© Данная статья была опубликована в № 06/2005 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 06/2005
  • Ученик — равноправный партнёр в творчестве

     

    Ученик — равноправный партнёр в творчестве

    Возможности управления качеством образования
    на примере овладения методами работы
    с историческими источниками

    Изменения, происшедшие в конце ХХ — начале XXI в. в нашем обществе, в том числе в системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности, но одновременно породили и противоречия. Осуждение авторитарных способов обучения далеко не всегда сочетается с разработкой и внедрением не просто новых, но педагогически обоснованных и эффективных технологий.
    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предполагает переход школьного образования от формально-знаниевой к личностно-деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя.
    Формы деятельности по управлению качеством образования могут быть различны: диагностико-аналитическая; коррекционно-развивающая; консультативная; практическая (реализация повышения качества через активные приемы и методы работы педагога и учащихся). Подробнее остановимся на последней.
    Одним из важных направлений практического управления качеством обществоведческого образования является процесс освоения учащимися общеучебных и специальных умений, которые включают в себя информационные и интеллектуальные.
    Информационные умения представлены способами деятельности, связанными с поиском, приобретением знаний из различных видов источников (письменных, изобразительных, вещественных и т.п.) и письменной их фиксацией (составление плана, опорного конспекта, тезисов). К интеллектуальным умениям можно отнести способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события и процессы на основе данных многих источников; сравнивать и анализировать их, выявлять сущность, причины, последствия явлений прошлого и осуществлять их инверсию на настоящее, делать возможный прогноз на будущее.
    Переход к концентрической структуре обществоведческого образования привёл, к сожалению, к нехватке учебного времени для формирования образовательных умений как в основной, так и в средней школе. А при их отсутствии у учащихся трудно говорить о качестве обучения истории. Между тем учитель способен управлять этим важным процессом. Первоначально необходимо определить последовательность работы над формированием обществоведческих умений учащихся. По нашему мнению, она может быть построена следующим образом.
    1. Создание у учащихся мотивационной базы для овладения умениями, постановка ученика в такую ситуацию, когда он сам осознанно захочет овладеть конкретным способом учебной деятельности (например, научиться составлять опорный конспект).
    2. Получение от преподавателя сведений о способах учебной деятельности: правил, памяток, алгоритмов, описывающих процедуру работы над формированием того или иного умения (например, памятка для характеристики и оценки деятельности исторической личности).
    3. Показ самим учителем образца выполнения задания, в ходе которого формируется тот или иной учебный навык (к примеру, составление схемы «Система высших органов власти и управления в Российской Федерации»).
    4. Выполнение действий самими учащимися с опорой на имеющийся образец под руководством преподавателя, повторение их в течений нескольких уроков, пока умение полностью не закрепится.
    5. Самостоятельная работа учеников по выполнению задания на основе сформировавшихся умений.
    6. Перенос умения из стандартной учебной ситуации в новую, требующую творческого развития сформированных навыков (от составления тематической таблицы переход к заполнению сравнительной).
    Примером подобного подхода управления качеством может служить разработанная и применяемая нами работа с письменными историческими источниками. Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать важнейшие учебные компетентности: историко-познавательную и информационную.
    Историко-познавательная компетентность выражается в овладении элементами исторического анализа явлений прошлого в их связи с современностью (раскрытие принадлежности событий к определённому времени и пространству, выявление причинно-следственных отношений между фактами и т.п.).
    Информационная компетентность предполагает овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации. Источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в школьной практике наиболее востребованы бывают письменные источники. Исследование таких источников должно быть многоуровневым: от определения датировки, автора и его политической ориентации, сущности самого представленного явления до сравнения, обобщения, интерпретации.
    Проводя такую работу, мы убедились, что качество анализа документов зависит от многих факторов. Во-первых, эмоционального — нацеленности на преодоление трудностей и достижения высокого результата. Во-вторых, моделирующего — способности учащихся мыслить обобщённо, систематизировать знания для поиска путей решения проблемы. Наконец, в-третьих, процессуального — сформированности умений владеть инструментарием исследования источника, навыками формализации и презентации своих знаний. Таким образом, изучение и тем более исследование документов требует серьёзной подготовки как преподавателя, так и учащихся.
    Для управления качеством овладения учащимися навыками работы с источниками учителю прежде всего необходимо отобрать те приёмы деятельности, которые нужно будет сформировать. Обычно мы выделяем следующие:
    1) внимательное чтение текста источника;
    2) определение его главной идеи;
    3) выявление основных понятий, фактов, имён, дат;
    4) разбор текста с целью конкретизации описываемого явления;
    5) анализ аргументации автора;
    6) постановка собственных вопросов к тексту;
    7) сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другими источниками;
    8) формулирование обобщённых выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений;
    9) презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, реферата и т.п.
    Затем располагаем главные способы работы с документами по степени сложности её организации.
    Во-первых, это использование документа в процессе изложения учебного материала учителем — его пересказ или цитирование.
    Во-вторых, это комментированное чтение с разъяснением преподавателем смысла, терминов, содержания. На этом этапе в работу начинают вовлекаться учащиеся.
    Следующей ступенью может быть коллективный разбор источника на основе системы вопросов, поставленных учителем. Ответы выслушиваются и уточняются как самими учениками, так и преподавателем.
    Все указанные выше методы являются хорошей базой для перехода к ещё более высокой ступени работы учащихся с документальным материалом — самостоятельной. На этом этапе мы выделяем и формируем три уровня познавательной активности.
    I. Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана.
    II. Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нём главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развёрнутого плана. На этом этапе мы предлагаем обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:
    • внимательно прочитать текст источника, следя за развитием главной мысли;
    • составить план изучаемого документа, исходя из его содержания;
    • развернуть каждый пункт плана в виде одного-двух предложений, содержащих основные положения и обосновывающие его факты;
    • проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и её раскрытием в тезисах.
    Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.
    Далее учителю целесообразно обучить ещё одной форме преобразования текста источника — составлению конспекта. Конспектирование письменного источника — это не просто его краткий пересказ, а серьёзное интеллектуальное занятие, главными элементами которого, на наш взгляд, являются:
    1) выявление в тексте основных положений, постановка к ним вопросов для выяснения их сущности, формулирование и запись ответов на них;
    2) разбор авторских текстовых вопросов и фиксирование своих вариантов ответа на них;
    3) работа с событийно-фактическим и биографическим материалом, имеющимся в тексте;
    4) выявление актуальности и значимости источника для современности.
    После того как учащиеся качественно усвоили и закрепили умения воспроизводящего и преобразующего уровня, можно заняться организацией деятельности школьников на третьем уровне.
    III. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ, выявление линий сравнения описываемых явлений и позиции автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц, логических цепочек, применения теоретических положений для аргументирования своей точки зрения, подготовки творческого отчёта, реферата. На этом уровне происходит собственно аналитическая, исследовательская работа. Она требует наличия значительного объёма знаний, умений, навыков. Для управления качеством анализа текста источника мы организуем работу по следующим направлениям:
    • приём информации — восприятие печатного текста с помощью зрительных анализаторов, что даёт возможность распознать его на уровне смысловых отрезков, установить логическую связь между ними;
    • осмысление прочитанного на основе ранее усвоенной базовой учебной информации;
    • свёртывание текста — такое его преобразование, при котором он замещается краткими, но информационно ёмкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений;
    • трансформация — обработка уже известной и новой информации с целью последующего обобщения и получения выводов.
    Чтобы эффективнее наладить управление качеством работы учащихся с документами, нагляднее представить её последовательность, объём, конечные результаты, мы составили развёрнутый алгоритм, связывающий этапы, виды и методы исследовательской деятельности (см. с. 44)

    Название
    этапа
    Виды аналитической
    деятельности
    Методы
    Подготови-
    тельная
    работа
    Предварительный общий обзор источника Определение типа документа, осмысление его заголовка с целью подготовки восприятия вероятного содержания. Рассмотрение авторской принадлежности источника (учёный, писатель, обыватель; отечественный или зарубежный и т.п.) Разбор выходных данных документа (при их наличии) для определения его предназначения и времени создания.

    Анализ
    документа

    Уяснение терминологии документа, работа с понятийным аппаратом Работа со словарями и энциклопедиями. Выявление существенных черт в определении понятия. Подбор близких по значению терминов. Выделение хронологических рамок возникновения и применения понятий. Установление событий и фактов из истории и общественной жизни, которые соответствовали сущности рассматриваемых терминов.
    Выявление причин, исторических условий и времени создания письменного источника Выяснение исторических обстоятельств, вызвавших создание данного источника. Характеристика исторического пространства создания документа. Работа с хронологией — выявление дат, прямо или косвенно указанных в документе, приведение их к соответствующей системе летоисчисления; установление исторического времени по известным фактам, событиям, явлениям в различных отраслях жизни, данным биографического характера.
    Разбор фактов и событий, содержащихся в источнике Установление сущности факта (война, реформа, революция, мятеж, конференция и т.п.). Выявление причин, вызвавших событие. Установления места данного факта в историческом процессе (его роль в цепи других явлений). Определение значения факта (результаты его воздействия, последствия, уроки).
    Качественная характеристика личностей, упомянутых в документе Выявление имён, фамилий или косвенных указаний на них в тексте источника. Установление биографических данных, содержания деятельности личностей, включённых в источник. Выявление взглядов, идей персонажей (политических, религиозных и т.п.) Определение, интересы каких общественных сил выражала данная личность. Оценка деятельности личности.
    Усвоение содержания источникаи обобщение итоговего исследования Выделение главных вопросов документа  Разделение текста на смысловые отрезки, содержащие основные его положения. Отделение второстепенного, менее значимого материала. Группирование отобранного материала.
    Уяснение положений источника Установление сущности идей, взглядов, изложенных в источнике. Сравнение их с другими известными положениями. Выявление новизны и возможности использования идей документа.
    Презентация исследования документа Обобщение материалов анализа в виде конспекта. Определение взаимосвязей между положениями источника и реальной исторической действительностью и выработка конкретных рекомендаций использования документа путём сообщения, научной статьи, реферата.

    Но на этом работа с текстом письменных источников не завершается, её можно продолжить выполнением практических и познавательных заданий. Составляя и отбирая творческо-поисковые задания к текстам документов, мы стремимся, чтобы деятельность учащихся была направлены на:
    • распознавание терминов и понятий или перевод содержания исторического текста на современный язык и объяснение значения устаревших слов;
    • описание с опорой на исследуемый источник исторического или общественного явления с помощью собственных или имеющихся в тексте аргументов, конкретных примеров;
    • характеристика изучаемого объекта с выявлением существенных признаков, связей и взаимозависимостей, представленных в тексте;
    • установление связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся положениями;
    • определение историчности содержания письменного источника, обусловленности его появления и актуальности;
    • выделение имеющихся в тексте оценочных суждений, отражающих позицию автора текста, а также ошибочных суждений и неточностей;
    • сравнение нескольких исторических, общественных явлений, представленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
    • сопоставление различных точек зрения, выдвижение собственных аргументов и контраргументов по отношению к иным взглядам;
    • подведение итогов по изученному тексту;
    • преобразование текстовой информации в условно-графическую — схемы, таблицы, символы.
    Использование на уроках и во внеурочное время работы по исследованию источников позволяет: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их; проиллюстрировать изучаемые явления, обеспечить их доказательность, обеспечить хорошее запоминание учебного материала; развить историческое и обществоведческое мышление учащихся, познакомить с методами и принципами научного познания; научить школьников самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность, развивать познавательные возможности, интересы.
    Работа с источниками позволяет начать овладение своеобразным арсеналом инструментов историка, почувствовать всю сложность и одновременно прелесть исторического исследования. Это значительно повышает качество обучения, и не только и не столько внешнее, выражающееся в конкретных оценках, а глубинное, проявляющееся в формировании устойчивого, мотивированного интереса к истории, обществознанию, гуманитарным наукам в целом. Итак, суммируем наши ответы на злободневные вопросы организации управления качеством обучения истории.
    • Для чего необходимо такое управление? Конечно, с целью осуществить простую проверку усвоения учащимися материала и выявить ошибки преподавателя. Такой подход характерен для тоталитарной школы. Управление качеством нужно прежде всего для того, чтобы увидеть резервы для развития сотворчества ученика и учителя как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
    • Что является объектом такого управления? На наш взгляд, эта должна быть активизация мыслительной, творческой деятельности учащихся.
    • Как может быть осуществлено управление качеством? Думается, что одним из вероятных вариантов этого является теоретически и мотивационно обоснованное, поэтапно расписанное практическое сотрудничество учителя и ученика по формированию обществоведческих умений, и большую роль в данном процессе призвана сыграть работа с источником исторических знаний как средством развития активно-творческих возможностей школьника, его интеллектуально-нравственной свободы. Таким образом, мы считаем, что управление качеством исторического образования возможно и полезно, но при этом ученик должен рассматриваться не как пассивный объект управленческой деятельности, а выступать в качестве равноправного партнёра преподавателя по совместной творческой деятельности.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Басик Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания // Обществознание в школе. 1999. № 4.
    2. Боголюбов Л.Н. Работа с документами в процессе обществоведческого образования // Обществознание в школе. 1998. № 4.
    3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
    4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Учительская газета. 2002. № 31.
    5. Концепция образовательной области «Обществозание»: история, обществоведение, география, экономика (проект) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 3.
    6. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.
    7. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования. Образовательная область «Обществознание» // Обществознание в школе. 1997. № 3.

    Алексей МЕЛЬНИКОВ,
    учитель высшей категории,
    школа № 1 им. Н.М. Максимова,
    г. Нижнекамск

    TopList