© Данная статья была опубликована в № 11/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2005
  • «Благородство людей» – в одном ответе

     

    «БЛАГОРОДСТВО ЛЮДЕЙ» – В ОДНОМ ОТВЕТЕ

    1994—1999—2004-й: меняются ли стереотипы?

    Недавно автор провёл в
    242-й, 364-й и 1415-й школах Москвы среди учащихся
    10—11-х классов очередной опрос. Его темой были ассоциации, возникающие у ребят при упоминании стран Дальнего и Ближнего Зарубежья. Аналогичные опросы проводились десять и пять лет назад (см. статью «Стереотипы восприятия: зарубежные страны глазами школьников». «История»,
    № 39, 1995). Автор считает важным проследить, как меняются определённые взгляды подрастающего поколения.
    При этом в 1999  г. и особенно в 2004 г. было увеличено количество стран, по которым проводятся опросы.
    Если заглянуть в упомянутую публикацию, то бросается в глаза, что десять лет назад Дальнее Зарубежье старшеклассники явно знали лучше, чем бывшие социалистические страны и недавно образовавшиеся независимые государства — бывшие советские республики.
    В сознании школьников сразу появляются чёткие ассоциации при упоминании Англии, Франции, Италии, Японии и других стран, чего нельзя было сказать о Грузии, Казахстане или Болгарии.
    Через пять и десять лет сохранилась та же тенденция. Изменения коснулись (как для дальних, так и для ближних стран) лишь конкретных ассоциаций. Давайте пройдёмся по списку стран, по которым производились опросы.

    Англия. В 1994 г. наиболее распространённой ассоциацией была «Королева». Через пять лет вновь — «Елизавета II», а также — Биг-Бен, туман и почему-то английский чай. Теперь наиболее часто встречаются — Биг-Бен (с большим отрывом), автобусы, королева, Тауэр и Бэкхем. Из других образов постоянно встречаются дождь, смог, Лондон, Темза, Черчилль, названия футбольных клубов, иногда литературные образы (Шерлок Холмс).

    Франция. Десять лет назад преобладали: мушкетёры, духи, Эйфелева башня, Лувр, «Рено». Пять лет назад — Эйфелева башня, духи, мода. Ныне — опять Эйфелева башня (с большим отрывом), духи, лягушки. Немало ассоциаций, связанных с образом Парижа как столицы моды и красоты. Также постоянно встречаются Людовики, Версаль, абсолютизм, а в двух последних опросах — Зидан.

    Германия. Предмет особого разговора — ассоциации, связанные с минувшей войной. В 1994 г. ассоциаций «война, фашизм» было довольно много — те старшеклассники ещё успели стать октябрятами и подвергнуться «военно-патриотическому воспитанию». Хотя не меньше был автомобильный ряд — «Мерседес», «БМВ», а также встречалось немало ответов «аккуратность, точность». В 1999 г. на первое место вышло пиво, а количество ответов «война, фашизм» заметно уменьшилось. Однако в последнем опросе ассоциаций «Вторая мировая война, фашизм» много как никогда. Очевидно, сказывается широкая подготовка к празднованию 60-летия Победы. На третьем месте — пиво, а техника вообще почти не упоминается.

    Италия. Самые распространённые ассоциации 1994 г. — сапог, море, спагетти, мафия, красота; 1999 г. — спагетти, пицца, красота; 2004 г. — спагетти, пицца, Колизей, сапог. Другие частые ассоциации — древние постройки, Пизанская башня, Венеция, папа Римский, Ренессанс, обувь, любовь, романтика…

    Испания. Здесь почему-то наблюдается более узкий круг стереотипов. Во всех трёх опросах абсолютно преобладала коррида (и быки), встречались также танцы, кастаньеты, реже — море, тёплая (жаркая) погода. Совсем редки, можно сказать, единичны ответы, связанные с культурой: Дон-Кихот, Дали.

    США. Здесь наблюдается весь набор ассоциаций, связанных с «американским образом жизни», государством и культурой: президент (просто), конкретные президенты — в основном правящие на момент опроса (Клинтон, Буш), Белый дом, статуя Свободы, Голливуд, звёздно-полосатый флаг, янки, доллар, небоскрёбы (правда, в последнем опросе эту ассоциацию можно связать с известными событиями). Из отдельных штатов особенно повезло Техасу. Специфическая ассоциация — «Макдональдс». В 1999 г. встречались ответы: «война в Югославии», теперь — «война в Ираке».
    Соединённые Штаты — фактически единственная страна Дальнего Зарубежья, которая в некоторых случаях стала вызывать отрицательные ассоциации, не связанные с прошлым. В 1994 г. таких ассоциаций почти не было, в 1999 г. встречалось: «слишком много мнят о себе», а в последнем опросе пятое—шестое место разделили ответы: «ожирение», «тупые».

    Греция. В основном ассоциативный ряд навеян древним наследием Эллады. Наиболее частые ответы: 1994 г. — Акрополь, храмы, статуи; 1999 г. — архитектура, история, море, солнце. Некоторые новые ассоциации, очевидно, связаны с тем, что большое число ребят или сами побывали в Греции, или слышали рассказы родных и знакомых. В последнем опросе на первых местах, конечно, Олимпиада и победа греческих футболистов на Евро-2004. Другие частые ответы: Афины, мифы, Акрополь, боги, античность.

    Турция. Появилась только во втором опросе, когда россияне уже достаточно хорошо «обжили» эту страну. Поэтому понятны наиболее распространённые ответы: Анталья, отдых, курорт, море, базар. Казалось бы, более характерные: султан, янычары, ковры — встречаются гораздо реже. В 2004 г. ничего не изменилось: наиболее распространённые ответы — курорты, море, отдых, туризм. Между прочим, оба раза в ответах фигурировал певец Таркан.

    Египет. Пожалуй, эта страна вызывает наиболее однотипные ассоциации. Во всех опросах — бесконечные пирамиды, дополненные фараонами и сфинксами. Гораздо реже ответы: «пустыня, верблюды». Опять-таки уже в 1999 г. появились ответы, свидетельствующие о поездках: «курорты, Красное море». В последнем опросе их больше — кажется, Египет становится всё более популярным местом отдыха.

    Индия. Интересен основной ряд 1994 г.: слоны и чай, попадался и «чай со слоном». Позднее стали предпочитать английский чай (см. выше), а слоны в большом количестве остались. Другие частые ответы: 1999 г. — Будда, храмы, музыка, фильмы; 2004 г. — буддизм, кино, танцы, Тадж-Махал, сари, корова.

    Китай. Десять лет назад чаще всего назывались Великая стена и рис. Через пять лет — узкие глаза, китайская кухня, рис, коммунисты. В последнем опросе — большое население, Великая стена, рис. Другие заметные ассоциации: боевые искусства, монастыри, дешёвые товары, Конфуций.

    Япония. Как и в случае с Германией, десять лет назад среди ответов очень часто появлялись марки автомобилей: «Тойота», «Хонда». Часто назывались компьютеры, технологии, а также самураи, ниндзя, император, карате. Один характерный ответ: «умная страна». В 1999 г. преобладали ответы: техника, аппаратура, «Сони», кимоно. Опять-таки интересная реплика: «В этой стране живут люди разумные»(!), «страна новейших технологий», а также просто: «цивилизация». В последнем опросе первые места заняли: техника, электроника, суши. Есть немало ответов: харакири, гейши, саке, чайная церемония. Почему-то никто не упоминает пришедшие к нам из Японии икебану, оригами, а теперь и караоке. Изредка фигурирует спор вокруг Курильских островов.

    Мексика, Бразилия, Аргентина. Стереотипный ряд крупнейших латиноамериканских стран в сознании старшеклассников все эти годы формировался прежде всего под влиянием телевизионных сериалов. В ответах менялись только названия и герои. Причём если в 1994 г. чаще назывались мексиканские «Богатые тоже плачут» и «Просто Мария», то уже через пять лет было много обобщающих ответов: сериалы, мыльные оперы. В 2004  г. такая тенденция распространилась на все три страны (Бразилия была добавлена к Мексике во втором опросе, Аргентина — в третьем).
    А что ещё? Мексика часто ассоциировалась с сомбреро, кактусами (в 2004 г. они опередили сериалы), иногда назывались майя, ацтеки, а в последний раз — наркотики (по-видимому, стереотип, почерпнутый из американских фильмов). В Бразилии в 1999 г. встречалось «много диких обезьян». Также назывались футболисты во главе с Роналдо (иногда вспоминался и Пеле), карнавал и танцы. Ныне осталось то же самое, кроме обезьян. Наконец, персональные герои аргентинских ассоциаций — Марадона и Н. Орейро. Помнят и песню «Аргентина—Ямайка — 5:0».

    Австралия. Как и во всём мире, при упоминании Зелёного континента наши старшеклассники чаще всего вспоминают кенгуру. Другие ассоциации всех трёх опросов также фактически неизменны: коала, аборигены, материк. Из достопримечательностей в ответах встречается Сиднейская опера.

    Канада. Здесь превалирует кленовый лист. Сильно отстают хоккей и зелень (леса). Встречаются также: холод, снег.

    Швеция фигурировала только в последнем опросе как одна из «не главных» западноевропейских стран. И вот здесь уже пошла путаница. Не раз старшеклассники называли банки, часы и сыр, явно по ошибке «занесённые» из Швейцарии. Из «правильных» ответов выделяются хоккей, шведская семья и, конечно, А. Линдгрен.
    Теперь особо остановимся на «зарубежье близком и не очень». Это понятие включает в себя как республики бывшего СССР, так и «братские» страны Восточной Европы (теперь по большей части уже входящие в европейское сообщество). Как показывают опросы, здесь ассоциативный ряд резко разрежается и иссякает. По большей части у старшеклассников нет устойчивых представлений об истории, культуре, традициях этих стран. Положение не меняется и в 2004 г., разве что чуть больше стало ассоциаций, связанных с поездками в Чехию, Венгрию либо Хорватию. Очень частый вариант — прочерк или: «Литва — литовцы, Грузия — грузины, Киргизия — киргизы».

    Начнём с нашей соседки — Финляндии. Здесь выручают многолетняя стабильность в стране, а значит, устойчивость некоторых понятий и нередкие поездки туда. Впервые Финляндия была введена в опрос пять лет назад, и самыми распространёнными ответами тогда были мебель и Санта-Клаус. Встречался фильм «Особенности национальной охоты». Много было и прочерков. В последнем опросе финская мебель почему-то исчезла, зато появились зима, горы и группа «Him».

    Польша. В 1994 г. преобладали ответы, связанные с поездками «челноков» — чартер, дешёвые товары. В 1999 г. встретились «злые полицейские». Остальные ответы были одиночны: короли, замки, Гришка Отрепьев, пан Капуста, Квасневский, И. Хмелевская. Оригинальный ответ: «Иван Сусанин». Судя по последнему опросу, старшеклассники вдруг полюбили старые польские мультфильмы. Также многочисленные ответы: «граница», «близко».

    Болгария. Здесь, можно сказать, всё забил перец. Встречаются в ответах море и курорты. Из персоналий фигурировали лишь президент Стоянов, Стоичков (в 1999 г.) и Филипп Киркоров.

    Чехия. В опрос введена в 1999 г. Тогда было много прочерков, самые частые ответы — «чешки», «парк с аттракционами», т.к. ещё с советских времён у нас гостят чешские луна-парки. В 2004 г. чаще всего упоминались Прага и пиво. Встретился Ян Гус из школьной программы. Как ни странно, напрочь отсутствуют Карловы Вары и чешское стекло.

    Венгрия. Добавлена только в последнем опросе. Чаще всего встречаются ответы: Будапешт, транспорт («Икарусы»?), Европа. Кстати, ответы «Европа» были и на Польшу; очевидно, отсюда в представлении молодых людей теперь начинается Европа. И опять ошибки: два ответа — Вена.

    Пожалуй, больше всего ассоциаций, связанных с отдыхом, навевает Хорватия, тоже введённая в последнем опросе — «море, острова», красота. Но при этом — прочерки, прочерки, прочерки…
    Что же до государств бывшего СССР (в СНГ и вне его), то все ассоциации можно поделить на три части. Первая — явные отписки вроде «Узбекистан — узбеки». Вторая — личные ассоциации: родственники, бабушка, сестра, друг, поездка, экскурсия. Третья (таких большинство, но относительное) — какие-либо образы, связанные со страной, её народом, культурой.

    В последней группе ответов, связанных с Украиной, без конца встречается «сало». Гастрономический ряд дополняют галушки, борщ, вареники, фрукты и горилка. Есть ответы «Киев, Днепр, Чёрное море, Крым». «Запорожец», ныне не выпускаемый, встретился только в 1994 г. И где-то ещё, конечно, «два Тараса» — Бульба и Шевченко. Иногда (10 и 5 лет назад) были ответы вроде «самостийна», «суверенна», «нету мяса, нету сала». В последнем опросе двое назвали Верку Сердючку. Ещё один распространённый вид лёгкого ответа — упоминание правящего президента. Так и тут — периодические ответы «Кучма» (в 1994 г. — Кравчук). Довольно много ответов «хохлы».

    Белоруссия (Беларусь). В 1994 г. ассоциаций было очень мало. «Заяц-побегаец», трактор «Беларусь», картошка, зубры — это почти всё, и много прочерков. Затем стало проще: огромный перевес имеют ответы «Лукашенко». Другие ассоциации по-прежнему единичные, разве что в 2004  г. выделялись ответы «Брест» (в связи с заграничными поездками, экскурсиями, а может быть, школьными мероприятиями, посвящёнными минувшей войне).

    Молдова. Помимо упоминания президентов (очень редкого) и проблемы с Приднестровьем выделяются ассоциации — вина, помидоры и группа «О-zone». Опять-таки много прочерков.

    Казахстан. Типичные ответы: лошадь, пустыня, овцы. Назарбаев — это в 1994 г. Через 5 лет на первое место вышел Байконур, это же — и в последнем опросе.

    Киргизия (Кыргызстан). Почти нет ответов, кроме одиночных: «народные костюмы» и «верблюды». Даже Чингиз Айтматов был упомянут лишь один раз, да и то в связи с Казахстаном.

    Узбекистан. Десять лет назад среди ответов явно преобладал хлопок. Также выделялись тюбетейки и «много косичек». Кто-то вспоминал фильм «Белое солнце пустыни». Через пять лет хлопок куда-то исчез, остались в заметном количестве тюбетейки и плов. Теперь уже и «тюбетеек» стало меньше, зато появилась «шаурма». За все эти годы было лишь два намёка на знание культуры: «Бухара» и «Ходжа Насреддин».

    О древней же таджикской культуре у старшеклассников, похоже, нет никакого представления. Отдельные ответы по Таджикистану (введён только в последнем опросе) — Памир, дыни.

    Какой должна быть главная ассоциация, связанная с Туркменистаном, кажется, ясно сразу. Но её… нет, как нет почти ничего. По всем опросам с трудом набирается несколько ответов «ковры».

    Теперь Кавказ. Грузия. Десять лет назад чаще всего она связывалась с вооружёнными конфликтами. Упоминались также море, горы, лаваш, вино, торговцы и пресловутые «лица кавказской национальности». Лишь в одном ответе присутствовала царица Тамара, но она больше не появлялась; исчезла война, стало больше ответов «Кавказ, горы». Изредка появлялся Шеварднадзе (в последнем опросе — Саакашвили). Как ни странно, почти не было ответа «мандарины» — а это, казалось бы, традиционная ассоциация с Грузией! — зато несколько раз почему-то назывались арбузы. Опять путаница…

    Азербайджан. «Война» и «коньяк» — вот чем «порадовал» опрос 1994 г. В последнем опросе преобладают опять-таки «торговые» стереотипы — «фрукты, арбузы». А нефть нашлась лишь в одном ответе да и то не в Азерайджане, а в Армении…

    Армения. «Арарат», «церковь» — это встречалось в опросе 1999 г. И ещё «армянское радио». Теперь армянского радио нет — наверное, потому, что сошли со сцены телевизионного КВНа «Новые армяне» (кстати, на всём образном ряде отрицательно сказывался, по-видимому, уход из КВНа некоторых команд из стран СНГ). Остались в основном армянские вина и фрукты. Давно уже нет ассоциаций, связанных с землетрясением и Нагорным Карабахом.
    Между прочим, в последнем опросе вовсе исчезли «лица кавказской национальности». Вероятно, это выражение, часто звучавшее на исходе перестройки, к счастью, уже вышло из обихода, чего, к сожалению, не скажешь о других «отрицательных» ассоциациях, связанных с Кавказом, да и не только с ним. В нескольких случаях на некоторые страны СНГ были ассоциации вроде «уродливый язык», «нет ничего положительного» (скопом о нескольких государствах). Тут, очевидно, мы уже имеем дело с уродливым воспитанием. «Отрицательные» ассоциации вызвали у некоторых школьников страны Балтии, но несколько другого рода — «плохое отношение к русским», даже «фашисты». С другой стороны, как и в случаях с Украиной и Беларусью, есть намёки на личные поездки или поездки знакомых.

    Латвия. «Культура», «природа» — это в лучшем случае. Относительно часто встречается Юрмала — поскольку её периодически показывают по телевидению. По той же причине упоминают Р. Паулса и — в последнем опросе — «Новую волну» (иногда Юрмала попадает в Литву, а ВЭФ — в Эстонию).

    Литва. Самая распространённая ассоциация — «море». Есть ещё — «медленно говорят». Более содержательных ассоциаций в последнем опросе (где была введена Литва) нет.

    Эстония. Вот тут почему-то ассоциации оказались наиболее богатыми, особенно в последнем опросе. «Сметана, рыба, сыр» — это впечатление из московских магазинов. «Таллинн, старая архитектура» — это у тех, кто туда ездил или где-то видел. «Спокойствие людей», «горячие эстонские парни», «замороженность» — это из анекдотов, заменивших ныне «армянское радио». «Хорошие музыкальные группы» — от тех, кто интересуется роком. Наконец, в одном ответе — «благородство людей» (Спасибо, что хоть однажды отметили положительную черту у соседей).
    А теперь подведём черту. Ну сколько ещё можно констатировать очень слабое знание учениками соседних стран и народов и достаточно нормальные, правильные представления о дальних краях? Вот что значит уделять нашим соседям по две строчки в учебнике и часто ни минуты времени на уроке. Как получилось, что ни в программах по истории, ни в учебниках нет упоминания о знаменитой царице Тамаре, о Шота Руставели? Грузия «зависла» в наших учебниках где-то между Византией, Восточной Европой и мусульманским миром. Думается, что преодоление таких пропастей «от Одры и Триглава до Нарвы» и «от Иртыша до Копетдага и Арарата» возможно при более подробном изучении истории соседних стран, когда зарубежная часть материала плавно переходит в отечественную.
    И ещё. В последние годы культурные связи России с ближними странами явно активизировались. Проходят тематические годы — Украины, Казахстана и др., устраиваются национальные выставки, концерты, приезжают театры. Но, похоже, это никак не отражается в сознании школьников. Может быть, надо устраивать это как-то иначе, не для галочки, а чтобы по-настоящему заинтересовать подрастающее поколение в крепких, надёжных, настоящих отношениях с ближними соседями?

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    TopList