© Данная статья была опубликована в № 12/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 12/2005
  • МЕЧ И РОЗА

     

    МЕЧ И РОЗА

    Гербы Румынии и Болгарии

    РУМЫНИЯ

    Румыния как государство, объединившее территории, населённые румынами, ведущими своё происхождение от романоязычных валашских племён, возникла сравнительно недавно — в 1862 г., в составе бывших княжеств Валахии и Молдовы. В 1878 г. в состав Румынии вошла Добруджа, и лишь в 1918 г. — Трансильвания и Банат, а также Буковина (ныне в состав Румынии входит Южная Буковина). Таким образом, геральдическая история городов в составе нынешнего государства развивалась значительное время обособленно и в разных традициях входящих в неё земель.
    Вначале о гербе столицы страны — Бухареста (Букурешть). Возникший в 1459 г., он не сразу стал столицей княжества Валахия и лишь с 1862 — столицей объединённого румынского государства. В конце XIX в. утверждается первый герб Бухареста — изображение в красном поле на испанском щите покровителя города — св. Деметрия с крестом и пальмовой ветвью в правой руке и копьём в левой. После Первой мировой войны возник большой герб Бухареста: теперь щит со св. Деметрием поместили на грудь коронованного орла. Тёмно-золотой орёл с XIV в. был символом Валахии. На своём традиционном золотом фоне он встречается ещё на нескольких гербах валахских городов, утверждённых тогда же.
    В первые годы после Второй мировой войны герб румынской столицы не менялся (хотя чаще всего коммунистами не использовался). Однако с приходом к власти Чаушеску и наступлением так называемой «золотой эпохи» помпезность и идеологические лозунги, культивировавшиеся в Румынии, захлестнули и городскую символику.

    Прежде всего это затронуло столичный герб, заново утверждённый в 1967 г. В центре вырезного щита был помещён маленький щит английского образца с изображением герба Социалистической Республики Румыния (очень напоминавшего гербы советских республик) на фоне двух флагов — трёхцветного государственного и красного партийного. Кроме того, на щите появилось серебряное изображение здания Великого Национального собрания, крышу которого увенчивал орёл. Золотой, без короны — теперь он уже напоминал скорее о происхождении румын от древних римлян. Ниже полукругом расположились золотая шестерёнка и книга («Союз рабочих и интеллигенции»). На страницах раскрытой книги латинский девиз: «Haш город». Верхнее поле щита — голубое, нижнее — красное.

    Надо ли говорить, что с падением режима Чаушеску в 1989 г. был поставлен и вопрос об изменении герба — как государственного, так и столичного. О первом долго шли дебаты — ведь старый, подчёркнуто монархический, тоже не подходил. Герб Бухареста утвердили раньше — в 1992 г. По виду он напоминает герб образца 1920-х гг.: золотой орёл в лазоревом поле держит в клюве крест, в правой лапе скипетр, на его груди — щит с фигурой св. Деметрия. Правда, крест у святого теперь в левой руке, а копьё — в правой; такой рисунок сочли более правильным. Лапы и хвост орла опоясывает сине-жёлто-красная ленточка национального флага с девизом. Венчает герб башенная корона с некоронованным орлом в клейноде (верхней части герба).
    Самые старые городские гербы в Румынии, очевидно, появились в Трансильвании, имевшей внутреннее самоуправление в годы османского ига и присоединённой в 1699 г. к австрийским владениям. Города Трансильвании, известной и как Семиградье, ещё с XIV—XV вв. получили определённые права. В них было велико влияние немецких ремесленников, приглашённых ещё венгерскими королями.
    Исторический центр Семиградья — Клуж-Напока приобрёл герб ещё во времена власти Венгерской короны — в 1480 г.: в лазоревом поле серебряные гербы со стеной города и тремя башнями, ворота с решёткой открыты. За несколько веков герб не претерпел фактически никаких изменений, да и сами белые стены и башни города частично сохранились.
    Городом рудокопов и кузнецов был испокон веков Сибиу, где до сих пор расположены крупнейшие металлургические заводы и живут потомки немецких поселенцев, преобладавших здесь с XVIII в. В гербе города два меча напоминают о мастерстве местных оружейников, причём оружие опущено в знак мирного труда. Корона подчёркивает особые права, данные Сибиу, а красное поле щита и три сердца —храбрость горожан. Храбрость символизирует и лев с поднятым мечом в воротах трёхбашенного красного замка в гербе другого города — Сишшоары (Сегешвар).
    В ряде городских гербов Трансильвании присутствует старинный земельный символ — рука, исходящая вправо, с поднятым мечом. Красное сердце на мече и четыре звезды — в гербе Одоржа, сердце и волчья голова тоже, на мече — города Тыргу-Муреш. Поле щитов лазоревое, наиболее частое в Семиградье.
    Сфынту-Георге — один из немногих городов Румынии, где в гербе начертан девиз: «Надейся на Христа». В центре —погрудное изображение Христа. После Первой мировой войны в гербе появилось изображение городских стен и церкви с девизным медальоном с Христом Вседержителем.
    Две горы с атрибутами труда местных жителей — скрещёнными молотами и серпами — герб Турды, данный ему в XIX в. На заднем поле — скачущий на коне венгерский король со знаменем XV в.: полосы и крест на холме. После 1918 г. место короля заняли три короны и рука с секирой, исчезло венгерское знамя. Королевская корона в лазоревом поле изображалась до XX в. и в гербе Брашова (Кронштадт).
    Изображение архангела Михаила с мечом и весами, повергающего змея (очень похоже на герб нашего Архангельска), — символ города Залэу, возникший в 1905 г. Этот же святой на фоне «говорящих» белых башен и льва на городской стене изображался в гербе древнего города Алба-Юлия. В XX в., однако, изображения поменялись, напоминая о воссоединении румынских земель: под королевской короной в серебряном поле — чёрно-белый клетчатый щит (герб княжества Муреш), гербовые поля с двумя красными львами на задних лапах в чёрном поле внизу (гербы Молдовы и Валахии).
    К Трансильвании примыкают исторические области Крисана, Мара-Муреш и Банат, считавшиеся до 1918—1920  гг. частью Венгрии. Гербы городов здесь также появились в основном в XVIII в. (Банат полностью перешёл от Турции к Габсбургам в 1718 г.).
    Крупнейшие города Крисаны — Арад и Орадеа. В гербе Арада — уже встречавшаяся в Семиградье рука с поднятым мечом и два зажжённых ядра, напоминающие о боевых событиях в истории города. В верхней части — серебряный трёхбашенный замок в лазоревом поле, в нижней части — раскрытые ворота и ленты двух рек, протекающие близ города, — Муреш и Иер. Орадеа (Варадин) получил герб с короной, над которой выступает на задних лапах коронованный же лев. Рядом — архангел, осеняющий город крестом (после 1918 г. из герба исчезла венгерская корона).

    В 1701 г. — почти одновременно с соседним закарпатским Мукачевом получил официальный герб город Сигетул-Марматией в горах Мара-Муреша. В красном поле — голова быка (символ трудолюбия), которую вначале окружали три золотых креста, золотые звезда и лилия — различные церковные и светские владетельные символы. В XIX в. они исчезли.
    Город каменотёсов Мара-Муреша — Бая-Mape получил герб, на котором изображена пещера с двумя рабочими, вооружёнными молотом и тачкой. Над горой — растущее дерево. Башня и белые стены — в гербе города Сату-Маре (Сатмар); за стенами — два рыцаря с мечами, стражами города, и два пальмовых дерева с символами мира в воротах — золотым львом на задних лапах. К стенам подступают воды реки Самош.
    Ряд городов западных регионов Румынии, также возникшие, как почти везде в Европе, у феодальных замков и монастырей, имеют в своих гербах изображения укреплений — замок на скале (Дева), замок с тремя башнями (Карей), стены и часовни (Тыргу-Няму).

    Главный исторический город Баната — Тимишоара (Темешвар) был основан в 1212 г. на землях Венгерского королевства. Поэтому в гербе города, утверждённом в XVIII в., в правом верхнем поле помещены красно-белые полосы старого флага Венгрии (позднее заменены гербом Баната — львом на задних лапах и мостом). В левом верхнем поле — изображение белой башни в золотом поле с двумя знамёнами. Внизу подробный рисунок города, окружённого стенами и стоящего на берегу реки Магерус; в синем небе — золотые солнце и месяц.
    Городские укрепления — две серебряные башни и ворота — помещены в гербе Карансебеша. Над ними в XVIII в. поместили руку с поднятым мечом, протыкающим голову турка. Рука держит также венгерское знамя XV—XVI вв. В воротах изображена горная ель — символ вечной жизни. После 1918 г. с герба исчезла голова, а знамя заменилось на румынское.
    Церковь с двумя колокольнями — таков был в XIX в. герб города Лугож. В межвоенные годы ХХ в. герб изменился: три холма, мост через реку с двумя башнями, внизу — бегущий волк, предупреждающий об опасности. Также поменялся после воссоединения города с Румынией герб Орсовы на Дунае. Корона и лев, разделённые лентой реки, уступили место изображением реки, бьющей в два горных утёса, между которыми стоит башня с румынским флагом. Тогда же впервые появился герб у промышленного центра Баната города Речица. Центр угольных копей и сталелитейной промышленности получил «индустриализированный» герб — на нём изображён завод с тремя трубами над чёрной угольной землёй и двумя парами скрещённых молотов.
    В Валахии, Молдове и Добрудже городские гербы были утверждены лишь в 1928—1934 гг. На многих гербах городов Валахии присутствуют её символы — золотой одноглавый орёл, а также солнце и месяц. В гербах исторических столиц валахских господарей — Куртя де Арджеш и Кымпулунг — орёл, соответственно, изображён с мечом и рыцарскими шлемом в лапах. В гербе Куртя де Арджеш орёл держит в клюве крест, он же изображён в клейноде над башенной короной. Орёл со знаменем в лапах (в золотом поле) — герб города Питешти, утверждённого в 1930 г.

    Редкое изображение — часовня — символ герба города Слобозия (1932 г.). Ещё одна историческая столица Валахии — Тырговшите — в 1930 г. получила такой герб: стена и две башни, летящий орёл, изображение двух государей, основавших город в 1396 г., и конечно же, солнце и луна. Они украшают также герб Кэлэраши (кроме них в поле изображён скачущий всадник). Орёл и серебряный полумесяц — над крепостью и линией волн в лазоревом поле — в гербе придунайской Брэилы; раскрывший крылья орёл над кустарником бузины — «говорящий» герб Бузау.
    Другой геральдический княжеский символ — два льва, сажающие дерево, — в гербе города Плоешти 1930 г. Символ двух городов — Крайовы и Джурджу (города Георгия) — св. Георгий Победоносец, повергающий змия. В гербе Джурджу, кроме того, изображены золотой крест в зелёном поле, рукава реки Дунай и башня. Крест над полумесяцем напоминает о победе валахов над турками в XV в. Мост через другую реку — Оит и башня — герб Слатины. Стена с часовней и кибитка, запряжённая лошадьми, — символы города Римнину-Вылча. О временах средневековых войн напоминает герб Тыргу-Жиу — мечом и копьём с хоругвью. Наконец, самый западный муниципальный центр Валахии — древний город Турну-Северин — имеет символ с изображением башни и моста через Дунай. «Говорящий» характер носит герб города Корабия — парусный корабль в водах Дуная.

    Молдова сложилась как самостоятельное княжество почти одновременно с Валахией в конце XIV в. Его первой столицей была Сучава с гербом, утверждённым в межвоенные годы ХХ в., — белая крепость с двумя башнями в лазоревом поле и с символами Молдовы над ней: головой быка (зубра), солнцем и месяцем (вариант герба — Георгий Победоносец, поражающий змия). Однако большинство гербов румынской Молдовы имеют красное щитовое поле. На нём в гербе Ясс изображена крепость с тремя башнями; над закрытыми воротами — также красный гербовый щит с короной и фигурой бегущей лошади. В клейноде башенной короны изображён зубр. Фигура господаря Богдана со скипетром и щитом символизирует город Кышпулун (Молдовеняск). Изображение Богоматери с Христом в медальоне на чёрном фоне — герб Бакэу. «Говорящий» характер носит герб Пьятра-Нямца — стена с башнями на каменном уступе. Зубр и орёл соединились в гербе приграничного с Валахией города Фокшани, памятного в связи с победой войск Суворова в 1788 г.
    В гербах Молдовы немало разнообразных растительных и зоологических символов. Так, знак города Васлуй — улей и три пчелы в красном поле. Часовню на гербе Хуши обвивают с двух сторон виноградные лозы. Три рыбы изображены в гербе Бырлада, центра торговли ещё со времён Галицко-Волынского княжества. Кабанья голова — герб города Роман, основанного галицко-волынским князем Романом Мстиславичем в 1207 г. Рак в красном поле — на гербе города Дорохой, относящегося к Южной Буковине. Символ другого буковинского города Ботошани — павлин в золотом поле. Олень и лошадь — герб ещё одного приграничного с Украиной города — Радоуци. Виноградную кисть можно увидеть в гербе Текуча, а два виноградных стебля и улей говорят о занятиях жителей города Тыргу-Фрумос.
    Кадуцей — жезл Меркурия, корабль в волнах реки и дельфины — герб крупного города и порта у входа в гирло Дуная — Галаца, традиционного центра торговых перевозок из Чёрного моря в Дунай.
    Румынское Причерноморье — область Добруджа — долгое время имела лишь земельный герб: с двумя дельфинами. Символом Констанцы — приморского центра Добруджи — стало изображение святой покровительницы города Елены — матери императора Константина, чьё имя город стал носить с 326 г. (ранее город был греческой, затем римской колонией Толой, здесь находился в ссылке поэт Овидий). Св. Елена изображена с маленьким Константином в левой руке, а правой рукой она воздвигает крест.
    Гербы остальных городов Добруджи оказались в межвоенные годы ХХ в. наиболее «осовремененными». Символы города Тулча в гирле Дуная — якорь, волны и две рыбы (другой вариант — дельфины и полумесяц — знак Османов). В гербе черноморского порта Сулины также присутствует якорь — символ уезда Тулча. Железнодорожный мост (связавший Добруджу со всей Европой) и воины Дуная — герб города Черноводa. Дунай, башни на скалах над рекой и крест, вознесённый над полумесяцем, составляют герб Хыршовы. Турецкая крепость над горой (по-турецки «даг») и кайма с изображением деревьев — герб города Бабадаг к северу от Констанцы. Курортный город Эфорла — южнее Констанцы — получил такой герб: дельфин в чёрных морских водах и восходящее над морем солнце.

    Возвратимся к тотальной перекройке городских гербов в 1960—1970-е гг. Пожалуй, такого не было даже в СССР — все города как один получили в центре щита своих гербов маленький щиток с государственными гербом и флагом и партийным красным флагом. При этом прежние символы потеснились в нижнюю часть, уступив место вверху шестерёнкам, домнам, раскрытым книгам, нефтяным вышкам, колёсам станков, колосьям, колбам, бобинам (и мало ли ещё каким атрибутам «социалистической действительности»), либо исчезли совсем — так, например, герб Тыргу-Жиу полностью заняли вышка ЛЭП, домны и арматура предприятий; в Бакэу «ненужная» Богоматерь — была заменена на кирпичную кладку, шестерёнку и рулон ткани. Лишь в отдельных случаях, как в гербе Тырговшиты, вспомнили об истории, дополнив образы господарей изображением первой румынской хроники и пером. Всё это — торжество испорченного вкуса не только над «мрачным прошлым», но и над чувством меры и здравого смысла — кануло в лету после 1989 г. В начале 1990-х  гг. были восстановлены гербы городов, существовавшие до середины XX в. с некоторыми дополнениями.

    БОЛГАРИЯ

    Вопрос для телевизионных «знатоков»: какому христианскому святому был поставлен памятник в Москве в... 1977 г.? Неужели такое было возможно во времена официального государственного атеизма? Ведь даже памятник св. Андрею Рублёву работы Олега Комова появился только в 1985 г.
    Тем не менее такая монументальная скульптура есть — это статуя святой Софии, покровительницы города, название которого носит столичный кинотеатр на Сиреневом бульваре, открытый в том самом 1977 г. В отличие от Румынии времён Чаушеску, в Болгарии при Живкове не столь категорично отреклись от традиционной, связанной с религией, символики, и изображение святой осталось в гербе столицы страны — Софии.
    Более того, братья-славяне привезли символ города и в Москву, установив перед упомянутым кинотеатром.
    Исторически в Болгарии сложилась парадоксальная ситуация с городской геральдикой — с одной стороны, её традиции восходили ещё к древности. На монетах встречаются символы греческих колоний Одессы (современная Варна — Зевс), Анхиала (торговый корабль), Аполлонии (современный Созопол — Аполлон), Месембриди (современный Несебыр — шлем с маской). В римские времена существовали символы у Филиппополя (современный Пловдив — корзина, символ торговой роли города), Сердики — древней Софии (храм Аполлона). Но в средние века городские гербы (в европейском понимании) здесь не сложились, и тому были разные причины — слабая роль городских властей, постоянные войны и переделы государства, наконец, османское иго. В источниках встречается, пожалуй, только символ Видина — центра небольшого княжества (серебряный крест в красном поле).

    Получив в 1878 г. независимость, Болгария начала приобщаться к европейским стандартам в геральдике. Поводом для составления герба столицы — Софии, ставшей к тому времени крупным культурным центром, стала Всемирная выставка в Париже в 1900 г. Конкурс на герб был объявлен Народным музеем и Рисовальным училищем. Заранее, при участии директора училища, ведущего художника Болгарии Ивана Мырквички, участникам предложили обязательные элементы будущего символа города: фигура св. Софии, покровительницы столицы и вообще городов (как и её античная предшественница — Афина), посвящённая ей церковь, гора Витоша и древний храм Аполлона с термальным источником. Выиграл конкурс проект студента Рисовального училища Х. Тачева. Щит герба — вырезной, в центре национальный герб Болгарии — золотой лев на задних лапах, по четырём углам разместились предложенные составные части. Внизу, вдоль оливковых ветвей — лента выразительного девиза: «Растёт, но не стареет». Увенчала герб трёхбашенная корона, указывающая на столичные функции Софии, силу и стойкость города. Таким образом, в ХХ в. София вступила, проведя электричество, пустив первый трамвай и утвердив герб.
    В дальнейшем последний стал цветным — лев изображён в малиновом поле, св. София на башенной короне — в красном, храм св. Софии — в золотом, зелёная Витоша — в серебряном, храм Аполлона — в лазоревом. После 1944 г., когда к власти пришли коммунисты, на короне в навершии появилась пятиконечная красная звезда, ныне упразднённая, но это было единственным политическим вмешательством в герб. В таком виде софийский герб был хорошо знаком посетителям магазина болгарских товаров на Большой Полянке в Москве.
    Гербы других городов Болгарии были составлены в основном в годы коммунистического правления. Исключение составляют города Южной Добруджи, входившей до 1940 г. в состав Румынии. Там ещё в начале 1930-х гг. появились гербы Силистры (крепостная башня над водами Дуная и крест над полумесяцем — символ побед над османскими войсками) и Тутракана (лента реки и якорь). В дальнейшем эти гербы были видоизменены (вместо креста с полумесяцем появилась ракита, вместо якоря — яхта, колосья и шестерёнка.
    Те из знаков болгарских городов, которые были слабо «политизированы», сохранили в основном свой вид до наших дней. Вот, например, герб Варны — крупнейшего черноморского города Болгарии. В нём пара львов поддерживает якорь. В гербе Пловдива — треугольники, обозначающие традиционное число городских холмов, и волны — реку Марицу. В левом верхнем крыле часто изображают льва.

    В центральном, бежевом поле герба Плевена — храм-памятник победе русских войск в войне за освобождение Болгарии в 1877—1878 гг. Вокруг от храма, в зелёном поле — шестерёнка, кисть винограда и колонна, указывающая на культурные традиции города. Морской курорт Несебр символизует роза ветров, волны моря и деталь римской аркады в навершии (указывающей на его древние архитектурные памятники). Другой, горный курорт Велинград имеет иные символы — минеральный источник, ель и шестерёнку.
    В основе герба Велико-Тырнова — исторической столицы Болгарии (Второго Болгарского царства) царский герб XIII—XIV в. Он выглядит следующим образом: три золотых льва в красном поле, символизирующие три части государства (Мезию, Фракию и Македонию). Три башни в навершии, напоминающие о средневековых укреплениях города. На гербах городов Хасково и Кюстендила — также старинные крепостные ворота и башня. Солнце на гербе Хаскова напоминает о южном географическом положении города, рыба — о возникновении города из рыбацкого села на реке Марице.
    Когда-то Ле Корбюзье назвал Болгарию «цветочным садом». И действительно, цветы часто встречаются в городских гербах — роза и лилия украшают гербовый щит Кюстендила, розы символизируют Разград («говорящий» герб), девушка в саду — символ Казанлыка, «розовой столицы» Болгарии.

     

    Интересен герб Ямбола — древнего Диампола. Щит окаймляет девиз: «Идёт из древности — устремляется в будущее». Вертикальные струи воды напоминают о горной реке Тундже, с древних городских монет взята голова Гермеса (Меркурия). «Труд и культура» — девиз Бургаса, герб которого освещает стоящий над черноморскими волнами путеводный маяк.
    Герб курортного города Поморие (древний Анхиал), безусловно, очень удачен с точки зрения информации об этом месте. В его четырёх полях изображены: кисть винограда (один из древних символов Анхиала; виноградники и в наши дни окружают город), соляная гора (символ одного из главных занятий горожан — солеварения), фигура рыбака, закинувшего в море сети (это занятие всегда кормило город), и, наконец, солнце (напоминающее о статусе города-курорта).
    Следует отметить, что в Болгарии до сих пор нет единых принципов составления городских гербов: у них самая разная щитовая основа, и выбор обрамления произволен.

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    TopList