© Данная статья была опубликована в № 11/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2005
  • Мы – дворяне, крестьяне, инспекторы…

     

    Мы – дворяне, крестьяне, инспекторы…

    Урок – деловая игра по теме
    «Отмена крепостного права» в 8-м классе

     

    Тема «Отмена крепостного права» в 8-м классе изучается
    на протяжении двух уроков. Первый урок традиционен,
    он предусматривает знакомство с основными положениями
    крестьянской реформы 1861 г. Второй же урок, посвящённый
    углублению и закреплению знаний и развитию умений и навыков,
    можно провести в форме деловой игры.

     

    Цели урока

    • Выявить особенности практической реализации крестьянской реформы в различных регионах России, определить положительные и отрицательные последствия отмены крепостного права для разных социальных групп.
    • Научиться анализировать и обобщать исторические факты, работать со статистическими данными и учебным текстом, формулировать и аргументировать собственное мнение.

    Учебные материалы

    Ляшенко Л.М. Учебник «История России. XIX в.»; п. 21–22, 32.
    Короткова М.В. Рабочая тетрадь «История России – XIX в.»; задание 2 на с. 69 (содержит таблицу соотношения барщины и оброка в помещичьих хозяйствах различных губерний России накануне реформы).
    • Раздаточный материал – карточки с заданиями для групповой работы.

    На предыдущем уроке учащимся даётся домашнее задание – изучить п. 21–22, 32 в учебнике и записи в тетради, сделанные в процессе усвоения материала на уроке; выполнить задание 2 в рабочей тетради (пользуясь данными статистической таблицы, определить позицию помещиков разных губерний по отношению к крестьянской реформе). Класс заранее делится на пять групп, причём в группу экспертов желательно выделить учеников с высоким уровнем мыслительной деятельности, наиболее способных к анализу и оценке большого объёма информации.

    ХОД УРОКА

    1 ЭТАП
    Вводно-мотивационный

    Постановка цели урока, инструктаж по проведению деловой игры.

    2 ЭТАП
    Учебная деятельность учащихся

    Выполнение заданий в группах.

     


    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

    Дворянское собрание
    Смоленской губернии

    A) Как строились отношения крестьян и помещиков вашей губернии до 1861 г. – преимущественно на основе барщины или оброка? У кого было больше земли – у крестьян или у помещиков?
    Б) Какие трудности вы как помещики стали испытывать в результате отмены крепостного права?
    B) Как вы пытаетесь решать возникшие проблемы?
    Г) Какая помощь со стороны правительства вам нужна?
    Оформите результат работы в виде обращения к государю императору.


    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

    Сельский сход
    села Воскресенского
    Ярославской губернии

    А) Как строились отношения крестьян и помещиков вашей губернии до 1861 г. – преимущественно на основе барщины или оброка? У кого было больше земли – у крестьян или у помещиков?
    Б) Какие трудности вы как крестьяне стали испытывать в результате отмены крепостного права?
    В) Как вы пытаетесь решать возникшие проблемы?
    Г) Какая помощь со стороны правительства вам нужна? Оформите результат работы в виде обращения к государю императору.


    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

    Инспекторы
    уральских заводов

    A) На каких принципах строилась работа уральских заводов до 1861 г. – кто работал на заводах, кому принадлежала земля?
    Б) Какие трудности испытали уральские заводы после отмены крепостного права?
    B) Как эти трудности сказались на развитии уральской промышленности?
    Г) Какие меры нужно предпринять для вывода уральской промышленности из кризиса?
    Оформите результат работы в виде официального отчёта.


    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

    Лондонская редакция
    газеты «Колокол»

    A) Почему в России необходимо отменить крепостное право?
    Б) Какие условия реформы кажутся вам приемлемыми? Почему?
    B) Какие условия реформы кажутся вам неприемлемыми? Почему?
    Г) Какие меры нужно предпринять, чтобы освободить крестьян по-настоящему?
    Оформите результат работы в виде статьи.


    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

    Эксперты

    A) Проработайте задания всех групп (без оформления результатов работы).
    Б) Оцените выступление каждой группы с точки зрения содержания.
    B) Оцените выступление каждой группы с точки зрения формы и стиля.
    Г) Сделайте общий вывод о проблемах, возникших в России в результате отмены крепостного права.


    КОММЕНТАРИЙ
    ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    Задания составлены с учётом различия российских регионов к 1861 г.: Ярославская губерния в гораздо большей степени интегрирована в рынок, нежели Смоленская губерния (знаменательно, что и в наше время такое положение сохраняется). Урал интересен как промышленный регион, обязанный своим процветанием в XVIII в. использованию подневольного труда.

    3 ЭТАП
    Контроль и коррекция

    Каждая группа представляет результат своей работы, в процессе коллективного обсуждения результат может корректироваться и уточняться.

    В заключение эксперты дают мотивированную оценку результатов работы групп и делают общий вывод об особенностях реализации крестьянской реформы в различных регионах России, о проблемах, вызванных ею.

    Вывод обсуждается классом и фиксируется в тетрадях.

    Помимо вывода о том, что трудности практической реализации заложены в самих условиях крестьянской реформы (которая, в конечном счёте, ударила «одним концом – по барину, другим — по мужику» (Н.А. Некрасов)), учащиеся, как правило, делают вывод о стереотипности мышления крестьян, помещиков и заводовладельцев как одной из причин экономических проблем пореформенной России.

    Ольга УКОЛОВА,
    учитель истории,
    гимназия № 210 «Корифей»,
    г. Екатеринбург

    Фото А. Степанова

    TopList