© Данная статья была опубликована в № 07/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 07/2005
  • Ярость норманнов

    Ярость норманнов

    Материал для подготовки урока по теме «Эпоха викингов».
    6-й класс

     

    Цели урока: сформировать представления о своеобразии истории норманнских племен в эпоху раннего Средневековья; заложить в сознание учащихся элементы научного мировоззрения, содействовать их воспитанию в духе гуманистических ценностей; научить пользоваться компьютерной версией изложения темы урока.

    Оборудование: компьютеры, диск с записью презентации «Эпоха викингов»; учебник:
    Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История средних веков. М.: Русское слово, 2003.

    ХОД УРОКА

    СЛАЙД 1
    «Эпоха викингов»

    На экране компьютера заставка урока.

    Учитель. Тема сегодняшнего урока перед вами. Вглядитесь в заставку и расскажите о своих впечатлениях.

    Ученики. Возникает чувство тревоги, опасности. Кроваво-красный закат над морем говорит о том, что эпоха викингов была временем войн и потрясений, трагическим эпизодом истории.

    Учитель. А ещё она ставит нас перед необходимостью сразу разобраться в том, кто такие викинги и какой именно период скрывается в данном случае за словом «эпоха».

    СЛАЙД 2
    «Словарь урока»

    Учащиеся знакомятся с определениями понятий «викинги», «норманны», «варяги» и записывают их в рабочие тетради, так же как и хронологические рамки эпохи викингов (IX—XI вв.). Они находят на карте территории Швеции, Норвегии и Дании.

    СЛАЙД 3
    «Дом скандинава»

    Учитель. Дом — прямоугольной формы на каменном фундаменте, с саманными стенами из досок или прутьев, двускатной крышей с отверстием для дыма. В нём была лишь одна жилая комната, и к нему примыкали или сооружались поблизости мастерские, сараи, бани и другие хозяйственные постройки.

    ЗАДАНИЕ. Перечислите занятия норманнов.

    Ученики. Судя по рисунку, скандинавы занимались земледелием, скотоводством, собирали мёд, разводили домашнюю птицу и имели огороды, рыбачили в море, охотились в лесу. На картинке можно увидеть множество разных орудий труда и предметов домашнего обихода и сделать вывод, что скандинавы умели обрабатывать металл и освоили другие ремесла (мы видим женщину, работающую на ткацком станке). Как и другие народы, жившие на берегах морей, они, наверное, могли успешно торговать.

    Камень с рунической надписью.  X в.

    Камень с рунической надписью

    X в.

    Учитель. Скандинавия отличается суровым климатом, земель, удобных для обработки, здесь мало. Скандинавы с трудом могли прокормить себя, и всё больше жителей полуострова становились викингами и отправлялись в чужие страны искать богатства и славы. Они объединялись в дружины под предводительством вождей — конунгов.

    СЛАЙД 4
    «Драккары — корабли викингов»

    Учитель. Главным достоянием викингов, вся жизнь которых была связана с морем, считались корабли, ставшие символом и орудием их могущества, а вершиной кораблестроительного мастерства явилось военное судно — драккар. Строили его из дуба, только мачты и весла были сосновыми. Нос таких кораблей часто украшали головы драконов (дракаров по-древнескандинавски), от чего и пошло их название. Как вы думаете, с какой целью помещали викинги на свои суда резные изображения этих фантастических существ?

    Ученики. Может быть, они надеялись этим устрашить своих противников? Или верили в то, что драконы способны защитить их от злых сил?

    Учитель. Да, этим изваяниям викинги приписывали способность защищать корабли от вредоносных морских духов. Драккары были изящными, быстроходными, надёжными и при этом достаточно лёгкими, даже для переноса их на руках в случае необходимости. Число гребцов бывало от 26 до 70. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Эти суда были рассчитаны для захода в мелководные реки, но могли выдержать любую непогоду в открытом море. Остатки дракаров были найдены археологами. Их заботливо реставрируют и помещают в музеи как одно из наиболее значительных явлений материальной культуры эпохи викингов.

    СЛАЙД 5
    «Набеги викингов»

    Учитель. Корабли викингов появлялись у чужих берегов так внезапно, что местные правители, так правило, просто не успевали дать отпор. Рассмотрите внимательно карту на слайде: в каких странах побывали эти морские разбойники?

    Ученики. Они нападали на прибрежные поселения Британских островов, Франкской империи, добрались до Испании и Италии. Множество крупных городов подверглись их разорительным набегам.

    Учитель. В IX в. по всей Европе священники возносили молитвы: «Господи, защити нас от ярости норманнов!» Как этот факт характеризует скандинавских воинов?

    Ритуальный столб с головой дракона. IX в.

    Ритуальный столб
    с головой дракона

    IX в.

    Ученики. Это свидетельствует, по-видимому, о чрезвычайной жестокости, беспощадности викингов.

    Учитель. Да, они оставляли за собой дымящиеся развалины и груды трупов.

    СЛАЙД 6
    «Норманнское завоевание Англии»

    Учитель. Франкские короли вынуждены были уступить викингам земли на севере своего государства, где возникло герцогство Нормандия. Вспомните, что вам уже известно о судьбах англосаксонских королевств в Британии в раннем Средневековье.

    Ученики. Эти государства тоже подверглись нашествию норманнов — данов. Из семи королевств устоял только Эссекс, и даны заключили договор с его правителем Альфредом Великим. По этому соглашению остров делился на две части: владения Альфреда и владения Дэнло, которые стали датскими. Со временем датчане смешались с англосаксами, и эти земли объединились.

    Учитель. В 1066 г. умер, не оставив наследника, король единой Англии Эдуард Исповедник (своё прозвище он получил за набожность). Знать провозгласила новым монархом его родственника — Гарольда, однако появилось ещё два претендента на престол — король Норвегии, знаменитый викинг Харальд Суровый, и герцог Нормандии Вильгельм. Если англосаксам, пусть и с большим трудом, удалось одолеть норвежцев, то противостоять нормандцам они оказались не в силах. Решающая битва произошла 14 октября 1066 г. при Гастингсе. Войско Гарольда было разбито, сам он погиб, и нормандский герцог стал королём Англии Вильгельмом I по прозвищу Завоеватель. В истории этой страны начался период господства нормандцев. До наших дней дошёл удивительный памятник, повествующий об истории завоевания Англии, — ковёр, хранящийся во французском городе Байе.

    Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением «Ковёр из Байе» из раздела «Подробности» в учебнике (с. 93—94).

    СЛАЙД 7
    «Плавания викингов»

    Учитель. Викинги были лучшими мореходами своего времени. Ни кораблекрушения, ни страх перед неизвестностью не могли их остановить. Не имея компаса и карт в современном понимании, ориентируясь по солнцу и звездам, они совершали далёкие океанские плавания. Проследите по карте на слайде их маршруты. Какие места посетили викинги?

    Ученики. Они плавали в западном от Скандинавии направлении и расселились на острове Исландия, затем добрались до Гренландии.

    Учитель. Верно. Да и названия этим островам были даны викингами: Исландия — страна льда; Гренландия — зелёная страна. Какого континента достигли норманны во время своих плаваний на запад?

    Ученики. Северной Америки.

    Народы Европы. 800—1000 гг.
    Народы Европы

    800—1000 гг.

    Учитель. На уроках географии вы уже знакомились с историей открытия Америки. Давайте вспомним, кто и когда открыл этот континент.

    Ученики. Американский континент открыли в 1492 г. Христофор Колумб и его спутники.

    Учитель. Как видите, викинги побывали в Америке на 500 лет раньше Колумба. Скандинавы называли её Винландом — Страной винограда. Правда, надолго там им закрепиться не удалось, и об их открытии так никто и не узнал. Теперь изучите по карте маршруты плаваний в восточном и южном направлениях. Как вы думаете, какой путь и почему получил название «из варяг в греки»?

    Ученики. Сегодня мы узнали, что варягами норманнов называли на Руси. Греки — это жители Византийской империи. Значит, путём «из варяг в греки» обитатели Древней Руси могли назвать маршрут из Балтийского моря, омывавшего Скандинавию, в Чёрное, на берегах которого располагалась Византия, по многочисленным рекам славянских земель. По Волге, через Каспийское море, варяги вели торговлю даже с далёкими странами Востока.

    СЛАЙД 8
    «Словарь урока»

    Учитель. Для европейцев викинги были варварами, безжалостными разрушителями высокой христианской культуры. Но скандинавы создали и собственную самобытную культуру. Они пользовались особой письменностью — рунами, составляли и передавали из поколения в поколение сказания о богах и героях, смелых плаваниях и жестоких сражениях.

    Учащиеся заносят в тетради определения понятий «руны», «сага», «скальд», «конунг», рассматривают фотографию камня с рунической надписью.

    СЛАЙД 9
    «Ценности викингов»

    Учитель. Благодаря сагам мы многое узнаём о нравах скандинавов, их представлениях о жизни.

    Учащиеся читают фрагмент из «Речи Высокого (Одина)», входящей в «Старшую Эдду» (собрание песен о богах и героях)

    ВОПРОСЫ К СЛАЙДУ

    •  О каких чертах жизни и быта вы узнали из этого произведения?
    •  Какие правила житейской мудрости верховный бог рекомендует соблюдать викингу?
    •  Какие из этих правил являются, по-вашему мнению, общечеловеческими, а какие утеряли свое значение?

    Ученики. Из этого фрагмента мы узнаём кое-что о домах и хозяйстве викингов («невелик твой дом», «крыша из прутьев», упоминание о разведении коз); у них, видимо, было принято ходить друг к другу в гости, но не ради угощения, а, в первую очередь, для общения, приятной беседы; главной ценностью в доме было оружие, ведь именно его и одежду считали лучшим подарком.
    Верховный бог советует викингу дорожить дружбой и крепить её, быть верным; стараться приобрести житейскую мудрость, но не похваляться умом; в сражении и путешествии воину следует быть смелым и одновременно осторожным, а в отношениях с друзьями — неназойливым и деликатным.

    Бог Один на коне Слейпнире в сопровождении воронов
    Бог Один на коне Слейпнире
    в сопровождении воронов

    И в наши дни повсюду любят людей мужественных и смелых, но не безрассудных, умеющих быть преданными друзьями, наделённых немалым жизненным опытом, больше ценящих независимость, чем богатство, добрых и весёлых. Но можно ли согласиться с утверждением «...с недругом друга никто не обязан дружбу поддерживать»? И зачем человеку скрывать свой ум? Ведь это — достоинство личности, если, конечно, не глядеть свысока на других. Потерял в наше время актуальность совет не покидать оружия ни на миг, сейчас большинство людей стремятся разрешить противоречия достигая согласия, а не полагаясь на силу. Подозрительность также не украшает человека.

    СЛАЙД 10
    «Викинги — язычники»

    Учитель. По своим религиозным верованиям норманны были язычниками. Они поклонялись множеству богов и богинь, управлявших, по их мнению, окружающим миром и их жизнью. Но верховным богом считался Один — повелитель всего сущего. Его страшились и боги, и люди. Современный художник неточен в изображении Одина (на слайде), ведь, по представлениям викингов, у него был всего один глаз, ибо вторым он пожертвовал ради приобретения мудрости и знаний. Он ездил на великолепном восьминогом коне, а на его плечах сидели два ворона, которых звали Мысль и Память. Каждый день эти птицы облетали мир и докладывали Одину обо всём, что видели.

    Камень с изображением распятия. Ислинг. X в.

    Камень
    с изображением распятия

    Ислинг. X в.

    До нас дошло мало сведений о том, как викинги поклонялись своим богам, но известно, что они проводили религиозные церемонии на открытом воздухе, в рощах или у ручьёв. Такие места были священными. Обряды проводились вождями или другими уважаемыми людьми. Они дарили богам оружие и драгоценности, бросая их в болото или реку. Приносили и человеческие жертвы — мужчин, а также животных мужского пола, их тела развешивали на деревьях. Многие люди носили талисманы и амулеты, призванные отвести от них беду. Верили они и в загробную жизнь, что боги определяют их судьбы и после смерти, а потому для викинга было очень важно, как он будет похоронен. (Бедняков хоронили в ямах.) Тело покойного помещалось в выдолбленный ствол дерева или в деревянный ящик, а над могилой насыпался невысокий земляной холм. Иногда у жилищ устанавливались мемориальные камни в память о родственниках, особенно о тех, что погибли далеко и чьи тела не были привезены домой. На этих камнях высекали надписи или рисунки, посвящённые умершему.

    Погребальный чёлн викинга. Реконструкция
    Погребальный чёлн викинга

    Реконструкция

    Наиболее впечатляющими были похороны конунгов. Почивший вождь лежал в палатке, установленной на палубе его драккара. Вокруг раскладывали его сокровища и другое имущество. Затем девушке-рабыне, добровольно решившей сопровождать своего господина в загробный мир, давали выпить болеутоляющий напиток и старая женщина, которую называли «ангел смерти», душила её. Тело девушки укладывали рядом с вождём. Корабль и всё, что было на нём, предавали огню. Позже над пеплом воздвигали могильный курган. Викинги верили, что этот корабль вместе с покойным отправился в обитель богов. Люди, которые не могли позволить себе сожжение в корабле, просили похоронить их в могилах, выложенных камнями в форме лодки. Так много значило в их жизни море...

    СЛАЙД 11
    «Викинги — христиане»

    Учитель. На протяжении большей части эпохи викингов жители Скандинавии оставались язычниками, однако к концу её на смену языческим верованиям сюда пришло христианство. Норманны, осевшие в странах, уже принявших эту веру, быстро приобщались к новой религии. Становились христианами и викинги-купцы, они обретали веру, посещая христианские страны. Обращение в христианство народов Скандинавии заняло почти два столетия. Сюда приходили проповедники, горевшие желанием крестить викингов. Они надеялись, что принятие христианства викингами не только даст им возможность узнать об ученике Христа, но и положит конец набегам, терроризировавшим всю Европу. Так христианами стали жители Дании, Норвегии и Швеции, которая последней приняла новую веру. Но в течение многих лет язычество и христианство существовали бок о бок.

    ВОПРОС К СЛАЙДУ. Что свидетельствует о длительном сосуществовании старой и новой религии у викингов?

    Ученики. На слайде мы видим амулет с крестом. Амулет сам по себе — элемент языческих верований (предмет, будто бы наделённый чудодейственной силой, способной защитить от зла и чар). На нём есть изображения языческих богов и одновременно помещён крест, являющийся христианским символом. Вероятно, викинги воспринимали его в качестве дополнительного оберега.
    Также мы видим изображение на камне распятого Иисуса, выполненное в традиционном скандинавском стиле: с руническими надписями и замысловатым «варварским» орнаментом. Наверное, оно напоминает мемориальные камни, о которых мы сегодня уже говорили.

    ЗАДАНИЕ. Составить 10 тестовых вопросов, пользуясь слайдами.

    Лариса САПОЖНИКОВА,
    учитель истории СОШ № 6,
    г. Благодарный,
    Ставропольский край

    TopList