© Данная статья была опубликована в № 11/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2005
  • Крепостное право отменяется навсегда

     

    КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
    ОТМЕНЯЕТСЯ НАВСЕГДА

    Альфонс Муха. Отмена крепостного права

    Альфонс Муха. Отмена крепостного права

    Урок для 8-го класса по истории России на тему «Крестьянская реформа 1861 г.»
    строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах,
    поставленных в рамках презентации. Данный дидактический приём
    будет интересен и на уроках в 10-м классе. Приведённый в
    уроке материал — текст, таблицы и иллюстрации может быть
    использован учителем, не имеющим технического оснащения.

     

    Цели и задачи

    • Познакомить учащихся с личностью Александра II.

    • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.

    • Путём анализа основных положений реформы выявить её прогрессивные и крепостнические черты.

    • Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.

    • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

    Оборудование

    • Компьютер и проектор;

    • CD «Энциклопедия истории России 862—1917 гг.»

    Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

    В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

    Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы.

    На первом слайде презентации — опорный план урока.

    Крестьянская реформа 1861 г.

    План урока:

    I. Введение.

    II. Основная часть урока

    • характеристика личности императора Александра II;
    • предыстория отмены крепостного права;
    • причины отмены крепостного права;
    • подготовка крестьянской реформы;
    • её основные положения;
    • значение отмены крепостного права.

    III. Заключительная часть урока.

    IV. Домашнее задание.

    ХОД УРОКА

    I. Введение

    Учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

    II. Основная часть урока

    Знакомство учащихся с личностью Александра II <Рисунок 1>.

    Учитель. 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей.

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    Рисунок 3

    Рисунок 1
    Рисунок 2
    Рисунок 3

    «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» – говорил, умирая, Николай I. <Рисунки 1, 2, 3>.

    Рассматриваются слайды с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

    Какие проблемы оставил Александру II его отец?

    Учитель. Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 г. и получил блестящее воспитание. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды.

    М.М. Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф. Канкрин – экономику.

    Рассматривается слайд с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского <рисунок 4>, М.М. Сперанского <рисунок 5>, Е.Ф. Канкрина <рисунок 6>.

    Рисунок 4

    Рисунок 5

    Рисунок 6

    Рисунок 4
    Рисунок 5
    Рисунок 6

    Учитель. Во время путешествия в Сибирь Александр II просил отца проявить милость к декабристам <рисунок 3>.

    Рассматривается слайд с изображением Александра II.

    Как воспитание Александра II повлияло на его характер?
    Как личные качества царя отразились на ходе последующих
    исторических событий?

    Учитель. Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, кто и когда из правителей пытался решить этот вопрос?

    Давайте восстановим последовательность событий, предваряющих отмену крепостного права.

    Предыстория отмены крепостного права

    • XVIII в. — А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

    • 1797 г. — Указ Павла I о трёхдневной барщине

    • 1803 г. — Указ Александра I о «вольных хлебопашцах»

    • 1816—1819 гг. — Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии).

    • 1842 г. — Закон Николая I об «обязанных крестьянах» (реформа Киселёва).

    • 1847 г. — Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.

    Рассматривается слайд «Предпосылки отмены крепостного права».

    Поражение в Крымской войне.
    Массовое крестьянское движение.
    Военно-техническое
    отставание России от
    европейских государств.
    Социально-экономическая
    отсталость России в сравнении
    с Западной Европой.
    Общественное мнение

    Учитель. Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего она имела моральную сторону.

    Рассматривается слайд «Отношение к крепостному праву в российской печати».

    Как относилось русское общество к крепостному праву?
    Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права?
    Какие тайные общества и организации выступали за его отмену?

    Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: статьи К.Д. Кавелина «Записки об освобождении крестьян», журналов «Полярная звезда», «Колокол».

    Учитель подводит учеников к выводу: В середине XIX в. в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять это решение Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

    Ученики заполняют таблицу «Причины отмены крепостного права». После заполнения работа проверяется по готовому слайду.

    Учитель. Александр II 30 марта 1854 г. выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «…лучше, если это произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».

      Рассматриваются слайды «Подготовка к отмене крепостного права».

    3.01.1857 г. — образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

    Октябрь 1857 г. — виленский генерал-губернатор В.Н. Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землёй.

    20.11.1857 г. — Александр II издаёт рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

    Февраль 1858 г. — Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

    Март 1859 г. — учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

    Как вы думаете, почему Александр II добивался,
    чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян?
    Какую роль в этих реформах он отводил себе?

    Учитель ставит перед учениками проблемное задание.

    Учитель.Сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в архивах проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что имеется три возможных варианта освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

    Рассматривается слайд «Варианты освобождения крестьян; слои общества, поддерживающие их».

    1 вариант
    Освобождение крестьян без земли. (Дворяне в губернских комитетах.)
    2 вариант
    Освобождение крестьян с землёй за выкуп. (Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение помещичьего землевладения.)
    3 вариант
    Освобождение крестьян с землёй без выкупа. (Революционно настроенная часть общества.)

    Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II и почему?

    Рассматривается слайд «Завершение работы над проектом крестьянской реформы».

    Учитель. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворённых в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

    Рассматриваются слайды «Основные положения манифеста».

    Пункт 2

    Порядок личного освобождения

    Крестьяне:
    лично свободны;
    наделены общегражданскими
    и имущественными правами.
    НО! сохранилось:
    сословное деление;
    подать от крестьян;
    рекрутские наборы;
    зависимость от общины

    Пункт 6

    Порядок наделения землёй

    Сохранялось помещичье землевладение.
    Крестьяне наделялись землёй, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
    Размер выкупной нормы
    составлял от 3 до 12 десятин.
    Лично свободные крестьяне
    за землю должны были
    отбывать барщину и оброк
    до полного её выкупа.

    Крестьяне, заключившие
    договор на выкуп земли
    (9 лет), назывались
    временнообязанными
    .
    Размер надела, оброка
    (барщины) определялся Уставной грамотой.
    Срок её подписания — 2 года.
    Выкупная операция:
    25% стоимости земли крестьянин платит помещику;
    75% стоимости земли помещику возмещает государство;
    государство выдаёт крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.
    После этого оказаться
    от выкупной операции нельзя!
    Пункт 17

    Порядок управления
    крестьянской общиной

    Государство проводило расчёт за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.

    Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест?
    Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права?
    Стал ли русский крестьянин благодаря манифесту собственником своей земли?

    Учитель. В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли. К концу 1861 г. в обществе нарастает разочарование непоследовательностью реформ.

    Как вы понимаете эти строки Н.А. Некрасова:

    Распалась цепь великая,
    Распалась и ударила
    Одним концом – по барину,
    Другим – по мужику?

    Как автор оценивает события отмены крепостного права?
    Как вы оцениваете эти события?

    Учитель должен подвести учащихся не только к историческим, но и к нравственным оценкам реформы.

      Рассматривается слайд «Значение отмены крепостного права».

    Отмена крепостного права нанесла удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для свободных договорных отношений.
    Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.
    В результате реформы было освобождено 20 млн крестьян.

    III. Заключительная часть урока

    Ученики получают задание: ответить на вопросы и заполнить таблицу.

    Прогрессивные
    черты реформы
    Пережитки
    крепостничества
       

    IV. Домашнее задание

    Написать «письмо» императору Александру II от имени освобождённого крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу.

    Наталья ДОРОЖКИНА,
    учитель истории,
    Москва

    TopList