© Данная статья была опубликована в № 11/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2005
  • VII Ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников
    АНОНС

     

    VII Ежегодный всероссийский конкурс
    исторических исследовательских
    работ старшеклассников

    Человек в истории. Россия – ХХ век

    Главная тема конкурса 2005/2006 года остаётся прежней

    Cудьба человека в российской истории ХХ века

    Предлагаем участникам конкурса выбрать одно из следующих направлений исследовательской работы:

    • История семьи.
    • Личность и общество.
    • Человек и власть.
    • Свои — чужие. Другая национальность. Другая религия, Другие убеждения.
    • Человек и малая родина.

    Цель конкурса — побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвящёнными российской истории минувшего века. Ведь без понимания того, что принёс ХХ век — один из самых драматических в истории России, невозможно понять настоящее или представить себе, какое нас ждёт будущее.

    • Результаты прошедших конкурсов показали, что наибольшее количество присланных работ посвящено истории семьи или какой-либо человеческой судьбе. Это естественно — ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны, от которого нынешних школьников отделяют многие десятилетия.

    • Взаимоотношения личности, общества и государства — огромная и очень разнообразная тема, которая заставляет задумываться над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над обществом в целом. Не менее интересно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу, как общественная самодеятельность противостояла государственному диктату.

    • Важно, чтобы вы обратили внимание на тему свои — чужие, на тех, кто живёт или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям — вот одна из наиболее важных тем нынешнего конкурса. Работая по этой теме, чрезвычайно важно исследовать исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах становился «чужим» в вашем городе или деревне — в ту или иную эпоху.

    • Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, посёлка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса — эти улицы, эти здания, эти памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

    Главное — мы не ставим участникам конкурса жёстких тематических рамок. Работа может быть посвящена любой другой теме, главное, чтобы она отвечала общей идее конкурса: человек в истории.

    История повседневности — одно из ключевых слов этого конкурса; работа получится особенно удачной, если вам удастся наполнить её живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшие эпохи — деталями быта, описаниями культурной среды, конкретными примерами языковой лексики.

    Исследовательская работа, присланная на конкурс, может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.

    Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания (просьба присылать копии, а не подлинные семейные документы), статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

    Мы сознательно не ограничиваем вас в выборе жанра и темы, однако просим не присылать работ на 3–4 странички типа школьных сочинений, рефератов, целиком состоящих из книжных и газетных цитат, или чужих текстов, «вынутых» из Интернета.

    Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах. Однако работы, присланные в электронном виде, должны непременно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму обязательно должен прилагаться сценарий.

    Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.

    Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:

    фамилию, имя и отчество автора (полностью),
    адрес автора с почтовым индексом,
    класс и номер школы,
    по возможности телефон (просьба писать печатными буквами).

    Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью).

    Просим также приложить аннотацию (краткое содержание работы); использовать сквозную нумерацию страниц ваших работ и прилагать список всех дополнительных материалов.

    Желательно прислать два экземпляра работы.

    Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.

    Работы должны быть набраны на компьютере или перепечатаны на машинке. Допустим и текст, написанный от руки, если он легко читается (просим не присылать ксерокопии с рукописных работ).

    Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались в своих изысканиях и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

    Участники конкурса: мы приглашаем принять участие в конкурсе учащихся средних учебных заведений России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

    Срок отправки работ на конкурс — до 10 января 2006 (по почтовому штемпелю).

    Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2006 г. Для подведения итогов конкурса авторов 40 лучших работ пригласят в Москву, где им будут вручены ценные призы (компьютеры, видеомагнитофоны, фотоаппараты, диктофоны). По решению жюри и оргкомитета 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.

    Авторы 200 работ, получивших высокую оценку экспертов и жюри, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте. Все приславшие работы на конкурс получат свидетельство участника конкурса.

    Учителя и наставники, помогавшие конкурсантам, также будут отмечены. 3 лучших учителя, выбранных жюри, будут приглашены в Москву и награждены ценными подарками. 100 лучшим наставникам будут высланы благодарности и книжные подарки. 30 наставников, активно участвовавших в конкурсе, осенью 2006 г. будут приглашены в Москву для участия в научно-практическом семинаре.

    Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы будут опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории» на безгонорарной основе.

    РОО «Открытая Россия» (РФ),
    Фонд Форда (США),
    Фонд имени Генриха Бёлля (ФРГ),
    Фонд «Память, ответственность, будущее» (ФРГ)

     


    Просим сообщить нам о намерении участвовать в конкурсе до 1 декабря 2005 г. Делать это необязательно, но, получив вашу заявку, мы вышлем вам методические и информационные материалы.

    Заявки и работы следует присылать по адресу:

    Россия, 127051, Москва, Малый Каретный пер., 12, Международное общество «Мемориал», «На школьный конкурс».

    Тел.: (095) 299-65-04 (с 12.00 до 18.00)

    Факс: (095) 973-20-94

    E-mail: konkurs@memo.ru

    http://www.konkurs.memo.ru

    TopList