ими богадельни на Новой Божедомке (ныне ул. Дурова).

    Снос в 1914 г. обоих бюстов по решению правления Общества был мерой вынужденной. Возбуждённые неудачами на фронтах горожане стремились выразить свои чувства, периодически уродуя и пачкая эти скульптуры. Ликвидация памятников должна была уберечь их от «патриотического гнева». Безусловно, эта мера рассматривалась как временная. Руководители Общества тогда наивно полагали, что после окончания войны оба памятника можно будет восстановить.

    Монументы Бородинского моста

    Знаменательные исторические даты иногда служили поводом для разного рода градостроительных мероприятий, не связанных прямо с сооружением мемориальных объектов.

    Так, к 100-летию Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения в 1909—1912 гг. был заново отстроен в камне Бородинский мост через Москву-реку, соединяющий Смоленскую и Большую Дорогомиловскую улицы. Авторами проекта были инженер Н.И. Осколков и архитектор Р.И. Клейн.

    На береговых пролетах со стороны Большой Дорогомиловской улицы находятся два обелиска в честь Бородинского сражения с мемориальными досками, на которых выбиты имена выдающихся военачальников и прославленных партизан Отечественной войны 1812 г. С противоположной стороны моста установлены свободные полукруглые колоннады ионического ордера, украшенные военными атрибутами. Мост реконструирован в начале 1950-х гг.

    Екатерина РОГОЗИНА

    TopList